Морские глубины
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Горячковская Эсмира Сафтаровна

Позновательно-развлекательный материал о морских обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskie_glubiny.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

«МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ»

ЦЕЛЬ: Познакомить с разнообразием представителей морской и речной фауны;

ЗАДАЧИ:

-развитие умственных способностей и познавательного интереса, потребности постоянно пополнять свои знания;

-развивать творческую активность детей, мелкую моторику рук;

-активизировать словарь детей;

 -коррекция восприятия, внимания - путем сравнения и группировки;

 - воспитывать доброжелательное и эстетическое отношение к природе.

Оборудование: презентация, картинки с морскими обитателями, стаканчики с трубочками, тазик с водой, игрушки рыбки, камушки, ракушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

« Мне ладони покажите –

Правую и левую!

В кулачок скорей сожмите

Пальчики умелые.

Разожмите….рассмотрите..

И скорее мне скажите:

Для чего нужны вам, дети,

Ловкие ладошки эти

- Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные, У девочек – нежные, ласковые. И у всех вас - умелые и трудолюбивые. Мы отправляемся в увлекательное путешествие, во время которого нам придется потрудиться.

- Наши пальчики – « путешественники» отправляются в далекий путь к морю. Так берём фотоаппарат, сфотографируем морских обитателей, потом заполним фотоальбом.

Дети проходят вдоль столов, перебирая пальцами по их поверхности, подходят к ёмкости с водой. СЛАЙД№1

- По песчаному берегу, мы подошли к морю. Послушайте, как оно шумит. Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите?

Д:- Вода прохладная, на дне мелкие камешки.

Перебирают руками гальку, затем вытирают руки салфетками.

В:-  В морских глубинах обитает множество различных удивительных животных. Как человек может наблюдать за ними?

- Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно? СЛАЙД №2

Д:-  Водолазный костюм, маска, акваланг, подводная лодка, батискаф.

В: - А вы хотите отправиться на морское дно?  Представьте, что на морское дно мы будем опускаться на батискафе, а чтобы мы могли там поплавать наденем  наши волшебные костюмы.

Поднимем волны на море (движения руками вперед - назад)
А теперь волны идут в стороны (вправо - влево)
Умоем личико и глазки
Спрячемся под воду, чтоб нас никто не увидел
Пускаем в воду пузыри

(«Дуем через трубочку в стаканчик с водой»

Дети « опускаются на дно»).

В:- СЛАЙД№3, В синем море, под водой. Расположен мир другой. СЛАЙД№4

Посмотрите, какие красивые водоросли.  Морские водоросли — древние растения. СЛАЙД№5, СЛАЙД№6.         (Сфотографируем).

А вот кораллы. СЛАЙД№7  Растут кораллы очень медленно, но их нарастает в глубине так много, что они образуют целые заросли, похожие на лес – коралловые рифы и коралловые острова. Встречаются не только розовые, но и красные, голубые, белые и даже черные кораллы СЛАЙД№8. Красные кораллы называют "кровавой пеной", "цветком крови", черные - "королевскими кораллами ". (Сфотграфируем).

А между кораллами лежат раковины. СЛАЙД№9  Посмотрим, что там. Бусина – жемчужина! блеск и красоту жемчуг называют «слезами моря». Его используют для изготовления украшений. (Фотографируем)

Мимо нас проплывают разные рыбки. СЛАЙД№10

ИГРА «РЫБКИ» На больших   плакатах нарисованы рыбы, но без   глаз. Игроки должны с завязанными глазами как можно точнее наклеить рыбке глаза. СЛАЙД№11

Наверняка вы знаешь, что в морях и океанах  живет очень много самой разной рыбы. Рыбки бывают разных расцветок и форм, одни живут у поверхности воды, а другие в глубине. Одни рыбки питаются разными растениями, а некоторые поедают другую рыбу. Чтобы отлично плавать, у рыбки есть плавники и хвост. Тело рыбы покрыто чешуйками. Они надежно защищают её и позволяют легко изгибаться и двигаться. Для того, чтобы дышать у рыб есть жабры. Это такие отверстия в голове, через которые проходит вода. Все рыбки откладывают икру. СЛАЙД№12  Из неё потом вылупляются мальки – маленькие рыбки. А вот папа морского конька СЛАЙД№13 носит икринки в своем мешочке в животике.

