Урок технологии в 5-м классе по теме "Бытовая швейная машина". Раздел "Машиноведение"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Башмакова Асия Ягфаровна
Цель: формировать первоначальные навыки учащихся к подготовки швейной машины к работе. Задачи: • образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе; • развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся; • воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда. Методическое оснащение урока: • Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, швейные машины «JANOME». • Дидактическое обеспечение: учебник «Технология» (вариант для девочек), 5 класс, Кожина О.А.., 2017, рабочая тетрадь, карточки-задания. • Наглядный материал: презентация по теме урока, портреты изобретателей швейных машин (Леонардо да Винчи, Элиас Хоу, Зингер), иллюстрация «Памятник портнихе». • Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя». Методы обучения: словесный, наглядный, практический Словарная работа: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины. Тип урока: изучение нового материала, формирование умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii_5_klass.docx96.67 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 5-м классе

по теме "Бытовая швейная машина".

Раздел "Машиноведение"

Башмакова Асия Ягфаровна

учитель технологии

Раздел: Элементы машиноведения

Тема: Устройство  бытовой швейной машины

Цель:  формировать первоначальные навыки учащихся к подготовки швейной машины к работе.

Задачи:

  • образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;
  • развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;
  • воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор,  швейные машины «JANOME».
  • Дидактическое обеспечение: учебник «Технология» (вариант для девочек), 5 класс, Кожина О.А.., 2017, рабочая тетрадь, карточки-задания.
  • Наглядный материал: презентация по теме урока,  портреты изобретателей швейных машин (Леонардо да Винчи, Элиас Хоу, Зингер), иллюстрация «Памятник портнихе».
  • Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя».

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Словарная работа: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины.

Тип урока: изучение нового материалаформирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:

Контроль посещаемости.

Проверка готовности учащихся к занятию.

         Слайд 1   Проверка знаний учащихся ранее изученного учебного материала.

Начнем урок с проверки домашнего задания. Вам нужно было выучить записи в тетрадях  и закончить полотняное переплетение.  

 На прошлом занятии мы с вами проходили тему « Натуральные волокна                     растительного происхождения».

   На слайде вы видите схему. Дополните, пожалуйста,  какие слова здесь пропущены?

-И так, одежду и текстильные изделия шьют из ткани, ткани ткут из пряжи,  пряжу получают из волокон.  

-Скажите, откуда берут волокна?

- Какого происхождения бывают натуральные волокна?

(Растительного и животного происхождения)

-Поговорим с вами о волокнах растительного происхождения.

-Волокна каких растений используют для изготовления пряжи?

(Хлопчатник, лен, джут, кенаф, конопля и .т.д) 

 - Вы знаете, что волокна получают из разных частей  этих растений.

- Скажите, какую часть хлопчатника собирают для получения волокна?

-Какие свойства ткани из хлопка вам известны?

(Сохраняет тепло, хорошо впитывает влагу, прочные, не теряют цвет после стирок)

-Есть три разновидности льна, перечислите их.

Скажите, как называется лен, у которого берут стебли для получения волокон?

 (Лен – долгунец)

-До скольки метров вырастают стебли этого растения?

(1,5 метров)

-Ткани из льна прочные?

(Да, служат дольше, чем хлопчатобумажные)

-Какой недостаток есть у льняных тканей?

(Сильно мнутся)

- Что вы можете сказать о льне –кудряше?

( низкорослое кудрявое  растение, образует много семян, из семян получают масло, поэтому называется масличное растение)( показать хлопок и лен)

 А сейчас вспомним общие понятия о пряже и процессе прядения.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос что такое пряжа?

(Пряжа – текстильная нить, состоящая из скрученных волокон)

- Как называется процесс образования пряжи путем вытягивания и скручивания нити?

(Прядение)

- А как получают ткань?

(Ткань получают путем переплетения нитей)

- Молодцы, девочки , вы хорошо подготовились к уроку. Оценки за ответы следующие: (озвучить оценки за ответы)

В конце урока сдадите тетради,  я проверю  практическую работу , которую нужно было закончить дома.

  1. Актуализация знаний учащихся

Продолжим урок.

