Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя
статья по теме

Витовтова Мария Сергеевна

Данная статья рассказывает о той работе, посвященной 200-летию войны 1812 года, которая проводитсяв в  нашей школе. Мы только начали свою работу: участие в районном конкурсе патриотической песни, выставка стенгазет и творческих работ учащихся. Все впереди!  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к родному краю, к

 родной культуре, к родному городу, к

   родной речи — задача первостепенной

                                                         важности, и нет необходимости это  доказывать.

 Д. С. Лихачев

Патриотическое воспитание школьников ставит своей целью развить у школьников патриотизм, гражданственность как самые важные социальные и духовно-нравственные ценности, сформировать у учащихся профессионально значимые качества, умения и готовность и активно проявлять в разных сферах общественной жизни, верности воинскому и конституционному долгу при условиях военного и мирного времени, высокой степени дисциплинированности и ответственности.

Нравственно-духовное патриотическое воспитание школьников имеет цель – осознание личностью высоких идеалов, ориентиров, ценностей, значимых социальных явлений и процессов реальной жизни, умение руководствоваться ими в качестве основных позиций, принципов в практическом поведении и деятельности.

Историческое патриотическое воспитание школьников – это познание наших корней, осознание насколько неповторимо Отечество, судьбы его, тесной связи с ней, чувство гордости за сопричастность к делам предков и современников и ответственности исторической за то, что происходит в государстве и в обществе. В нее входит изучение истории Отечества, роли и места России в процессе мировой истории, военной организации в укреплении и развитии общества, в защите его от угроз внешних врагов, знание традиций, верований, нравов, обычаев нашего народа, знакомство с биографией героев разных поколений, которые боролись за самостоятельность и независимость страны.

 Руководствуясь Государственной  программой  «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» в нашей школе проводится большая работа по воспитанию у  подрастающего поколения  любви, верности, гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.

Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость  гражданско-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание проводится на уроках литературы, истории, географии, ОБЖ и других предметах. Каждый учитель в школе воспитывает у учащихся с помощью различных средств, методов и приемов чувство патриотизма, уважения и  любви к России.

Гражданско-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в устойчивость и значимость  России как государства.

2012 год это год двухсотлетия Отечественной войны 1812 года.  Мы задались целью  заинтересовать учащихся на уроках литературы и музыки  как можно больше узнать об истории  этой войны, о героях Бородинского сражения, о песнях и поэзии  эпохи начала 19 века.

Так возник проект, который мы назвали « Героям 1812».

В проект были вовлечены учащиеся  4В, 5В, 8В, 9Б, 10 и 11А классов.  Во время обсуждения проекта были поставлены перед учащимися задачи, которые они реализовывали в течение месяца. Надо было не только   определиться с  песнями, стихами, которые дети хотели бы исполнить, но и познакомится с военной формой и модой той эпохи для полного погружения и  эпоху 19 века. Так учащейся  8В класса Маковой Светланой  и учащейся  10 класса Лазаревой Юлии  были созданы стилизованные костюмы. Учащиеся младших классов определились и с песней для исполнения, остановившись на народной песне «Солдатушки».  Дети  совместно с педагогами пришли к выводу, что эта песня не подвластна времени, подтвердив своё решение созданием компьютерной презентации, которая в себе содержала фотографии и картины времен Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, времен Афганской  войн.  

Вторая группа учащихся, в которую вошли учащиеся 11А класса Ходунова Аня, Такшаитова Оля, 9Б класса Захаренкова  Даша и Грицук Алеся  остановили  свое внимание на стихотворении Анны Ахматовой «Генералам 1812 года». Своё решение они аргументировали тем, что  это стихотворение посвящено не только  погибшему на Бородинском поле генералу А. Тучкову, но и его жене Маргарите, на сорок лет пережившей своего мужа, похоронившей сына и оставшейся верной его памяти всю свою долгую жизнь. Тему любви и верности, мужества и храбрости девушки сумели передать не только посредством  исполнения  романса и  стихотворения Марины Цветаевой, но и с помощью  хореографии и компьютерной презентации.

Свои проекты учащиеся смогла реализовать на концерте, посвященном Дню Защитника Отечества и на районном  туре городского конкурса патриотической песни.

В этом конкурсе учащиеся старшей группы заняли первое место, а учащиеся младшей группы получили сертификат участника. Но занятые места не являлись самоцелью, ни учащихся, ни педагогов осуществлявших руководство их работой.

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.

Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения через чувства, музыку и литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя

Данная статья рассказывает о той работе, посвященной 200-летию войны 1812 года, которая проводитсяв в  нашей школе. Мы только начали свою работу: участие в районном конкурсе патриотической песни,...

Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......

Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя

Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость  проектно - исследовательской  деятельности  на   уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной   деятельности...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

"Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности, как основное требование ФГОС ООО"

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.     Внеурочная деятельность - этонеотъемлемая...

Статья.Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой.   Эта проблема является актуаль...