методическая разработка "Курение - опасная ловушка"
методическая разработка на тему

методическая разработка "Курение - опасная ловушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurenie_-_opasnaya_lovushka_met_razrabotka.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                                                        «Средняя общеобразовательная школа п. Нариманово»                                                                 Питерского района Саратовской области

Подготовила:                                                                                                                                                          социальный педагог

                                                                                Сажина О.А.

Цели:  познакомить детей с  фактами, свидетельствующими  о  вреде  курения;  способствовать выработке отрицательного  отношения  к  курению, формирование  установки  на  здоровый  образ  жизни;   дать  детям необходимые  поведенческие  приёмы, позволяющие  уклониться    от  вредного  воздействия  сверстников.  

                               

 Подготовительная  работа  с  детьми:      

а) за  несколько  дней  дети отвечают   на  вопросы анонимной  анкеты:  

         1.  Пробовали  ли  вы  курить?  

         2. Если  «да», то  в каком  возрасте?  

         3.  Первую  сигарету  курили:  а) один;  б) с  другом  ; в) в  компании.  

         4.  Курю:  а) для  того, чтобы  считать  себя  взрослым; б) за  компанию;  в)                                                                

              ради  интереса.  

 информационный  листок вывешивается   на  видном  месте  в  классе.  

Пробовали  курить – ( количество).  

Первую сигарету  выкурили:  

одни- ( количество);  

с  другом  - ( количество);  

в  компании- ( количество).  

Курят, чтобы  считать себя взрослыми-  ( количество).  

Курят за  компанию- ( количество).  

Курят   ради  интереса  -  ( количество);  

Оформление  класса  

   подготовить  классную  доску;  

       а) написать тему: «  Курение-  коварная  ловушка»;    

       б)  нарисовать таблицу ( колонка  « за» будет  заполнена  в  ходе  мероприятия).  

                           «  Курение-«за» и «против».

              «против»                                                      «за»      

Отнимает  жизнь                                          

Добавляет  болезни        

Отравляет  организм        

Ухудшает  внешность        

Вянет  кожа         

Сипнет  голос        

Желтеют  зубы        

Отнимает  деньги         

Отравляет некурящих        

Мешает  работе  и бизнесу        

Причина  пожаров        

Это  немодно        

Запрещено  законом        

                 

Социальный педагог:  Сегодня  мы  поговорим  о вреде курения. По  результатам анкеты у нас в школе  пробовали  курить ( называет  количество)  Большинство  ребят  первую  сигарету выкуривают с  другом  или  в  компании.  Курят,  чтобы  считать себя  взрослыми- ( количество)  Курят за  компанию-(количество)Курят ради  интереса _ (  количество) .  

                 

- А как вы думаете,  ребята, много  людей на  земле  курят?..  

Дети   высказывают предложения.  

 По  подсчётам  учёных,  каждый  третий  человек  на земле  курит.    А это  значит, что  некурящих   людей на  земле  значительно  больше, чем  курильщиков.  

Посмотрите  на  доску. На  ней я  записала  основные  доказательства   против  курения.  

1. Курение  отнимает  жизнь.  Курильщик  сокращает  свою  жизнь  на  6  лет.

2. Курение  добавляет болезни.  Все  органы  человеческого тела страдают  от табака.  

3. Курение сокращает жизнь. Курильщики  в  10- 30  раз  чаще  умирают  от  таких  болезней, как  инфаркт, рак, язва  желудка.

 Для  детей  курение  в  2  раза  опаснее,  чем  для  взрослых.  

Смертельная  доза для  взрослого человека содержится   в  одной пачке  сигарет, если  её  выкурить сразу, а  для  подростков  полпачки. Иногда дети умирали от 2-32 сигарет, выкуренных  подряд, от остановки  сердца.  

 В  табаке  содержится 1200 ядовитых  веществ.  Самый  страшный из них никотин, который  по  своей  ядовитости равен синильной  кислоте-  смертельному  яду.

