диагностика состояния школьной практики по организации внеклассной работы по обществознанию в 8 классе
статья (8 класс) по теме

Представлена диагностика состояния школьной практики  по организации внеклассной работы по обществознанию. Рассматривается начало и этапы проектированиия.Предложены анкеты и анализ  по данной теме. Для учителей истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика состояние школьной практики по организации внеклассной работы по обществознанию в 8 классе.

В число обязательных предметов школьной программы входит дисциплина «Обществоведение» (она преподается с 8 по 11 классы). Ее назначение - научить учеников и учениц ориентироваться в обществе, объяснить правила взаимодействия в различных сферах.        В своей работе мы используем пособия: внеклассная работа по истории и обществознанию, составитель Гуськов В.П., внеклассные мероприятия по обществоведению 8-11 класс, составитель Татьяна Корнева, внеклассные мероприятия в школе, составитель Кочергина П.Л.. Данные сборники содержит материалы для проведения классных часов и общешкольных мероприятий по обществознанию и истории. Содержание представленных внеклассных мероприятий имеет гражданско-патриотическую, духовно- нравственную и познавательную направленность. Внеурочные и внеклассные формы работы должны быть также богаты и разнообразны. Используемые в мероприятиях театрализация, оформление, музыка, видео- и фотоматериалы, различные сценарии позволяют  развить способности детей. Пособий в наше время неограниченное количество. Но, к сожалению  в основном  они освещают  внеклассную работу  по истории и незначительную степень по обществоведению. Материалы данного пособия представляют собой сборник внеклассных мероприятий, литературно-музыкальных композиций, материалов для выступления агитбригад, классных часов.

Внеклассные занятия способствуют формированию и углублению понимания учащимися  логики общественных процессов, тем самым помогая подросткам осознать себя, определить собственную позицию по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанно моделировать свои действия в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы внеклассной работы обеспечивается переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному  анализу, что способствует формированию ценностных ориентаций, воспитанию национального самосознания, гражданственности. Пособия не носят тематического характера. Стараются захватить самые разные аспекты внеклассной работы. Мы живем в такое время, когда помимо литературы нам доступно очень многое. Мы стали очень часто обращаться к СМИ (средствам массовой информации), интернет- сайтам. Но не стоит забывать о том, какое бы не было  мероприятие, в первую очередь оно должно соответствовать возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям. Внеклассная работа позволяет использовать метод проектов, научить школьников проектированию. А также активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, У учащихся должно создастся  впечатление, что изучение обществознания - это не только деятельность, но и удовольствие.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету или  сделать видеозаписи. И, наконец, учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит, может прекрасно рисовать. Например,  мы изучали главу социальная сфера, тема « Этнос: нации и народности».  С удовольствием ребята выполняли и такие проекты, как ролевые: это инсценировка обычаев и традиций разных народов на уроках обществознания в8 классе свадьба  по теме: Этнос. Народ. Нация. Проекты «Казахские обычаи», «Русский народный костюм », «Казахская свадьба» и другие.   Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
        Актуальность темы: «Защита прав потребителей» состоит в том, что для школьников вопросы создания правоохранительных и правозащитных организаций и их роли в работе - вещь как правило, малопонятная. Игра позволяет сконцентрировать внимание учащихся 8-10 классов  на идеях, правовых процедурах. Цель игры - повышение правовой и политической культуры школьников через непосредственное участие каждого грамотно обратиться в нужную организацию и получить консультацию и правильно дать консультацию, ответив на вопросы. Организации были созданы и представлены правовые проблемы.  Было представлено пять организаций (адвокатура, прокуратура, полиция, нотариат, суд) каждая давала консультации и отвечала на вопросы граждан.

Здесь необходимо будет учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие технических возможностей и многое другое. Надо отметить, что  таким образом проводить изучение всего учебного курса не возможно, хотя бы потому, что надо использовать разные формы и подходы. Оптимальным может быть включение отдельных проектных действий на уроке, а затем полноценное использование проектирование во внеклассной работе (в данном случае социальное проектирование).

 На месячнике правовых знаний было проведено мероприятие «Избираем лидера школы». В работе  были заняты 8- 11 кл.; информационное пространство Интернета перестало пугать ребят количеством информации, они научились целенаправленно добывать знания; создавая слайд-проекты, учащиеся освоили программу презентации и приобрели навыки оформления работы в электронном виде. С 2005 года стало традицией проводить данное мероприятие. Совместно  с учащимися разрабатываются новые проекты.