Слайд 2   Отгадайте загадки: 

Он по комнате ползет,
И гудит, и пыль сосет
Через длинный гибкий нос.
И зовется … 
(пылесос)

Слайд 3  

Хоть ворчит, но без угроз,
А внутри его – мороз,
Потому-то в нем еда
Очень свежая всегда. 
(Холодильник)

Слайд 4  

Если мятая одежда,
На него одна надежда.
Юбка, брюки, покрывало…
И морщин как не бывало! 
(Утюг)

Беседа

– Пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник… – это бытовые предметы – машины.

– Для чего они предназначены? 

Ответ учеников: (Они помогают нам)

– Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.

Слайд 5  

Отгадайте еще одну загадку, этот предмет тоже является помощником в доме:

На полянке шерстяной 
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка  
(Швейная машина)

III. Целеполагание:

Как  вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

 ( Ответы учеников)

 - Тогда кто – нибудь может назвать тему урока?

          - Устройство бытовой швейной машины.  

         - Запишите  тему урока в тетрадь.

-Тема  урока : Устройство бытовой швейной машины.

-Основная цель  урока:

 -Какую основную цель мы должны достигнуть на  уроке?

 - познакомиться с деталями бытовой швейной машины.

 - Я познакомлю вас с рабочими органами  швейной машиной,  мы будем учиться готовить машину к работе, познакомимся с правилами безопасной работы на швейной машине.

Слайд 6  

И так, мы начинаем  с вами изучать новый раздел «Машиноведение».

- Что же такое машиноведение?

 Машиноведение – изучение основных видов технологического оборудования для изготовления швейных изделий.

Слайд 7  

-Таким образом,  мы разделим  наш урок вот на такие этапы.

IV. Изучение нового материала:

Слайд 8

-Первым делом нам нужно  узнать,  что такое швейная машина.

Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток. (Записать в тетради)

Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству и создали  «Памятник портнихе».

Слайд 9 Иллюстрация «Памятник портнихе»                                         
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.

Знакомство с историей швейной машины

Слайд 10

Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.

Иллюстрация «Портрет Леонардо да Винчи» 

Слайд 11

1844-1845 г Иллюстрация «Портрет Элиаса Хоу»  

Американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.

 Слайд 12     Машинка Элиаса Хоу.

Изобретение Элиаса Хоу в Америке встретили недружелюбно, можно сказать даже враждебно. Поэтому Элиас Хой вынужден был  покинуть Америку. Он  уезжает в Англию. Пожив некоторое время в Англии, изобретатель возвращается на родину. Приехав домой, он был очень удивлен тому, что его изобретение не было забыто. Один предприимчивый предприниматель  и промышленник стал выпускать  под своим именем швейные машинки Элиаса Хоу, немного усовершенствовав их. Этим предприимчивым человеком был Исаак Зингер

Слайд 13  Иллюстрация «Портрет Зингера»  

Слайд 14

И. Зингер построил в штате Нью-Джерси первый завод по производству швейных машин.

Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже.

 Машины Зингера пользовались огромным спросом.

Слайд 15

Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была практически доведена до современного вида и пользовалась большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях.

Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.

Слайд 16  Швейные машины в России

 1875 г.   - первые швейные машины купца Попова под маркой "Singer", Singer и Попов".

Слайд 17  

1900г.

В  подмосковном городе Подольске фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.

Слайд 18

Слайд 19

 1917 г. Была создана отечественная швейная промышленность

   Подольский механический завод (ПМЗ) стал центром отечественного швейного машиностроения      

Слайд 20   Дизайн швейных машин.

Швейные машины в своем развитии прошли довольно долгий путь. При этом они значительно изменились, поменялись многие принципы их работы.

Слайд 21    Знакомство с современными швейными машинами

Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.

Слайд 22   Знакомство с классификацией швейных машин

Бывают промышленные и бытовые.

Слайд 23

  • по выполняемым операциям: специальные,  универсальные;

Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.

На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.

Слайд 24

Все швейные машины различают:

  • по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.

- Что же такое привод? 

Слайд 25 -26

Привод – это устройство, приводящее в движение механизмы швейной машины.

Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль.

Слайд 27

 Правила безопасной работы на швейной машине

- Перед тем как мы с вами познакомимся с деталями швейной машины необходимо изучить правила безопасной работы на швейной машине. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 108-109 . Будем читать по пунктам правила и запоминать.  (Дети читают правила, я показываю)

V.  Физкультминутка: (комплекс упражнений)

Сейчас мы немножко отдохнем и выполним  несколько упражнений.

Упражнения для расслабления мышц

1.  «Потягивание кошечки». 

  Исходное положение: сидя на стуле -  кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, согнуться ,  3-4 - локти назад, прогнуться.     5-6-Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. 7 -8 - Выдох-  руки в исходное положение.  Повторить 4 раза. Темп медленный.

        Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

 3. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

 Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.

Упражнения для глаз

1.Быстро моргать в течение 10-12 секунд. открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.    Повторять 3 раза.

2. Сильно зажмурить глаза, открыть, посмотреть вдаль. Выполнить 4 раза.

Слайд 28

Демонстрация учителем основных деталей швейной машины

Швейные машины могут отличаться по внешним признакам, выполняемым операциям, но все они имеют основные рабочие органы.
Основными рабочими органами швейной машины являются: игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.
Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов.

Девочки садятся за машинки парами. Надевают косынки.

- Я показываю  детали машины, вы находите эти детали непосредственно на машинке. 

Знакомство с бытовой швейной машиной с электрическим приводом

VI.  Работа учащихся в парах. Работа с терминами:

-А теперь самостоятельно, используя карточку,  вы находите все детали и механизмы машины и показываете друг другу.

Задание:

  1. Найди детали  швейной машины. Воспользуйся карточкой .
  2. Вклей в рабочую тетрадь карточку.

VII. Закрепление знаний учащихся

Для закрепления полученных знаний  предлагаю   выполнить  упражнение «Проверь себя».

Задание: (раздать карточки)

1.Напишите названия деталей швейной машины.

    Можно пользоваться  карточкой.  

           VIII.Взаимопроверка

           Обменяйтесь карточками и  выполните взаимопроверку.

IX. Подведение итогов урока: 

Заключительный инструктаж-анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы.

-Кто создал первый проект швейной машинки?

- С каким приводом бывают швейные машинки?

- Какие рабочие органы машинки вы запомнили?

Девочки, вы молодцы. Хорошо поработали сегодня на уроке.

На следующем уроке мы продолжим знакомство  со швейной машиной                        и выполним более сложные задания: научимся заправлять машину, выполнять строчки на заправленной машине.

Сегодня активно работали :

Сообщение оценки работы каждого учащегося.

         X.Рефлексия

 Девочки,  у вас на парте лежат карточки с красным, желтым и зелёным  цветом.  Выскажите свое мнение об уроке с помощью  этих карточек.

сл15.jpg

                   Заключительное слово учителя:

Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать.

Считаю, что цель и задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты.

                                Инструктаж по выполнению домашнего задания

Домашнее задание: 

 1. Выучить устройство машины по тетради
2.  Записать в тетрадь и выучить правила безопасной работы на швейной машине, стр. 108-109

 3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы.

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок технологии в 5-м классе по теме "Бытовая швейная машина". Раздел "Машиноведение" Урок технологии тема: "Бытовая швейная машина". 5 класс Башмакова Асия Ягфаровна учитель технологии

Слайд 2

Волокна Ткань Пряжа Одежда Текстильные изделия

Слайд 3

Отгадайте загадку Он по комнате ползет, гудит, и пыль сосет, Через длинный гибкий нос И зовется ……..

Слайд 4

Отгадайте загадку Хоть ворчит, но без угроз А внутри его - мороз, Потому – то в нем еда Очень свежая всегда

Слайд 5

Если мятая одежда на него одна надежда Юбка, брюки, покрывало…. И морщин как не бывало! Отгадайте загадки

Слайд 6

На полянке шерстяной Пляшет тонконожка Из-под туфельки стальной Выползает стежка. Отгадайте загадку

Слайд 7

Раздел: Машиноведение Тема урока: Бытовая швейная машина

Слайд 8

Этапы урока

Слайд 9

Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий Что такое швейная машина?