Ребёнок

ТЫ СО МНОЮ НЕ ЗНАКОМ?
Я ЖИВУ НА ДНЕ МОРСКОМ,
ГОЛОВА И ВОСЕМЬ НОГ –
ВОТ И ВЕСЬ Я - … (ОСЬМИНОГ).
 СЛАЙД№14

В. У Осьминогов нет твёрдого скелета. Его мягкое тело не имеет костей мжет свободно изгибаться в разные стороны. назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят 8 конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Обычная их добыча- крабы и рыбки. Осьминоги могут менять свой цвет! (Сфотографируем)

Ребёнок

КТО ЖЕ В МОРЕ
В КАМЕННОЙ РУБАХЕ?
В КАМЕННОЙ РУБАХЕ
В МОРЕ… (ЧЕРЕПАХИ).
 СЛАЙД№15

В. Это морская черепаха. У неё, как и у сухопутных черепах, тоже есть панцирь, но посмотри, вместо ног у неё ласты и черепашка отлично плавает! Морская черепаха не может прятать голову в панцирь.

Маленькие черепашки СЛАЙД№16 вылупляются из яиц, которые мама - черепаха откладывает на берегу в песке.  Вылупившись,  черепашки быстро бегут в море!  Малыши едят крабиков, медуз, червяков и улиток, а вот взрослые животные – только растения. (Фотографируем)

Ребёнок

КАК ПЛЫВУТ ОНИ КРАСИВО –
ОЧЕНЬ БЫСТРО И ИГРИВО!
НАМ ПОКАЗЫВАЮТ СПИНЫ
ИЗ МОРСКОЙ ВОДЫ…

(ДЕЛЬФИНЫ). СЛАЙД№17

В.ОДНА КРАСИВАЯ ЛЕГЕНДА РАССКАЗЫВАЕТ, ЧТО ДЕЛЬФИНЫ – ЭТО УШЕДШИЕ КОГДА – ТО В МОРЕ ЛЮДИ, А ПОТОМУ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ДЕЛЬФИНАМИ МНОГО ОБЩЕГО. И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ДЕЛЬФИНЫ – САМЫЕ РАЗУМНЫЕ ОБИТАТЕЛИ ОКЕАНА. К ЛЮДЯМ ОНИ ОТНОСЯТСЯ ПО – ОСОБОМУ. ДЕЛЬФИНЫ ЧАСТО СПАСАЛИ ТОНУЩИХ МОРЯКОВ, УДЕРЖИВАЯ ИХ СВОИМИ ТЕЛАМИ НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ. СЛАЙД№18  Дельфины своих детенышей кормят их молоком! А еще они могут разговаривать -жестами, свистом, щебетом,  журчанием. (Фотография на память)

Физьминутка «Желание рыбки» СЛАЙД№19

Встаньте все морские обитатели….слушайте шум моря…повторяйте все за мной…после слов наши желания не счесть….вы должны написать волшебной рыбке своё желание…….Дети пишут желание на рыбках….Молодцы..Рыка обязательно исполнит ваше желание.

РЕБЁНОК

Ёж морской СЛАЙД№20
Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.

В.Особенностью этой рыбы является способность надуваться во время опасности. Вместо побега рыба ёж использует свой высокоэластичный желудок и способность глотать огромное количество воды(и даже воздуха, когда это необходимо), чтобы превратить себя в практически несъедобный шар, в несколько раз превышающий нормальные размеры. Некоторые виды также имеют шипы на своей коже, что делает их более страшными.( Фотографируем)

РЕБЁНОК

Медуза СЛАЙД№21

Барышня-Медуза
В пышных кружевах
Весело танцует
На морских волнах.
Длинные серёжки
Очень ей идут.
Ими любоваться
Рыбы все плывут.

