Внеклассное мероприятие "Будьте вежливы"
классный час (5 класс) по теме

Цель данного мероприятия: Воспитывать вежливое отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_budte_vezhlivy_5_kl.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

  Цель: Воспитывать вежливое отношение к окружающим.

Оборудование: а/з песни В Шаинского «Улыбка», плакат «Волшебные слова».

Ход мероприятия

1.Вступительная беседа

Ребята, сейчас вы ученики. А закончите школу, выучитесь и станете инженерами, врачами, водителями, продавцами, лётчиками… Но кем бы вы не стали, прежде всего вы должны стать хорошими  людьми.

- Что вы подразумеваете под словом «хороший» человек?

( Воспитанный, добрый, отзывчивый, трудолюбивый, вежливый человек)

Да, стать по-настоящему вежливым человеком не просто. Существует много правил поведения, хорошего тона, вежливого отношения к людям.

Откуда же взялись эти правила? Кто их выдумал?

Они сложились в народе постепенно, но возникли не случайно.

Сколько раз ты слышал: «Сними шапку, если вошёл в помещение».

«А зачем её снимать, шапку?» - думаешь ты с досадой.

И откуда взялось это правило? А вот откуда.

Ты, конечно, очень удивился бы, встретив на улице человека одетого в костюм из …железа: шапка железная, куртка железная, брюки железные и даже рукавицы железные.

Но если ты побываешь в Оружейной палате в Москве, то увидишь рыцарские латы. Их носили в старину, лет 700-800 назад рыцари. И надевали их не только к бою, но и, скажем, съездить в гости, потому что на дорогах было опасно. При любом споре можно было получить удар мечом или кинжалом.

И рыцарь, уезжая из дома, надевал на себя тяжёлые латы, кольчугу, шлем с забралом.

Но вот на пути дом, где живёт добрый человек.

Переступив порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке.

  «Я тебя не опасаюсь», - говорил он этим жестом хозяину.  «Видишь, моя голова открыта».

Эти суровые времена давно прошли.  В любой дом люди входят без опаски. Но обычай, входя в дом, снимать шапку – остался. Потому что это хороший обычай.  Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь людей, которые в нём живут.

   Древняя история и у обычая снимать перчатку, здороваясь.  Сняв перчатку, человек показывал, что в его руке не спрятано оружие.  Да и не просто было пожать руку в железной рукавице.

   А сейчас ты снимаешь рукавицу из уважения к другу.

   В России первые правила хорошего поведения были утверждены ещё во времена

Петра Великого.

   Сейчас они кажутся нам смешными.  Вот они.

- Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде не брызгало.

- Не сопи, ягда еси.

- Руки твои да не лежат долго на тарелке; ногами не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.

- Не облизывай перстов и не грызи кости, но обрежь ножом.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши.

- Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

- Вилками и ножами по столу не черти.

( Идёт обсуждение каждого из правил, применительно к современности)

Хорошо воспитанный человек знает и соблюдает все эти правила.

2. Литературная композиция.

                                ***

Друзья, вот вам на первый случай стихи о мальчике одном.

Его зовут…а впрочем, мы лучше здесь его не назовём.

Спасибо, здравствуйте, простите, произносить он не привык.

Простого слова «извините» не одолел его язык.

Ему бывает часто лень сказать  при встрече «Добрый день».

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит.

А в лучшем случае «здорово» он вместо «здравствуй» говорит

А вместо слова «до свиданья» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошёл, пока, всего…»

Не скажет он друзьям по школе Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем, что имени его не знаем.

Но, может быть, он вам знаком и вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нём, а мы …мы скажем вам «спасибо».

- Ребята, как зовут его?   ( Невежда, грубиян)

                                       Ежели вы вежливы

                                   ( С.Я.Маршак)

Ежели вы вежливы и к совести не глухи, вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы, в душе, а не для вида, в троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке, не будете с товарищем трещать как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме.

И помощь вы предложите, без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,

И с бабушкой, и с дедушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо всегда без опоздания ходить на все уроки.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее вы будете защитником, пред сильным не робея

Знал одного ребёнка я. Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил.

«Спасибо» говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите, но мячика у мальчика без спроса не берите.

 

                              Любочка.

Синенькая юбочка, ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все.

Крутится и юбочка и ленточка в косе. Все глядят на Любочку, радуются все

Девочки на праздник соберутся в круг. Как танцует Любочка? Лучше всех подруг.

Но если к этой Любочке вы придёте в дом, там вы эту Любочку узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, объявляя на ходу: «У меня уроков много.Я за хлебом не пойду»

Едет Любочка в трамвае и билета не берёт. Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.

Говорит она толкаясь: «Фу, какая теснота!» Говорит она старушке: «Это детские места»

«Ну, садись!» - вздыхает та.

Синенькая юбочка, ленточка в косе. Вот какая Любочка во всей её красе!

Случается, что девочки бывают очень грубыми, хотя не обязательно они зовутся Любами!

                          Одна рифма

                         (С.Михалков)

Шёл трамвай десятый номер по бульварному кольцу.

В нём сидело и стояло сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят, продвигаются вперёд.

Кораблёву Николаю ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте – возле самого окна.

У него коньки под мышкой: он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке, опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает в переполненный вагон.

Люди входят и выходят, продвигаются вперёд.

Николай сидит скучает, бабка рядышком стоит.

Вот вагон остановился возле самого катка,

И из этого вагона вылезает Николай.

На свободное местечко захотелось бабке сесть,

Оглянуться не успела – место занято другим.

Иванову Валентину ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте, возвращается с катка.

Люди входят и выходят, продвигаются вперёд.

