ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЩЕЖИТИИ
методическая разработка по теме

Организация воспитывающего познавательного досуга молодежи в общежитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО

«Краснодарский технический колледж»

Краснодарского края

 

 

 

  

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

 

 

 

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В ОБЩЕЖИТИИ

 

 

 

 

Разработчик:

В.И. Рыдченко

 

г. Краснодар

2012

          Организация воспитывающего познавательного досуга молодежи в общежитии – досуга, который ей интересен, - возможна, если воспитатель знает проживающих здесь юношей и девушек, их запросы, знает и то, чего не хватает им. Ведь в своей жизни молодые люди руководствуются определенными потребностями и интересами. В одних случаях эти потребности и интересы носят общественно осознанный, в других – индивидуально-эгоистический характер.

          Потребности молодежи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии проживает молодежь в возрасте 15 – 20 лет, и на каждом возрастном этапе у нее проявляются доминирующие потребности.   

У молодежи 15 – 18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки, развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведет к односторонности в развитии той или иной группы молодежи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих.

          Характер  потребностей зависит и от психологического склада личности, уровня ее воспитанности. У менее воспитанных молодых людей потребности часто проявляются в виде влечений или малоосознанных побуждений. Эти люди чувствуют, что им чего-то недостает, не хватает, но не знают, чего именно, не пытаются разобраться в своих желаниях, а разобравшись, мало что делают, чтобы их удовлетворить. К сожалению, таких молодых людей в общежитии бывает довольно много.

          Организатором воспитательной работы в общежитии всегда необходимо учитывать, что у части молодежи интерес к определенной форме досуга может проявиться стихийно, неосознанно, вследствие ее эмоциональной привлекательности, и уже позже осознается его жизненное значение. Важно не пропустить момент появления «поверхностного» интереса, выяснить мнение проживающих о той или иной форме работы, чтобы закрепить этот интерес.

          Особое внимание при изучении и анализе интересов студентов следует обратить на духовные интересы, интересы к общественной и организаторской деятельности, познавательные. Важно различить активные и пассивные интересы молодежи. Только анализ того, чем конкретно занимается человек в свободное время, помогает раскрыть эффективность процесса воспитания.

         Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодежи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих. С целью их выявления во многих общежитиях используют анкетный опрос, содержащий следующие вопросы:

1.     Какие мероприятия Вы любите?

2.     Как часто Вы хотели бы посещать дискотеки в общежитии?

3.     С людьми, каких профессий Вы хотели бы встретиться в общежитии?

4.     Какие виды искусства Вы любите?

5.     Хотели бы Вы получить знания по вопросам семьи, быта, этикета?

6.     Как Вы любите отдыхать: принимать непосредственное участие в мероприятиях или смотреть со стороны?

7.     Напишите Ваши предложения по улучшению досуга молодежи в общежитии.

         Используются также личные карточки на проживающих, где, кроме социально-демографических данных, фиксируются ответы на вопросы :

     что Вы умеете делать: петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, мастерить, шить, вязать (другое -    подчеркнуть)?

    в каких кружках с целью реализации Ваших возможностей и способностей Вы хотели бы участвовать?

    в каких клубных объединениях Вы хотели бы участвовать?

         Цель такого  опроса  - учесть запросы студентов, проживающих в общежитии при планировании воспитательной работы.

         Организаторы воспитательного процесса должны учитывать обобщенные главенствующие духовные интересы, вкусы и потребности конкретных групп людей. Тогда станет возможной реализация дифференцированного подхода к удовлетворению духовных и культурных запросов конкретных групп молодежи. В общежитии это особенно важно, иначе получается, что организуемые мероприятия как будто бы рассчитаны на всех, а на самом деле ни на кого. Они проводятся потому, что надо что-то проводить.

         Может возникнуть вопрос: нет ли опасности в том, что, выявляя запросы, потребности молодых людей и соответственно удовлетворяя их, организаторы досуга идут как бы на поводу у отдельных групп молодежи с еще не вполне сформировавшимися вкусами? Сигнал о неудовлетворенных культурных запросах, полученный от самих молодых людей, как и равнодушие последних, должны служить организаторам воспитательной работы своеобразным ориентиром в выборе форм вне учебной работы.

         Приобщение человека к культурным ценностям по принципу от простого к сложному – главный путь развития личности.

