Социальное проектирование как способ социализации личности школьника
статья по теме

Конкина Наталья Фёдоровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Межрегиональная  научно-практическая конференция

 «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребёнка»

СЕКЦИЯ

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ  РЕШЕНИЯ, ЭФФЕКТЫ»»

           ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА  СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

АВТОР:

Конкина Н.Ф.,

 учитель истории и обществознания

 ГБОУ СОШ №1 «ОЦ».

Села Большая Глушица

 м.р.Большеглушицкий

Самарской области

с. Б.Черниговка 2013 год

ФОРМЫ  СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

АВТОР: Конкина Н.Ф., учитель истории и обществознания

 ГБОУ СОШ №1 «ОЦ». Села Большая Глушица м.р.Большеглушицкий Самарской области

Взаимодействие личности с обществом  происходит в процессе социализации. Социализация – это процесс освоения человеком ценностей, норм, установок, социальных ролей, присущих данному обществу или конкретной группе. Ценности современного общества – это ценности правового государства, коим, согласно Конституции, является Россия. Это – демократическое сознание, включающее в себя толерантность, активность в достижении цели, уважение каждой личности и её прав, её выбора, умение проявить себя.

Социализацию личности можно представить как процесс приспособления(адаптации) индивида к жизни в конкретном обществе. Ведь, появившись на свет, человек застает  общество уже существующим. С момента своего рождения личность включена во все события, которые происходят в обществе. В этом смысле человек не свободен от того общества, в котором живёт. Социализация даёт возможность  конкретной личности не только понимать себя и поведение других людей, но и активно взаимодействовать  с окружающими. Школа – агент вторичной социализации. Именно в школьном возрасте  человек усваивает большинство социальных ролей, необходимых ему в жизни. Наиболее благодатной в этом плане является проектная  технология или метод проектов[1]. Именно благодаря занятиям  социальным, информационным, исследовательским  проектированием, процесс воспитания и социализации личности идёт быстрее, успешнее.

ФОРМЫ  СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

1.Предметом моего  исследования является метод проектов как технология, которая способствует в большей мере, чем другие,  социализации личности.

Цель, которую я преследую:

Показать благотворное влияние социального проектирования на процесс социализации  личности школьников.

Работу я основываю на своих педагогических наблюдениях.

Я рассматриваю проектную технологию как воспитательную технологию, оказывающую благоприятное воздействие на  становление личности учащихся.

Во время работы над проектами в процессе формирования ключевых компетентностей развивается  личность школьника, формируются   деловые качества, необходимые  для формирования качеств современного работника, умеющего решать проблемы, способного сделать нравственный выбор,  оттачиваются волевые черты личности, формируются такие положительные черты личности как жизненная активность, ответственность,  развивается эмоциональная сфера, приходит умение владеть собой,  уходят черты эгоизма, появляется осознание важности и ценности жизни в обществе, наполняются жизненным содержанием нравственные понятия «долг», «память», «совесть», «честь класса».

2. Каждому классному руководителю знаком «возраст непослушания» - 13-14 лет, когда у подростков  активно идёт формирование мировоззрений человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. Подростки переосмысливают свои ценности. Подвергается сомнению всё и вся. Прежнего безоговорочного подчинения уже нет. Учёба уходит с первого места в ранге ценностей.  Общественная работа в классе идёт с трудом. Самоуправление в классе начинает давать сбой. С такими проблемами столкнулась и я. Индивидуализм начал потихоньку разъедать классный коллектив изнутри. Класс делился на группки и группировки, все они распределялись по негласным рангам. Прежде  они умели себя развлекать, любили проводить время вместе: вечера, поездки, походы – но только вместе. Теперь скучающий взгляд был мне ответом на предложения  составить интересный план работы. Проявления эгоизма, безответственности не встречали единодушного осуждения как прежде. Неаккуратность и несобранность потихоньку стали входить в привычки нашего класса. Неумение и нежелание напрягаться для решения даже мелких проблем  стали проявляться довольно часто. Вот какие проблемы поселились в нашем классе.