В. Они красивы, завораживающие и имеют столь необычный внешний вид, что буквально заставляют затаить дыхание, когда наблюдаешь за ними СЛАЙД№22 Однако если медуза выброшена волнами или человеком на сушу, их красота исчезает. Водные просторы – ее единственная среда обитания, медуза может жить только в воде. Выброшенные на берег эти животные практически сразу погибают. Эти существа – медузы на ощупь они похожи на кисель и состоят, в основном, из воды! (Фотографируем)

Ребёнок
Морская звезда  СЛАЙД№23

Жить люблю в седых морях я,
В темных водах корм ищу.
Хвост свой, как надежный якорь,
Я бросаю, где хочу.

Если оторвать у звезды луч, он со временем отрастает заново (как хвост у ящерицы). А есть и такие виды, у которых из оторванного лучика может вырасти полноценная звезда! Живут морские звезды в среднем 30 лет. (Фотографируем)

Игра «Найди 5 отличий» СЛАЙД№24

Ребёнок

Летучая рыба СЛАЙД№25

Ох, как не прост
Пропеллер - хвост,
Трещит в воде торпедой.
Расправив крылья, в полный рост
как быстрый катер еду.
Трещу быстрей, прыжок и Ах -
Лечу на крыльях-плавниках.
Имею я сноровку
Летать на стометровку.
Когда же в воду опущусь-
Опять в селёдку превращусь.

В.Особенностью летучих рыб является их способность к полету для спасения от хищников.  Для летучих рыб чрезвычайно характерна положительная реакция на свет. В ночное время летучие рыбы привлекаются источниками искусственного освещения (например, судовыми огнями, а также специальными осветителями, применяемыми для привлечения рыб). Они обычно подлетают к источнику света над водой, нередко ударяясь при этом о борт судна, или медленно подплывают к лампе с расправленными грудными плавниками.(Фотографируем)

СЛАЙД№26Киты дышат воздухом как и мы, но для этого им приходится всплывать время от времени на поверхность воды, выдыхать и вдыхать очень много воздуха через специальное отверстие на спине. Когда кит выдыхает горячий воздух, то образуется целый фонтан пара и брызг. Обычно кита так и рисуют - с фонтанчиком на спине! .(Фотографируем)

Ребёнок

Молот – Рыба  СЛАЙД№27

Ну а это, между прочим,
Рыба из семьи рабочей!
Дайте рыбе только повод,
С инструментом рыба-молот.

В.Особого внимания заслуживает акула-молот, которую по праву можно назвать одним из самых свирепых и беспощадных хищников морских глубин.

Сверхпрочные, острые, как бритва зубы, которые располагаются несколькими рядами, и способны буквально в считанные секунды разорвать любую жертву. Природная маскирующая окраска тела делает ее практически незаметной в толще воды. (Фотографируем)

СЛАЙД№28   В морских глубинах обитают также  кальмар, скат, краб и многие другие. Мы ненадолго погрузились в морские глубины. Нам пора возвращаться.

Мы сделали очень много фотографий. Вот негативы. С помощью фломастеров необходимо нанести краску и заполнить фотоальбом.

Презентация«А рыбки плавают в море вот так».

МОЛОДЦЫ!!!!ПУСТЬ ВЕСЬ ДЕНЬ У ВАС БУДЕТ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по скульптуре «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»

Цель занятия: дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах, приемах работы с глиной. Познакомить с техникой выполнения объемной скульптуры из пласта. Совершенствовать приемы и навыки д...

Исследование морских глубин.

Урок - конференция в 7 классе на тему "Исследование морских глубин"....

Урок "Путешествие в морские глубины"(техника "граттаж")

Разработка урока "Путешествие в морские глубины"в технике "Граттаж". К разработке прилагается презентация....

Конспект занятия в старшей группе «Жизнь в морских глубинах»

познавательный материал для детей старшего возраста...

Клубный час "Путешествие в морские глубины"

Цели: Расширять кругозор детей, познакомить с интересными фактами из жизни обитателей морей и океанов, формировать потребность бережного отношения к окружающей среде....

Квест "Тайны морских глубин"

Интересная игра увлечёт детей в веселое морское путешествие! Ребятам придется применить все свои навыки и умения, что бы раскрыть загадки морских глубин и отыскать сокровища.[...

ТЕМА: Обитатели морских глубин. Путешествие в сказку» Как крабик домик искал.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно – речевому направлениюв  группе компенсирующей направленности для детей с ФФН и ОНР (подготовительная к школе группа)...