         Методика подготовки и проведения каждого мероприятия имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, учет которых способствует успешной реализации поставленной задачи.

         Неизменное твердое требование к любому воспитательному мероприятию – его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение.

         Создание перед проведением мероприятия соответствующей психолого-педагогической атмосферы – предметной среды, - помогает его активному восприятию. А заранее сделанное, построенное в неожиданном ключе объявление привлечет внимание большинства проживающих. Подготовка к мероприятию предполагает красочное оформление помещения, где оно будет проходить. Изобразительно-выразительные средства способствуют углубленному восприятию темы. Здесь можно использовать плакат, графику, живописные работы, цветные и световые эффекты, музыкальный фон, художественное чтение, выставки и т.д.

         Основными фондами досуга в студенческих общежитиях стали индивидуальное или коллективное прослушивание музыкальных записей, радиопрограмм, просмотр видеокассет и телевизионных передач.

         Часть свободного времени студенты расходуют на общение в «узком кругу» с товарищами. Многие участвуют в праздновании красных дат календаря и религиозных праздников, встрече Нового года, дней рождений, некоторые организуют в жилых комнатах танцевальные вечера, играют в азартные игры.

         Менее популярными в последние годы стали диспуты, тематические вечера, беседы и встречи с администрацией, деятелями культуры и науки, чтение художественной литературы, прослушивание классической и народной музыки. П. Рогоноз отмечает: «В целом заметна ориентация большинства на «усредненную молодежную культуру», бездумную развлекательность, пассивные формы отдыха».

         Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным интересам студентов. Вместе с тем они проходят преимущественно на низком качественном уровне, односторонне, стихийно, нередко сопровождаются грубыми нарушениями Устава ССУЗа, распорядка дня и правил проживания в общежитии.

         Четкой ориентации культурного отдыха и досуга студенческой молодежи в общежитиях можно достигнуть лишь при целенаправленной и совместной работе классного руководителя, воспитателя и студенческих советов, на основе развития студенческого самоуправления и творческой активности молодежи.

         Рассмотрим методику подготовки воспитательных мероприятий, проводимых в студенческих общежитиях.

         К наиболее сложным формам воспитательной работы в общежитии относятся диспуты. Они требуют тщательной подготовки, живой манеры проведения. Диспут – это спор между лицами, имеющими разные взгляды на определенную проблему. Он вырабатывает у молодежи умение логично мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать позицию.

         Участниками диспута становятся молодые люди, которых объединяет общее стремление разобраться в моральных ценностях, жизненных идеалах. Ряд проблем, поднимающихся на диспутах, они уже многократно обсуждали в своем кругу (в комнатах, в секциях) и подготовлены к тому, чтобы откровенно высказать свою точку зрения. Воспитательная цель диспута – помочь молодежи выработать социально- и лично-значимые ценностные ориентации.

         При подготовке диспута важно создать в общежитии соответствующую психологическую атмосферу для доброжелательного и активного обмена взглядами и мнениями, для максимального привлечения молодежи к обсуждению поставленных вопросов.

         Диспут – наиболее активная форма творческого мышления. Человек высказывает свое мнение по конкретному вопросу, подтверждает это мнение аргументами, вырабатывает точность, логику мышления, показывает умение использовать в споре накопленные знания, формирует культуру ведения спора.

         В нравственном воспитании студентов, формировании у них этических оценок и эстетических вкусов важное место занимают различные виды искусства.

         Наиболее доступный путь – чтение. Читательские конференции помогают вырабатывать у молодых людей привычку к углубленному чтению, умению оценить книгу, развивают ораторские навыки, логическое мышление. Спор о книге оттачивает мысль, наталкивает на решение собственных проблем.

         Не существует готовых рецептов, как выбрать книгу для обсуждения на читательской конференции. Может порекомендовать ее сам воспитатель; он может также сначала познакомить молодежь с отрывком из произведения, если возникнут споры – дать прочитать книгу целиком.

         В ходе подготовки к конференции перед студентами можно поставить такие вопросы, как: «Чем Вас взволновала эта книга?», «Какие наиболее важные проблемы ставит в ней автор?», «Кто из героев книги Вам понравился и почему?», «Что нового помогла Вам узнать книга о жизни?», «В чем Вам хочется возразить автору или героям произведения и с чем согласиться?».