. Именно в это кризисное для своего класса время  8А класс стал  заниматься социальным проектированием.

3. Во время работы над выявлением  проблемы формируются такие качества личности как ответственность, то есть способность принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него,

 готовность проявить активную жизненную позицию, умение  сделать нравственный выбор, формируется умение выявить проблему,  развивается способность анализировать ситуацию, определения своих приоритетов,  развивается умение сопоставить свои цели  с устремлениями других людей. Школа готовилась к своему юбилею, а написанной биографии у школы не было. При выборе проблемы мы обратили на это внимание.  Постановка проблемы звучала очень притягивающе: написать «биографию» своей школы. Честолюбие моих ненаглядных детей желало это сделать, особенно им нравились слова: «Выполнить долг перед старшим поколением». Этот проект стал называться  «Книга воспоминаний о школе». Активность ребята стали проявлять уже при разработке алгоритма деятельности. Он решили, что наша книга будет состоять из пяти глав.  Следовательно, и работать над ней должны будут пять групп. Процесс формирования групп идёт по определённой методике, но жизнь всегда вносит свои коррективы. Вместе стали работать дети с разными характерами и привычками. Уже сложившиеся дружеские  пары пополнялись, ребята открывали друг друга. Закрепляется навыки и умения  продуктивно взаимодействовать с членами своей команды, уживаться, не конфликтовать, но и не упускать свои интересы. Уметь договариваться  – вот чему предстояло научиться моим детям. То есть шло формирование толерантного поведения.

Мои наблюдения: Я наблюдала, как группы рассыпались, хотя создавались добровольно и с большим желанием, как открывались такие качества в одноклассниках,  которые до этого не были заметны, появлялись лидеры совершенно не из «лидерствующих» до этого детей.

Выдвигалась проблема и находилась тема, которую они заметили сами, без меня. Проект разрастался, работа кипела. Отступал эгоизм, формировались навыки взаимодействия друг с другом. Приходилось наблюдать выяснение отношений внутри групп, когда необязательность и безответственность ставили члена группы перед выбором: менять отношение к делу или оказаться вне группы.

Постановка целей и задач.  Желание сделать доброе дело, выполнить долг перед старшим и младшим поколением, то есть составить «биографию» школы - таковы благородные цели работы над проектом. Формулирование целей проекта, его задач несёт воспитательную нагрузку. Понятие «долг» наполнилось смыслом, основанном на личном жизненном опыте.  Благородная цель рождала и благородные средства.   По-новому для них открылись рядом живущие люди, родители, бабушки и дедушки, старшие соседи, учителя.

В процессе формулирования цели и задач стала проявляться  недостаточность умения сформулировать правильно свои мысли, выразить словами свои желания – вот в чём была трудность. Появилось желание подучиться. Расспросить другие группы об их опыте по этому вопросу. Определение задач работы над проектом постепенно выстраивало план действий каждой группы. Работа над проектом превращалась в коллективное творческое дело с едиными целями группы, взаимозависимостью её членов, общими просчётами и общими победами. Продолжалось формирование  ответственности, активности, аккуратности, духа товарищества.

Поисковый этап. Это самый большой этап проекта. Каждая группа собирала материал по своей теме: «Учебная деятельность», «Трудовая деятельность», «Пионерские и комсомольские дела», «Военно-спортивная деятельность», «Культмассовая работа». По-новому для них открылись рядом живущие люди, родители, бабушки и дедушки, старшие соседи, учителя.  Здесь очень важно преодолеть стеснительность, составить вопросы для интервью, настроить респондентов на себя,  записать и запомнить, уметь себя подать, произвести приятное впечатление, быть раскованными, но воспитанными, почувствовать свою значимость, проявить терпимость к чужим слабостям и привычкам – в силу того, что все респонденты принадлежат  старшему поколению.  Эта работа формирует чувство собственного достоинства, уверенности в себе, развивает самоуважение, появляется ощущение  своей значимости. Идёт знакомство с новыми людьми, с людьми совсем другого поколения, других жизненных принципов, других ценностей.  Ребята признают, что эти многочисленные встречи  расширили круг общения, подняли его на новую ступень, оказали влияние на выбор профессии.

