Социализации личности ребёнка на уроках изобразительного искусст
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Для успешной социализации личности ребёнка  необходимо  активное использования проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализации личности ребёнка на уроках изобразительного искусства

МБОУ лицей №2,города Бугульмы Республики Татарстан

Пешкова Марина Алексеевна, учитель изобразительного искусства и черчения

высшей  квалификационной категории

 

Как известно в стандартах второго поколения большое внимание уделяют социализации личности ребёнка и в качестве главных социально одобряемых характеристик отмечаются:

«способность к достижению цели»,

«социальная активность школьника».

Наши дети нацелены на получение  знаний по основным предметам, Они  научились решать тестовые задания, задачи. Но генерировать свои идеи  в жизнь  не умеют.

Всем известно черчение как школьный предмет более не существует.

Многие высказывают недовольство по поводу отмены черчения  и введения предмета искусства.

Но поработав буквально первые месяцы по новой дисциплине «Искусство», я удивилась тому колоссальному пробелу в эстетическом образовании наших детей.

Во-первых, искусство их не интересует, им это не надо. (Здесь можно сослаться  возрастные особенности детей 8-9 класса - отрицание «всего и вся» и культовое значение ЕГЭ и ГИА)

Во-вторых, придумать что свое, создать что то  принциально  новое –– вот  это уже проблема. 

Наши дети не могут и не знают как это делать. Умеют только копировать, делать по образцу.  Дети бояться ошибиться, их пугает конечный результат. Все знают, все могут – а продемонстрировать свои знания и умения не способны. А все потому, что  для творчества недостаточно мышления только логического.

Необходимо подключение всех типов мышления.

Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей – все это необходимо нашим ученикам для успешной социализации в обществе.

            Творческое начало нам необходимо формировать в детях, развивать и совершенствовать.

Одним из механизмов выхода из сложившейся ситуации в образовании  может стать проектная деятельность, которая создаёт условия для социальных проб и ошибок личности, создает атмосферу творчества. 

           Е.С.Полат  определила на каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

 Она разделила учебные предметы на две большие группы:

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Вторая группа предметов  ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

Эти предметы не так связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегрированный и (или) прикладной характер. В данную группу входит изо.

 Для предмета ИЗО вопрос о том, как его изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данного курса. Преподавание изо не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Вот уже не первый год основным методом обучения для меня становится проектная деятельность школьников, которая органично вплетается в рабочую программу  по предмету. В календарно-тематическом плане выделяются ведущие темы (раздел), которые вынесены для проектирование. В 7 классе проект  « Образ человека - образ эпохи», проходит через весь период и мы работаем над этой темой  многогранно- изучаем строение и пропорции фигуры человека, создаем различные сценические образы, рисуем автопортреты, выполняем наброски одноклассников – это и скульптура и живопись и графические работы.

На примере начальных  классов при создании проекта «Сказочный лес в разное время года». Большой акцент нужно сделать на наблюдательность ребенка, работа имеет большую практическую направленность. Это краткосрочные проекты, рассчитанные на одно- два занятия. Ребята используют различные техники исполнения, это ПК, на бумаге красками  и в объеме из пластилина.

Великий труд - создать такие условия, когда у малыша возникает внутренняя потребность самому осваивать  и узнавать мир вокруг себя. То есть ребенку не безразлична судьба его работы – это уже вербально, а не логично.

Для успешной самостоятельной работы учащихся необходимо создать специальные условия:

Образовательная среда

Обеспечение должно быть достойным, в полном объеме.

Необходимо продумать Систему оценивания

В качестве Методической  помощи учителю рекомендуют:

овладеть технологией проектирования

перейти  из предметной «зашоренности» в надпредметное

Необходимы новые формы организации образовательного процесса.

Для  успешной реализации метода проекта необходимо

широкое использование межпредметных связей и личностного опыта ученика в раскрытии и развитии его индивидуальных творческих способностей

использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в организации проектной деятельности школьников

Работа над проектом творческая, в тоже время существует определенный алгоритм его выполнения.

Проект это  пять П: проблема, проектирование-планирование, поиск информации, продукт и презентация.

      Интересные проекты, дают интересные результаты.

Традиционные наши проекты это проект снежного городка, проект здания, проект интерьера и экстерьера здания. Они выполняются в рамках урока, всеми без исключения учениками.

Работа над проектом ставит все новые и новые задачи по совершенствованию уровня образованности ученика. Например, при выполнении проекта по архитектурному моделированию – возникла необходимость изучения компьютерных программ, таких как Автокад и Компас для создания моделей и разверток зданий.

Microsoft Paint (Пэинт, Паинт) — активно используется на уроках уч-ся 1-6 классов. Другие, более профессиональные программы аналогичны, поэтому Paint является ступенькой в мир графических редакторов. (Выполнение творческого задания с элементами моделирования. Например: рисуется только одна рыбка - затем она подвергается модернизации  путем копирования и получается целый аквариум).

Среди программ по 3d-моделированию Google SketchUp отличается максимальной простотой в работе и особенно удобна для начинающих пользователей.

В программе  большие возможности для проектной деятельности учеников.

Adobe Photoshop удобен для редактирования картинки с использованием готовых изображений. Ребята с увлечением выполняют такие проекты как «Чистое слово»- говори правильно, создание головоломок «Найти 10 отличий», проект «Геральдика» - которые имеют выход за рамки урока. Как мне известно, ученики 7в класса провели классный час совместно с родителями по теме «Герб моей семьи», где дети используя работы выполненные на уроках изо, с честью и достоинством защищали свой семейный герб.

Для успешной социализации личности ребёнка я считаю, что необходимо  активное использования проектной деятельности на уроках изобразительного искусства:

использование ИК  технологий  и регулярное повышение уровня знаний в области графических программ;  

так же тематика проектов должна  быть социально значимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка".

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 8-14 лет и включает следующие разделы: «Техника речи», «Выразительность речи», «Культура общения», «Литературное творчество», «Основы сцени...

«Физическая культура (игровые технологии) как средство социализации личности ребёнка в процессе образования»

Творческая работа попредмету "физическая культура"(позволит повысить успеваемостьна уроках в начальной школе,решит проблемы с дисциплиной, повысит интерес к предмету)...

Социальное проектирование как форма социализации личности ребёнка

Социальное проектирование как форма социализации личности ребёнка, конечно же не заменима. Разрабатывая социальный проект, мы отвечаем на ряд вопросов: Что? Зачем? Кто? Как?Отвечаем на вопрос Что? или...

"Социализация личности учащихся на уроках математики"

Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных нор...

Социализация личности учащихся на уроках математики

quot;Социализация личности учащихся на уроках математики" - тема моего доклада на ГМО учителей математики...

Методический семинар. Тема: «Социализация личности учащихся на уроках математики»

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность....

Презентация. Тема семинара: «Социализация личности учащихся на уроках математики»

Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации....