Педагогический проект "Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка".
проект на тему

Карева Ирина Валентиновна

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 8-14 лет и включает следующие разделы: «Техника речи», «Выразительность речи», «Культура общения», «Литературное творчество», «Основы сценического мастерства», «Психофизический тренинг». Большая часть учебных часов приходится на такие разделы, как «Литературное творчество» и «Основы сценического мастерства».

Проект, который я хочу представить вашему вниманию, назван так:

 «Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка».

Почему я обратилась к этой проблеме?

Нужны ли младшим школьникам навыки взаимного общения,  навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все – от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы?

 Все эти проблемы разрешимы и могут быть реализованы через приемы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка

Я, Карева Ирина Валентиновна, педагог дополнительного образования, являюсь руководителем объединения «Лира».  Дополнительная образовательная программа, на основе которой я строю свою деятельность, рассчитана на детей 8-14 лет и включает следующие разделы: «Техника речи», «Выразительность речи», «Культура общения», «Литературное творчество», «Основы сценического мастерства», «Психофизический тренинг». Большая часть учебных часов приходится на такие разделы, как «Литературное творчество» и «Основы сценического мастерства».

Проект, который я хочу представить вашему вниманию, назван так:

 «Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка».

Почему я обратилась к этой проблеме?

Ребёнку 7 лет, он идёт в школу. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не       бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе  любознательность, потребность в познании.

Нужны ли младшим школьникам навыки взаимного общения,  навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все – от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все эти проблемы разрешимы и могут быть реализованы через приемы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов. Они применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Инсценировать, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно с выдумкой проводить уроки, выходящие за грань привычного, внеклассные мероприятия, праздники – во всех этих  действиях присутствуют особенности театрального языка.

         Театральные игры являются наиболее эффективной педагогической технологией            развития творческой личности детей младшего и среднего школьного возраста

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения, поставленная в законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых в  современном обществе. Практические задачи дополнительного образования детей определены следующим образом: «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга».

   Образовательное пространство учреждений дополнительного образования детей     создаёт самые благоприятные условия для их реализации.

  Актуальность проблемы   обусловлена качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях.

  Детский  театр - это попытка дать детям почувствовать радость творчества. При этом сама структура театра, синтезирующая различные искусства, дает возможность детям раскрыть в себе очень разные творческие способности. Они могут быть артистами, художниками, скульпторами, музыкантами, танцорами. Поэтому эти занятия очень полезны для детей и приятны для взрослых.

Занятия в театральном объединении помогают ребёнку научиться адекватно оценивать себя и свои возможности, встраиваться в коллектив, определяя то место, ту роль, которая присуща только ему.

В современном российском обществе остро стоит проблема утраты подрастающим поколением духовно-нравственной культуры. Поэтому  в процессе образовательной деятельности мы сталкиваемся со следующими противоречиями:

между необходимостью формирования творчески активной личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью

и

социумом, в среде которого происходит доминирование Цивилизации над

Культурой, что, по - преимуществу, формирует человека-потребителя материальных благ, потребителя кич-культуры

    Данный проект призван найти пути решения следующих проблем:

утрата подрастающим поколением духовно-нравственной культуры;

отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культурных ценностей у обучающихся;

проблема формирования у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми; развития адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков.

Предметом исследования является Театральное творчество как наиболее естественный, органичный для детей вид деятельности, который позволяет расширить творческие возможности ребёнка и помогает психологической адаптации  в коллективе.

Через разыгрывание пантомим, постепенным включением спонтанных высказываний школьники выходят на осознание устного общения, учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Участие в театральной деятельности дает очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с приятелями, с пожилыми людьми и инвалидами, опыт правильного телефонного разговора, поведения в общественных местах. Театр позволяет кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные сказки, их сюжеты, раскрыть через инсценирование особенности героев, их характеров. “Репертуар” расширяется по мере необходимости.

Цель проекта

создание условий для раскрытия творческой индивидуальности ребёнка через включение его в театральную деятельность

Важнейшими задачами исследовательского проекта являются

1)обучающие:

  • формирование специальных знаний и умений, связанных с театральной деятельностью;
  • формирование навыков исполнительской культуры;
  • обучение самостоятельной работе над собой и над ролью.

    2) развивающие:      

  • реализация творческих способностей ребёнка посредством искусства кукольного театра и театральной деятельности в целом на основе развития личностных качеств;
  • развитие коммуникативных, организаторских умений;
  • содействие развитию индивидуальной личной культуры.        

  3) воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности за себя как части единого коллектива;
  • воспитание внутренней психотехники актёра;
  • воспитание потребности в постоянной работе над своей личностью, над образом.
  •  формирования у обучающихся культуры достоинства; самовыражения личности.

Реализация данного исследовательского проекта предполагает, что если ребёнок занимается в театральном объединении, то он получает возможность проявить свои разносторонние способности, создавая собственные произведения в процессе педагогически организованной художественно-творческой деятельности.