  К 50-летию нашего посёлка Коммунар  готовиться  проект «Подари герб посёлку», организаторами и оформителями проекта так 8-11 класс. Будет оформлена выставка оформлена выставка,  и проводиться народное голосование на праздновании «Дня села». Самое главное, что ребята ощущают важность и нужность той  работы, которую они выполняют.

На одном из совещаний Методического Объединения Ленинского района провели анкетирование с  учителями предметниками. Цель анкетирования - выяснить проводится внеклассная работа в школе. С этой целью была проведена анкета, состоящая из 3 вопросов.

Провести анкетирование: 1.Есть ли внеклассная работа в школе?2. Какова её структура? 3. Какова эффективность этой работы? Проведя анкетирование с учителями предметниками, мы выявили, 84 процента из 100 % проводит внеклассную работу по обществоведению. Внеклассная работа способствует развитию и становлению личности в условиях  школы, повышению уровня обучения.  Организация внеклассной работы ведётся практически  во всех  школах.

Учителя  выбирают темы,  к которым его учащиеся проявляют интерес.    Учитывают  возрастные особенности учащихся.  При отборе содержания включают  вопросы,  выходящие за рамки школьной программы по обществоведению. Привлекают  учащихся к подготовке и проведению внеклассных мероприятий. Применяют другие формы работы в зависимости от условий работы в школе. Но в каждой школе есть свои трудности:

1.Отсутствуют учебные материалы для индивидуальной работы при проведении развивающих часов.

2.Не всегда администрация школы может выделить часы в учебном плане для проведения развивающих часов по желанию учащихся или их родителей.

3.Отсутствует материальная поддержка стимулирования участия учащихся во  внеклассных мероприятиях.

Внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, имеет свою специфику.

Специфика внеклассной работы:

_ внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности;

_ формы проведения внеклассной работы разнообразны;

_ занятия организуются на добровольных началах,  

_ позволяют учащимся проявить свой интерес к определенным видам занятий, предусмотренных планом внеклассной работы.

Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная  работа,  укрепляя  знания учащихся по обществоведению,  приобретенные ими на уроках,  расширяет кругозор.  На внеклассных занятиях происходит развитие информационных компетенций ученика. Структура внеклассной работы по обществоведению состоит из: методического объединения, организации творческих и коллективных дел в школе, организации предметных недель. Внеклассное мероприятие проводится по этапам подготовительного, основного и заключительного, диагностики и результатов.  (Приложение)
 Внеклассная работа в любой школе связана с воспитательной работой на уроке и конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы с одной стороны работает на учебный процесс, а с другой стороны - усиливает воспитательное воздействие на ребенка. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения. Познавательная, развивающая деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, умственных способностей, накопления знаний, совершенствования учебных навыков.

В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов, мы предложили своим ученикам  принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. С этой целью была проведена анкета,
 состоящая из 4 вопросов. Было проведено анкетирование среди учащихся 8 класса, в количестве 18 человек.

Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически. К заданным вопросам было несколько вариантов ответов:

 1. Какими источниками информации Вы  обычно пользовались при подготовке проекта?
а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие)
Источники информации: а)50%; в)20%; г)25%; д)5%

2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов? а) Да; б)Нет.

а)83%;

б)17%

3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?

а) Да; б) Нет

а)19%;

б)81%

 4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?

а) Да; б) Нет.

а)100%

Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов,  мы увидели. Учащиеся при подготовке проектов  используют разные источники информации, но предпочтение отдают книгам. Времени у них достаточно, чтобы подготовить свой проект. Работа очень интересна и большинство считают, что проект никак не может помешать другому виду деятельности. И на последний вопрос все ребята ответили положительно, работа будет интересна всем школьникам.  Из всего можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся интегрировало школьников в различные среды, и прежде всего в  социальные.  Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Самое решающее звено этой новации - учитель. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Приложение

План внеклассных мероприятий


                                                                                                         
«Утверждаю»

Директор школы:

___________И.М.Чурзина

                                                                План

проведения основных мероприятий, посвященных

месячнику правовых знаний 2011 год

МКОУ «Коммунаровская СОШ»

Наименование мероприятия

Участники

Срок проведения

Ответственные

за исполнение

1

Подготовка    плана мероприятий месячника правовых знаний

Март

Учитель истории  Улжабаева Г.А.

2

Оформление стенда «Подросток и закон»

10 класс

2 апреля

Учитель истории  Улжабаева Г.А.