 Учёные,  долгое  время  изучавшие  курящих  и  некурящих школьников, пришли  к  выводу, что у курильщиков  

4. плохая  память ,

5.  слабое   физическое  развитие,

6. неустойчивая психика,

7. они  медленно думают, плохо  слышат.

 Даже внешне  курильщики  отличаются  от некурящих: у  них

8. быстрее  вянет кожа, сипнет голос, желтеют  зубы.

 9. Курение  отнимает наши  деньги, которые  можно было бы  потратить на что-то полезное.  Учёные подсчитали, что  каждый  курильщик  тратит в  среднем по 2000  рублей  в  год  на  сигареты.  

От курения  страдают  некурящие. Половина  вредных  веществ, которые  есть в  сигарете, курильщик  выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом  вынуждены  дышать окружающие, которые становятся  пассивными курильщиками.  

10. Курение  мешает  работе  и бизнесу.  Многие компании отказываются брать на  работу   курильщиков.  

 11.  Курение  становится причиной  пожаров,  от которых  гибнут  люди, уничтожаются  материальные  ценности.  

12. Курение-  это  немодно. Сейчас  в  моде   гладкая , ухоженная  кожа, ослепительно  белые зубы,   спортивная фигура и  крепкие  мышцы.

 Европа  и Америка  отказываются  от сигарет.  Норвегия  твердо  решила  стать некурящей  нацией.   На  Западе  молодёжь  занимается спортом, ведет  здоровый  образ  жизни. Во  многих  странах приняты  законы, запрещающие  подросткам курить. День  31 мая  объявлен как Всемирный  день  без  табака.  

В  России  приняты  законы   против  курения.  В  нашей  стране  нельзя курить  во  Дворце  спорта,  бассейнах, спортзалах, учебных  и медицинских   заведениях, санаториях,  на  курортах  и  транспорте.

      «  Причины  курения»  

    Социальный педагог:   Ребята, факты, о  которых  мы  здесь услышали,  известны  каждому  курильщику. Что  же  заставляет  их  постоянно  покупать сигареты?  Давайте   попробуем  заполнить  колонку  «За»  нашей  таблички. Итак, почему же  наши сверстники  курят?  

     Примерные  ответы  детей:  

    -  За  компанию.  

    -  Из любопытства.  

    -   По  незнанию.  

     -  Чтобы  успокоить  нервы.  

     -  Чтобы  снять  напряжение.  

     -  Чтобы казаться  старше, взрослее.    

     -   Чтобы  казаться  современным.  

     - Чтобы  лучше  работала  голова.    

      3.Дискуссия  « Что  даёт курение?»  

Социальный педагог:   Как вы  думаете, ребята, неужели  курение  обладает  такой магической силой, что  может сделать человека   взрослым, современным, уравновешенным?  

(Примерные ответы  детей:  

      - Нет  курящий  ребёнок  все  равно выглядит ребёнком.  Взрослый  человек-  тот, кто  умеет  отвечать  за  свои  поступки.  

      -  Сигарета  не  делает  человека  современным. Курили  люди  и  сто лет назад. А  девушка  с  сигаретой  выглядит не  современно, а  вульгарно.  

      -    И нервы табачный  дым не успокаивает,  наоборот, делает  человека  более  раздражительным.    

     -От  курения  голова  работает  хуже, ухудшается  память. )  

Дети  могут  использовать аргументы  колонки «  Против»  из  таблицы.  

Социальный педагог:    Значит,  люди  скрывают  от  себя  истинную  причину  курения.  Давайте всё-таки  выясним, в чём же  она  состоит?    

Я  прочитаю  цитату  из  книги    английского  врача  Аллена  Кара

 «Лёгкий  способ  бросить курить». Автор  книги  стал знаменитым, придумав  свой  способ избавления  людей о т курения. Он  называет сигарету « коварной  ловушкой». Вот как он объясняет, почему  люди  попадают  в  эту  ловушку.  

