Духовно-нравственное воспитание черех формирование гражданского самосознания школьников
статья по теме

Клаус Ирина Михайловна

Опыт работы был представлен на одластном фестивале духовной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblastoy_festival_duhovnoy_kultury.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание через формирование гражданского самосознания школьников

( областной фестиваль духовной культуры

«Воспитание души-истинное служение Отечеству!»

Клаус И.М., учитель биологии

МОУ Русскополянская гимназия №1

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, т. е. компетентностный подход. Сегодня воспитание Гражданина-это заказ времени, общества. Гражданское образование не связано с отдельно взятой учебной дисциплиной, а должно представлять  системную, целенаправленную  деятельность образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением.  Гражданственность  выступает как деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, формирование умений и навыков, приобретение ими позитивного социального опыта. Велика роль школы в вопросе формирования  гражданского образования подрастающего поколения. Именно в школе, где мы проводим 11 лет, создается модель Гражданина, имеющего опыт демократических отношений, которые приобретаются в ходе школьной жизни. В школе подросток не учится жить, а  живет, осваивая принципы демократического поведения. И от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в учреждении, которая станет неотъемлемой частью   жизни ребенка, зависит и поведение в будущем. Быть Гражданином, значит быть духовно-нравственной личностью

Каковы пути и содержание педагогической деятельности, оптимизирующие процесс  духовно-нравственного воспитания средствами гражданского образования детей школьного возраста в условиях современного школьного образовательного учреждения?

Педагогический коллектив выделяет следующие направления.

Одним из важных компонентов является показатель правовой культуры учреждения. Насколько ребята знают и выполняют свои права и обязанности, придерживаются норм  и правил, принятых в школе. Во внеурочной деятельности мы имеем опыт проведения гражданского форума молодежи, центром которого является деловая игра «Выборы», ежегодно проводимая в гимназии. Здесь мы успешно решаем 2 цели: это самостоятельность, инициативность, желание привнести изменения, знать, что ты можешь сам что-то сделать и изменить и обучение, проведение выборов, следуя правовым нормам Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской  Федерации». Все это помогает ребятам приобрести практические навыки, освоить механизм дебатов и голосования, этапов предвыборной кампании.

  1. Демократический уклад школьной жизни.

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнанно, что активную жизненную, гражданскую позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в проектах моделирования социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у российских детей такие навыки, следует раздвинуть стены школы, включить школьника в окружающий мир во всем его многообразии. Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является - создание в школе демократического уклада жизни.

  1. Наличие традиций, школьной символики

Д-нравств. воспитание-Это стержень, вокруг которого кружится все, и если этот ход позитивный, интересный, социально значимый, востребованный, то и стержень получается прочный, устойчивый. Если же вокруг этого стержня развивается негативное, неприятное, злое, эгоистичное, то все это и давит на основу-стержень, который легко гнется, ломается, искривляется, становится непрочным, непредсказуемым. Исполнение своего гимна на линейках и др.торжественных мероприятиях, вынос знамени д/о «ФАТ».Есть на тер. гимн. обелиск воинам- интернационалистам, молодым русскополянцам, погибшим при исполнении долга. Традиция на линейке возлагать цветы и в любое время года всегда живые цветы (даже букет одуванчиков, неумело сорванный детской рукой). Это присяга при вступлении в клуб ЮДП, старт-линейка конкурса «Орлята России».

  1. Социальное проектирование

. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой сферу применения гражданских компетентностей. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

  1. Дополнительное образование в системе гражданского воспитания

В выработке качеств гражданина России значительна роль дополнительного образования, которое в единстве с базовым учебным содержанием, направлено на реализацию принципов закона РФ «Об образовании», а также отвечает положениям Декларации прав ребенка о развитии индивидуальных способностей; приобретению компетентности в различных сферах человеческой деятельности, открывает широкие практико-ориентированные возможности для формирования культуры гражданственности, участие в занятиях кружков, создании и функционировании школьных музеев, где приоритетной является нравственно-патриотическая направленность, в мероприятиях по охране окружающей среды, краеведческих экспедициях, экскурсиях и т.п.

  1. Развитие опыта ученического самоуправления в рамках деятельности клуба «Лидер».

