Признание в любви (Музыкально-поэтическая композиция)
методическая разработка по теме

Кондакова Татьяна Алексеевна

Сценарий создавался как программа выступления школьного коллектива на муниципальном смотре художественной самодеятельности, посвящённом юбилею А.С.Пушкина, по определённым требованиям: в программе представлены материал для художественного чтения (монологического и диалогического), пения (для вокальной группы, сольного и дуэтом), танцы (народный и бальный). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priznanie_v_lyubvi.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Признание в любви"

(Сценарий музыкально-поэтической композиции)

Под звуки музыки П.И.Чайковского на авансцену выходят ведущие – юноша и девушка.

Ведущий читает стихотворение Н.Доризо "Пушкинская слава"

Едва он умер, тихо, величаво,

Как в тот же самый миг и на века

Пришла на Мойку пушкинская слава,

Пришла, как на Сенатскую войска.

Она пришла к нему в дыму метели.

В салопчике, в душистых соболях,

Пришла в худой студенческой шинели,

В тулупе,

В чуйке,

В стоптанных лаптях.

Пришла,

И на гранитном пьедестале –

Доныне,

До сегодняшнего дня –

Её цветы живые

Не увяли.

Они –

          как трепет

Вечного огня.

Ведущая читает стихотворение, написанное уч-ся 10 класса А.Кондаковым 

Мой Пушкин! С детства спутник верный!

Позволь в любви признаться вновь

За то, что ты из русских – первый

На пьедестал возвёл ЛЮБОВЬ.

К друзьям и к русскому народу,

Любовь к Отчизне воспевал.

За то, что ты любил свободу

"И милость к падшим призывал",

За то, что, находясь в изгнанье,

Под блеск таинственной луны

Любил ты слушать сказки няни,

"Преданья русской старины".

Любил ты осень неизменно,

Морозный день, морской простор,

"Пустынный уголок" в деревне,

Ночной цыганский разговор.

Пленённый женским обаяньем,

Любил красавиц всей земли!

Любил ты мать, старушку-няню,

Божественную Натали.

Люблю тебя за то, мой Пушкин,

Что мог красиво, гордо жить,

За всеобъемлющую душу,

За то, что ты учил ЛЮБИТЬ!

На фоне музыки ("Хор девушек" из оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин") открывается занавес.

Сцена первая

Вокальная группа (слева на сцене) исполняет "Хор девушек" (1 куплет песни). Справа – стол, свеча, табурет, скамейка; у стола за прялкой – няня, на скамейке – Татьяна). Под пение вокальной группы – на средине сцены – танцевальная группа исполняет" Хоровод". Далее на фоне "Хоровода" – разговор Татьяны и няни.

- Не спится, няня: здесь так душно!

               Открой окно да сядь ко мне.

- Что, Таня, что с тобой?

- Мне скучно,

  Поговорим о старине.

- О чём же, Таня? Я, бывало,

  Хранила в памяти немало

  Старинных былей, небылиц

  Про злых духов и про девиц;

  А нынче всё мне тёмно, Таня:

  Что знала, то забыла. Да,

  Пришла худая череда!

  Зашибло…

 - Расскажи мне, няня,

  Про ваши старые года:

  Была ты влюблена тогда?

- И, полно, Таня! В эти лета

  Мы не слыхали про любовь;

  А то бы согнала со света

  Меня покойница свекровь.

- Да как же ты венчалась, няня?

- Так, видно, бог велел. Мой Ваня

  Моложе был меня, мой свет,

  А было мне тринадцать лет.

  Недели две ходила сваха

  К моей родне, и наконец

  Благословил меня отец.

  Я горько плакала со страха,

  Мне с плачем косу расплели

  Да с пеньем в церковь повели.

  И вот ввели в семью чужую…

  Да ты не слушаешь меня…

- Ах, няня, няня, я тоскую,

  Мне тошно, милая моя:

  Я плакать, я рыдать готова!

- Дитя моё, ты нездорова!

  Господь помилуй и спаси!

