Лесная экологическая тропа"По стране Берендея"
методическая разработка (6 класс) по теме

Куликова Галина Валерьевна

 

        Цель экологической тропы: ведение просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним. Экологическая тропа – это единственное место, где школьники в реальной ситуации организованно выступают в роли пропагандистов экологических норм и правил, втом числе и среди взрослого населения. Учащиеся овладевают умениями применять свои знания на практике из различных предметов в комплексе, постигая неразрывноеединство природной среды и человека. Экологическая тропа – это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, где формируется и активная жизненная позиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa_2.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Юрьев – Польский район Владимирской области

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

                          «Лучковская основная общеобразовательная школа»

               школьное лесничество ЮнПоЛе

        

                               ПО СТРАНЕ БЕРЕНДЕЯ

                                            Автор работы  Пантелеев Константин

                                                                       ученик 8 класса  

                                            рук. работы  Куликова Галина Валерьевна

                                         2008 год        

                                          ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………….3 стр.
  2. Методика исследования………………………………………………4 стр.
  3. Результаты исследования…………………………………………….4 стр.
  4. Выводы………………………………………………………………..6 стр.
  5. Заключение……………………………………………………………7 стр.
  6. Список используемой литературы………………………………….7 стр.
  7. Приложения…………………………………………………………..8 стр.

                                                  ВВЕДЕНИЕ

  Цель экологической тропы: ведение просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним;

Задачи экологической тропы:

  • раскрыть роль леса, как основного компонента природной среды;
  • научить понимать и правильно использовать природу леса;
  • научить правильно вести себя и ориентироваться в лесу,
  • конкретизировать связь обучения с жизнью и оптимизировать отношения человека и окружающей среды;
  • расширять естественный кругозор;
  • показать последствия антропогенного воздействия на природу леса.

   Актуальность работы 

Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Особенностью лесов состоит в том, что они, в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощимое использование.

   Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.

  Без учёта экологических проблем, структуры и динамики изменения состав лесов России, а так же анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы глобальных изменений природной среды.

  Социальная значимость леса в современном мире заключается в активном воздействии леса на формирование социальной среды, благоприятной для существования и деятельности человеческого общества. Лес поддерживает воздушную и водную среды в состоянии, необходимом для здоровой жизни людей. Он повышает качество воздуха, снижает уровень индустриальных шумов. Лес создаёт благоприятные условия для духовного и физического развития человека, является ключевым элементом природной среды.

     С лесом связаны многие традиции, обычаи и верования людей, составляющие вечную ткань культуры народов и цивилизации, формирования, существования и деятельности человеческого общества.

     Но какие бы не принимались решения по охране и восстановлению лесов, большое значение имеет то, как поступает каждый человек, какими нормами он руководствуется в своей повседневной жизни. Как воспринимает лес и как к нему относится. На сколько понимает значение леса в своей жизни. Проведённый мною социологический опрос показал, как мало люди задумываются о роли леса в природной среде, как мало они знают о нём, и это показало мне всю  необходимость проведения просветительской работы среди населения м. Лучки. Так  зародилась идея создания учебной экологической тропы кольцевого типа. Выбрали маршрут экологической тропы, предназначенной только для пешеходов, основываясь на принципах доступности для детей различного возраста, значимости с научной точки зрения и поэтому маршрут тропы пролегает по территории 23 и 30 кварталов леса. Идея создания лесной экологической тропы была поддержана руководителями школы и Лучковского лесхоза.

 

                        МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

По своей сути, экологическая тропа – это учебно – просветительский кабинет в природных условиях. При её прокладке учитывались три главных требования: привлекательность, доступность для посетителей и информативность. Этим  и была определёна методика исследования и работы по созданию экологической тропы:

  • выбор маршрута и его протяжённость;
  • взаимодействие с землепользователями территории, по которой пролегает тропа и составление паспорта на учебную тропу (см. приложение №1);
  • социологический опрос;
  • словесный;
  • работа с литературой;
  • выбор состава экскурсионных объектов;
  • разработка комплекта с описанием экскурсионных объектов.

                        РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Подготовительная работа над проложением маршрута тропы была начата в сентябре 2004 году. Был выбран доступный для посещения маршрут, эмоционально и информационно насыщенный. Общая протяжённость тропы 2 км 210 м (см. приложение №2). Она рассчитана на учащихся средних и старших классов. Для учащихся начальных классов она уменьшена до 1 км. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется возрастными особенностями экскурсантов, а также протяжённостью маршрута, а так же набором объектов, которые включены в изучение или ознакомление. Экскурсии проводят учащиеся среднего звена под присмотром педагога. К каждой станции прикреплёно 2 гида – экскурсовода, которые постоянно работают с дополнительной литературой, пополняя информационный блок по своему объекту, проводят экскурсии и учат младших школьников проводить небольшие исследовательские работы.
  2. Состав экскурсионных объектов:
  • СТАНЦИЯ №1 «Лес – наше богатство» (см. приложение №3)

На этой станции, которая находится в самом начале тропы, даётся понятие леса, рассматривается лес как природное сообщество и рассказывается о роли леса в природе и жизни человека.

  • СТАНЦИЯ №2 «Зелёная аптека» (см. приложение №4)

Позволяет рассматривать лес как лекаря, помогающего человеку при различных заболеваниях. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями  в различных жизненных форм. Закладывается навык бережного отношения к любому растению, произрастающему на территории леса.

  • СТАНЦИЯ №3 «Верховое болото» (см. приложение №5)

На этой станции рассказывается о различных типах болот, способах образования верховых болот, о растительном и животном мире болота и о том, какую роль играют болота в природе.

  • СТАНЦИЯ №4  «Поляна заданий» (см. приложение №6)

На этой станции предусмотрен привал и небольшой отдых. Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают, большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный компонент экологической культуры поведения в природе и пропагандируется на этом этапе тропы. Здесь оборудованы: место отдыха и кострище по всем правилам и требованиям. Кроме этого здесь рассказывается о лесных компасах, рассказывается как себя вести, если ты заблудился в лесу, проводятся различные викторины.