 На каждом этапе ребята получают необходимые навыки и умения, учатся диалогу, для них создаются условия для раскрытия своих способностей,  формирования активной жизненной позиции. Школьное самоуправление на уровне класса, школы, Совета школы, попечительского совета дает возможность подросткам стать активными участниками школьной жизни, приобрести практические навыки, необходимые в дальнейшем, выработке у них активной жизненной и гражданской позиций. В школе дети получают опыт демократических отношений и насколько правильно будет выстроена работа по формированию у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, зависит  и наше будущее.Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому в РПГ №1 создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции и толерантности.

Приоритетными направлениями в воспитательной работе можно назвать следующие:

  1. патриотическое воспитание (проект «Клуб ЮДП», клуб «Патриот»),
  2. информационное обеспечение (проект «Детский пресс-центр «Идея»), клуб «Журналист», д/о «Клякса»;
  3.  интеллектуальное направление (клуб «Эрудит»);
  4. развитие органов самоуправления среди учащихся (клуб «Лидер» и д/о ФАТ»)

Уровни реализации приоритетных направлений:

1.учебный (уроки истории, права, обществознания, и др.),

2.внеучебный (система дополнительного образования, кружки, секции,        клубы, коллективно-творческие дела, праздники и др.),

3.социально-проектный (личностно-значимые проекты, реализация, результативность),

4.социокультурный (взаимодействие с учреждениями района, выход на область)

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности,  толерантности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.

  1. Ученическим и учительским коллективом предложена перспективная программа деятельности по гражданскому и патриотическому самосознанию гимназистов

Год

Событие

2008 – 2009гг.

«100лет Русской Поляне», «20 лет со дня вывода войск из Афганистана».

2009 – 2010гг.

«10лет гимназии», «65 лет Победе в ВОВ».

2010-2011гг.

«15 лет д/о «ФАТ», «40 лет школе».

Каждый год предполагает работу в определенном направлении, но это не значит, что то, что наработано, осталось в прошлом. Так,2008 год-год 100-летия Русской Поляны. Но и в этом году учениками 8 класса был предложен проект по восстановлению зоны отдыха, которая на сегодня заброшена. Идеи ребят получили поддержку как со стороны школьников всех 3 школ, так и со стороны родителей, и поселковой администрации. Итог: ребята в течение лета работают на объекте, и труд их оплачивается согласно договору службы занятости.

Вот из таких кирпичиков и складывается Гражданское самосознание школьников..

Воспитание именно духовно-нравственное я могу сравнить с маленьким зеленым листочком, который находится где-то рядом с сердцем. ( А может, это и есть сердце?) А что бы оно бесперебойно работало, нужны благоприятные условия: доброта, тепло, питание, солнце, любовь. Всё это и формирует человека с детства, закладывая «правильные, верные кирпичики», из которых и складывается воспитанный человек.

Мы, взрослые, в ответе за молодых, это у нас они учатся неискренности, подхалимству, несправедливости. Видя это изо дня в день, ребёнок воспринимает как само собой разумеющееся, и трудно потом убедить  его в том, что так нельзя, это плохо. Ведь видит он и слышит совсем другое. В ходе работы мы получаем воспитанного человека, а воспитанный человек-это Гражданин, любящий свою страну, малую родины, отчий дом, уважающий окружающих людей, который умеет считаться с чужим мнением, толерантный, способный конструктивно мыслить, быть позитивно настроенным. Это человек дела, креативный и активный, который ощущает себя полноценным человеком, умеющим многое. Главное не быть равнодушным, ибо это серость и скука. Настолько многогранно и многолико это понятие, нет чётких границ и определений и  где та грань, за которой воспитание уже и невоспитание…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

программа патриотического воспитания и формирования гражданской ответственности и правового самосознания

Программа может быть использована как воспитателями детских домов, так и классных руководителей....

СТАТЬЯ "Методика использования кинофильмов о войне в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования патриотического самосознания школьников"

Сегодня контингент учащихся качественно изменился по сравнению со школьникам прошлого века. Школьники мало читают. Значительно снижается интерес к художественной классической литературе. Чтение требуе...

Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников.

Понимание  гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы....

Конкурсная работа. Методическое объединение "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ"

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патри...