Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов, в том числе и детей с ОВЗ.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Лобаева Татьяна Николаевна

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани».

Пояснительная записка.

Одна из задач современной школы - вовлечение обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Цель мотивации - вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или к виду деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. Именно самостоятельность и активность выступают ключевыми показателями успешности образования детей с ОВЗ. Считаю, что одним из способов решения этой задачи является применение в образовательном процессе такого педагогического метода, как образовательное путешествие. Образовательное путешествие состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Целевая аудитория: обучающиеся 5-ых классов, в том числе и дети с ОВЗ.

Дидактическая цель: Организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся в рамках образовательного путешествияо теме «Создание изделий из текстильных волокон» .

Задачи:

- Анализировать информацию по теме «Создание изделий из текстильных волокон».

- Способствовать развитию эффективного взаимодействия между детьми. 

- Определить контрольные точки и разработать к ним задания.

Методы работы: Проблемные, исследовательские, проектные.

Цели путешествия для обучающихся:

- Освоить знания и практические умения по теме «Создание изделий из текстильных волокон».

- Расширить кругозор и стимулировать развитие фантазии и творческих способностей детей.

Концепция образовательного путешествия.

Ресурсы: 1. Кадровые: Лобаева Т. Н. - учитель технологии;

2. Материальные: Проектор, экран, коллекции по материаловедению.

3.Информационные: учебники «Технология» 5 класс, компьютеры. Планируемые результаты:

1. Предметные знания: о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах. Умения: определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

2.  Метапредметные УУД: Коммуникативные (диалог, монолог, организация учебного сотрудничества); Регулятивные (целеполагание, планирование, рефлексия, оценка и самооценка); Познавательные (классификация, сопоставление, рассуждение, поиск информации, анализ);

 

3. Личностные УУД: Формирование мотивации изучения темы. Развитие готовности к самостоятельным действиям и ответственности за качество своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов, в том числе и детей с ОВЗ.

Автор: Лобаева Татьяна Николаевна, учитель технологии МАОУ «СОШ № 120» г. Перми.

Пояснительная записка.

    Одна из задач современной школы - вовлечение обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Цель мотивации - вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или к виду деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. Именно самостоятельность и активность выступают ключевыми показателями успешности образования детей с ОВЗ. Считаю, что одним из способов решения этой задачи является применение в образовательном процессе такого педагогического метода, как образовательное путешествие.

        Образовательное путешествие состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

     При подготовке учитываю наличие реальных объектов культуры, исследование которых позволит обучающимся справиться с поставленной задачей.  Необходимо помнить, что тема путешествия и его проблема (идея), не равны друг другу. Тема определяет содержательные рамки путешествия, в то время как проблема направлена на выявление и осмысление более глобальных культурных смыслов. Составляю план образовательного путешествия - определяю места, которые предполагается посетить, последовательность и формы их освоения, а также задачи, которые предполагается решить при их исследовании.

    Маршрутный лист - неотъемлемый атрибут образовательного путешествия и представляет собой педагогический инструмент, позволяющий организовать и структурировать самостоятельную работу детей, в том числе и детей с ОВЗ. В нем указываю:

1. Развернутую проблему путешествия, сформулированную в виде вопросов, ответы на которые предлагается найти обучающимся;

2. Перечень мест, в которых будет разворачиваться путешествие;

3. Подробно описанный ход путешествия, который включает обозначение объектов, выбранных для изучения и порядок их поиска.

    К каждому объекту разрабатываю задание: ряд вопросов, позволяющих сконцентрировать внимание детей, побудить их тщательно рассматривать, исследовать и анализировать полученную информацию, что очень важно для детей с ОВЗ. Вопросы должны быть поставлены "не вообще", а нацелены на раскрытие главной проблемы путешествия. Кроме того, в формулировке задания закладываю краткий алгоритм исследовательской деятельности обучающихся - "рассмотрите", "узнайте", "сравните", "поразмышляйте", "выберите".

    Выбирая маршруты, учитываю уровень подготовки обучающихся и детей с ОВЗ, их интеллектуальные возможности. Но, в любом случае, перед тем как дети выйдут на маршрут, даю им возможность ознакомиться с маршрутным листом, обсудить цель путешествия, круг проблем, которые им предстоит решать в процессе самостоятельной работы и наметить возможные пути решения. Образовательное путешествие предполагает работу в малых группах, по 6-9 человек в зависимости от возраста участников. Как правило, каждая группа получает собственный маршрут, маршруты групп не совпадают или совпадают частично.    