  • СТАНЦИЯ №5 «Муравьиный городок» (см. приложение №7)

Проводится регулярно исследовательская работа, ведётся наблюдение за жизнедеятельностью муравьёв, рассказывается об их строении, устройстве муравейника. По территории тропы производится огораживание муравейников.

  • СТАНЦИЯ №6 «История узкоколейки» (см. приложение №8)

м. Лучки образовалось на месте имения Первушина. Оно расположено на северо-западе Владимирской области и окружено торфяными болотами. На его территории находится завод, на котором перерабатывали крахмал и вырабатывали саго, патоку и декстрин. В советские довоенные времена и в годы Великой Отечественной войны необходимое заводу топливо (торф) добывали на карьерах. Торф нарезался на брикеты, сушился и на лошадях перевозился в м. Лучки. В весеннюю и осеннюю распутицу, когда дороги раскисали от дождей, и завод оставался без топлива. Такая ситуация заставила сделать насыпь, по которой смогли бы проходить лошади, а в дальнейшем и «полуторки» в любое время года. Сейчас узкоколейка используется как пешеходная тропа. Работа продолжается. Необходимы архивные материалы, которые находятся в г. Иваново.

  • СТАНЦИЯ №7 «Экологический светофор» (см. приложение №9)

Игра «Экологический светофор» - это один из этапов длительной игры в «Эко-знаки» и «Правила Эко-движения». «Экологический светофор» «установлен» в начале лесной тропинки.  Обязательной инструментовкой игры для всех вариантов её проведения является:

  1. набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого участника;
  2. набор карточек с описанием различных ситуаций, которые человек создаёт в лесу;
  3. схема с расшифровкой цветовых сигналов светофора (Красный цвет – природе вред, жёлтый – осторожно, свет зелёный – так красиво, скажет лес тебе спасибо)
  • СТАНЦИЯ №8 «Рукотворное болото» (см. приложение №10)

Последняя станция экологической тропы. Здесь можно на наглядном примере показать учащимся антропогенное воздействие на природу. Это болото образовалось в результате того, что в ложбинку свозились нечистоты с завода и местных жителей. Теперь на месте этой ложбинки находится болото, на котором дети ловят ротанов. На другой стороне болота находится «горелый сосняк». Пожар возник из-за непотушенной пастухом сигареты. Поэтому посетители тропы могут себе наглядно представить последствия неосторожного обращения с огнём.

  1.  Оборудование экологической тропы.  При составлении карты маршрута экологической тропы и её прокладке были выполнен ряд работ:
  • прочистка маршрута от самосева;
  •  ремонт мостика;
  •  очистка территории вдоль тропы от бытового мусора.

 Подобрали стихотворения и разработали и изготовили плакаты, которые используются при проведении экскурсий в лесу (см. приложение №11).

  1.  Написание рефератов, проведение исследовательских работ. Материалы используются при проведении экскурсий по экологической тропе. Экскурсии проводят члены школьного лесничества, которые принимали и принимают активное участие в исследовательских работах и проектах на экологической тропе.

                                              ВЫВОДЫ

Экологическая тропа служит местом не только приобретения, но и передачи элементов экологической культуры различным слоям населения. Причём главная воспитывающая ценность такой тропы состоит в том, что носителями охраны природы выступают школьники. Нормы морали и права, ответственного отношения к окружающей среде, которые тактично, но страстно пропагандирует подросток, воспринимаются особенно остро и заставляют задуматься над характером своего поведения в природном окружении. Каждая станция экологической тропы несёт свою смысловую нагрузку, которая показывает роль леса как основного компонента природной среды, учит понимать природу и бережно относится к ней. Расширяет кругозор и показывает вред, который может принести человек своей деятельностью. Исследовательская работа на тропе продолжается, меняются поколения подростков, но тайны леса так и остаются до конца непознанными и каждый может найти себе работу  на ней по своему вкусу. Когда наступает зима, мы приглашаем к себе в школу гостей – учащихся из других школ и проводим заочные экскурсии по стране Берендея (см. приложение №12).

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я хотел бы отметить, что экологическая тропа помогает эффективно реализовать ряд основных положений общего образования молодёжи:

  1. Повысить научный уровень образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с учебными программами. При этом особенно важно, что они учатся применять знания,  познавать непрерывное в комплексе как неразрывное единство природной среды и человека.
  2. Конкретизировать связь обучения с жизнью. Высшее проявление связи обучения с жизнью – реальное участие в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.
  3. Гуманизировать обучение. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения и воля, которые формируются в ходе занятий на экологической тропе направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизировать отношения человека с окружающей средой.

Экологическая тропа – это единственное место, где школьники реальной ситуации организованно выступают в роли пропагандистов экологических норм и правил, в том числе и среди взрослого населения. Учащиеся овладевают умениями применять свои знания на практике из различных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека. Экологическая тропа – это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, где формируется их активная жизненная позиция.

                     

                   ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам – экскурсиям.  М.: НЦ ЭНАС, 2002
  2. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания. М: Знание, 1986
  3. Михлин В.В., Цикало Е.С., Шашков Э.В. Экскурсии в природу подмосковья. Владимир, 2005.
  4. Ремизов Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. «Биология в школе» №6, 2000
  5. Сысоев Н.Д. Встречи с природой. Владимир, Фолиант, 1995.

                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ №1

                                         ПАСПОРТ

                    на учебную экологическую тропу

Местонахождение: на юго –восток от м. Лучки, по 23 и 30  кварталам леса.

Проезд до м. Лучки, Владимирской обл., Юрьев – Польского р-на.

Далее пешком по территории м. Лучки к квартальному столбу ( кв. 23)

Землепользователь Кольчугинский лесхоз, Лучковское лесничество.

