Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по ВР по теме "Опыт организации и проведения КТД"
методическая разработка по теме

В материале выступления изложены теоретические основы организации и проведения КТД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТД - выступление на семинаре108 КБ

Предварительный просмотр:

24.11.10г.

Районный семинар для заместителей директоров по ВР

Дмитровского муниципального района

«ОПЫТ  ОРГАНИЗАЦИИ  И  ПРОВЕДЕНИЯ  КТД»

Не первый год наша школа ставит перед собой цели создание единого воспитательного пространства и формирование системы воспитательной работы в школе для развития личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других.

 Реализация данной цели предполагает не только новый взгляд на воспитанников, но и новое осмысление классических воспитательных технологии. Речь идет о такой технологии как Коллективное творческое дело (слайд1)

Историю КТД можно отсчитывать с первой половины 20 века. Лагерный сбор, совет дела, дежурный командир…

Всё дальше в прошлое уходят годы, когда эти слова стремительно разлетались по стране. Всё меньше остаётся тех, кто стоял у истоков коммунарского движения.

 (↓) Однако до сих пор в разных уголках России работают педагоги, которые вместе с ребятами проводят «Разведку дел и друзей», продумывают КТД, подводят итоги на «Вечерних огоньках». Всё это элементы методики коллективного творческого воспитания, разработанной ленинградским педагогом, доктором педагогических наук Игорем Петровичем Ивановым. Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

 (↓) Менялась его идеологическая составляющая, но суть приема оставалась неизменной. Она предполагала коллективное творчество по определенному плану действий. Воспитательная технология, основанная  на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:

  1. Коллективности,
  2. Активного личностного участия,
  3. Творческого подхода.

Основная воспитательная задача – развитие личностных качеств.

Но что можно предложить взамен классической идейной основы технологии КТД? Возможно, это идея воспитания лидерских качеств. В рамках личностно-ориентированного подхода это звучит так: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах. Современной России нужны граждане активные и ответственные, а это базовые качества лидера. Именно лидерство может стать привлекательным средством самореализации и выступить одним из условий личностного роста, а значит, оно способно выступить мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. А для педагога основным мотивирующим фактором должна стать почти сказочная способность КТД формировать любой коллектив.

Простая, даже банальная истина – все лучшие человеческие качества сами собой развиваются там, где есть творческое отношение к жизни. Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и развиваться, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога ключ “творчество” открывает почти все двери. Обычные слова “создавать коллектив” означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, тогда только они и объединяются, учатся ценить друг друга.

(↓) Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

 (↓) И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

(↓) Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.

Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается... Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.

Не всякое коллективное дело является КТД.

(↓) Отличительными признаками КТД могут стать:

совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

его социальный характер (для кого это нужно?),

высока мотивация создателей.

(↓) КТД - форма работы, которая направлена на:

Развитие творческих способностей.

Развитие интеллектуальных способностей.

Реализацию коммуникационных потребностей.

Обучение правилам и формам совместной работы.

Создание мотивации ребенка для участии в КТД

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).

Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.

(↓)Мотивы ребенка:

Потребность в коммуникации

Выполнение данного КТД, для того чтобы принимать участие в других делах

Желание выиграть (дух соревнования)

Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных)

Осознание развивающей роли КТД

Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других)

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

 (↓) Типы КТД

Существует три основных типа КТД:

1. Представление – например:  коллективные песни, игры, концерт. Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

2. Малое творческое дело - МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела. Пример МТД: телевизионные игры, перемещение по станциям, конкурсы, несценарные ролевые игры

3. Большое творческое дело – БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам. Примеры БТД: Конкурс или набор постановок, сценарные ролевые игры, разновидности диспутов, праздничные программы.

Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД только для его организаторов.

Стоит особо подчеркнуть, что представление - это тип КТД, а не его форма.

(↓) Виды КТД

Общественно - политические КТД.

Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи вожатого - получение соответствующих знаний, умений и навыков. КТД политического толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений.

Трудовые КТД.

Лето - благодатная пора, когда можно поручать детям настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны.

Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания - достижение конкретных трудовых задач.

Познавательные КТД.

Даже пассивное участие в познавательных делах отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания.

Экологические КТД.

Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. Операции "Родничок", "Муравейник", "Малая речка", "Озеро", "Поляна" - экологические КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.