    Считаю важной задачей - научить детей с ОВЗ работать в группе: выслушивать суждение каждого участника путешествия; помнить, что каждый имеет право на собственное "видение" и собственное мнение; уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы; корректировать собственные представления в процессе обсуждения; вести конструктивный диалог. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования в библиотеках, архивах, музеях, обращение к компьютерным программам, встречи с уникальными людьми и новые образовательные путешествия. Решая возникшие на маршруте задачи, обучающиеся вправе воспользоваться разнообразными источниками информации, которые они выбирают самостоятельно. Общение с представителями различных социальных слоев, обращение за консультацией к специалистам, исследования в библиотеках или архивах, привлечение электронных ресурсов. Иногда подобные рекомендации включаю в маршрутный лист.

      Путешествие не может считаться завершенным, до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Итоговое занятие получило название "защита", т. к. на нем детям предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия и тех ощущениях, которые они испытали. Форма проведения подобного занятия может быть различна: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание презентаций, выставок или коллекций и т. п. Для детей с ОВЗ, только начинающих осваивать метод образовательного путешествия, наиболее комфортной формой защиты является последовательное изложение ответов на вопросы, которые обозначены в маршрутном листе, и уже на основе этого они, с помощью дополнительных моих вопросов, могут попытаться изложить свой взгляд на проблему, которая решалась в ходе путешествия.

    Все три этапа образовательного путешествия - подготовка, работа на маршруте и защита составляют единое целое и реализуются последовательно. Наибольший эффект достигается в том случае, если все компоненты одного образовательного путешествия будут осуществлены друг за другом в течение небольшого промежутка времени – одного-двух дней, максимум недели. Это позволяет детям погрузиться в материал, не растерять остроту переживаний и впечатлений, сконцентрироваться на поставленных проблемах.

    На различных этапах организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ во время проведения образовательных путешествий мною планируется достижение конкретных целей:

1. Развитие внимания возможно на начальном этапе образовательного путешествия. С этой целью использую мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают и для чего они это делают. 

2.  Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе. Планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ, поэтому ставлю вопрос: С чего начать работу? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности начать выполнение работы с определённого этапа.

3. Развитие восприятия возможно в образовательном путешествии. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение. Дети устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя необходимую аналитическую деятельность.

4. Развитие речи также происходит на всех этапах этого вида деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности, побуждаю детей с ОВЗ к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе, к обсуждению заданий контрольных точек.

5. Развитие навыков сотрудничества также осуществляется при выполнении заданий контрольных точек в группах. Обучающиеся, в том числе и дети с ОВЗ в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на таких занятиях: дети помогают друг другу и с удовольствием выполняют различные задания образовательного путешествия.

     Всегда нужно помнить, что любая деятельность обучающихся с ОВЗ нуждается в оценке, награде и поощрении. Образовательные путешествия позволяют мне организовать разные виды предметно-практической деятельности, выстраивать взаимодействие детей, создавать ситуацию успеха, учить нормам общества, гуманизму и толерантности.

Разработка образовательного путешествия

 «Путешествие в мир ткани».

Автор: Лобаева Татьяна Николаевна, учитель технологии МАОУ «СОШ   №120» г. Перми.

Целевая аудитория: обучающиеся 5-ых классов, в том числе и дети с ОВЗ.

Дидактическая цель: Организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся в рамках образовательного путешествия.

Задачи:

- Анализировать информацию по теме «Создание изделий из текстильных волокон».

- Способствовать развитию эффективного взаимодействия между детьми.  

- Определить контрольные точки и разработать к ним задания.

Методы работы: Проблемные, исследовательские, проектные.

Цели путешествия для обучающихся:

- Освоить знания и практические умения по теме «Создание изделий из текстильных волокон».

- Расширить кругозор и стимулировать развитие фантазии и творческих способностей детей.

Концепция образовательного путешествия.

Ресурсы: 1. Кадровые: Лобаева Т. Н. - учитель технологии;

2. Материальные: Проектор, экран, коллекции по материаловедению.

3.Информационные: учебники «Технология» 5 класс, компьютеры. Планируемые результаты:

1. Предметные знания: о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах. Умения: определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

2.  Метапредметные УУД: Коммуникативные (диалог, монолог, организация учебного сотрудничества); Регулятивные (целеполагание, планирование, рефлексия, оценка и самооценка); Познавательные (классификация, сопоставление, рассуждение, поиск информации, анализ);

3. Личностные УУД: Формирование мотивации изучения темы. Развитие готовности к самостоятельным действиям и ответственности за качество своей деятельности.