Мои наблюдения:

    Мальчики стали степеннее себя вести. С ними, а не со мной, здороваются за руку уважаемые люди нашего села. Ребята стали лицом своего поколения для очень многих людей старшего поколения. И, судя по отзывам, это лицо понравилось их собеседникам. Неизгладимое  впечатление произвели на ребят встречи с руководителями старой закалки – главы районной администрации и райкома партии. Сильные личностные качества этих мужчин оказали положительное влияние на ребят.  Про встречу с ними, про их жизненный путь, их твёрдость и стойкость  рассказывали  с уважением  и удовольствием.  Вот такая оказалась прививка стойкости, мужественности и оптимизма.[2]

    По признанию девочек, мир их интересов стал шире, представления о работе администрации села, района изменились, мифы рассыпались[3].

    Происходил на глазах процесс взросления учащихся. Чаще стали проявляться черты,  присущие зрелой личности: целостность и иерархичность. Эгоистические черты нивелировались, чувство общественного долга облагораживало мысли и поведение учащихся. От распространённого  настроения «зачем нам это[4]надо?» происходил переход к «это[5] выделяет нас от других. Мы без этого не можем». Они с интересом присутствовали на открытом обсуждении бюджета района. Находясь в актовом зале администрации, принимая участие в обсуждении бюджета, они демонстрировали модель поведения взрослых людей[6].  Не стесняясь, обращались к Главе районной администрации, Главе сельской администрации, Председателю собрания представителей. Изменилось отношение учащихся  параллельного класса (там не было проектной деятельности) к нашей работе: «Мы тоже хотим[7]»  А раньше они недоумевали и  посмеивались над увлечённой работой ребят нашего класса.

 Анализ и обработка информации. Тут тоже возникла трудность с тем, что и как написать из того, что услышали. Ребята столкнулись с тем, что, оказывается  «беседовать» - это очень трудно и ответственно – ведь от тебя ждут результата, а он не всегда удовлетворительный. Оказывается на беседу надо приходить подготовленным по сути вопроса. Значит, надо было почитать о предмете беседы, а во время беседы расспросить непонятные места ещё раз, проявляя такт и терпение. В процессе всех  этих открытий формировались ответственность и внимательное отношение к людям. Шла работа над собой. Учились создавать себе настроение, владеть собой, распределять время. Ребята учились анализировать, критически оценивать, систематизировать, структурировать, представлять в виде графиков и таблиц полученную  информацию. Учились и совершенствовали навыки работы на компьютере, научились сканировать фотографии и делать электронные презентации.  Шло формирование  аккуратного отношения к печатному слову. Работа требовала совершенствования умений  владения ПК. Формировались такие качества как усидчивость и  терпение, развивалось внимание, развивались навыки самообразования, то есть волевые качества личности.

Часть ребят впервые использовала ПК не как игрушку, а как рабочий инструмент, на котором надо уметь работать. Они учились друг у друга, открывая всё новые возможности ПК. К концу работы над проектом каждый мог делать презентацию и печатать, но с разной скоростью.

Мои наблюдения:

Отношение к этому этапу сначала у ребят как  к более лёгкому. Они уже привыкают устраивать встречи, распределять время для встреч, составлять сценарий этих встреч. Эти хлопоты уже в прошлом. Теперь надо оформить всё собранное. Эти новые трудности закаляют характер. Идёт открытие новых возможностей ПК, доделка и переделка печатных материалов. Стенды надо оформить наглядно и ярко. Формируется  понятие вкуса, мысли формулируются всё чётче. Эта работа над собой ставит личность ребёнка  перед необходимостью проявлять терпение, аккуратность, использовать чужой опыт, проявить умение выразить свои идеи так, чтобы их поняли и услышали. Для учащихся открывается мир символов и наглядности, открываются психологические особенности восприятия.