1 этап работы над проектом – подготовительный.

  • Подбор литературы по проблеме исследования
  • Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей.
  • Составление и подбор диагностических методик по теме для  отслеживания развития творческих способностей детей в   театрально-игровой деятельности.

     На данном  этапе дети постигают основы зрительской культуры, искусства кукольного театра.  В  этот период осуществляется:

  • подготовка психофизического и творческого (актёрского) аппарата ребёнка;
  •  теоретическое овладение понятиями и терминологией,   элементарными навыками сценического мастерства.

 2 этап – основной.

  Деятельность направлена на дальнейшее развитие приобретённых умений, навыков, совершенствование исполнительского мастерства, реализацию творческой инициативы:

  •  выработка умений и навыков по организационной деятельности;
  • установление тесных отношений между детьми и родителями через совместный досуг;
  • реализация способностей детей через образовательную деятельность в различных видах творчества;
  • анализ, диагностический срез, исследование личности воспитанника
  • Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителями по проблеме реализации педагогического проекта.
  • Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей воспитанников театральной студии.

 Заключительный этап

предполагает применение полученных знаний и реализация творческих способностей в преобразовательной деятельности:

  •  соучастие воспитанников в создании спектакля, индивидуальная работа над ролью;
  •  предоставление возможности каждому ребёнку к самоопределению через участие в театральной и досугово - творческой деятельности;
  •  организация проектной деятельности, создание авторских сценариев, показы и просмотры;
  •  организация занятий в разновозрастных творческих группах, где старшие воспитанники выступают в роли инструкторов.

На уроках театра важно, прежде всего, сформировать у детей умение работать в малых группах, дать основы актерских навыков, научить удерживать мобилизацию, владеть произвольным вниманием, работать в коллективе. Это первый этап обучения актерскому мастерству. Идет освоение закона коллективной работы: “Быть в нужное для общего дела время в нужном месте”. Тогда все получится. То есть идет организация работы коллектива и нарабатываются коммуникативные навыки. Что с успехом может переноситься на другие уроки, где ученики так же готовы общаться, работать малыми группами, легко переходить из группы в группу, легко менять роли “лидер – ведомый”, “ученик – учитель”.

Предполагаемые результаты проекта:

  • Теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными           навыками сценического мастерства, практическое применение знаний и умений.
  • Овладение профессионально-значимыми качествами: эмоционального восприятия речи,  образного мышления, воображения, двигательной координации, умения импровизировать.
  • Реализация способностей детей через образовательную деятельность в различных видах творчества.
  • Обучение воспитанников умению  делать самостоятельный выбор, формирование коммуникативных навыков.
  • Готовность и способность к творчеству не только в искусстве, но и в науке и других областях жизни и деятельности.

Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. Параметры определения творческой активности и коммуникативных способностей детей следующие:

активная речь, общительность, желание участвовать в театральных играх, эмоциональная отзывчивость, умение передавать мимикой и жестами основные эмоции, умение вести диалог, умение слышать и слушать партнёра, встраиваться в коллектив

Вывод

Практическая значимость данного проекта для других педагогов.

Инновационная деятельность по использованию арт-педагогических технологий подтвердила свою продуктивность. В процессе работы над проектом мне удалось убедиться в том, что искусство как дидактическое средство, интегрирующееся в различные школьные предметы, воспитательные мероприятия, создаёт наиболее благоприятные условия для формирования эстетического и этического иммунитета как показателя духовно- нравственной культуры личности. Данный проект рассматривается в контексте образовательной технологии «Педагогический театр», которая может быть востребована учителями-предметниками, школьными психологами, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования;

  • использование приемов театральной педагогики удачно вписывается в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности;
  • участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;
  • в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;
  • театральная педагогика дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;
  • участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование как способ социализации личности школьника

О том, как социальное пректирование помогло решить многие проблемы класса....

Социализации личности ребёнка на уроках изобразительного искусст

Для успешной социализации личности ребёнка  необходимо  активное использования проектной деятельности на уроках изобразительного искусства...

«Физическая культура (игровые технологии) как средство социализации личности ребёнка в процессе образования»

Творческая работа попредмету "физическая культура"(позволит повысить успеваемостьна уроках в начальной школе,решит проблемы с дисциплиной, повысит интерес к предмету)...

творчество как способ реализации личности

творчество – это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта. В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов....

Социальное проектирование как форма социализации личности ребёнка

Социальное проектирование как форма социализации личности ребёнка, конечно же не заменима. Разрабатывая социальный проект, мы отвечаем на ряд вопросов: Что? Зачем? Кто? Как?Отвечаем на вопрос Что? или...

Инновационный опыт «Проектно – исследовательская деятельность – универсальный способ социализации личности школьника»

Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно-исследовательской деятельности обучающихся....