  Чего ты хочешь, попроси…

  Дай окроплю святой водою,

  Ты вся горишь…

- Я не больна:

  Я…знаешь, няня,.. влюблена!

- Дитя моё, господь с тобою!

- Я влюблена, я влюблена!

- Сердечный друг, ты не здорова!

- Оставь меня, я влюблена.

Вокальная группа исполняет 2 куплет песни, "Хоровод" заканчивается. Гаснет свет, смена декораций.

Сцена вторая.

Придворный бал. Звучит "Вальс". На сцене – группы гостей, по двое - по трое. В одной из групп – Онегин. В кругу гостей – светский разговор на фоне музыки. (Фрагменты из поэмы Н.Доризо "Третья дуэль")

1 группа – 2 дамы и господин:

             - Царь весел, на щеках его румянец,

- Весь вечер он с неё не сводит глаз.

- Да, да, он с ней танцует третий раз.

- О, нет, четвёртый, уверяю вас!

- Ещё один, господь ей помоги, -

  И мужу царь простит его долги.

  (Смеются. Господин отходит к группе 2-х мужчин)

2 группа – 3 господина:

- А это кто в толпе избранной

  Стоит безмолвный и туманный?

  Для всех он кажется чужим?

  Кто он таков?

- Ужель Евгений? Ужели он?

- Так точно, он.

- Давно ли к нам он занесён?

- Всё тот же ль он иль усмирился?

- Иль корчит также чудака?

- Скажите, чем он возвратился?

  Что нам представит он пока?

- Довольно он морочил свет…

- Знаком он вам?

- И да и нет.

3 группа – Онегин и князь, муж Татьяны:

 

- Скажи мне, князь, не знаешь ты,

  Кто там в малиновом берете

  С послом испанским говорит?

- Ага! Давно ж ты не был в свете.

  Постой, тебя представлю я.

- Да кто ж она?

- Жена моя.

- Та ты женат? Не знал я ране!

  Давно ли?

- Около двух лет.

- На ком?

- На Лариной.

- Татьяне?!

- Ты ей знаком?

- Я им сосед.

  Ужель та самая Татьяна?

  Та девочка… иль это сон?

Дуэт – юноша и девушка – исполняет романс "Я помню чудное мгновенье".

Под звуки вальса пары начинают кружиться; постепенно на сцене остаётся одна пара – Татьяна и Онегин. Они танцуют; на фоне танца – голос Онегина:

Предвижу всё: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? С какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

быть может, повод подаю!

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюблёнными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой всё ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Танец заканчивается, Онегин – на коленях перед Татьяной; танцевавшая пара исполняет диалог Татьяны и Онегина:

Татьяна.  Довольно, встаньте. Я должна

  Вам объясниться откровенно.

  Онегин, помните ль тот час,

  Когда в саду, в аллее нас

  Судьба свела, и так смиренно

  Урок ваш выслушала я?

  Сегодня очередь моя.

  Онегин, я тогда моложе,

  Я лучше, кажется, была,

  И я любила вас; и что же?

  Что в сердце вашем я нашла?

  Какой ответ? Одну суровость.

  Не правда ль? Вам была не новость

  Смиренной девочки любовь?

  И нынче – боже! – стынет кровь,

  Как только вспомню взгляд холодный

  И эту проповедь… Но вас

  Я не виню: в тот страшный час

  Вы поступили благородно,

  Вы были правы предо мной:

  Я благодарна всей душой…

Онегин. Случайно вас когда-то встретя,

 В вас искру нежности заметя,

 Я ей поверить не посмел:

 Привычке милой не дал ходу;

 Свою постылую свободу

 Я потерять не захотел.

 Ещё одно нас разлучило…

 Несчастной жертвой Ленский пал…

 Ото всего, что сердцу мило,

 Тогда я сердце оторвал;

 Чужой для всех, ничем не связан,

 Я думал: вольность и покой

 Замена счастью. Боже мой!

 Как я ошибся, как наказан.

Татьяна.  Тогда – не правда ли – в пустыне,

 Вдали от суетной молвы,

 Я вам не нравилась… Что ж ныне

 Меня преследуете вы?

