Творческий проект "Театр своими руками"
методическая разработка (6 класс) по теме

Шишкина Наталья Николаевна

Работа с детьми над созданием теневого и кукольного театра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt teatr_svoimi_rukami.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

КГС(К)ОУ «Баюновоключевская  специальная(коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат  VIII вида»

Творческий  проект

«Театр  своими  руками»

Авторы: Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

Актуальность  проекта.

         К   сожалению, у   современных   подростков   наблюдается   снижение  уровня нравственной   культуры,   растет  агрессия,    употребление    психоактивных  веществ,   мало    возможностей   для    самореализации.   Большая     часть    воспитанников    школы-интерната     из    неблагополучных   семей ,   поэтому   они   просто не   могут   посещать   театр.

        Для    детей    с    задержкой     психического      развития      театральная  деятельность  сохраняет  своё  значение  как  необходимое  условие  развития  интеллекта,   психологических     процессов,    личности    в   целом. Подростки, увлекающиеся     театром,    общительнее      других,    они    способны   к  более   глубокому    самоанализу,   лучше   понимают  других  людей, у    них    развита    способность     к     сочувствию     и      сопереживанию.  Проект     поможет  поддерживать   творческий    дух  школы,     сделает   её   привлекательной для учащихся,    социума,    отчасти     сможет    решить   проблему   гиперактивных  детей:  их   неуёмная  энергия  направится   в  нужное русло. А главное - у ребят появится  потребность  в  театре  как в средстве реализации   своих   творческих   возможностей.  В    школе-интернате     много    детей,  которым   требуется   психологическая   помощь,   шёпотом    говорящие   и   робкие,    стеснительные   и   ранимые.  Театр    же     творит   чудеса.   Дети   становятся    смелыми   и  уверенными  в   себе, выпрямляются   и  идут  красивой  походкой, могут петь и танцевать, становятся  подвижнее и активнее. Этот   момент   преодоления себя, своего комплекса, очень важен. Кроме  того, дети  избавляются     от  комплекса   непонимания,  не    чувствуют    себя    покинутыми  и  одинокими, а  значит,   в  существенной    степени    защищены   от  влияния  тоталитарных   группировок  и  наркотиков.

           Воспитательное     значение     театрализованных    игр   состоит   в  формировании  уважительного    отношения    детей    друг    к   другу, развитии  коллективизма.

          Развитие    эмоций ,   познавательной    деятельности,   с   одной  стороны, и    решение    задач    коррекционного    обучения  (становление    основных  психических   процессов,   развитие  речи: словарного   запаса, грамматического  строя, звукопроизношения)-  с   другой,   тесно  взаимосвязаны.

          В  театрализованных  играх  используется  музыка, которая  подчёркивает  характер   героев,   помогает   детям    имитировать   движения  персонажей, при  этом   совершенствуется   их   координация , вырабатывается  чувство  ритма. А  движения    в    свою    очередь    повышают     активность     речедвигательного  анализатора,  «балансируют»   процессы  возбуждения  и  торможения.

Большое   воспитательное   значение   имеет    использование    самодельной  куклы  для    театрализованных   игр.  Кукла, сделанная  ребёнком,  является  не  только   результатом    труда, но  и  результатом  творчества. Кукла, прошедшая  через    руки    ребёнка ,  как    его    собственное    произведение,  становится  особенно   привлекательной. Вещь,  над   которой   он   трудился,   вкладывая  в  свой    труд    выдумку,   фантазию    и    любовь,   особенно    дорога    ему.

Использование    самодельной    куклы    в    театрализованных  играх  вызывает  у   детей  восторг, восхищение,  удивление,  желание  разговаривать  с  ней.

 Главная идея проекта     - обеспечить     условия    для   самореализации   творческих   возможностей     и    потребностей ребенка,   создать  такую  среду, которая  способствовала   бы самоутверждению   личности  в различных сферах творческой  деятельности. Это   достигается  за    счет    вовлечения  учащихся в творческую  деятельность:  постановка  сказки,  изготовление  кукол   и декораций  для  театра.

Смысл    участия   в проекте  заключается  в том,  чтобы  педагог  и   учащийся не  просто   осваивал   чьи-то   продукты    деятельности,   а производил  их самостоятельно. Такой    подход   активизирует   образовательный  процесс, придает   ему  творческий  и   исследовательский характер, передает учащемуся инициативу в организации своего процесса познания и творчества.

     Отличительные особенности проекта  «Театр  своими  руками»

        Первая   отличительная    особенность    состоит в деятельностном подходе к воспитанию.  Каждый   ребёнок    становится   вовлечённым   в продуктивную творческую деятельность,  где он выступает,    с   одной   стороны,   в   качестве исполнителя,   а с   другой стороны  – в качестве   изготовителя    кукол ,  художника-декоратора.

       Вторая   отличительная   особенность   проекта    состоит   в   том,    что  организация  всего творческого    процесса    разделена     на   2 этапа : постановка   кукольного    представления, изготовление  кукол   и  декораций своими  руками.  

Цель проекта:

Развитие  творческой  самостоятельности, эстетического  вкуса  в  передаче  образа.  Создание  атмосферы  детского  творчества, сотрудничества.

Образовательные задачи:

  1. обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности ;

  1. познакомить с видами  театра;

  1.  научить изготавливать перчаточные  куклы  и декорации  для  кукольного  театра.