Реализация образовательного путешествия:

  1. Контрольная точка «Мир тканей».

Самостоятельная домашняя работа. Работа может проходить как в группах, так и индивидуально.

Задания: В магазине тканей:

 - Рассмотрите витрины и стеллажи, что в них располагается, помимо тканей;

 - Исследуйте ассортимент тканей в магазине и определите, какие ткани бывают по окраске и отделке;

 - Сравните ассортимент тканей магазинов города Перми.

Совершая «образовательное путешествие» в один из магазинов и исследуя ассортимент тканей, ответьте на вопросы:

- Какие ткани вас удивили и чем?

- Какую ткань и почему вы бы посоветовали своим одноклассницам для изготовления фартука для кулинарных работ?

- Что вы еще увидели в витринах магазина и для чего это можно использовать при изготовлении фартука?

Ожидаемый результат: Отчет о проделанной работе можно представить в презентации или отснять видеоролик.  

  1. Контрольная точка «Исторические факты».  

Место проведения -  кабинет информатики. Работа может проходить как в группах, так и индивидуально.

Задания:

- Найдите информацию из истории возникновения тканей в разных странах.

- Найдите информацию о производстве тканей в разных странах.

- Найдите информацию о способах росписи и отделки тканей.

- Найдите информацию о профессиях, связанных с производством тканей.

Ожидаемый результат: Трансляция проделанной работы в любой форме.

3.  Контрольная точка «Волшебная лаборатория».

Место проведения - кабинет технологии. Работа проходит в группах.

Материалы и приспособления: коллекция «Волокна», коллекция образцов ткани, лупа, учебник.

Задание №1 по теме «Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения».

- Рассмотри волокна хлопка и льна, используя коллекцию «Волокна».

- Сравните их по внешнему виду и на ощупь по следующим свойствам и признакам: прочность, гигроскопичность, жесткость, блеск, толщина.

- Сделайте вывод: какую ткань лучше использовать для изготовления фартука, учитывая ее свойства и почему?

Задание №2 по теме: «Определение лицевой стороны в ткани».

- Сравните их по следующим признакам: яркость, четкость, гладкость.

- Определите лицевую сторону в образцах ткани.

Ожидаемый результат: Оформить коллекцию образцов ткани для изготовления проектных работ.

Требования к оформлению коллекции:

- Не менее 4-ех образцов ткани.

- Учитывать лицевую сторону в ткани.

- Выполнить зарисовки моделей фартука.

Маршруты групп:

Группа №1: Кт.1; Кт.2; Кт.3; рефлексия

Группа №2: Кт.1; Кт.3; Кт.2; рефлексия

Группа №3: Кт.1; Кт.2; Кт.3; рефлексия

Рефлексия. Закончите предложения: 

Мне понравилось путешествие тем, что____________________________ 

У меня появились вопросы ______________________________________

                                              Заключение.

     Образовательное путешествие «Путешествие в мир ткани» позволило расширить и актуализировать знания у обучающихся, в том числе и у детей с ОВЗ по теме «Создание изделий из текстильных волокон», которые способствуют их самоопределению и выбору их дальнейшей профессиональной деятельности. На мой взгляд, в ходе данного путешествия участвующие в нем обучающиеся приобрели умение работать в коллективе, рассуждать, сопоставлять, анализировать и аргументировать собственную точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательная игра-путешествие: «России славные сыны»

Методическая разработка о героях  Отечественной войны 1812 года...

Методическая разработка образовательного краеведческого путешествия "Вокруг Чесменского дворца"

Методическая разработка посвящена организации краеведческого занятия, посвященного  знакомству школьников с историей территории Московского района, заключенной между Московским проспектом, Авиаци...

Методическая разработка образовательного путешествия «Мое первое кафе» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов.

Методическая разработка образовательного путешествия «Мое первое кафе».Целевая аудитория: обучающиеся 5-ых классов, в том числе и дети с ОВЗ.Дидактическая цель: Организовать активную самос...

Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся 5 -8 класса по УМК Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова

Данная рабочая программа составлена с учетом основных требований ФГОС.Реализуется с 2020 года....

Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся 5 -8 класса по УМК Н.В.Синица, П.С.Самородский

Данная рабочая программа составлена с учетом основных требований ФГОС. Реализуется с 2015 года...

Методическая разработка дистанционного урока по теме «Обработка текстовой информации» предмета информатика среди обучающихся 7-ых классов.

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Обработка текстовой информации» предмета информатика среди обучающихся 7-ых классов....