Конспект урока «Перевод вы-кроек в нату-ральную величину из приложения к журналу мод»
план-конспект урока по технологии (9 класс)

Данный конспект урока предназнчен для использования при проведении урока по швейному делу в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2023-2024_-_moy_otkrytyy_urok.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы-интерната

___________ Ананьева Е.Н.

     

План-конспект урока в 9 «а» классе по теме:

«Перевод выкроек в натуральную величину

из приложения к журналу мод»

Учитель профильного труда:

Петрова Надежда Геннадьевна

с. Калинино

2022-2023 учебный год

План-конспект урока в 9 «а» классе

по теме: «Перевод выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод»

Класс: 9 «а».  

Раздел: Работа с готовыми выкройками и чертежами одежды в журналах мод.

Тема: «Перевод выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод».

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков при выполнении практической работы – комбинированный.

Цель урока: научить ориентироваться в журналах мод, грамотно работать с приложениями к журналу, находить выкройку к выбранной модели и изготавливать готовую выкройку.

Задачи урока:

- образовательные: совершенствовать навыки работы с печатными изданиями и приемы работы с переводной бумагой, карандашом, ножницами; укреплять знания детей в швейной терминологии.

- развивающие: прививать навыки планирования своей работы; развивать мелкую моторику рук; коррекция внимания, пространственного мышления и умения ориентироваться в печатных изданиях и их приложениях; развитие зрительного, слухового восприятия, соотнесение слова с изображением; коррекция речи, развитие и укрепление артикуляционного аппарата, обогащение словарного запаса.

- воспитательные: коррекция поведения с помощью посильно выбранных заданий; воспитание аккуратности в работе, чистоты и порядка на рабочих местах.

- коррекционные: коррекция психофизических недостатков и социальной сферы средствами труда, коррекция мелкой моторики рук;

- здоровьесберегающие: приучать обучающихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический, работа по инструкции.

Методы научения: репродуктивный, наглядный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Средства обучения и воспитания:

- инструменты и приспособления: ножницы, булавки, резец, карандаши.

- дидактический, раздаточный материал: журналы «Бурда».

- оборудование: интерактивная панель.

- материалы: копировальная бумага.

Планируемые результаты: 

Личностные. Ученик научится: перечислять и соблюдать правила безопасной работы ножницами, резцом, булавками.

Метапредметные. Ученик научится: определять понятия выкройка и листья-вкладыши; осуществлять самоконтроль и оценивать выполненную работу по заданным критериям.

Предметные. Ученик научится: самостоятельно снимать и записывать мерки и с их помощью определять размер изделия; обучающиеся овладевают навыками работы с готовой выкройкой.

Межпредметные связи: чтение, математика, развитие речи, физкультура.

Словарь: чертеж, снятие мерок, выкройка, листы-вкладыши.

Время: 40 мин.

Структура урока

  1. Организационный момент – 1-2 мин. Цель: настрой на урок.

 Слайд 2 – «Всем добрый день!» (Создание благоприятного психологического климата) Итак, прозвенел звонок, начинаем урок. (Проверка посещаемости и готовности учащихся  к уроку).

2. Проверка усвоения обучающимися знаний материала прошлого занятия (работа с выкройками, опрос) – 5 мин.

Цель: систематизация знаний, развитие логического мышления, речи, памяти.

Слайд 3 -  «Дома моделей, крупные швейные предприятия, ателье и швейные мастерские».

- Девочки, прочитайте эти слова. Подумайте, что общего у этих предприятий? (Это предприятия, которые занимаются изготовлением одежды для населения).

- Правильно. Моделированием и конструированием модной одежды занимаются дома моделей, а также выпускают глянцевые журналы, они являются законодателями в мире мод. Дома моделей открыты во многих городах.

- А теперь скажите, какие виды услуг и работ выполняет каждое из них?

