Урок-практикум "Славен человек трудом"
методическая разработка по теме

Вера Николаевна Конькова

Данный занятие предназначено для обучающихся 3 классов. На уроке дети знакомятся с несколькими профессиями.

1 профессия о которой идет речь- это художник (дети знакомятся с предметами и оттенками цветов, помогающие художнику создавать свои работы).В ходе закрепления  и получения знаний об этой профессии обучающимся предлагается 2 игры "Предметы художника", "Юный художник".

2 профессия- военнослужащий.Дети знакомятся с видами вооруженных сил и им предлагается поработать со словарями для толкования слов, связанных с военнослужами и их званиями.

3 профессия- почтальон. Детям предлагается поиграть и игру "Разложи почту по порядку" и понять насколько непростая эта профессия.

4 профессия- Спасатель. Современная профессия и профессиональный праздник. Тематический выпуск журнала "Клепа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_professiyam_3_klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- практикум

 «Славен человек трудом»

(Роль школьной библиотеки в профессиональном

 самоопределении обучающихся 3 классов)

/Составитель: Конькова В.Н./

Цель:  расширить и закрепить знания детей о труде людей различных профессий. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. Обратить внимание детей на художественные произведения , посвященные профессиям, прививать детям любовь к книге.

Действующие лица: 2 ведущих, чтец произведений о профессиях.

Оборудование: Выставка книг о профессиях, книга с иллюстрациями художников, маршрутный лист для почтальонов с названием улиц по которым необходимо доставить журналы, карточки с изображением: красок, мольберта, палитры и другими предметами, которые необходимы для работы художнику, фотографии военнослужащих различных войск.

Форма мероприятия:  Урок-практикум (урок с практическими заданиями на закрепление знаний)

Последовательность проведения мероприятия:

Введение в тему

Рассказ о профессиях

Знакомство с некоторыми предметами-помощниками и профессиональными действиями людей, определенных профессийи закрепление материала на практикуме.

Ход урока:

Ведущий 1 : Здравствуйте, ребята ! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с профессиями.  И проведем урок в форме практикума. Давайте вспомним,  что такое профессия?( ответы уч-ся)

Правильно, профессия- это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Какие вы знаете профессии из наших предыдущих уроков. (ответы уч-ся)

Профессии, которые вы назвали всего лишь маленький островок в океане профессий.

Ведущий 2 : Сегодня мы с вами познакомимся с профессией- художника. Что вы знаете о профессии художника?

Уч-ся:   ( ответы уч-ся)

Ведущий: Многие из вас любят рисовать. Но настоящим художником стать совсем не просто. Для этого нужно долго и упорно учиться. Тренировать свою руку, чтобы проводить точные линии карандашом, углем, мелом, кистью. Вспомните, при помощи чего, каких предметов художник проводит линии?

Уч-ся: карандашом, углем, мелом, кистью.

Ведущий: правильно, также для художника очень важно иметь хорошее зрение и тренировать глаза. Как вы думаете, зачем необходимо тренировать глаза?

Уч-ся: Чтобы различать самые тонкие оттенки цвета.

Ведущий 2: : Правильно, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета. Тренировать наблюдательность, память и воображение. Изучать творчество великих художников и законы природы. Настоящий художник не просто должен точно изобразить предмет или живое существо. Есть технические средства, которые точно передадут изображение. Какие это предметы техники, назовите их.

Уч-ся: Фотоаппараты. Видеокамеры.

Ведущий 2 : Правильно. Фотоаппараты и видеокамеры могут точно передать изображение предмета. Настоящий художник создает интересный рассказ на языке линий и красок. И этот рассказ понятен людям в разных странах, как музыка или танец. Раньше картины художников хранились только в музеях или у отдельных людей. Сейчас с помощью печатных станков произведения художников украшают книги и календари, газеты и журналы. Благодаря работникам печати искусство художников входит в каждый дом.

        Подумайте, а где вы встречаетесь с иллюстрациями художников?

Уч-ся:   В книгах

Ведущий 2: Правильно художники иллюстрируют книги для маленьких и больших читателей. Книги для маленьких читателей иллюстрируются красочно и иллюстрации обычно крупные по размеру и подтверждают действие, о котором говорится в сказке.