Слайд 10

Памятник портнихе

Слайд 11

11 История создания швейной машины КОНЕЦ XV в. первый проект машины для пошивы одежды предложил Леонардо да Винчи

Слайд 12

12 1844-1845 г. американец Элиас Хоу создал первую швейную машину челночного стежка её принцип до сих пор используется в швейных машинах

Слайд 13

13

Слайд 14

14 Наиболее удачной оказалась машина Исаака Зингера, прототип всех современных машин.

Слайд 15

15 1854год И. Зингер построил в штате Нью-Джерси первый завод по производству швейных машин. Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом.

Слайд 16

16

Слайд 17

17 Швейные машины в России 1875 г. первые швейные машины купца Попова под маркой " Singer ", Singer и Попов".

Слайд 18

18 1900 год. в подмосковном городе Подольске фирма « Зингер » основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.

Слайд 19

19 Швейные машины Подольского завода компании «Зингер» 1902-1917г.

Слайд 20

20 1917 год Была создана отечественная швейная промышленность Подольский механический завод (ПМЗ) стал центром отечественного швейного машиностроения

Слайд 21

21 Дизайн швейных машин

Слайд 22

22 Современные швейные машины

Слайд 23

Классификация швейных машин

Слайд 25

Швейная машина Ручной привод Ножной привод Электрический привод

Слайд 27

27 Виды приводов швейной машины а – ручной б – ножной в - электрический

Слайд 28

28 Правила техники безопасности Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков, шарфиков не должны свисать. Сидеть за машиной прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Стул должен стоять напротив иглы. Не наклоняться близко к движущим частям машины. Следить за правильным положением рук во избежание прокола пальцев иглой. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия. На машине не должны лежать посторонние предметы.

Слайд 29

Устройство бытовой швейной машины 1 – платформа 2 – стойка 3 – рукав 4 –маховое колесо 5 – рычаг обратного хода 6 – рычаг подъема лапки 7 – приставная платформа 8 – регулятор длины стежка (2,5 – 3 мм) 9 – регулятор характера строчки 10 – регулятор натяжения верхней нити 11 – нитепритягиватель 12 – игловодитель с иглой 13 – нитенаправители 14 – механизм двигателя ткани (зубчатая рейка и игольная пластина) 15 – катушечный стержень 16 – механизм моталки 17 - система натяжения моталки 18 – клавиша выключателя 19 – разъем для подключения шнура 1 16 4 19 18 14 5 2 13 17 9 3 8 15 6 7 12 13 11 10

Слайд 30

Домашнее задание: 1. Выучить устройство машины по тетради. 2 . Записать в тетрадь и выучить правила безопасной работы на швейной машине, стр. 108-109 3 . Принести нитки, лоскут ткани и ножницы .

Слайд 31

Рефлексия

Слайд 32

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока ТЕХНОЛОГИИ в 5 кл. по теме "Швейная машина"

В методической разработке представлен план - конспект урока технологии в 5 классе раздела: элементы машиноведения, по программе В.Д. Симоненко. Тема урока: "Виды швейных машин. Организация рабоче...

Разработка урока технологии в 5 классе по теме: "Швейная машина"

Материал содержит конспект урока технологии для 5 класса по теме: "Швейная машина"  на котором учащиеся знакомятся с историей возникновения швейной машины, с устройством и видами приводов швейной...

Урок технологии в 6 классе.Компьютерное моделирование швейных изделий.

Материал содержит технологическую карту интегрированного урока технология-информатика, тема Компьютерное моделирование швейных изделий, а также приложения и презентацию Проектирование прихваток на ком...

Технологическая карта урока по технологии на тему: "Приемы работы на швейной машине. Выполнение образцов машинных швов."

Технологическая карта урока по технологии на тему: "Приемы работы на швейной машине. Выполнение образцов машинных швов."...

Разработка урока технологии в 5 классе на тему "Швейная машина" ФГОС

технологическая карта урока, приложения. ТБ при работе на швейной машине...