К началу этого этапа навыки работы командой уже заложены. Поэтому ребята сами распределяют обязанности. Непонимания здесь меньше.

Создание портфолио. Так как у каждой группы было своё задание, то у нас получилось сначала пять портфолио. Сюда входили ксерокопии документов, фотографий, черновики бесед, дневник работы группы с фотографическим отчётом. Всё это небольшое, но очень важное хозяйство надо было держать в порядке: купить папу,  бумагу, плёнку, отпечатать и оплатить фотографии, вести дневник работы. Все  эти заботы тоже сильно влияли на ребят. У каждой группы появилась касса, выделился кассир. Здесь проявились такие качества как порядочность в расходовании денег, аккуратность, ответственность, я бы даже сказала хозяйственный ум. Из пяти портфолио предстояло нам сделать одно. Эта папка должна была эстетично выглядеть и содержать весь отчёт о работе, а затем превратиться в  конечный продукт – «Книгу воспоминаний о школе». Папку для этого решили купить особенную. Решили – сделали. За этими словами стоит  способность соотносить свои интересы с интересами других людей, решать проблемы, встающие на пути выполнения проекта

Ребята должны были проявить способность систематизировать, анализировать информацию, структурировать информацию, представлять её на разнообразных носителях.

К каждой главе надо было написать, на основе собранных воспоминаний,  рассказ, соответствующий названию главы. Вот здесь пришлось обратиться к старым книгам и справочникам, где ещё сохранились сведения о советской школе.

Мои наблюдения:

Работать с бумагами очень многие не умели, но они думали, что умели. Ребята должны были понять, что в оформлении документов тоже есть правила, есть требования к оформлению. Формировалось качество аккуратности, уважение к печатному слову. От причитаний:  «Я не Лев Толстой…» перешли к точному описанию своей работы. Постепенно оттачивались навыки  сочинительства, так как   каждую главу надо было снабдить рассказом. Эта работа не такая яркая и требует определённого навыка и таланта, поэтому самые нетерпеливые уходят из проекта на этом этапе. Они согласны разрабатывать новую проблему, собирать материал, знакомиться с новыми людьми, то есть «кипеть», но не сидеть.

Презентация. Каждая группа готовилась к презентации.  Умение правильно и чётко рассказать о своей длительной работе – таково было новое испытание для ребят. Нас обещали снимать на видеокамеру (так и было). Поэтому ребята очень волновались. Выход был один – хорошо подготовиться. Они составляли  и репетировали речь, оказалось, что это довольно трудно.  Хотя волнение дало себя знать, но презентация прошла очень хорошо. Шла упорная работа над формированием коммуникативной компетенции. Ведь они должны были представить свою работу в публичном выступлении,  суметь  представить и отстоять свою точку зрения, уважительно относясь к ценностям других людей. Должны были представить электронную презентацию, отобрать материал для рассказа. То есть формировалась  информационная компетентность. Проявив себя на школьном этапе, мы получили право представлять нашу школу на районном конкурсе социальных проектов «Гражданин», где заняли второе место.

Мои наблюдения:

На этом этапе особенно заметны изменения, которые происходят с ребятами. Необходимость публично выступать пугает очень многих. Во время работы над этим этапом происходят особенно заметные превращения. От ужаса в глазах с мольбой:  «А можно мы не будем….» до желания выступать ещё и ещё. Во время составления речи выступления ребята решают много проблем.

- кто будет защищать работу. Предстоит сделать нравственный выбор по типу: «Света моя подруга, но плохо  выступает». Осознание того, что под угрозой общий труд, заставляет ребят, проявляя уступчивость и понимание,  верно подобрать подходящие для этого кандидатуры.

- Что говорить, чтобы жюри нас оценило высоко. Как составить убедительную речь выступления.

- Как выглядеть и как произвести впечатление.