 Зачем у вас я на примете?

 Не потому ль, что в высшем свете

 Теперь являться я должна;

 Что я богата и знатна,

 Что муж в сраженьях изувечен,

 Что нас за то ласкает двор?

 Не потому ль, что мой позор

 Теперь бы всеми был замечен

 И мог бы в общество принесть

 Вам соблазнительную честь?

Онегин.  Когда б вы знали, как ужасно

 Томиться жаждою любви,

 Пылать – и разумом всечасно

 Смирять волнение в крови;

 Желать обнять у вас колени

 И, зарыдав, у ваших ног

 Излить мольбы, признанья, пени,

 Всё, всё, что выразить бы мог,

 А между тем притворным хладом

 Вооружать и речь и взор,

 Вести спокойный разговор,

 Глядеть на вас весёлым взглядом!..

Татьяна. Я плачу… что к моим ногам

 Вас привело? Какая малость?

 Как с вашим чувством и умом

 Быть чувства мелкого рабом?

Онегин. Я знаю: век уж мой измерен;

 Но чтоб продлилась жизнь моя,

 Я утром должен быть уверен,

 Что с вами днём увижусь я…

Татьяна. А счастье было так возможно,

  Так близко!.. Но судьба моя

  Уж решена. Неосторожно,

  быть может, поступила я:

  Меня с слезами заклинаний

  Молила мать…

Онегин.  Я сам себе

  Противиться не в силах боле;

  Всё решено: я в вашей воле

  И предаюсь моей судьбе.

Татьяна. Меня с слезами заклинаний

  Молила мать; для бедной Тани

  Все были жребии равны…

  Я вышла замуж. Вы должны,

  Я вас прошу, меня оставить;

  Я знаю: в вашем сердце есть

  И гордость и прямая честь.

  Я вас люблю (к чему лукавить?),

  Но я другому отдана;

  Я буду век ему верна.

Музыка усиливается. Онегин и Татьяна остаются неподвижны; выходят ведущие.

Ведущая.

Войди, как гость, в его тома;

Не потому ли Пушкин вечен,

Что беспределен, бесконечен

И вездесущ, как жизнь сама!

Ведущий.

Всё в нём Россия обрела!

И он в наш вольный век впервые

Обрёл любовь такой России,

Что лишь мечтой его была.

Ведущая.

Она на зов его явилась

И ей на зов явился он.

И здесь гармония свершилась,

С которой Гений был рождён!

Ведущий.

Уж таковы у творчества законы,

                И Пушкин, высоко стоящий над Москвой, -

Нет, - не один,

Его сегодня – миллионы,

У каждого он свой, неповторимо свой.

На фоне музыки закрывается занавес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)

У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...

Музыкально - поэтические композиции к праздникам.

Здесь представлены композиции,в которых использованы стихи и песни в исполнении учащихся нашего хора....

Музыкально-поэтическая композиция "Звезда Пушкина, звезда Тукая!"

Данный урок является обобщающе-повторительным.  Цель: воспитывать у учащихся высокую нравственность, эстетические вкусы, возбудить в душах детей любовь к жизни, к родной земле,...

Музыкально-поэтический вечер «Поговорим о любви»

Воспитать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях. Расширить и углубить нравственно-эстетические впечатления от поэтического слова, музыки. Развитие творческой инициативы и самостоятельнос...

Музыкально - поэтическая, хореографическая композиция "И музыка в душе моей звучала..."

Работа  посвящена жизни и творчеству великого польского композитора Фридерика Шопена. В композиции звучат известные произведения Ф.Шопена, а также стихи М.Ю.Лермонтова, А.Н.Плещеева, Н.В.Кукольни...

Литературно – музыкальная композиция на стихи Ирины Гуржибековой «Признание в любви тебе, Владикавказ!»

В данных интернет-публикациях ставятся следующие цели:развитие иноязычной коммуникативной компетенции с учетом речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной компетенций;развитие и воспитан...

Внеклассное мероприятие - музыкально-поэтический вечер "Философия любви"

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню всех влюбленных....