         Готовясь к конференции, необходимо подумать и о броской афише – приглашении. Хорошо, если будет красочно оформлено помещение, где предполагается провести конференцию. Если в библиотеке имеются произведения автора обсуждаемой книги, желательно сделать выставку.

         Порядок проведения конференции свободный. Как правило, она открывается рассказом о биографии писателя, о значении обсуждаемого произведения. Затем перед присутствующими ведущий ставит основные вопросы, которые предполагается обсудить на конференции (они перечислены и на плакате, который находится в зале). Слово берут основные докладчики, аргументируют свои мысли примерами из обсуждаемого произведения. На конференции может выступить каждый присутствующий, прочитавший книгу.

         В заключительном слове ведущий, открывший конференцию, подводит ее итоги, отмечает, насколько полно обсуждено произведение, делает обобщения по выступлениям.

         Читательская конференция в общежитии может принести пользу лишь в том случае, если обсуждаемые в ней проблемы связаны с жизнью молодежи, волнуют ее.

         Основное условие – правильный выбор литературного произведения. На обсуждение необходимо выносить книги талантливые, художественно значимые, способные воздействовать на мысли и чувства молодых людей.

         Во многих общежитиях проводятся и литературные вечера. Литературные вечера обычно приурочивают к юбилею известного писателя или поэта. Большая подготовительная работа коллектива библиотеки ССУЗа, преподавателей культурологи, Стутсовета и главное – активное и заинтересованное отношение самих участников вечера – студентов – позволяют проводить вечера на высоком художественном и содержательном уровне, оказывать на аудиторию благоприятное воздействие, показывать молодежи, что такое подлинная духовность и настоящая культура, какие огромные пласты ее заложены в нашей истории.

         Сложнее подготовить литературно-музыкальный вечер. На помощь организаторам этого мероприятия должны прийти сотрудники библиотеки и профессиональные музыканты. Чтобы сделать такие вечера более.

Привлекают молодежь «часы музыки», музыкальные вечера, посвященные творчеству композитора или одному из музыкальных жанров.

         Подготовка и проведение лекции. Здесь необходимо думать не только о ее содержании, форме подачи, но и о выборе вопросов, которые будут интересны молодежи, вызовут отклик, принесут пользу. Лекции в общежитии надо проводить с привлечением квалификационных лекторов, планировать с учетом пожеланий студентов.

         Большие возможности для эстетического воспитания молодежи открывают лекции – концерты, где собственно лекционный материал чередуется с музыкальными и литературными фрагментами. Здесь многое зависит от исполнительной деятельности участников концертных номеров. Однако они не должны приобретать самодовлеющее значение, их роль – расширить образные рамки данного мероприятия.

         Устные журналы являются действительной формой воспитания молодежи. Они позволяют оперативно реагировать на различные события, факты. Устный журнал состоит из страниц – разделов. Каждая страница представляет краткое сообщение, которое в зависимости от содержания может быть проиллюстрировано диапозитивами, диафильмами, фрагментами из кинофильма, выступлениями спортсменов, профессиональных артистов.

         Иллюстрации подают как в процессе устного выступления, так и после него, являясь своеобразным наглядным дополнением, средством его художественного выражения и эмоционального подкрепления. Художественные выступления могут играть и самостоятельную роль. Например, после страницы, посвященной важному текущему событию, можно дать страницу, знакомящую с новым музыкальным произведением или театральной постановкой.

         Чередование страниц при сохранении единства замысла и целостности программы придает устному журналу оригинальный, увлекательный и эмоциональный характер, позволяя знакомить слушателей с самыми различными вопросами, не утомляя их.

         Используя эту форму работы в общежитии, важно учесть, что молодежь сейчас получает огромную информацию из различных источников. Поэтому устный журнал должен предложить те сведения, которые относятся к числу последних, освещая одновременно самые различные стороны жизни. Цель каждого устного журнала – рассказать о важнейших событиях, происходящих в стране и за рубежом, о выдающихся достижениях науки, техники, искусства и литературы.

         Чтобы выпустить устный журнал, необходима значительная подготовительная работа: надо изучить запросы и пожелания слушателей, найти интересующие всех темы для журнала в целом и его отдельных страниц; подобрать иллюстрированный материал, подготовить исполнителей. Все это делает группа активистов.

