Урок ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
методическая разработка (5 класс) по теме

На уроке разбираются интересные вопросы, дети учатся работать сообща, помогать друг другу, слушать и слышать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zanimatelnaya_matematika_-_4_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова Валентина Ивановна

Учитель математики ГБОУ №123 г.Санкт-Петербурга

Урок « ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

        Цели:        Совершенствовать общеучебные умения, знания, навыки.

                Развивать логическое мышление, опыт самостоятельной деятельности и  

                личной ответственности при работе в группе, математическую речь.

                Воспитывать навыки сотрудничества, внимательность, умение находить

                главное.

        Для  проведения урока необходимо иметь:

Рисунок ёлочки;  фломастеры;  клей;  три конверта с кружками разного диаметра, на которых наклеены кармашки, в них лежат задания: в большом кружке – 3 задания, поменьше – 2 задания, самый маленький – 1 задание;  3 конверта, в каждом из них 7 квадратиков с написанными на них буквами «С», «П», «А», «С», «И», «Б», «О»,лист бумаги, на который приклеиваются снеговики.    

                                               На доске написано:  Кто ничего не замечает,

                                                                Тот ничего не изучает.

                                                                Кто ничего не изучает,

                                                                Тот вечно хнычет и скучает.

        Сегодня у нас необычный урок. Будем работать в группах, а значит будем мыслить, искать правильный ответ вместе, сообща.

                        Чтобы спорилось трудное дело,

                        Чтобы в жизни не знать неудач.

                        Мы с тобой отправляемся смело

                        В мир загадок и сложных задач.

-  Ой, кто-то стучит в дверь.

        

                В класс входят Дед Мороз, Снегурочка и Зайчик.

Дед Мороз:   Здравствуйте, дорогие детки! Я – Дед Мороз, я задачки вам принёс.

                Вы ответ на них узнайте, тайну цифры разгадайте.

                Как поймете что к чему, скажете ответ моим помощникам.

                Я желаю вам удачи в этой числовой игре!

                Вы, ребятки, постарайтесь, и доставьте радость мне!

                ПРАВИЛА  ИГРЫ;

  1. Работать дружно, быстро, правильно, тихо.
  2. На каждом кружочке есть конверт с заданиями. Сначала разгадываем задания большого круга, затем – поменьше, последним – самого маленького круга
  3. За каждое правильно выполненное задание вы получите квадратик с написанной на нём буквой.
  4. Каждая команда выбирает командира, который координирует все ваши действия.
  5. После ответов на все вопросы группа должна «слепить» СНЕГОВИКА из кружочков ( наклеить на бумагу, фломастерами дорисовать) и сдать Деду Морозу
  6. В конце игры составить  слово из букв на квадратиках.

Вопросы 1 команде:

  1. Волк никак не может догнать Зайца. Вот и опять Заяц убежал от него. Помогите Волку отгадать номер машины, на которой укатил шустрый Заяц

                      НОРКА                КОРА

                      5 1 3 7 9                    ?                   ( 7139 )

                                                                                                                                 

2.   Матроскин обожает своего телёнка Гаврюшу. Его имя он хочет написать на его сарае. Буквы любящий хозяин хочет сделать большие, заметные, поэтому выпиливает их лобзиком на фанере. Свою работу он начал в среду. В какой день недели на сарае появится последняя буква, если Матроскин работает ежедневно и каждый день выпиливает по одной букве?                                              ( вторник )

      3.К любителю сладостей Карлсону сегодня пришли гости и поздравляют его с днём   рождения. Каждый из двух больших тортов Карлсон разделил на 2 части. Каждую получившуюся часть он разделил ещё на 4 кусочка. Сколько гостей было у Карлсона, если каждый гость получил по 1 кусочку, 1 кусочек съел Карлсон, а ещё 3 кусочка он оставил себе на завтрак?                                              ( 12 )

  1. Емеля слез с печи и даже сходил к речке за водой. Сколько вёдер воды принёс  Емеля из реки вы узнаете, если к числу принесённых вёдер прибавите наибольшее трёхзначное число, сумму разделите на 10, но при этом получите наименьшее трёхзначное число. Сколько вёдер воды Емеля смог сегодня принести?              ( 1 )

  1. Шарику подарили фоторужьё. Он очень доволен подарком и теперь не расстаётся с ним ни на минуту! Сейчас он гонится за зайчишкой, который находится от него на расстоянии 150 м. Через сколько минут наш «фотограф» догонит зайчишку, если зайчишка пробегает в минуту 340 м, а Шарик – 370 м?         ( 5 мин )

  1. У крокодила Гены заболела спина. На помощь к нему пришёл доктор Айболит.

Он готовится делать Гене массаж. Айболит знает, что массаж должен длиться 15 минут, значит, ему нужны часы! А ещё нужна особая мазь! Часы и мазь вместе стоят 80 грошиков. Мазь в 9 раз дороже часов. На сколько грошиков дороже мазь?  ( на 64 )

                                                                 

        7.   Выполни действия: 64 : 4 =               12 * 7 =              51 : 17 =

        Вопросы 2 команде;

1.  Том создал для Джерри « полосу препятствий» и расставил 5 ловушек на  расстоянии 3 м друг от  друга. Каково расстояние от первой ловушки до пятой?   ( 12 мин )

  1. Заполнить клетки с вопросительными знаками цифрами от 0 до 9 так, чтобы все  

5 примеров были решены верно. Все цифры разные. В каждой клетке – одна цифра.