« Никотин- бесцветное, маслянистое  вещество, содержащееся  в  табаке  и  вызывающее  у  курильщика  зависимость. Этот  наркотик  вызывает  самое  быстрое  привыкание  из всех  известных  человечеству  веществ: чтобы  пристраститься  к нему, может  потребоваться  лишь  одна  сигарета.  

Каждая  затяжка  сигаретой поставляет  через  лёгкие  в  мозг  небольшую  дозу   никотина, действующую  намного быстрее, чем  например, доза  героина, которую  наркоман  вводит  в  вену.  

Если, куря  сигарету,   вы  делаете  20   затяжек , вы получаете  20  доз  наркотика»  

Итак, истинная  причина  курения-  это  наркотическая  зависимость.  

Большинство  курильщиков  выкуривает  одну  пачку  в  день. Но, когда  они  начинали, то думали, что  будут  выкуривать  не  больше 5  сигарет  в  день и  смогут  в  любой  момент  бросить.  

 По словам  учёных, половина  курильщиков  хочет  бросить курить, но  не может. Они попадают  в  зависимость  от никотина.    

4.Выратотка   общего  мнения  о  том, что  такое курение    

Социальный педагог: Итак,  ребята, давайте  сделаем  выводы  о  том, что такое  курение  и  запишем  его  на  доске.

Курение- это вредная  и  опасная привычка, коварная  ловушка,  никотиновая  зависимость.  

5. Ролевая  игра» Умей  сказать «нет»».  

Социальный педагог:     Многие  дети  начинают  курить под  влиянием друзей. Им  не хочется  курить, но  они  не  знают, как отказаться.  

Сейчас мы с  вами поиграем  в  игру  « Умей  сказать нет».  В этой  игре  мы  будем  учиться отказываться  от того, чего  мы  не  хотим  делать.  

К доске выйдут  2  ученика.  Они   разыграют  сценку  предложения   закурить.

Интересно посмотреть, кто  лучше  всех  умеет  уговаривать, а  кто  умеет  отказываться  так, чтобы  не поссориться. Все  остальные  будут внимательно  следить  за  диалогом  и  решат, кто победит  в  в словесной  дуэли.

Диалог №1.  

Дима. Давай  закурим!

Саша. Я  не  могу.  

Дима.  Почему?  

 Саша. Родители  увидят.  

Дима. А  мы отойдём  за  угол.  

Саша.  Мне  нельзя, у  меня  сердце  болит.      

Дима.  НУ ты  же не умрешь  от одной  сигареты.    

Саша. А  я  сигареты  без фильтра  не курю.  

Дима  У  меня  с  двойным  фильтром.  

Саша.   Да  я  спички  забыл.  

Дима  У  меня  есть  зажигалка.  

 Саша.  Соседи  из  окна  увидят.

Дима  А  мы  пойдём  в  подвал.

 Саша.  молчит, не  зная, что ответить.  

Социальный педагог:      Как вы   считаете, кто  оказался  сильнее  в  этом  споре?  

Как это  ни  странно,   Саша.  не  разу  не  сказал Я  не хочу».  А ведь  этого  было  бы  достаточно,  чтобы  Дима  о  него  отстал.  Ведь  если  Дима  его  друг, то он  должен уважать его  желания. Иначе, о  какой  дружбе  речь.  Отговорки  Саша.  сумбурны  и  случайны.  Когда  человек  обосновывает  свой  отказ  таким  образом, возникает  впечатление, что он  вот-вот согласится. Если  вы  действительно  решили   отказаться, выберите   самое  весомое, с  вашей  точки  зрения, объяснение  и настаивайте  на  нем.    

  А  теперь  другой  диалог.  

Диалог  № 2.  

Марина  У  меня  есть  сигареты,  давай  покурим.  

Ася.  Ой. нет,  я  не могу!    

Марина  А  почему?  

Ася.  От меня  будет  пахнуть  табаком.  

Марина  Ну  и  что?  

Ася.    Родители  узнают.  

Марина  А  ты  к ним  не  подходи.    