         Самой популярной формой досуга являются вечера отдыха, сочетающие танцы и игры, музыку и художественное слово, конкурсы и викторины.

         Так, в общежитии может быть с успехом проведен смотр талантов первокурсников и старшекурсников.

         Задачами конкурса являются:

   использование внеучебного времени в целях адаптации первокурсников к условиям организации учебы и досуга в ССУЗе;

   поиск новых форм в организации досуга студентов;

   выявление новых талантов и привлечение их к участию в проведении досуговых мероприятий со студентами;

   сплоченность микрогрупп и коллектива студентов в целом;

         Конкурс проводится по следующим номинациям: эстрадный и классический вокал, эстрадный и бальный танец, разговорный жанр, игра на музыкальных инструментах.

         Проведение такого вечера – отдыха может носить любое название: «Давайте познакомимся».

         Целесообразно провести такой вечер в первые месяцы (сентябрь – начало октября). Интересны по своему содержанию и эффективности в плане воспитательной работы вечера знакомства всегда являются своеобразным толчком для успешной совместной жизни проживающих в общежитии. В программу вечера можно включить конкурсы «Самая веселая и находчивая секция», «Танцевальная секция».

         При подготовке такого вечера большое внимание уделяется подготовительной работе, проводимой в секциях (своеобразных командах), которые дают название своей команде, готовят «свою» стенгазету, защита или представление секции является финалом проводимой предварительной работы студентов.

          Вечер отдыха в общежитии – своеобразный семейный вечер. Он будет тем удачнее, чем больше инициативы, выдумки, фантазии у людей, готовящих его. Вечер отдыха создает условия для эмоциональной разрядки человека, для восстановления его физических и интеллектуальных сил. Таким образом, вечер отдыха – комплексное массовое мероприятие, отличается разнообразием форм познавательного и развлекательного характера, широкими возможностями активного участия и проявления способностей его участников при полной непринужденности в общежитии.

         Основные методические требования к организации и проведению вечера отдыха  таковы:

1.    Информация о вечере – заблаговременная, яркая. Лучше, если это будет афиша, в которой раскрывается содержание вечера, указан порядок номеров, а также фамилии его участников.

2.    Привлечение к подготовке вечера Студсовета общежития; и распределение между ними обязанностей; выделение ответственных за игры, викторины, конкурсы; оформление пригласительных билетов.

3.    Отбор музыки для танцевальной части вечера.

4.    Чередование танцев со зрелищными номерами.

5.    Определение ведущего (эту роль лучше предложить эрудированным студентам, проживающим в общежитии, остроумным, веселым, способным «зажечь» аудиторию).

6.    Приобретение сувениров для награждения победителей конкурсов, викторин.

7.    Приглашение на вечер гостей.

         Целесообразный и педагогически обоснованной формой и средством объединения молодежи являются клубы по интересам, способствующие самореализации личности в сфере свободного времени. Добровольно объединяясь в группы на основе общности интересов, сравнительно устоявшемся уровне притязаний и стремлений, участники таких любительских клубов получают возможность заниматься определенным видом интересующей их деятельности.

         В клубном объединении проводятся показ и обсуждение тематических программ, встречи с профессиональными, любительскими и индивидуальными исполнителями, вечера отдыха.

         Интересы молодежи практически неисчерпаемы, поэтому важным требованием при создании объединения является учет возрастных и индивидуальных особенностей молодого человека, его эстетических интересов и желаний.

         Воспитательные цели клубных объединений реализуются в учебно-познавательной работе, в процессе которой у членов клуба накапливаются знания о различных аспектах социальной жизни.

         При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учет возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.

         Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путем массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ"

Воспитание в общежитии - это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия на различных уровнях, в том числе с классными руководителям...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках

Методический материал для учитей физичкской культуры. В помощь начинающим свою трудовую деятельность учителям физической культуры....

«Тестирование с помощью Google форм как средство организации контроля знаний учащихся на уроках математики»

В наше время, благодаря развитию цифровых технологий, в учебной практике появляются новые инструменты и средства, с помощью которых педагоги могут решать более сложные задачи. Например, современный ре...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языкаВ современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток...

Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии

Методы, формы и средства организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету ...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках

Методический материал для учитей физичкской культуры....

Методы, формы и средства организации учебной деятельности учащихся

Методы, формы и средства организации учебной деятельности учащихся...