        Давайте с вами сейчас поиграем в игру «Предметы художника»

(На доске вывешиваются карточки с названиями или рисунками разных художественных принадлежностей, например: краски, кисточки, карандаши, бумага, мольберт, палитра и т.д.)

Задание: Расскажите  все, что вы знаете о данном предмете, а затем докажите, что ваш предмет для художника- самый главный.

Уч-ся:  Рассказывают о предметах: краски, карандаши, кисточки, бумага, мольберт, палитра и доказывают, что названный им предмет самый необходимый и без него художник не обойдется.

Ведущий 2:   Обратили внимание, сколько предметов использует художник в своей работе и  для работы художника одинаково важны все эти предметы. Нарисовать профессиональный художник может все что угодно. Это подтверждает стихотворение Сергея Черткова

                                        ХУДОЖНИК

                                Он и фрукты, и природу

                                Нарисует, и портрет.

                                Взял художник на работу

                                Кисти, краски и мольберт.

Вот оказывается, какая интересная профессия- художник. Кук вы думаете: художник это мужская профессия или женская?     ( ответы учащихся)

Художниками становятся те, кто любит и умеет рисовать независимо мужчина или женщина. И делает это художник для своего удовольствия и удовольствия окружающих.

Практическое задание- Игра «Юный художник»

К доске вызываются 2 уч-ся  и дается 3  минуты, чтобы нарисовать у доски любой цветок. Пока дети у доски рисуют, предлагаем остальным тоже нарисовать цветок у себя в альбомах. Проговариваем, что за цветы изобразили дети у доски и что нарисовали в альбомах на местах. Хвалим рисунки  и обобщаем, что из вас тоже могут вырасти замечательные мастера и прославить наш город своими именами.

        Художник- творческая профессия. Как вы думаете –почему?

Уч-ся: Есть место вымыслу, фантазии, выбор цветовой гаммы и т. д.

Ведущий   : правильно, сейчас мы с вами познакомились с творческой профессией, а существуют и героические профессии. Давайте с вами вспомним, какие героические профессии вы знаете?

Уч-ся: Пожарный,……. Военный.

Ведущий:    Молодцы, совершенно верно, военнослужащий  является героической профессией.  Что же это за профессия? Мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия- наше Отечество. На Земле много разных стран. Не все страны живут дружно. Иногда бывают воины. Какие вы знаете воины? В какой войне участвовали ваши бабушки и дедушки, а может и прабабушки и прадедушки.

Уч-ся:   ВОв, Афганская, чеченская войны.

Ведущий: Правильно, ВОв, Афганская, чеченская  война и т.д. Поэтому у каждой страны есть армия. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генералы и адмиралы. Все они- защитники Отечества!. Кто из вас видел по телевизору  9 мая военный парад?

Уч-ся:  отвечают, кто был на параде и какое их впечатление об организации парада.

Ведущий: По Красной площади военные идут стройными рядами, вместе с молодыми защитниками идут ветераны, грудь украшена орденами и медалями да отвагу, за доблесть, за проявленный героизм перед Родиной. На них парадная форма. Давайте с вами вспомним, кто такие ветераны?

Уч-ся:  Ветераны- опытные воины, участники прошедших войн.

Ведущий: Правильно, ветераны- опытные воины, участники прошедших войн.

Существует три основные группы вооруженных сил:

Сухопутные, или наземные войска, которые действуют на суше ( сюда входят мотострелковые войска, вооруженные автоматами, пулеметами и гранатометами: таковые войска воюют на танках; артиллерия и ракетные войска; связисты и саперы, которые могут разминировать поля, дороги и мосты. В каждом государстве есть пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины. Их главная задача- не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.

Военно-воздушные силы, они защищают Родину в воздухе.(особая группа военных, которая должна обладать физической силой. Они проводят специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые приемы. Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они спускаются на землю с помощью парашютов. В нашей армии есть и авиация- боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать нашу страну с воздуха.