Наличие постановлений органов власти о создании экологической тропы:

  • Приказ № 37 от 01. 11 2004 года  «Об образовании школьного

лесничества» по МОУ « Лучковская о.о. школа»;

  • Наличие распоряжения №8 от 01 09. 2004 года по Лучковскому

     лесничеству  Кольчугинского лесхоза.

Назначение экологической тропы:

  • просвещение, обучение, пропаганда бережного отношения к

окружающей природе.

Краткое описание границ маршрута:

    -    Станция №1 « Лес – наше богатство» от квартального столба по просеке

       (азимут 1250 ,длина 200 м) ;

-   Станция №2 « Зелёная аптека» по тропе , через овраг ( азимут 1600,  

длина 120 м) по дороге до квартального столба ( азимут 1200, длина

140 м);

-   Станция №3 « Верховое болото» от квартального столба по просеке

    (азимут 300, длина 85 м);

  • Станция №4 «Поляна заданий» от квартального столба по дороге (длина 200 м) до перекрёстка ( азимут 1950, длина 125м), за «вышку» (азимут 1300, 20 м);
  • Станция № 5 «Муравьиный городок» от перекрёстка по дороге ( азимут 1200, длина 305 м ) до следующего перекрёстка ( азимут 300, длина 115м);
  • Станция №6 « История узкоколейки» по дороге через «Муравьиный городок» (азимут 3450, длина 435 м ) до узкоколейки;
  • Станция № 7 «Экологический светофор» по узкоколейке (азимут 2850   длина 360 м);
  • Станция №8 «Рукотворное болото», по узкоколейке 130 м, с насыпи (азимут 00, длина 60 м)

Описание экскурсионных объектов на маршруте:

  Описание дано в приложениях от №2 до №9.

Состояние экологической тропы:

 удовлетворительное, на отдельных участках хорошее

Режим пользования:

  • учебные исследования;
  • экскурсии групп учащихся различных возрастов;
  • отдых без разведения костров.

Необходимые мероприятия:

 прочистка маршрута от самосевов, поддерживание чистоты вдоль тропы, обозначение станций, оборудование «Поляны заданий», ремонт перехода через препятствие, подготовка экскурсоводов, составление и издание путеводителя для самостоятельного посещения тропы.

  Охрану маршрута осуществляют члены школьного лесничества

«ЮнПоЛе».

                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

СТАНЦИЯ №1 «Лес – наше богатство»

                        ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?

    Это не только скопление деревьев и кустарников, а тысячи организмов, которые накрепко связаны друг с другом. Это и почвы, и травяной покров, мхи, лишайники, грибы насекомые, микроорганизмы, звери и птицы. Лес – целый комплекс организмов, живущих по своим законам и правилам. Всё в лесу настолько взаимосвязано, что стоит измениться одной « частичке», как меняются все остальные. Например, леса берегут полноводность рек, а это значит, что судам не страшны мели и перекаты, полям – недостаток влаги, рыбам – обеспечены хорошие нерестилища, пойменным лугам – сочные травы, многим видам промысловых птиц – удобные места кормёжки, гнездования и отдыха. Если вырубить вдоль реки лес, вода лишиться естественной защиты: усилится испарение с поверхности воды, появятся мели. Рыбе, привыкшей к прозрачной, богатой кислородом воде становится трудно дышать, и она постепенно погибает. А раз так, то постепенно уходят звери и птицы, которые питались рыбой. Все знают, что зелёные растения необходимые для создания кислорода, которым мы дышим. Одно дерево в сутки образует столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек.

    На Земле каждый год погибает 6 млн. га плодородных земель, превращаясь в бесплодную пустыню. Лес гибнет от пожаров и ненужных вырубок. Кислотные дожди, образующиеся из-за выбросов в атмосферу вредных веществ и продуктов производства, выпадают над лесами и полями вместе с дождями, и природа получает отраву, и гибнет.

    Разумное природопользование и охрана окружающей среды – жизненная необходимость всего человечества. К сожалению, государство в последнее время недостаточно уделяет внимания заботе о природе. Нужно возместить то, что отнято у неё: восстановить парки, лесопосадки, озеленять улицы в городах.

   Кислород из леса или парка идёт в те места, где нет зелёных насаждений.

  Часто мы не ценим то, что имеем, и только потеряв, начинаем об этом жалеть.

     Чтобы такого не происходило и существует в нашей стране Служба лесной охраны, у которой больше всех проблем и вопросов.

                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

СТАНЦИЯ №2 «Зелёная аптека»

   Лес для тех, кто его знает – самая настоящая аптека.

 Здесь сделана остановка в нашей экскурсии, чтобы открыть перед вами лекарственные свойства растений леса. Если внимательно присмотреться, то вы увидите целую плантацию лапчатки прямостоячей или калгана (Potentilla erecta). Лапчатка прямостоячая встречается довольно часто на лесных полянах, по опушкам и среди кустарников в изреженных хвойных и хвойномелколиственных лесах, на влажных лугах.

  Лекарственные вещества содержаться в корневищах растения, которые собирают осенью. Корневища лапчатки прямостоячей содержат дубильные вещества, хиновую и эллаговую кислоты, слизи, камеди и крахмал.

Применяется в виде отвара в качестве вяжущего средства при воспалительных процессах в полости рта (стоматит) и воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Кроме того, используется как наружное средство при ожогах, мокнущих экземах и других кожных заболеваний.

    Конечно же, не только травы, но и грибы, деревья, мхи, лишайники обладают лечебными свойствами.

 ПРИ КРОВОТЕЧЕНИИ:

  1. Если рана не опасная, а просто глубокая царапина, то кровь легко остановить, приложив разломленный гриб дождевик. В старину парикмахеры всегда имели под рукой кусочек сушёного дождевика. Стоило приложить его к порезу во время бритья, как кровотечение прекращалось.  
  2. Осенью, когда уже почти все травы отцвели и пожухли, как прекрасное   дезинфицирующие средство можно использовать мох сфагнум. В его стеблях содержится лекарственное вещество – сфагнол. Растёт сфагнум на болоте.
  3. Зимой можно воспользоваться для обеззараживания лишайником уснея. Он свисает в виде серовато – белой бороды с нижних ветвей деревьев, чаще всего у елей.
  4. Круглый год используют для заживления ран жидкую смолу сосны и ели «живицу». А также хорошо растёртую или пережёванную хвою сосны, кору калины, ивы, рябины, можжевельника, сосны и других растений.