Спортивные КТД.

Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - главная деятельность в лагере, оздоровление. Она должна быть ежедневной и разнообразной.

Художественные КТД.

Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора, дети получают практические навыки.

Досуговые КТД.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все "внешние" требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

КТД с целенаправленным нравственным содержанием.

Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.

КТД в работе с активом.

Все дети, находятся ли они в лагере или в школе, должны находиться в "самочувствии актива". Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД-тренинги.

КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики. Однако при этом нужно помнить, что успех КТД и их воспитательно-развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый. И здесь тоже, надеемся, пригодится разработанная нами технология коллективного организаторского творчества. Напомним основные его этапы, формы и способы осуществления.

Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД

Перед вами таблица.

(↓)  Стадии коллективного творческого дела (КТД)

(по методике И.П. Иванова)

№ п/п

Стадии

Педагогическое целеполагание

Методы, формы деятельности коллектива

1

Предварительная работа воспитателя

Для чего, с кем?  С какой целью? Кто может помочь?  Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором?        

Нацеливающие воспитательные              мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская   беседа,    рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте.

2

Коллективное планирование

 Какие дела проведем? На радость и пользу кому? Где лучше проводить? С кем лучше проводить?        

Сбор-старт:      обоснование предложений,   анализ   задач на размышление. Творческий поиск.   Открытая  дискуссия. Деловая   игра.    Побуждение ободрением,   похвалой,   помощью, доверием.   Выборы «совета дела» и др.

3

Подготовка дела

Как развивать положительные качества ребят? – Как преодоле-вать отрицательные качества ребят? – Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить ребят прео-долевать трудности, не поддава-ться соблазнам?        

Увлечение  добрым   сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие.    Товарищеское поощрение.   Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Обсуждение. Товарищеский              контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного   творческого дела.

4

Проведение дела


Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как добиться радостной перспективы близкого успеха''? Как научить ребят выходить из затруднительного положения?        

Общественно-гуманистические КТД. Познавательные    КТД. Художественные     КТД. Спортивные КТД. Формы, операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.

5

Подведение итогов

Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? Как научить  воспитанников анализировать   и   оценивать свою работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?        

Товарищеский разбор. Сборы -'огоньки".   Похвала,    поддержка,    побуждение.    Товарищеское   приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование.  Обсуждение. Критика. Наказание.

6

Ближайшие последствия


Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить учащихся осуществлять собственные   решения?        

Творческие  группы.   Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима.    Выполнение  чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь.

Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем:

(↓) Первая стадия - стартовая беседа, во время  которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем вместе?

Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, "продажа идей", "мозговой штурм" (атака), когда предлагается много невероятных идей.

(↓) Метод «Мозгового штурма» («мозговой атаки», коллективной генерации идей) метод, позволяющий при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы.

                                                           Разработан А. Осборном в 1953 г.

Правила проведения:

  1. Существует запрет на критику идей;
  2. Идеи оцениваются после штурма,
  3. В первую очередь приветствуются идеи оригинальные, высказанные экспромтом;
  4. Предпочтения отдаются комбинированным и усовершенствованным идеям;
  5. Высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников

(↓) Вторая стадия - коллективное планирование; микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела.

Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы "совета дела", определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.

(↓)Третья стадия - коллективная подготовка. Совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.

         Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

 Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.

(↓) Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости. Здесь несколько шагов:

" Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры);

" Торжественное начало, "зачин" (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов);

" Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);

" Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание.

(↓) Пятая стадия - коллективное подведение итогов.  Воспитатель ставит на общем сборе - "огоньке" задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части "огонька" воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.

( ) Механизм анализа КТД: акцент на рефлексию воспитанником собственной деятельности

Последовательность :

  1. Первым дает анализ и оценку дела участник КТД.
  2. Затем – участники группы.
  3. Завершают анализ педагоги.

(прочитать на слайдах примерные вопросы анализа).

(↓) Шестая стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия,  в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.

(Обработка - это подсчет ребят, которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов).

После этого происходит анализ дела с точки зрения организации - что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. (Также желательно выпустить газету по итогам дела).

Наиболее часто встречающиеся задачи.

1. Реклама дела.

2. Подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобится листок и ручка, для конкурса инсценированной - записи песен ).