Военно-морские войска несут службу в морях и океанах. ( Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они составляют военно - морской флот. На корабле тоже много специальностей: капитан- он в ответе за весь корабль и всех его пассажиров. Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара на корабле называют – коком. У каждого члена экипажа есть на корабле свои обязанности, а соблюдать их необходимо, чтобы сохранить жизнь людей

Ведущий: Кто из вас видел военных, и обращали вы внимание на одежду военнослужащих?

Уч-ся: Военные носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной.

Ведущий  :Правильно, военнослужащие носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной. На плечах военные носят погоны, на которых число звездочек указывает на звание военнослужащих. Я думаю, вы согласитесь, что это профессия героическая. Служба военного «и опасна и трудна».

А сейчас Практикум № 2 « Работа со словарем»

Задание: В практикуме участвуют три команды. Каждой команде необходимо дать толкование слов при помощи толкового словаря:

1 команда- капитан, лейтенант, полковник

2 команда- генерал, мичман, маршал.

3 команда- прапорщик, майор, полковник

                Командам необходимо за 3 минуты найти данные слова и зачитать их токование.

Ведущий: Время закончилось. Пожалуйста, 1 команда зачитывайте свои слова и толкование. 2 команда. 3 команда.( уч-ся зачитывают свои варианты).

Вот видите, профессия- военнослужащий, а сколько много профессий она включает в себя. Молодцы, справились с практикумом, а мы продолжаем знакомится с другими профессиями. А сейчас мы с вами  поговорим о профессии совсем не героической, но очень нужной. Оксана Нечаева написала про этих людей такое стихотворение:

                Почту-письма и журналы-

                По домам разносит он.

                Ходит он во все кварталы

                И заходит в каждый дом.

                В семь часов он начал дело,

                В десять сумка похудела.

                А к двенадцати часам

                Все разнес по адресам.

                                        Догадались, что это за профессия?

Уч-ся: Почтальон

Ведущий: Конечно же это почтальон.

У всех у вас есть в подъезде почтовые ящики. Именно почтальон кладет в ваши ящики газеты, журналы, письма, извещения на посылки?

Давайте с вами вспомним почтальона из произведения Э. Успенского. Вспоминайте как его зовут?

Уч-ся: Почтальон Печкин из книжки про дядю Федора.

Ведущий: правильно, почтальон Печкин из книжки про дядю Федора. Хоть он и вредный был, но дело свое хорошо знал. Почтальон ходит от дома к дому с большой сумкой, в которой лежат газеты, журналы, письма. Почтальоны начинаю работать очень рано, чтобы разложить всю почту и разнести по квартирам. Вся периодика раскладывается строго по маршруту, по которому почтальон разносит почту.

Главное требование в профессии почтальона- внимательность, честность и вежливость. Эта работа требует от человека выносливости, ведь в любую погоду почтальону необходимо разнести почту по домам. Газеты, журналы опускаются в почтовый ящик, а квитанции о денежном переводе, заказные письма, телеграммы вручаются лично адресату. Почтальону надо уметь общаться с людьми, терпеливо выслушивая их пожелания . Вы ребята получали хотя бы раз письмо в почтовый ящик?

Уч-ся: Да

Ведущий: Письмо само никогда не дойдет

Но в ящик его опусти.

Оно прибежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

Какие детские журналы вы получаете?__________________________

Вам эти журналы принося в почтовый ящик, или вы получаете их на почте? _____________

Давайте с вами построим логическую цепочку предметов, которые необходимы для работы почтальону.

Уч-ся:_На доске цепочку из 3 элементов.

Ведущий: Почтальону необходима сумка, для чего? Ему необходимы сами периодические издания, и почтовый ящик. Молодцы, теперь вы знаете работу почтальона.

А теперь практикум № 3 «Разложи почту по порядку»

Правила игры:. 3 командам дается  маршрут улиц, номера домов и номера квартир, по которым необходимо доставить почту. Командам необходимо 10 источников периодических изданий разложить согласно маршруту почтальона. (Маршрутный лист см. в приложении).