                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

СТАНЦИЯ №3 «Верховое болото»

 ТИПЫ БОЛОТ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

  Болото – природный комплекс с избыточным увлажнением почвы, влаголюбивыми растительностью и животным населением, с накоплением перегнившей органической массы (сапропелей) и не полностью – торфа. Болота отличаются как своим видовым составом растений, так и происхождением и физико-географическими особенностями.

  По источникам питания болота делят на три типа:

    -низинные (евтрофные);

    -переходные;

    -верховые (олиготрофные).

  Низинные болота имеют питание грунтовыми водами, обогащёнными питательными растворами, что делает их продуктивными. Они зарастают густым покровом осок, хвощей, камыша, гипновым мхом. Здесь богато птичье население, вносящее ещё и азотистые удобрения. Низинные болота обычно небольшие по площади и только в особо благоприятных условиях образуют большие массивы. Во Владимирской области это, например Мещёра. Низинные болота распространены в пределах нашей области очень широко, и только в северо–западной её части находится зона избыточного увлажнения, где преобладают верховые (сфагновые) болота.

  Переходные болота являются промежуточной группой между верховым и низинным болотами. Растительный покров переходного болота образуют и олиготрофные и эвтротрофные виды.

  Верховые болота питаются только атмосферными осадками, лишёнными солевых растворов. Поверхностный и грунтовый сток из верховых болото возможен, а обратно - нет. Следовательно, такое болото может возникнуть на месте сырого луга, леса, озера, но только при условии, если затруднён доступ поверхностной или грунтовой воды с растворёнными минеральными веществами. Формирование верхового болота. Такое болото искусственным путём создать не возможно, поэтому многие растения (в частности росянка) редко приживаются в культуре.  Верховые болота зарастают жёсткими видами растений: пушицей, багульником, сфагнумом, редкостойными деревьями. Уникальное растительное сообщество верхового болота служит предметом научных исследований и учебных экскурсий и, тем не менее, содержит ещё много загадок и тайн.

                       ОПИСАНИЕ БОЛОТА «БЛИЖНЕЕ»

   Болото находится на юго-востоке от м. Лучки в 23 квартале лесного массива, Лучковского лесничества на расстоянии 522,5 м от квартального столба. Площадь данного болота составляет  0,02 км2  (длина его 195 м, а ширина 102 м). Кочки диаметром 0,5-0,6 м. Болото легко проходимо – воды на поверхности нет, нога пешехода вязнет неглубоко, след мокрый. Принадлежит к бассейну р. Нерль, имеет сток через систему заболоченных прудов непосредственно в реку. Питание за счёт атмосферных осадков. Источники грунтовых вод не обнаружены.

  Растительный покров образуется тремя видами мха – сфагнума, пушицей влагалищной. На кочках произрастает берёза, багульник, брусника, черника и голубика (гонобобель). По краям болота произрастает любка двулистная, щитовник мужской и камыш лесной.

  Опираясь на анализ водного питания и растительного покрова можно сделать вывод, что данное болото относится к типу верховое.

     

   ЧУДО-РАСТЕНИЯ ВЕРХОВОГО БОЛОТА

  Как показали результаты социологического опроса, люди в основном посещают болото осенью для сбора ягод (клюквы, голубики, брусники и черники). И не подозревают о том, какие ещё интересные растения можно встретить на поверхности верхового болота. К таким чудо растениям можно отнести, например, росянку.

  Росянка круглолистная – маленькое насекомоядное растение. Её особенности были изучены Ч. Дарвином, который «был пленён этим изящным растением». У росянки маленькие круглые листочки расходятся от основания стебля в разные стороны и ложатся на поверхность мха. Если и выделяется это растение на фоне мха, так только красноватостью листочков. На их поверхности много железистых волосков, по краям длиннее, а в середине короче. Прикоснись чем-нибудь к концу волоска, и на нём появится клейкая и блестящая, как роса, жидкость – отсюда и название росянки. Если на лист сядет насекомое, то оно сразу же прилипнет. Волоски начинают шевелиться и выделяют всё больше жидкости. Изгибаясь, она захватывает жертву, и передвигает к середине листа. Не пройдёт и получаса, как листочек сомкнется краями и насекомое будет переварено, а не переваренные остатки сдует ветер. К тому же росянка – лекарственное растение, препараты из неё широко используются при лечении туберкулёза и коклюша.

  Багульник. Что о нём знают люди? Опьяняющий запах багульника – это плохо, но срежьте ветку этого растения в декабре, январе или марте, поставьте в вазу с водой – и она вспыхнет нежным фиолетово-розовым пламенем. Глядя на неё, невольно думаешь: «Откуда только берётся эта хрупкая радость». И ещё багульник «указывает» геологам путь к вольфраму, молибдену, олову и золоту.    

    РОЛЬ БОЛОТА В БИОЛОГИЧЕСКОМ КРУГОВОРОТЕ

  Социологический опрос показал, что 95% респондентов признают болото как необходимый природный комплекс, объясняя это тем, что в природе нет ничего бесполезного. Практическую пользу для людей, кроме сбора ягод, смогли, хоть и с трудом назвать все респонденты а вот его роль в биологическом  круговороте веществ Земли смогли осветить только половина опрашиваемых. Так какова же на самом деле роль болот?