3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы").

4. Оформление места проведения дела.

5. Подготовка жюри, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру таблички с оценками на КВН).

6. Подготовка призов победителям.

7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). Как правило, подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.

8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.

9. Организация прессы: фото, видео, статьи.

10. Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).

11. Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления. (Пример: на праздничный концерт младшие классы могут прийти в повседневной одежде - необходимо предупредить их заранее, на турслете может идти дождь - взять с собой плащи).

12. Определить критические факторы успеха организовать их достижение. Критический фактор успеха - то без чего дело пройти не сможет. (Пример: для проведения новогодней сказки нужен актовый зал - если его не откроют, новогодней сказки не будет).

13. Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.

ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КТД

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них

выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы. Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).

Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.

Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или мкроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

(↓)  Условия педагогического успеха коллективного творческого дела

Первое условие - общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу.

Второе условие - товарищество.

Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли чувств.

Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую  и действенную.

Четвертое условие - единый коллектив.

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого   себя.

 Пятое условие - творчество, а не шаблон.

Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КТД

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.

Во – первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при

подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли,

которая определена педагогу, как старшему товарищу.

Во – вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В – третьих,  необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно– воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

В – четвёртых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО СЕГОДНЯ

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и её практической реализацией:

·        Доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого к коллективной творческой деятельности;

·        Выработка ценностей, идеалов, образов в коллективе исходя из

личностных интересов и потребностей;

·        Определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

·        Создание условий для включения детей в творческую деятельность

различных групп, объединений;

·        От личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и

идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

·        Создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

·        Оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения

проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с

участниками деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Групповая деятельность воспитанников -  это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально – педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

 На наш взгляд, новое понимание КТД заключается в смещении акцентов в совместной деятельности с задач, представляющих коллективный интерес, на задачи личностного развития. Но меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение. При этом методика КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

…. Как вы успели заметить, технология КТД предполагает определенный поворот в представлении о роли педагога и его отношениях с детьми-личностями, с детьми- индивидуальностями. Педагог – это не артист, выступающий с кафедры, не все знающий ментор, ведущий назидательный монолог, а наставник, идущий рядом в борьбе за знания, в творчестве, в игре. КТД предполагает, что все равны, но не одинаковы, потому что каждый – личность. И с нами всегда рядом родители наших детей, наши коллеги.

Подведем итоги. Коллективная творческая деятельность разнообразна по форме и содержанию. Она становится центром целой серии КТД разных видов. Основные положительные моменты использования КТД: Здесь есть дело каждому. Даже самому тихому и неспособному. В процессе участия в КТД выясняется, что неспособных нет вообще. Открываются в себе и в других участниках таланты, о которых не подозревали. Уходят комплексы.

Таким образом, использование технологии коллективного творческого дела позволяет классному руководителю не только вести работу над формированием классного коллектива, развитием самоуправления, но и дает возможность формировать личность, развивать её и раскрывать перед каждым ребенком новые горизонты деятельности.

Стадии

Педагогическое целеполагание

Методы, формы деятельности коллектива

1

Предварительная работа воспитателя

2

Коллективное планирование

3

Подготовка дела



4

Проведение дела


5

Подведение итогов

6

Ближайшие последствия


Стадии

Педагогическое целеполагание

Методы, формы деятельности коллектива

1

Предварительная работа воспитателя

2

Коллективное планирование

3

Подготовка дела



4

Проведение дела


5

Подведение итогов

6

Ближайшие последствия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Это недетское слово Война" на районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе.

Цель данного внеклассного мероприятия: создать условия для формирования нравственной компетенции через стимулирование у школьников интереса к изучению истории своей семьи, своей страны, воспитани...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.

 «Создание воспитательной модели   на основе внедрения комплекса  технологий деятельностного типа  в условиях реализации ФГОС»...

Семинар для заместителей директоров по учебной работе «Организация образовательного пространства в школе». 2018

Семинар Зам директоровпо УР в районе 2018Ссылка на презентацию из опыта работы Деноткиной Ольги Александровны Школа 491 г. МоскваСсылка на презентацию20 марта на базе МБОУ УДСОШ №1 прошел семинар...

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе "Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий"

Выступление проходило в рамках районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений классных  руководителей «Разнооб...