?     +     ?     =     ?          4 + 5 = 9

                                         -            +                         -     +

                                                                ?     *     ?     =     ?          3 * 2 = 6

                                                                    =            =                        =    =

                                                                 ?     +     ?     =     ?          1 = 7 = 8

  1. Весёлый Карандаш подслушал спор Кота в сапогах и короля! Давайте поможем    выяснить, кто из них прав!

Кот в сапогах на дорогу к замку затратил 1 час 23 минуты, а король со своей свитой – 83 минуты. Прав ли король, если он утверждает, что он добрался быстрее, потому что у него на дорогу ушло всего лишь 83 минуты? Почему?  ( неправ, 1ч 23мин = 83 мин )

        

  1. Чтобы попугай Кеша совсем не затосковал от безделья, Вовка дал ему задание:

Представь, Кеша, что ты играешь в игру «Цепи кованые» с инопланетянами. У каждого инопланетянина по 3 руки. Десять инопланетян построились в шеренгу. Каждый инопланетянин взял соседа за руку и теперь они просят их «расковать». Ответьте, сколько рук у инопланетян осталось свободными?            ( 12 )

  1. Печкину надо отнести посылку в дом № 980. Хозяин этого дома – учитель мате

матики -  решил записать номер своего дома с помощью пяти семёрок. Как же он это сделал? Запишите математическое выражение, которое красовалось на стене дома учителя математики и обозначало номер дома!  ( 7 + 7 ) * ( 77 – 7 )

  1. Матроскин для своих гостей аккуратно разрезал каждый испечённый пирог        

пополам, а каждую половинку ещё пополам. На белоснежной скатерти стояли 8 блюдец.  На каждое блюдце он положил 1 кусок пирога. На кухне остался ещё целый пирог. Сколько пирогов испёк Матроскин?               ( 3 )

        7.   Выполнить действия:   72 :  4  =        18  *  3  =         64  :  16  =

        Вопросы 3 команде :

        1.   Переписывая в тетрадь равенство  ( 315 = 197 )  Вовка был очень невнимателен,

              поэтому он забыл вставить между числами математические знаки. Вставьте

              забытые математические знаки и запишите получившееся равенство. (31-5 = 19+7 )

  1. Найдите три числа, которые соответствуют геометрическим фигурам.

Определите, чему равна каждая из фигур, а в ответ запишите сумму этих чисел

                ( треугольник + круг + квадрат )                                 ( 3 + 9 + 13 = 25 )

                Треугольник + треугольник + треугольник = круг

                Круг  -  треугольник  =  6

                Круг  +  треугольник  = 12

                Квадрат – треугольник = 10

  1. Большой кусок полотна длиной 78 метров надо разрезать на несколько кусков длиной 12 м и несколько кусков длиной 15м, но так, чтобы не осталось никаких обрезков. Как это сделать?                                                   ( 4 по 12 м и 2 по 15 м )

  1. Число пирожков, которое несёт Красная Шапочка бабушке, двузначное, но

                  меньше 15. Пирожки можно раздать поровну или 2 волкам, или 3 охотникам,

или 4 зайчикам, или 6 ёжикам. Сколько пирожков несёт Красная Шапочка?  ( 12 )

  1. Трубадур пел для принцессы песни и читал стихи. Причём количество одних

Было на 10 больше, чем количество других. Если умножить количество спетых песен на количество прочитанных стихов, то получим число 96. Какое могло быть количество стихов и песен?                                  ( 6 и 16 )

  1. В написании двузначного числа не входят цифры 1, 2 и 3. Оно не делится на 3, 5

и 7. Оно нечётное. Находится в пределах от 1 до 58. Отгадайте это число.  (  47  )

        7.   Выполнить действия:  56 : 4 =             33 * 3 =           48 : 12 =  

        Дед Мороз:  мне, ребятки, нужны помощники – умные снеговики. Помогите деду.

Давайте «слепим»  из наших кружочков снеговиков и устроим выставку снеговиков.

( На бумагу с рисунком ёлочки приклеиваем и снеговиков)

        

        Теперь давайте отгадаем ещё одну загадку и составим выражение из чисел, которые попадаются в названии сказки:

… медведя + … орешка для Золушки + волк и … козлят + … медведя + … толстяка

 - Белоснежка и … гномов =  … месяцев.          ( 3 + 3 + 7 + 3 + 3  – 7  =  12 )

( Можно показывать книжки с названием сказок, а дети пишут только выражение )

        

        Теперь достаньте из конверта квадратики и составьте слово, которое я хочу вам

сказать за работу на уроке.  ( Одновременно и на доске появляется слово СПАСИБО )

        Вам понравилось занятие? Чем?  Чему научились?

        Ребята, прочитайте слова, написанные на доске:

                                  Кто ничего не замечает,

                                  Тот ничего не изучает.

                                  Кто ничего не изучает,

                                  Тот вечно хнычет и скучает.

        А вам пришлось сегодня на уроке скучать?

        Тогда давайте вместе споём песенку « В лесу родилась ёлочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок занимательной математики в 6 классе "Задачи с экологическим содержанием"

Урок проведен в рамках недели экологии и биологии, включены задачи с экологическим содержанием, краеведческий материал....

Урок занимательной математики в 6 классе. Презентация.

В данной презентации собраны задачи на смекалку и сообразительность....

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...

Урок занимательной математики «Математика – гимнастика ума!» в 5 классе

Цель урока - развивать  познавательный  интерес к предмету в период адаптации после обучения в начальной школе. Укрепить веру в свои  возможности, прибавить творческие силы, подарить ра...