  1. Болото ослабляет угрозу наводнения. Когда выпадает много осадков торф как губка, впитывает влагу, а как только наступает летняя сушь, охотно отдаёт её подпочвенным слоям земли и через ключи питает водой реки.
  2. Болота являются отстойниками для фосфоросодержащих пород. Выявлена такая особенность болот: вытекающая из них вода содержит в 11 раз фосфора меньше, чем его содержится в самих болотах.
  3. Болота порождают малые и великие реки такие, например, как Волга.
  4. Болота превращают дождевую воду в «живую», насыщенную необходимыми солями. Можно убедиться, что нет ничего чище, холоднее и вкуснее воды из верхового болота. Не зря же наши предки эту воду наливали в бочки и использовали её в дальних экспедициях, ибо она сохраняется свежей дольше, чем речная, родниковая, колодезная и даже кипячёная.
  5. Болото также является местом обитания многих видов ценных растений и животных.

  Как мне кажется, пришла пора признать ошибочность взгляда на болота как на пропадающую землю, и настало время рассматривать их как природный дар людям. Открыть людям значение болот в природе поможет:

  • выпуск листовок, отражающих роль болот в экосистеме;
  • проведение экскурсий.

     ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВЕРХОВОМ БОЛОТЕ

 Многие люди испытывают чувства страха или опаски при разговорах о болотах, и связано это с тем, что они не знают правила поведения на верховых болотах, поэтому я и решила их составить.

  1. Нельзя идти на болото в одиночку.
  2. Нельзя носить тяжёлую, а так же легко спадающую с ног обувь.
  3. Необходимо всегда иметь с собой палку.
  4. Старайтесь наступать только на кочки, избегая ярко-зелёных участков.
  5. Держитесь поближе к деревьям и кустарникам.
  6. Не подходите близко к краю сплавины.

  Пользуясь этими нехитрыми правилами поведения можно себя обезопасить при походе на болото за ягодами, грибами и другими дарами природы.

 

                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

СТАНЦИЯ №4  «Поляна заданий»

                        ЛЕСНЫЕ КОМПАСЫ

Если вы заблудились в лесу, то не надо в испуге метаться из стороны в сторону. Необходимо просто вспомнить различные способы ориентирования в лесу:

  1. По годичным кольцам на пне свежеспиленного дерева. Более широкое расстояние между кольцами одного и того же года находится на южной стороне дерева.
  2. Муравейники расположены всегда с южной стороны дерева и южный склон самого муравейника всегда более пологий, а северный – крутой.
  3. Мхи и лишайники на стволах гуще и пышнее с северо – западной стороны. Следует, однако, проверять направление не по одному дереву, а по нескольким, чтобы избежать ошибки.
  4. Лес поделён на квадраты (квартала) просеками (см. рис. 1). Если вы заблудились когда идёте по лесу внимательно смотрите по сторонам, не пропустите просеку. Двигайтесь по ней до пересечения. Внимательно оглядитесь: на одном из углов, на расстоянии 1,5 – 2 метра от просек должен находится деревянный или бетонный столб с цифрами (приложение № 6 а) – это квартальный столб. Нумерация идёт с запада на восток и с севера на юг. Значит север всегда будет находится в направлении той границы, которая разделяет две любые меньшие цифры. Так, пройдя не более 1 км, вы сможете восстановить ориентировку.

                      Растения - синоптики

На ночь и перед ненастьем листья кислицы повисают, как бы складываются. Если листья распластаны, значит, сегодня нечего бояться ненастья.

    Если цветы мокрицы ( звёздчатка средняя ) в девять утра раскрылись и остались раскрытыми до четырёх дня, то завтра будет хорошая погода.

    Листья лугового клевера перед дождём складываются.

    Ноготки развернули свои венчики по утру – будет ясная погода, запаздывает – будет дождь.

    Все цветы сильно пахнут – к дождю.

    К дождю появляются капельки воды на клёне – в том месте, где черенки листьев прикрепляются к ветке. Говорят, что среди растений синоптиков клён – рекордсмен: он предсказывает ненастье за три – четыре дня до дождя.

   Листья костянки перед хорошей погодой закручиваются вниз, а за 15-20 часов перед дождём раскручиваются или загибаются вверх.

   В хорошую погоду листья мальвы расправлены, цветы раскрыты, но перед дождём листья поникают, как бы увядают.

   В хорошую погоду колючки на цветочной головке у чертополоха раздвигаются в стороны, а перед дождём чертополох не колется.

   

                         

                                        ВИКТОРИНА

  1. Как называют в народе лес, состоящий из одних сосен? (сосновый бор)
  2. В каком лесу темнее в сосновом или еловом? ( в еловом)
  3. На каком году жизни зацветает сосна и ель? ( сосна – на 16 году, а ель на 40)
  4. Почему у ели всегда острая вершина? ( Ель растёт всё время в высоту, а другие деревья, достигшие определённого возраста, прекращают расти вверх, их стволы начинают раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны – первый признак прекращения роста дерева.)
  5. Почему на коре, с течением времени, образуются трещины? ( Древесина в толщину нарастает быстрее, чем кора)
  6. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (они моложе)
  7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива к гниению? (лиственница)
  8. Что можно использовать в лесу для заваривания чая? (листья земляники, малины, черники, брусники, чагу, и т. д. )
  9. Чем можно почистить зубы в лесу? (толчёным древесным углем с примесью высушенных и растёртых листьев мяты)
  10. Почему ягоды брусники хорошо хранятся всю зиму? (они содержат бензойную кислоту, которая является консервантом)
  11. Листья каких деревьев осенью краснеют? ( рябина, клёна, осины)
  12. Какой кустарник называют хвойным виноградом?  (можжевельник)
  13. Какой кустарник называют сибирским ананасом? (облепиху)
  14. Какие растения – хищники встречаются в нашей местности? (росянка, пузырчатка)
  15. Какой весенний цветок четырежды меняет цвет? (медуница , когда расцветает имеет розовые цветы, через несколько дней они становятся пурпурными, потом фиолетовыми, а когда отцветает – синими)
  16. Из какого культурного растения изготавливают перловую крупу? ( ячмень)