(Крупные швейные предприятия выпускают большое количество однородных изделий. Они специализируются на производстве группы швейных изделий: женской, мужской, подростковой и детской одежды. Ателье и швейные мастерские занимаются пошивом и ремонтом одежды по индивидуальным заказам для населения).

- А теперь, давайте, посмотрим, где можно увидеть и подобрать модную, красивую модель для пошива.

Слайд 4-5  - «Журналы о моде и модели одежды» (просмотр слайдов).

- Выбрать современную, красивую и элегантную модель для пошива можно посмотрев журналы мод. Скажите, кто создает модную одежду?

(Создают модные изделия художники-модельеры, учитывая при этом: направление моды, назначение модели, для кого эта модель предназначена, из какой ткани будет изготавливаться, вид художественной отделки, фурнитуру и аксессуары).

- Если модельеры-художники создают эскиз изделия, а кто делает выкройки к ним?

(Создают чертежи и готовые выкройки к разработанным моделям модельеры-конструкторы).

- Хочу вам сказать, что в создании модели самое важное место занимают не только модельеры, но конечно и швея. От нее зависит качество и внешний вид модели.

Слайд 6 - «Термины». А теперь внимание, все смотрим на экран. (Работа со словарем. Обучающиеся хором читают все термины)

Модельер-художник – человек, который придумывает новые фасоны одежды.

Модельер-конструктор – создает чертежи и готовые выкройки к новым моделям.

Модель – это модное швейное изделие.

Модель – человек, который показывает образцы новой одежды.

Слайд 7 – «Проведение физкультминутки».  

- Отлично поработали, молодцы! А теперь, давайте, немного отдохнем.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в сторону, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели, пятачки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

3. Сообщение темы и цели урока – 1-2 мин.

Слайд 8  - «Чертеж готовой выкройки».

- Что вы видите на экране? (Мы видим на экране готовую выкройку из журнала мод.)

-  Правильно, вы видите на экране готовую выкройку. Для чего она необходима? Где мы можем ее взять? (Она нужна, чтобы изготовить добротное и качественное изделие. Готовая выкройка в натуральную величину имеется в приложении к журналу мод.)

- Мы видим на экране выкройку в натуральную величину. Хочу вам сказать, что это и будет результатом нашего урока. У вас на партах лежат журналы мод, для чего они нам нужны? (Журналы мод нужны для того, чтобы выбрать изделие для пошива и переснять готовую выкройку для нее)

- Скажите, так какая же сегодня цель нашего урока? (Задача нашего урока – выбрать понравившуюся модель номера и изготовить к ней выкройку)

- Итак, Слайд 9  - тема нашего сегодняшнего урока – «Перевод выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод».

Цель урока: научить ориентироваться в журналах мод, грамотно работать с приложениями к журналу, находить выкройку к выбранной модели и изготавливать готовую выкройку.

  1. Изучение нового материала – 10 мин.

 Слайд 10 - «Журнал Бурда». (Показ обложек журнала».)

- Издается много женских и молодежных журналов, в которых можно найти модные, современные модели одежды. Одним из самых популярных ежемесячных журналов в России, это журнал «Бурда». Он издается совместным российско-германским предприятием «Бурден» в Москве. Основательницей журнала является АННЕ БУРДА, он назван ее именем. В 1987 году этот журнал впервые появился в России. Это самый удобный в использовании и самый модный, выпускается он один раз в месяц. Сегодня мы будем работать с этим журналом.

- У меня в руках журнал, давайте посмотрим на него. Что сообщает нам обложка журнала? Обложка журнала уже сообщает нам о дате выпуска номера, содержание номера, о модных тенденциях. Здесь же имеется электронный адрес журнала в Интернете (Слайд 11).

- А теперь познакомимся поближе с моделями одного номера. Откройте страницы 4-5, посмотрите на разворот. Здесь мы можем рассмотреть все модели этого номера одновременно  (Слайд 12).  Далее для быстрого поиска информации на страницах 6 и 8 мы видим «Содержание», которое сгруппировано по темам.