Ася.  Моя  собака  учует,  Она  не  выносит  запах  табака.  Я  приду  домой, она  меня  обнюхает, а  родители  спросят,  почему  это  собака от  меня  убежала.  Потому,  что я  курила.  

Марина  А ты  надушись.  

  Ася.  Тогда  родители  обо  всём  догадаются.  

 Социальный педагог:      Как вы  считаете, кто  оказался  сильнее  в этом  диалоге?  

В этом  диалоге Ася  настаивала  на  одной  версии, что  родители   её  разоблачат  в  любом  случае. Если  бы  Катя  продолжала  настаивать, это  было  бы  неуважением  к  семье  Аси.  Поэтому  диалог  прекратится. Теперь  послушаем  третий  диалог.  

Диалог  №3    

Рустам    На, кури.  

Дима   Я  не буду.  

Рустам   А  что  тогда  сюда  пришёл.  

Дима   Просто  так.  

Рустам    Ну  тогда  иди  сюда.    

Дима   уходит.  

Социальный педагог:     Кто  оказался  сильнее  в этом  диалоге.  

В  этой  сцене  вроде  бы  сильнее  оказался  Дима, но ему  придётся  уйти и  потерять  уважение  группы. Он  мог бы  сказать :  «Уже бросил»  или «Что-то сейчас не  хочется, но  рано  или поздно  нужно  будет закурить.    

Давайте  повторим этот диалог  по-другому.  

Диалог  №4.  

Рустам    На,  кури.  

Дима  Не  хочу.  

Рустам  Кури  за  компанию!  

Дима  Отстань, кури, сам , если  хочешь!  

Рустам    А  что  тогда  сюда  пришёл?  

Дима  Захотел  и  пришёл.  

Рустам    Ну  тогда  иди  отсюда.  

Дима  Не   хочу.  

 Социальный педагог:      Вот  сейчас Дима явно  оказался сильнее.  Но  так  может  вести себя  только  человек,  уверенный  в  себе, человек,  которого  уважают  в  группе.  Грубое  давление  сверстники   оказывают  чаще  на  тех, кого  не очень  уважают.

  А за  что могут  уважать?  

Примерные  ответы  детей:  

-За  спортивные  достижения;  

- За  силу;  

-  За  смелость  

-  За  то,  что хорошо  разбирается  в  чём-то.  

Социальный педагог:      А теперь обсудим несколько ситуаций.

(Обыгрывание ситуаций)

1 группа    "Младший” просит у "старшего” закурить; "старший” должен найти удачный ответ (убедить не курить и в то же время не обидеть).                                                                                              2 группа    На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает тебе сигарету: "Закуривай!”. Твоя реакция...

  Социальный педагог:      Что же делать, если  ты  пока  не  уверен   в  себе  и  не  можешь   противостоять   давлению  товарищей?

 Советы тем, кто не курит:

- Просто  сказать  «нет»  без  объяснения.    

-  Отказаться  и  объясниться  причины   отказа.  

-  Отказаться    уйти.  

-   Говорить  как  заезженная  пластинка, на  все   уговоры  отвечать  «нет» ,   «не  буду».  

-   Не  обращать  внимания   на  предложения   закурить.  

-   Постараться  объединиться  с  кем-то,  кто    тоже  не курит.  

-   Постараться  избегать  курящих  компаний.  

Игра:

 Кто назовет (напишет) больше марок сигарет. В конце объявляется – победитель тот, кто назовет меньшее число марок сигарет.

Социальный педагог:      Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

- А почему стариком не будешь?

- Потому, что до старости не доживёшь.

- А почему собака не укусит?

- Так с палкой ведь ходить будешь.

- А почему вор в дом не залезет?

- потому что всю ночь будешь кашлять.

7. Подведение   итогов

Социальный педагог:      Наше мероприятие  подошло  к  концу. Как  вы  считаете, был ли  полезным  наш  сегодняшний  разговор?   Что  он  вам   дал?  