Умение правильно говорить начинает цениться очень высоко. На этом этапе ребята, защищающие проект, много работают над собой. Формируются такие качества как упорство, закаляется характер. Эти труды дают результаты. Победа над собой рождает успешность.

-  Застенчивость уходит, человек открывается, меняется отношение к нему.

- на этом этапе группа особо сплачивается. Это единомышленники, живущие общими интересами.

 Подведение итогов. Рефлексия. Наступил этап подведения итогов работы. Мы выяснили, что у нас получилось, а что не очень получилось,  а что совсем не так получилось. В чём мы -  молодцы, а в чём не очень молодцы. Какие и у кого качества проявились. И главное – чему мы научились. А научились мы многому:

- освоили новую технологию – работаем все вместе – это так интересно!

- усовершенствовали навыки работы на ПК.

- впервые проявили интерес к окружающим, и они ответили нам добром.

- научились работать друг с другом

- открыли для себя незнакомые положительные и не очень положительные качества своих одноклассников

- познакомились с разными людьми

- очень много узнали о своей школе и сохранили эти воспоминания для других поколений.

- почувствовали уважение со стороны других людей, а хорошее мнение о себе -  это тоже капитал.

- все пришли к выводу,  что за время работы над проектом класс сдружился.

- научились продуктивно взаимодействовать с членами команды.

- научились цивилизованно отстаивать свою точку зрения.

Мои наблюдения: 

С работой они справились. Свой проект ребята  защищали на районном конкурсе проектов «Гражданин». Заняли второе место. Успешность стала постоянным ориентиром  ребят. Во время торжеств, посвящённых 70-летию школы, они встречали гостей, им понравилось знакомиться и разговаривать с людьми. Наступило осознание, что хорошее впечатление о себе – это большой дополнительный капитал

Работа над проектами сильно  повлияла на учащихся моего класса. Она подняла учащихся на новую ступень, выделила их из общей массы учащихся нашей школы. Ребята изменились. Это было видно по тому духу, который царил в классе, по отношению к знаниям, к учёбе, друг к другу, к окружающим, ведь они могли многое преодолеть. Они освоили работу командой. И теперь, если предстояло какое-либо большое важное дело, то звучал призыв: «Давайте, как тогда. В результате занятия проектной деятельностью в учащихся класса сформировались следующие черты личности:

-    деловые качества, необходимые  для формирования качеств современного работника, умеющего решать проблемы, то есть ответственность, аккуратность, любознательность.

 -  волевые черты личности, такие как жизненная активность, способность к преодолению самодостаточность,

- развивается эмоциональная сфера, приходит умение владеть собой,  уходят черты эгоизма, появляется осознание важности и ценности жизни в обществе,  толерантность, уважительное отношение к людям

-  наполняются жизненным содержанием нравственные понятия «долг», «память», «совесть», «честь класса», формируется   чувство общественного долга,  способность делать нравственный выбор

вот какие качества формировались у учащихся под влиянием работы над проектами.

Это объясняет их успешность.

Закрепить свой успех они старались, работая над  другими проектами. Проект «Откуда мы приехали» показал, что  село заселили переселенцы 17 губерний, об этом говорят старые названия улиц села – Курятка, Рязанка, Тулятка. Это исследование вызвало к жизни большой проект «История посёлка Нефтяников».  Это - работа в районном Архиве, многочисленные беседы с людьми, посещение административных органов: архитектурного отдела, сельской и районной администрации. Ребята начинали с нуля. Ничего не было написано  о создании Посёлка у нашего краеведа – Русяева П.Я. Встречи, рассказы, впечатления, работа в архиве – всё это способствует формированию не только компетентностей, но и чувства патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, формирует личность.

Пробуждение интереса к истории своего края, его природе, его людям – часть патриотического воспитания.

К  юбилею села(230 лет) и района (80 лет) учащиеся работали над проектами по истории села и района. Именно проектная деятельность позволила собрать богатый материал к 80-летию района. А это всё- знакомство со своим краем, и, самое главное, это уже не забудется.