Далее полистаем журнал и выберем модель номера для работы с ним. Например: модель 137 на странице 44 (Слайд 13). Это модель для девушки, номер дается для того, чтобы правильно найти выкройки этого платья в приложении к журналу мод. Кружочки указывают на сложность пошива этого изделия. Это платье можно сшить в нескольких размерах от 104-128. Эти цифры указывают рост ребенка, а не полуобхват груди как у взрослого человека.

- Как найти выкройки для этой модели? Найти их можно по номеру модели. Посмотрите, в середине журнала имеется приложение к журналу, в котором находятся «Инструкции» и листы выкроек для моделей номера (Слайд 14). Это приложение нужно для того, чтобы правильно найти и раскроить, пошить швейное изделие.

В журнале также есть страница «Парад моделей в рисунках» (Слайд 15). Это дает возможность лучше рассмотреть понравившуюся модель. Здесь все модели сгруппированы по видам одежды: жакеты, блузки, пальто, платья, юбки и т.д.

Если посмотреть внимательно, то у каждой модели мы видим кружочки (Слайд 16-17). Эти обозначения нужны для определения сложности пошива моделей. В журнале имеются модели, для пошива которых нужны специальные знания и опыт, а также есть модели, которых легко шить, просто идеальны для новичков.  

Также на следующей странице приложения к журналу слева мы видим, как снимаются мерки, а справа - Таблицы размеров Бурда (Слайды 18-19-20). Эта таблица нужна, чтобы правильно определить свой размер. Также нужно свои мерки сравнивать с данными таблицы Бурда.

Выберем модель №137 А. Это у нас детское платье на стр. №44, в приложении стр. 90. В инструкции к модели указаны (Слайды 21-22-23): размеры, рекомендуемые ткани, количество ткани на каждый размер, фурнитура, припуски на швы, названия деталей изделия и их количество, план раскладки выкройки на ткани, описание пошива. В инструкции мы видим, что выкройки даны в нескольких размерах.

Правила работы с выкройками: (Слайд 24)

- Выбрать модель.

- Определить свой размер.

- В инструкции к модели посмотреть: лист выкроек с буквой, цвет и рисунок контурных линий для своего размера, количество деталей, их номера и условные обозначения.

- Переснять детали выкройки на кальку или бумагу, переснять надписи и разметку, сравнить их с деталями уменьшенного чертежа, вырезать по контуру и подготовить выкройку к раскрою.

- Что нам необходимо иметь для работы? (Нам для работы нужны: выкройки, приложение к журналу мод, резец и лист бумаги).

  1. Выполнение практической работы – 20 мин.

Цель: совершенствование навыков работы с печатными изданиями и приемов работы с переводной бумагой, резцом, карандашом, ножницами.

Вводный инструктаж. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления понадобятся для работы и какие правила по ТБ необходимо нам соблюдать. (Девочки перечисляют инструменты и приспособления, повторяют правила техники безопасности при работе с булавками, ножницами).

    - После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей.) 

    - Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места. (Организация обучающимися своих рабочих мест.)

    - Вопросы есть по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия.

Самостоятельная работа обучающихся. Обучающиеся работают с готовыми выкройками из приложения к журналу мод «Бурда». Работают по плану:

- Выбирают модель.

- Определяют свой размер.

- В инструкции к модели смотрят и находят: лист выкроек с буквой, цвет и рисунок контурных линий для своего размера, количество деталей, их номера и условные обозначения.

Выполняют действия:

- переснимают детали выкройки на кальку или бумагу, переснимают надписи и разметку, сравнивают их с деталями уменьшенного чертежа, вырезают по контуру и подготавливают выкройку к раскрою. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение действий и технических условий по инструкции.