                 Продолжи стихотворение  

  • На полянке у реки гордо держат стебельки, как фарфоровые чашки, белоснежные….(ромашки)
  • Ветка в гроздьях разодета фиолетового цвета. Это в жаркий летний день расцвела в садах …(сирень)
  • Вот шершавый стебелёк, в серединке уголёк, лепестки блестят как лак, -  распустился красный…(мак)
  • Если летом на болоте нежные цветы найдёте, не теряйте ни минутки, собирайте …(незабудки)
  • На кустах в саду растёт, запах сладкий, словно мёд, но нередко льются слёзы тех, кто рвёт руками … (розы)
  • Летом посреди реки, трепеща, как поплавки, по воде плывут пушинки, темно – жёлтые …. (кувшинки)
  • Холод. Все сады пусты. Ну какие тут цветы? Но у нас назло морозу в марте продают … (мимозу)
  • Не огонь, а жжётся, в руки не даётся. Выросла под ивой, звать её ….(крапива)
  • Вкус у ягоды хорош, но сорви её поди-ка : куст в колючках будто ёж, вот и назван … (ежевика)
  • Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи. Скромный полевой цветок – синеглазый … (василёк)
  • Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно … (ёлки)
  • Она весну встречает, серёжки надевает, накинута на спинку, зелёная косынка. А платьице в полоску, ты узнаешь … ( берёзку)
  • Я в пуховой красной майке на лесной живу лужайке, я на цвет и вкус приятна. Я сладка и ароматна. Наклонись и погляди-ка, вот я … (земляника)
  • Ковёр цветастый на лугу налюбоваться не могу! Надел нарядный сарафан красивый бархатный … (тюльпан)                      

                                        ШАРАДЫ

  1. Первое – связка предмета,     2. Предлог с игрой соедини ты

Второе – злак.                              И чудо вдруг произойдёт

Целое – хвойное дерево юга.     Цветок Египта знаменитый

        (кипарис)                      Перед тобою расцветёт.

  1. Первый слог – берёт чужое,            (лотос)

Прибавь предлог - это второе,

А третий слог крикнет игрок

Передавая шайбу в срок

А в целом птица есть такая

 Живёт везде,  не улетая.

        (воробей)

  1. С «А» -  ветвистый, с «З» - костистый. (дуб –зуб )
  2. Я дерево в родной стране,

Найдёшь в лесах меня повсюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду. (сосна – насос)

  1. Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною

Но замените «Ь»

На букву «А» - и я завою.  (сирень – сирена)

7. С буквой «К» - живу в лесу, с буквой «Ч» - овец пасу. (кабан – чабан)

                                   

                                                                

                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

СТАНЦИЯ № 5 «Муравьиный городок»

                              РАССКАЗ ГИДА – ЭКСКУРСОВОДА

Надсемейство Formicidae представлено в настоящее время только одним семейством муравьёв (Formicidae). Все ныне живущие муравьи либо общественные насекомые, либо являются социальными паразитами других видов муравьёв. Однако в верхнем меловом периоде, т.е. 70 – 100 млн. лет назад существовали близкие к муравьям семейства арманиид и сфекомирмид ведущих одиночный или полусоциальный образ жизни. У всех муравьёв, кроме некоторых паразитических родов, в отличии от других перепончатокрылых, рабочие особи (бесплодные самки) бескрылы от рождения и строение их груди отличается от строения груди плодовитых самок. Другая характерная особенность мупавьёв, редко встречающихся у других перепончатокрылых, - наличие стебелька из одного или двух обособленных члеников между грудью и брюшком. Только у Formicidae имеются межплевральные железы. Содержимое этих желёз служит для дезинфекции гнёзд.

                             РАЗМНОЖЕНИЕ МУРАВЬЁВ

  Жизненный цикл семьи в общем сходен у большинства видов муравьёв. Раз в год (у некоторых видов дважда) в гнезде появляется множество крылатых муравьёв Это молодые самки и самцы. Некоторое время они ещё живут в семье, а потом начинают покидать его. В тёплые осенние дни, особенно после дождя, над гнёздами поднимаются целые облака крылатых муравьёв. Издали кажется, будто с земли поднимается лёгкий дым. Масса ласточек, стрижей и других птиц с криками летают в этих роях, хватая муравьёв. В жизни муравьиной семьи этот период самостоятельного существования самки самый опасный. Подавляющее большинство семей гибнет, так и не успев возникнуть именно в это время. Поэтому у целого ряда видов появились приспособления, позволяющие избежать гибели. Самый простой способ – деление старых семей, что аналогично роению медоносной пчелы. Так размножаются бродячие муравьи и иногда рыжие лесные муравьи. В Воздухе или на земле происходит оплодотворение, после чего самцы вскоре погибают, а самки отгрызают крылья и отыскивают место, подходящее для основания гнезда. Здесь самки роют небольшие ямки и откладывают первую порцию яиц, обычно не больше десятка. Когда из яичек вылупляются личинки она начинает их кормить выделением слюнных желёз. На образование питательных веществ идут запасы жира и ненужная теперь мускулатура крыльев. В пищу идёт и большинство отложенных яиц, так что, в конце концов до взрослого состояния доживают 2-3 рабочих муравья. Теперь самка перестаёт кормить личинок и занимается только откладкой яиц, а всю работу на себя берут молодые рабочие особи. Они строят муравейник обычно куполообразной формы, т.к. она предохраняет его от дождя. Высота муравейника бывает более метра. В большом гнезде живут десятки тысяч муравьёв.

                               ПИТАНИЕ МУРАВЬЁВ

  Питание муравьёв крайне разнообразно. Одни виды являются настоящими хищниками, другие собирают трупы беспозвоночных, третьи, помимо насекомых собирают цветочный нектар или выделения тлей, четвёртые выращивают в гнёздах грибы. Большинство муравьёв наших лесов охотятся на малоподвижных насекомых, собирают их трупы. Эта пища служит главным образом для выкармливания личинок. Но сами взрослые муравьи предпочитают углеводистую пищу. Пищей для них служат, содержащие большое количество сахаров, экстременты тлей – падь. Симбиоз муравьёв и тли возник очень давно. В балтийском янтаре обнаружены муравьи вместе с тлёй. На это указывает и целый ряд приспособлений тли, служащих для облегчения питания муравьёв падью, и сложный инстинкт муравьёв, связанный с уходом за тлёй. За сладкие экстременты муравьи охраняют тлю от вредителей, уносят на зиму самок в муравейник, переносят тлю на самые сочные побеги.