Валентин сидит, скучает, бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку можно дальше продолжать,

Но давайте скажем в рифму: «Старость нужно уважать!»

                             Урок вежливости.

Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести:

- В гостях, медведь, нельзя реветь, нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться, снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу, и не ловить зубами блох, и не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать, а кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать разинутую пасть.

Послушен будь и вежлив будь и уступай прохожим путь,

Старших уважай. И бабушку-медведицу в туман и гололедицу до дома провожай!

Так мишку лет пяти-шести учили как себя вести…

Хоть стал он с виду вежливым, остался он медвежливым.

Он кланялся соседям – лисицам и медведям.

Знакомым место уступал, снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос, топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом на публику в метро

И старикам, старухам грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести.

Но видно воспитатели напрасно время тратили.

                                      Перемена.

Перемена! Перемена! Заливается звонок.

Первым Вова непременно вылетает за порог.

Семерых сбивает с ног! Неужели это Вова?

Пять минут назад ни слова у доски сказать не мог.

Если он, то непременно с ним большая перемена.

Не угонишься за Вовой. Он, гляди, какой бедовый.

Он за пять минут сумел переделать кучу дел.

Он подставил три подножки.( Васе, Коле и Серёжке).

Прокатился кувырком, на перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил, подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи, попросил списать задачу.

Словом, сделал всё, что мог! Ну а тут опять звонок…

Вова в класс плетётся снова. Бедный! Нет лица на нём!

Ничего – вздыхает Вова, - на уроке отдохнём!

- Если кто-то узнал себя, срочно надо исправить своё поведение.

Ведь в школе тоже есть свои правила поведения. Соблюдая их, вы уважительно относитесь к своим одноклассникам.

                        ***

- Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно!

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку подыми!

- Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволит, сядь!

- Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс!

-  В нашей школе есть закон: «Вход неряхам запрещён!»

3. Задачи.

                        ***

По улице шли 2 прохожих. Одному было 72 года, другому – 10 лет. У первого в руке было 5 предметов: портфель, сетка с продуктами, 3 рулона обоев. Один рулон упал.

- У Вас упал рулон! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

-  Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 5 предметов, а теперь 4, значит, 1 предмет упал.

- Я вижу, что ты хорошо знаешь математику – сказал прохожий, с трудом поднимая рулон. Однако, есть правила, которые ты ещё не знаешь.

Ведущий. Какие правила не знает мальчик?

                                ***

По парку шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар, поэтому шёл, не глядя себе под ноги, так как старость и болезни согнули его.

Навстречу ему, подняв голову вверх, шёл мальчик лет 9-10.

Он наткнулся на старика и сильно его ударил локтём. Дедушка очень рассердился. Но вот мальчик что-то сказал старику. Прохожий сразу подобрел и заулыбался.

 - Что сказал мальчик?

                             ***

Шёл Боря домой из школы. Видит – идёт по улице слепой человек и палочкой ощупывает тротуар. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой.

- Как бы ты поступил на месте этого мальчика?

4. Игра «Волшебные слова»

( По мере надобности дети хором вставляют слова)

Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел и с удовольствием рассматривал улицы.

На остановке в автобус вошла женщина с маленьким ребёнком на руках.

Вова сказал: (Садитесь, пожалуйста!)

Женщина тоже была вежливой и сказала: ( Спасибо!)

Вдруг автобус резко затормозил. Мальчик случайно толкнул пассажира и сказал ему:  (Извините пожалуйста!)  Мужчина даже не успел рассердиться и улыбнулся Вове.

Ведущий. Вижу, что вы усвоили правила поведения и выучили «вежливые» слова.

А иногда просто улыбка спасает от разных ссор и обид.

           

( Звучит песня «Улыбка»)

5. Итог.

Составление ПРАВИЛ «НЕ»

*НЕ спеши первым сесть за стол.

*НЕ разговаривай во время еды.

*НЕ забывай закрывать рот, когда жуёшь.

*НЕ чавкай.

*НЕ рвись первым выскакивать в двери.

*НЕ перебивай говорящего.

*Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

*НЕ размахивай руками.

*НЕ показывай пальцем на кого бы то ни было.

*НЕ передразнивай говорящего,  даже если он неправильно говорит.

*НЕ садись раньше старшего, без его разрешения.

*НЕ забудь снять шапку, входя в дом.

*НЕ повторяй слишком часто «Я».

*НЕ вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

*НЕ забудь извинится, если ты нечаянно кого-то толкнул.

*НЕ держи руки в карманах.

*НЕ делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

*НЕ произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

*НЕ считай себя центром Вселенной.

 

   

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие на тему "Поговорим о доброте и вежливости"

Формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; умение видеть.Умение находить в людях, героях и персонажах художественных произведений такие качества личности, как доб...

Внеклассное занятие на тему "Поговорим о доброте и вежливости"

1.Формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; умение видеть.2 .Умение находить в людях, героях и персонажах художественных произведений такие качества личности, ка...

Внеклассное мероприятие - "Вежливость в России и Британии".

Цели и задачи урока:1) Воспитательная: Расширять кругозор учащихся- воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, умение вести себя за столом- формирование предст...

Презентация к внеклассному мероприятию "Вежливость - залог успеха"

Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся. Задачи: познакомить детей с понятием «вежливость», показать необходимость употребления в речи “вежливых” сло...

Разработка внеклассного мероприятия "Вежливость - это сила, слабость или необходимость"

Разработка внеклассного мероприятия содержит материалы для урока на тему вежливости, целью является повторение и усовершенствование знаний учащихся о вежливости, формирование привычки употреблять вежл...