Ведущий: На работу вам дается 2 минут.        Время закончилось, расскажите нам,  как вы разложили почту, чтобы ее доставить как можно скорее.

Уч-ся: Команды по очереди (1,2,3)  представляют свой маршрутный лист и зачитывают в каком порядке они разложили журналы.

        Ведущий: Молодцы, все справились с заданием. Видите, даже в профессии почтальона необходимо знать математику, чтобы быстро и качественно сделать свою работу.

Ведущий : А теперь послушайте стихотворение и отгадайте, о какой профессии пойдет речь?

Они придут на помощь нам,

 Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью,  нас спасут-

Такой у них опасный труд!

Догадались о ком идет речь?

Уч-ся:  Спасатель.

Ведущая   : Ну конечно же речь идет о спасателях. Спасатель- профессия особенная. Люди этой профессии приезжают на помощь в самые опасные места нашей планеты, спасая жизнь людей во время бурь, наводнений, смерчей и других стихийных бедствий. Иногда к спасателям приходится обращаться и в житейских ситуациях.

Попытайтесь самостоятельно сформулировать какими качествами должные обладать спасатели?

Уч-ся: Это такие качества как смелость, сила, самоотверженность, хорошая спортивная и физическая подготовка, умение мгновенно оценить ситуацию и принять единственно правильное решение для оказания помощи людям.

Ведущий   : правильно- смелость, сила, самоотверженность, хорошая спортивная и физическая подготовка, умение мгновенно оценить ситуацию и принять единственно правильное решение для оказания помощи людям.

        Как вы думаете эта профессия древняя или современная?

Уч-ся:    современная

Ведущий: Да, в нашей стране эта профессия появилась совсем недавно. До 1990 года наша страна тоже принимала участие в ликвидации различных трагедий, но люди не назывались спасателями, а назывались копатели- добровольцы. И все спасательное оборудование сводилось к лопате, которой приходилось раскапывать завалы. А спасатели- профессионалы из Франции, Швейцарии, Германии жили в палатках, имели все необходимые инструменты и медикаменты.

        27 декабря 1990 года был создан Российский корпус спасателей. В первой команде было 7 человек, но сейчас спустя 18 лет служба спасения есть в каждом городе и они приходят на помощь ко всем, кто в ней нуждается. А из журнала «Клепа» № 72, который посвящен этой профессии вы узнаете много интересного, прочитав его. Это

Как правильно ездить в лифте, что делать, если вы застряли

Если вдруг разбился медицинский термометр

Узнаете значение терминов, чрезвычайных понятий.

Служба собак- спасателей

Техника, которые используют спасатели

Ребята, а были у вас случаи, когда вам помогали спасатели в трудных ситуациях?

Уч-ся: Да, _______________                           нет___________________________________.

А теперь Практикум № 4 « Быстр, силен и проворен».

Задание:  команды по очереди соревнуются друг с другом по перетяжке канатов.

Команда 1-2; 1-3

Команда 2-3; 2-1                        Побеждает сильнейший

Команда 3-1; 3-2

(можно использовать другие формы на выявление смелости, ловкости и сноровки.- почистить картошку, пришить пуговицу, сшить 2 лоскутка ткани, перенести сосуд с водой- кто меньше прольет воды и т.д.)

Ведущий:  Молодцы все участники соревнований. Вы показали ловкость, смелость, и может кто-то из вас в будущем выберет профессию спасателя. Знайте, если вы попали в трудную ситуацию, в которой окружающие не могут помочь. Спасатели вам помогут и выручат из беды. Телефон службы спасения Волгограда 089. Необходимо позвонить по данному номеру и рассказать кто вы, ваше имя и назвать причину, по которой вы звоните.

Ведущий  : Давайте с вами вспомним, с какими профессиями мы сегодня познакомились

Уч-ся: Художник, военный, почтальон, спасатель (вывешиваются плакаты)

Ведущий   : Правильно, художник, военный, почтальон, спасатель. А какие из этих профессий требуют физическую подготовку, быструю реакцию?

Уч-ся:  военный, спасатель.

Ведущий: правильно, военнослужащий, спасатель, а какая профессия требует творческого подхода, вдохновения, чувства цвета, контраста.