Интерес к родному краю, выразился в создании проекта – экскурсии «Глушица  туристическая». Для того чтобы «пригласить» туристов, надо найти эти «туристические места» в нашем крае. Свою экскурсию ребята осуществили на практике. Именно это  привело к  посещению живописных и заповедных мест нашего района:  колка Дубовенький,  Боголюбского дола, балки  Крутая. В экскурсионный маршрут вошло так же знакомство с прошлым улиц нашего села. Работа в архиве, встречи со старожилами села способствовали формированию целого рада компетентностей: коммуникативной, информационной, социальной. Развивали  умение формулировать проблемы и  навыки выстраивания алгоритма работы по решению этих проблем. Начальный вариант работы был  опубликован в газете «Степные известия». Результатом этой работы стала разработка  автобусного экскурсионного маршрута по улицам села.  Создание электронного варианта экскурсий, проведение заочных и очной экскурсии. Конечно, такая работа требует очень большой подготовки. Сбор материала об улицах села показал ребятам, на сколько изменился его облик, нравы, быт, привычки, население.    За каждой  работой – встречи с людьми, опыт общения, умение настроить на себя собеседников, добыть информацию, решить проблемы. Работа над этим проектом принесла успех, преодоление себя, развитие компетентностных навыков разных направлений. Как лучший проект округа, он представлял наше Южное управление образования на областном этапе конкурса социальных проектов «Гражданин» и стал победителем в номинации «За приобщение к культурно-историческим ценностям родного края».

Созрело убеждение, что к реке Иргиз относиться надо не как к малой реке, а как к самому большому притоку левобережья Волги. Работая над проектом «Глушица туристическая», ребята сравнивали освоение Дикого Запада в Америке и освоение Заволжья, ведь наше село лишь на три года моложе США(год рождения села – 1779). Они обратили внимание на то, с какой жестокостью осваивался американский Дикий Запад, когда уничтожались целые племена. Ребята  прониклись симпатией к своим предкам, на которых такого греха нет. 

  Мои наблюдения:

 За время работы над проектом они многое поняли и узнали, а так же познакомились с людьми разных профессий, с их взглядами и с их  отношением  к жизни. Работа над  проектом свёла их с очень интересными, увлечёнными людьми. Это для них было открытием. Ближе стали проблемы села. Проект помог раскрыться высокому чувству патриотизма – любви к своей малой Родине.  На рефлексии мы с ними подвели итоги работы. Они оказались следующими:

На вопросы,  какие же социальные роли они примерили на себя, в каких побывали, с какими уже никогда не расстанутся?  - учащиеся ответили довольно пространным перечнем: журналисты, психологи, коллеги, секретари, одноклассники, единомышленники, командиры, подчинённые, граждане, патриоты.

 


[2] «История управления районом»

[3] «История промышленности района».

[4] работа над проектом

[5] работа над проектом

[6] «История  управления районом»

[7] Когда в 10 классе у них появился урок ПД, они отозвались на него со всей душой и нерастраченной энергией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование как фактор социализации подростков.

Данный материал может использоваться педагогами для подготовке к педогогическим советам, МО....

Педагогический проект "Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка".

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 8-14 лет и включает следующие разделы: «Техника речи», «Выразительность речи», «Культура общения», «Литературное творчество», «Основы сцени...

Социальное проектирование как форма социализации личности ребёнка

Социальное проектирование как форма социализации личности ребёнка, конечно же не заменима. Разрабатывая социальный проект, мы отвечаем на ряд вопросов: Что? Зачем? Кто? Как?Отвечаем на вопрос Что? или...

«Социальное проектирование как способ создания благоприятных условий для развития личности школьника»

Социальное проектирование как способ создания благоприятных условий для развития личности школьника....

Инновационный опыт «Проектно – исследовательская деятельность – универсальный способ социализации личности школьника»

Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно-исследовательской деятельности обучающихся....

Социальное проектирование как фактор социализации школьников

Главная воспитательная задача в современной школе  -  создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного пр...