Примерные  ответы   детей:  

Социальный педагог:      В  России  сейчас ширится  движение   «Некурящий  класс», «Некурящая школа»  Давайте  и  мы  поборемся  за  это звание!  

И закончим занятие словами китайского мудреца Лао-То:

«Тот, кто может победить другого, - силён,

тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».

        

Можно разыграть сценку:      М.А. Оганова « Кроха-сын и отец»

 

Кроха-сын пришел к отцу,

И спросила кроха:– Если я курить начну, Это очень плохо?

Видимо, врасплох застал сын отца вопросом.

Папа быстро с кресла встал, Бросил папиросу.

И сказал отец тогда, Глядя сыну в очи:

– Да, сынок, курить табак – Это плохо очень.

Сын, услышав, сей совет, Снова вопрошает:

– Ты ведь куришь много лет  И не умираешь?

– Да, курю я много лет, Отдыха не зная,

Я не ведал страшных бед –А вся глава седая.

Закурил я с юных лет, Чтоб казаться взрослым,

Ну, я стал от сигарет Меньше нормы ростом.

Я уже не побегу  За тобой вприпрыжку,

Бегать быстро не могу, Мучает отдышка.

Прошлым летом...  Иль забыл, что со мною было?

Я в больницу угодил, Сердце прихватило,

Целый месяц пробыл там, Еле откачали.

Да, спасибо, докторам – Умереть не дали.

Сердце, легкие больны, В этом нет сомненья.

Я здоровьем заплатил  За свое куренье.

Никотин – опасный яд, Сердце поражает,

А смола от сигарет  В бронхах оседает.

А угарный газ СО Попадает с дымом,

Он в крови вступить готов  В связь с гемоглобином.

Ведь курильщика всегда  Гипоксия мучит,

Под глазами синева Почернее тучи.

– Ну и ну! – воскликнул сын. – Как ты много знаешь:

Про смолу и никотин, Гипоксию, гемоглобин,

А курить, однако ж, не бросаешь!

– Дорогой сыночек мой, Я б тебе слукавил,

Но, признаюсь, лишь с тобой  Факты сопоставил.

Я бросал курить, раз пять,  Может быть, и боле,

Да беда – курю опять, Не хватает воли.

– Нет, ты сильный, мой отец, Волевой. И смело

Завершишь ты, наконец, Начатое дело.

Я хочу, чтоб ты курить  Бросил эту гадость,

Некурящим начал жить Всем родным на радость.

Знаю, что курить бросать – Никогда не поздно.

Трудно снова не начать, Трудно, но возможно.

Ты – мой папа. Я – твой сын, Справимся с бедою.

Ты бросал курить один, А теперь нас двое.

И семейный наш бюджет  Станет побогаче,

Купим мне велосипед, Чтоб гонять на даче.

– Ну и кроха! Вот так сын!  Хитрован  ужасный!

Все проблемы враз решил,  Ладно, я согласный.

Но условия скорей  Тоже выдвигаю:

Ты и пробовать не смей, А я курить бросаю!

И решили впредь еще И отец, и кроха:

– Будем делать хорошо  И не будем плохо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Курение - опасная ловушка" для 5-6 классов

Классный час входит в цикл классных часов о ЗОЖ...

Методическая разработка классного часа "Курение - коварная ловушка"

Методическая разработка классного часа "Курение - ловушка"....

Занятие "Курение - опасная ловушка"

Занятие нацеливает детей на здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек....

Классный час "Курение- опасная ловушка"

Классный час  о здоровом образе жизни, о вреде курения....

Воспитательное занятие «Курение опасная ловушка»

Цель: Расширять знания детей о факторах свидетельствующих о вреде курения, способствовать выработке отрицательного отношения к курению.  Задачи: Формировать установку на здоровый образ ...

«Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ. «Шаги по лестнице успеха». (Ловушки ЕГЭ).

Экзамен  по русскому языку в 9-ом и  11-ом классах в формате ОГЭ и ЕГЭ прочно вошёл в систему итоговой государственной аттестации выпускников. Но традиционная система уроков в среднем звене ...