Уч-ся:  Художник.

Ведущий:   правильно. А какая профессия требует выносливости, вежливого общения с людьми.

Уч-ся: Почтальон.

Ведущий  : правильно, почтальон. Молодцы, все вспомнили.. А теперь, чтобы закрепить свои знания давайте поиграем в игру.

Игра «Разные профессии». (помоги людям  других профессий)».

(класс делится на 3 команды ( 3 ряда). Каждая команда является представителем одной профессии:

1 команда- Художники

2 команда- почтальоны

3 команда- спасатели.

Задание: Каждая команда рассказывает, что представитель вашей профессии может сделать полезного для окружающих людей?.

        Игра начинается.

Пожалуйста, художники расскажите, что вы можете сделать полезного для людей различных  профессий?

        Ответ 1 команды: картины, иллюстрации к книгам, красивых сказочных героев, оформить детские журналы.

Ведущий: правильно, художники могут подарить свое творчество: картины, иллюстрации к книгам, красивых сказочных героев, оформить героев детских  журналов.

Пожалуйста, почтальоны расскажите, что вы можете сделать полезного для людей различных  профессий?

        Ответ 2 команды: по доброму относиться к людям, принести любимый журнал, долгожданное письмо, посылку, извещение на получение заказанной книги, товаров.

Ведущий: правильно, доброе отношение, принести любимый журнал, долгожданное письмо, посылку, извещение на получение заказанной книги, товаров

Пожалуйста, спасатели расскажите, что вы можете сделать полезного для окружающих?

        Ответ 3 команды: выручить из беды, успокоить, оказать первую медицинскую помощь, сохранить вашу жизнь и жизнь окружающих.

Ведущий: правильно, выручить из беды, успокоить окружающих, оказать первую медицинскую помощь, сохранить жизнь и здоровье окружающих.

        А теперь давайте вместе подумаем и ответим, что же может человек по профессии военнослужащий сделать для окружающих:

Уч-ся: Военнослужащие охраняют наше спокойствие и мир.

Ведущий: Вот оказывается, как много можно сделать полезного людям, хотя по профессии ты лишь: художник, почтальон, спасатель или военнослужащий.

        Просто каждый человек должен быть на своем месте, любить свою работу и стараться приносить радость и пользу окружающим, своим трудом, но прежде всего надо быть добрым и отзывчивым человеком. С помощью журналов «Клепа» вы сможете узнать о таких профессиях как: инженер, дизайнер, компьютерщик, искусствовед, юрист.

        А закончим мы наш урок словами:

Прекрасных профессий на свете не счесть

И каждой профессии- слава и честь.

Мы с вами прощаемся, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "И славен человек трудом"

Статья основана на результатах работы детского трудового объеденеия "Дизайнер" в 2011 году....

"Славен человек труда"

В  своей работе ученица 11 класса Шаймухаметова Л. Л. рассказывает о славном жизненном пути односельчанина....

Занятие "Землю красит солнце, а человека труд"

Занятие с детьми младшего школьного возраста...

Исследовательская работа на конкурс "Моя малая Родина", номинация "Славен человек труда"

В данной работе описана жизнь людей, внесших значительный вклад в развитие сельского хозяйства  пос. Приэтокского. О труженниках, ветеранах труда нашего поселка....

"Гимн Человеку труда" по рассказу коми писателя В.Т.Чисталева (Тима Веня)

Представлен конспект урока внеклассного чтения по рассказу коми писателя Т.Чисталева "Трипан Вась", предполагается индивидуальная работаучащихся  в опорных картах....

Сценарий отчетного концерта «Творите добрые дела!», посвященный Году Человека труда в Чувашской Республике

Сценарий отчетного концерта «Творите добрые дела!»,посвященный Году Человека труда в Чувашской Республике 1 ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья!    2 ведущая: Добрый  вечер, уваж...

Труд. Зачем человеку труд.

Формирование у детей развития трудовых навыков. Способствовать формированию качеств характера: трудолюбие, самостоятельность, умение видеть работу, умение работать в коллективе. Развитие речи, мыслите...