                                  ЗНАЧЕНИЕ МУРАВЬЁВ

  Без муравейников сложно представить себе настоящий лес. Они являются неотъемлемой частью пищевой цепи.

Муравьи и их личинки служат пищей для некоторых видов птиц и насекомых, бурые медведи, кабаны любят полакомиться  муравьиными яйцами, разгребая муравейники.

Семья одного муравейника за сутки уничтожает 10-30 тысяч насекомых, из которых около 80% являются вредителями. Предполагают, что муравьи из четырёх муравейников средней величины способны защитить от вредителей 1 га леса.

Давайте с вами понаблюдаем за одним муравейником и подсчитаем сколько личинок было принесено в муравейник за одну минуту.

                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ №9

СТАНЦИЯ № 7 «Экологический светофор»

Игра «Экологический светофор» - это один из этапов длительной игры в «Эко-знаки» и «Правила Эко-движения». «Экологический светофор» «установлен» в начале лесной тропинки.  Обязательной инструментовкой игры для всех вариантов её проведения является:

  1. набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого участника;
  2. набор карточек с описанием различных ситуаций, которые человек создаёт в лесу;
  3. схема с расшифровкой цветовых сигналов светофора (Красный цвет – природе вред, жёлтый – осторожно, свет зелёный – так красиво, скажет лес тебе спасибо)

Ситуации могут быть разными, но чтобы пройти по экологической тропе дальше каждому необходимо набрать не менее трёх зелёных кружочков. Обычно представляются 9 ситуаций, каждый правильный ответ – зеленый кружочек.

Примеры ситуации:

- Маша с родителями возвращалась с дачи. Вдруг мама остановилась и показала Маше удивительные цветы – низкие белые колокольчики, один за другим покачивающиеся на тоненькой веточке. «Ландыши, - сказал мама, - они теперь очень редко встречаются»… И предложила: «Давай соберём букетик для бабушки. Она очень любит эти цветы». Маша сорвала несколько широких листьев, а потом веточку за веточкой с белыми колокольчиками. Маше тоже хотелось порадовать бабушку. (красный цвет)

- Туристская группа шла уже несколько часов подряд. Пора было остановиться на привал – приготовить обед. Обычно останавливались возле водоёма, чтобы можно было пользоваться водой, но в этот раз немного не рассчитали – до родника, обозначенного на карте, было далековато. Решили остановиться на берегу небольшого озера. Никаких заводов рядом не было и путешественники надеялись, что вода в нём окажется пригодной для того, чтобы сварить суп и заварить чай. (Жёлтый свет, так как всё зависит от того, как туристы поведут себя в данной ситуации. Они могут нанести вред природе, а могут не причинить ей никакого вреда)

- Света с родителями поехали в лес. Отец вёл машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил : «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступил таким образом – следы машины остались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая заасфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома как и положено гостям. (зелёный цвет. Такие ситуации рассматриваются как подсказка какие действия принесут пользу окружающему миру и самому человеку.)

                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ №12

  Заочная экскурсия по стране Берендея.

Ведущий:  Здравствуйте, мы – юные помощники леса. С 2004 года в нашей школе ребята занимаются в школьном лесничестве. Много нового и полезного узнали мы о лесе и его тайнах. И сегодня мы раскроем некоторые секреты вам, нашим гостям.

                 - Там, где сосны вершинами

Ловят золото зорь

И туманами синими,

Дышат глади озёр,

Есть тропинка росистая

И студёный родник…

Это царство тенистое

Охраняет лесник.

Он походкой неспешною,

Когда солнца восход,

Ежедневно здесь шествует

Начиная обход.        (Ибряев А.Г.)

На сцену выходят 4 девушки в сарафанах (исполняют роль деревьев) и исполняют танец – хоровод. После их танца к девушкам выходит лесник.

Лесник: Здравствуйте берёзки белоствольные, ивушки плакучие, ёлочки колючие!

1 дерево: Здравствуй, наш друг и защитник. Гляжу у тебя опять целый мешок мусора.

Лесник: Да! Нет покоя нашему лесу ни зимой ни летом. Едут люди в лес отдохнуть и подышать свежим воздухом, а оставляют за сбой горы мусора. Они не понимают, что стеклянная бутылка (достаёт из мешка) пролежит в земле 1000 лет, и кроме того она может стать причиной лесного пожара. Пластиковая бутылка или пакет пролежит в земле 200 лет, а бумага более двух лет.

2 дерево: Но не только мусор люди оставляют после себя. Мне вот, например, обламали ветки, черничник вытоптали и повыдёргивали с корнем, а ведь росон до своего первого плодоношения 50 лет.

3 дерево: А мне на стволе написали Маша + Вася. Они не подумали, что ветер может занести в эти порезы споры гриба-трутовика и я погибну.

4 дерево: А около моих корней развели костёр и забыли его потушить. Хорошо Лесник был рядом и затушил огонь, а то полыхал бы весь лес.

1 дерево: Люди не ценят и не берегут лес. Они не понимают, что мы значим для них.

2 дерево: Лес даёт людям пищу и чистый воздух, лекарства и стройматериалы, бумагу и краски!

Ведущий: Но кто же защитит лес от браконьеров и хулиганов, от короедов и болезней? Врагов у леса много, а вот друзей мало. Одним работникам леса не справиться с многочисленными проблемами, лесу нужны юные помощники.

Лесник: Каждый, сидящий в этом зале, может подумать, а что я могу сделать для леса, если я живу далеко от него?