Развивающие задачи:

  1.  развивать творческое воображение, наблюдательность, речевой слух, зрительную память;

  1. развивать образное мышление, умение создавать художественный образа;

  1.   развивать  речь детей  с  помощью  кукольного  театра: обогащение  словаря,формирование  умения  строить  предложения, добиваясь  правильного  и  чёткого  произношения  слов;

  1. развивать  навыки  куклодвижения  и  передачи  образа  героя  через  движения  и  голос
  2. (развитие  моторики  рук);

  1.  развивать  интерес  к  изготовлению  кукол;

  1.  развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;

  1.  воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;

  1.  воспитывать любовь к  театру;

  1.  воспитывать эстетический вкус, основы зрительской культуры.

Ожидаемые результаты работы.

  1. повышение творческого потенциала личности школьников
  2. развитие коммуникативных  способностей
  3. позитивное  отношение  к  творческой  деятельности
  4. улучшение психологического климата в ученическом коллективе
  5. овладение навыками изготовления перчаточной  куклы
  6. овладение навыками куклодвижения

Работа  по  выполнению  проекта  рассчитана  на  2011-2012гг.

Проект  реализуется  на  базе  КГС(К)ОУ «Баюновоключевская   специальная (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат  8  вида»

План  реализации  проекта.

Содержание  работы

Сроки

выполнения

Ответственные

  за  выполнеие

Организационная  часть

1

Организация  театрального  кружка «Дебют».

Сентябрь

Машукова Н.Н

2

Организация  кружка «Мягкая  игрушка».

Ноябрь

Куракина Ю.В

Теоретическая  часть

1

Беседа-знакомство «Путешествие  в  театр».

Декабрь

Куракина Ю.В

2

Презентация «Театр  кукол».

Февраль

Куракина Ю.В

3

Познавательное  занятие «Виды  театра».

Декабрь

 Машукова Н.Н

4

Просмотр  кукольного  спектакля «Петушок  и  бобовое зёрнышко»

Март

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

5

Занятие-презентация «В  гостях  у  озорника-Петрушки».

Февраль

Куракина Ю.В

Практическая  часть

1

Выбор  сказки  для  постановки кукольного спектакля «Потерянный  орден».

Декабрь

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

2

Изготовление  перчаточных  кукол.

Декабрь-Март

Куракина Ю.В

3

Практическое  занятие  «Знакомство  с  теневым  театром»

Декабрь

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

4

Выбор  сказки  для  постановки  теневого  театра «Сказка  о  глупом  мышонке».

Январь

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

5

Изготовление  фигур  для  теневого  спектакля «Сказка  о глупом  мышонке».

Январь

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

6

Репетиции. Упражнения  и  этюды  по  вождению  фигур  теневого  театра.

Январь

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

7

Показ  теневого  спектакля «Сказка  о  глупом  мышонке».

Февраль

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

8

Написание  сценария для  кукольного  спектакля «Сказка  о  глупом  мышонке». Распределение  ролей.

Февраль

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

9

Практические  занятия по  вождению  куклы . Упражнения  и  этюды  с  куклами.

Март

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

10

Изготовление  декораций  для  кукольного  спектакля «Сказка  о  глупом  мышонке».

Март

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

11

Репетиции

Апрель

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

Итоговая  часть

1

Выступление с кукольным  спектаклем «Сказка  о  глупом  мышонке» перед  учащимися  школы-интерната.

Май

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

2

Выпуск  газеты «Вот  такие  мы  кукольники»

Май

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

3

Создание  презентации  по  проекту «Театр  своими  руками»

Май

Машукова Н.Н

Куракина Ю.В

Уровень  развития  творческой  личности  отслеживается  с  помощью  проведения  мониторинга:

Техника речи(дикция, тембр, темп).

Фамилия, имя

Техника  речи

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

 Уровень  развития  исполнительских  способностей.

Фамилия, имя

Исполнительские  умения

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Уровень  сформированности  коммуникативных  навыков, позитивного  отношения  к  творческой  деятельности  отражается  в  диаграмме:

1-освоение  коммуникативных навыков;                                

2-позитивное  отношение  к  творческой  деятельности;  

Уровень    овладения     навыками    изготовления    перчаточной    куклы  определяется  по  следующим  критериям (наблюдение):

-аккуратность;

-четкость выполнения изделия;

-самостоятельность выполнения;

-наличие творческого элемента.

Уровень  освоения   теоретических   знаний    по   проекту  определяется  с помощью проведения  викторин, разгадывания ребусов.                        

Итоговая оценка осуществляется в форме показа спектаклей детям  школы- интерната, показа  перчаточных  кукол  на  школьной выставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия творческого объединения "Шьем своими руками" по теме: «Моделирование лифа платья»

Моделирование одежды - область декоративно-прикладного искусства. Художники-модельеры создают образцы - модели одежды, некоторые из них помещают в журналы мод и другие популярные издания....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 1 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 2 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 3 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

Творческий проект "Мягкая игрушка своими руками"

Творческий проект по технологии...

Педагогический творческий проект «Книга другу своими руками»

Данный проект долгосрочный. Первая "изюменка" проекта -дети самостоятельны в выборе жанра,героев для своих произведений. Педагог лишь помогает скорректировать уже написанную мысль автора, подобрать ка...