Текущий инструктаж. Контролирую организацию рабочего места, и соблюдение техники безопасности. В ходе работы обучающимся оказывается помощь, исправляются ошибки. (Проводится по ходу выполнения обучающимися практической работы)

Проверка качества работы: Выкройка соответствует номеру модели; выкройка переведена точно по линиям из приложения к журналу мод; условные обозначения отмечены точно по схеме.

  1. Подведение итогов занятия – 5 мин.

Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

(Слайд 25 – Вопросы для закрепления:)

  1. С каким журналом мы познакомились сегодня на занятии? (Сегодня на уроке мы познакомились с журналом мод «Бурда»
  2. В каком размере печатаются выкройки в этом журнале? (Выкройки печатаются в натуральную величину и в нескольких размерах)
  3. Какая мерка является основной для плечевых изделий? (Основной меркой для плечевого изделия является мерка обхвата груди)
  4. Какая мерка является основной для юбок и брюк? (Мерка обхвата бедер определяет размер поясного изделия)

Заключительный инструктаж. По мере завершения работы принимать и оценивать изделия, выполненные обучающимися. Проанализировать типичные ошибки при выполнении работы, оценка результатов работы. Объявление оценки по результатам работы.

(Слайд 26 -  Рефлексия) 

– Каким был для вас сегодняшний урок? (Урок был деловым, интересным, поучительным, замечательным, полезным)

Задание на дом: повторить материал по тетради и выучить план работы по переводу выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод.

  1. Уборка рабочих мест – 3 мин. За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убираем рабочие места, собираем инструменты и приспособления» (Обучающиеся убирают свои рабочие места). 

(Слайд 27 - Молодцы!)

 - Закончить урок мне хотелось бы такими прекрасными словами: «В домашних условиях вы сами себе и художники, и конструкторы, и технологи, поэтому знания и умения, полученные на уроках, помогут вам создать неповторимые вещи, учитывая вашу личность, образ и мастерство в рукоделии. Будьте умными, если можете, будьте добрыми, если хотите, но красивыми будьте всегда!».

На этом урок окончен. Спасибо всем за внимание! (Контролирую чистоту рабочего места).

Использованная литература:

- Технология. Швейное дело: 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций,  реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  / Г. Б. Картушина Г. Г. Мозговая. – 9-е изд. – Москва: Просвещение, 2020 г. – 199 с.: ил.

Интернет ресурсы:

- https://infourok.ru/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-po-trudovomu-obucheniyu-v-9-klasse-tema-perevod-vykroek-v-naturalnuyu-velichinu-iz-prilozheniya-k--4289753.html

- https://videouroki.net/razrabotki/rabota-s-zhurnalami-mod-sposoby-pierievoda-vykroiek-iz-zhurnalov-mod-podghotovka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин"

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин".ЭОР с сайтов http://fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru/...

Конспект урока "Перевод рисунка вышивки на готовый крой прихватки"

Данный урок разработан к разделу "Вышивка" профиля художественная обработка ткани для учащихся коррекционных школ VIII вида. Урок представляет практический интерес....

Конспект урока физики, 7 класс, тема "Измерение физических величин"

На уроке используется личностно-ориентированная технология, подробно описыватся все этапы урока, представлены таблицы для фронтальной работы, дидактический материал. Нестандартное домашнее задание: во...

Конспект урока по информатике на тему "Высказывание.Логическая величина"

Конспект урока с использованием дидактических игр,  цифровых образовательных ресурсов. Предмет "Информатика"  5 класс....

Конспект урока по теме «Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин» 7 класс

Конспект урока по теме «Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин» 7 класс по УМК "Сфера" В.В. Белага...

План-конспект урока. Тема : Построение чертежа юбки в натуральную величину. Изготовление основы выкройки.

Формирование умений по построению чертежа основы прямой юбки в натуральную величину и заготовке лекал....

План-конспект урока в 9 «а» классе по теме: «Перевод выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод»

План-конспект урока в 9 «а» классе по теме: «Перевод выкроек в натуральную величинуиз приложения к журналу мод»...