1 дерево: Но стать помощником леса так просто:

                       - Подкорми зимой синиц, помоги им пережить бескормицу и тогда летом в лесу будет меньше вредителй.

2 дерево:       - Приходя в лес помни, ты здесь гость! Соблюдая тишину, слушай голоса леса, а громкую музыку оставь для дискотек.

3 дерево:      - Ходи только по тропинкам! Помни, один человек в лесу оставляет след, а тысяча людей – пустыню.

4 дерево:      - Не трогай незнаномые грибы и ягоды! Многие ядовитые для человека растения являются источником пищи и лекарства для животных.

Ведущий:     - Не поджигай прошлогоднюю траву, разводи костры только в положенном месте! Пожар – это неуправляемое стихийное бедствие.

Лесник:    Прошла весна и закатилось лето,

С берёз пролился лиственный поток.

Уже зима не за горами где-то –

Всему в природе наступает срок.

И в этой вековечной карусели,

В объятиях житейской толчеи,

Мы зрим порой, теряя чувство цели, -

Природа дарит прелести свои.

И счастлив тот, кто сердцем окрылённый

Умеет эту Божью благодать

С душевной нежностью, с улыбкой затаённой

Боготворить, любить и сострадать!      (Гиряев Д.М.)

Ведущий: Мы – Юные Помощники Леса

Лесник:    убираем мусор,

1 дерево: огораживаем муравейники

2 дерево: подкармливаем птиц

3 дерево:  изготовливаем скворечник

4 дерево:изучаем и исследуем лес

Ведущий: пропагандируем бередное отношение к природе

Вместе:Помни! Помогая природе – помогаешь себе!

                                                           

                                           ТЕЗИСЫ

         к работе «Экологическая тропа по стране Берендея»

Автор работы

Пантелеев Константин 1994 года рождения, ученик 8 класса

МОУ «Лучковская оош» Владимирской обл. Юрьев – Польского р-на.

Руководитель работы

Куликова Галина Валерьевна учитель биологии

МОУ «Лучковская оош»

  1. Цель экологической тропы: ведение просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним;
  2. Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.
  3. Социальная значимость леса в современном мире заключается в активном воздействии леса на формирование социальной среды, благоприятной для существования и деятельности человеческого общества. Но какие бы не принимались решения по охране и восстановлению лесов, большое значение имеет то, как поступает каждый человек, какими нормами он руководствуется в своей повседневной жизни.
  4. По своей сути, экологическая тропа – это учебно – просветительский кабинет в природных условиях. При её прокладке учитывались три главных требования: привлекательность, доступность для посетителей и информативность. Этим  и была определе.на методика исследования и работы по созданию экологической тропы.
  5.  Подготовительная работа над проложением маршрута тропы была начата в сентябре 2004 году. Был выбран доступный для посещения маршрут, эмоционально и информационно насыщенный. Общая протяжённость тропы 2 км 210 м
  6. СТАНЦИЯ №1 «Лес – наше богатство»

На этой станции, которая находится в самом начале тропы, даётся понятие леса, рассматривается лес как природное сообщество и рассказывается о роли леса в природе и жизни человека.

   7. СТАНЦИЯ №2 «Зелёная аптека»)

Позволяет рассматривать лес как лекаря, помогающего человеку при различных заболеваниях. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями  в различных жизненных форм. Закладывается навык бережного отношения к любому растению, произрастающему на территории леса.

  1. СТАНЦИЯ №3 «Верховое болото»

На этой станции рассказывается о различных типах болот, способах образования верховых болот, о растительном и животном мире болота и о том, какую роль играют болота в природе.

  1. СТАНЦИЯ №4  «Поляна заданий»

Наблюдения показывают, большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный компонент экологической культуры поведения в природе и пропагандируется на этом этапе тропы.

  10. СТАНЦИЯ №5 «Муравьиный городок»

Проводится регулярно исследовательская работа, ведётся наблюдение за жизнедеятельностью муравьёв, рассказывается об их строении, устройстве муравейника. По территории тропы производится огораживание муравейников.

  11. СТАНЦИЯ №6 «История узкоколейки»

В советские довоенные времена и в годы Великой Отечественной войны необходимое заводу топливо (торф) добывали на карьерах. Торф нарезался на брикеты, сушился и на лошадях перевозился в м. Лучки. В весеннюю и осеннюю распутицу, когда дороги раскисали от дождей,  завод оставался без топлива.

  12. СТАНЦИЯ №7 «Экологический светофор»)

Игра «Экологический светофор» - это один из этапов длительной игры в «Эко-знаки» и «Правила Эко-движения». «Экологический светофор» «установлен» в начале лесной тропинки.  

  13. СТАНЦИЯ №8 «Рукотворное болото»

Последняя станция экологической тропы. Здесь можно на наглядном примере показать учащимся антропогенное воздействие на природу.

  14. Экскурсии проводят члены школьного лесничества, которые принимали

       и принимают активное участие в исследовательских работах и проектах

       на экологической тропе.

  15. Экологическая тропа служит местом не только приобретения, но и

      передачи элементов экологической культуры различным слоям

      населения. Причём главная воспитывающая ценность такой тропы

       состоит в том, что носителями охраны природы выступают школьники.

   16. Исследовательская работа на тропе продолжается, меняются поколения подростков,

         но тайны леса так и остаются до конца непознанными, и каждый может найти себе

        работу  на ней по своему вкусу.

 17. Экологическая тропа – это единственное место, где школьники реальной ситуации

        организованно выступают в роли пропагандистов экологических норм и правил, в

      том числе и среди взрослого населения. Учащиеся овладевают умениями применять

      свои знания на практике из различных предметов в комплексе, постигая неразрывное

      единство природной среды и человека. Экологическая тропа – это перспективная

      учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, где формируется их

      активная жизненная позиция.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну Берендея", сценарий праздника "Масленица"

Конспект занятия: «Путешествие в страну Берендея».    Цель занятия:  закрепить знания о народных промыслах Руси, народных праздниках и традициях;  совершенс...

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора"        Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...