3

Выпуск газеты « Мы и право»

Актив кабинета истории

2-3 апреля

Учитель истории Улжабаева  Г.А.

4

Конкурс газет и рисунков на правовую тему:  «Мир моих прав»

1-11 классы

В течение месячника

Классные руководители,

., учитель истории Улжабаева  Г.А ,учитель ИЗО

5

Выставка книг  « На улице не в комнате о том ребята помните»

1-4 классы

В течение месячника

Зав. библиотекой, учитель истории Улжабаева Г.А.

6

Книжная выставка.

Час общения «Новое поколение выбирает»

5-11 классы

В течении месячника

Зав. Библиотекой, учитель истории Улжабаева Г.А

7

Конкурс стихов на правовую тему

9-11 классы

В течении месячника

Учителя русского языка и литературы,

Классные

руководители

8

Встреча  с сотрудниками  правоохранительных  органов

1-11 классы

В течении месячника

Участковый Цыганков Е.П.

9

Беседы фельдшера Коммунаровского ФАП:
-«Режим дня школьника»
- «Курить- здоровью вредить»
- «Скажем СПИДУ-НЕТ !»



1-4 классы
5-8 классы
9-11 классы

В течении месячника

Фельдшер Коммунаровского ФАП Денисова М

10

Правовой час по теме:

«Конвенция о правах ребёнка»

 1-2 классы

3 апреля

Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А.

11

Правовой час по теме:

«Права и обязанности »

3- 4 классы

 5 апреля

Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А.

12

Правовой час по теме:  «Право быть ребёнком»

 5-6 класс

9 апреля

Классный  руководитель,

учитель истории Улжабаева Г.А.,

13

Устный журнал по теме: « Мои права»

5-6 класс

 19 апреля

Классный руководитель, учителя истории Улжабаева Г.А., Дускалиева Т.Н.

14

Правовой час по теме: « Я- гражданин России»

7 класс

 

16 апреля

Классный руководитель, учитель истории Улжабаева Г.А

15

Мероприятие « Имею право»

8 класс

 17 апреля

Учитель истории

Дускалиева Т.Н., классный руководитель

 16

Ролевая игра «Выборы лидера школы»

8-11 классы

 10 апреля

Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А

17

 Брейн- ринг « Мы и право»

9-11 классы

17 апреля

Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А

18

Ролевая игра «Суд над вредными привычками»

9-11
классы

26 апреля

Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А

19

Единый день профилактики правонарушений и безнадзорности среди обучающихся ( самый лучший класс)

1-11 классы

20 апреля

Классные руководители, актив кабинета

20


1

Классные часы по теме:
«курильщик сам себе могильщик»



1 класс



17 апреля

Классный руководитель
Черненко С.В.

2

« Я гражданин России»

2-4 классы

6 апреля

Классный руководитель
Алексеева Т.Е.

3

Каждый несёт ответственность за свои поступки»

3 класс

10 апреля

Классный руководитель
Исалиева А.С.

4

«Школа самоуважения» (право на уважение)

5 класс

17 апреля

Классный руководитель
Сапельникова Т.Г.

5

« Ваши права»

6 класс

3 апреля

Классный руководитель
Курмашева С.А.

6

«Мы и право»

7 класс

17 апреля

Классный руководитель
Базиров Е.С.

7

Беседы токсикомании

8 класс

24 апреля

Классный руководитель
Шилина И.В.

8

«Шаги от проступка к правонарушениям»

9 класс

24 апреля

Классный руководитель
Красильникова О.К.

9

« Как добиться жизненного успеха»

10 класс

10 апреля

Классный руководитель Ломакина Т.А.

10

« Твои права – твои обязанности»
« Предупреждения употребления психоактивных веществ»

11 класс

3 апреля



17 апреля

Классный руководитель
Юдина В.В.

11

Проведение викторин

5-11 классы

В течении месячника

Актив класса, учителя истории

12

Подведение итогов месячника

1-11 классы

27 апреля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.

"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...

Доклад "Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе"

Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководите...

Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...

Диагностика состояния школьной практики по организации текущего повторения в обучении истории в 5 классе.

 Текущее повторение - повторение на воспроизведение пройденного, изученного материала или темы. На этапе формирования знаний и умений у учащихся 5 класса это вид повторения играет очень зн...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Организация внеклассной работы по иностранному языку в МАОУ СОШ (из опыта работы)

Одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку является организация внеклассной работы....