Классный час на тему: «День воинской славы- Сталинградская битва»
учебно-методический материал (7 класс) на тему

В 7 классе учителем истории и обществознания Аппаевой И.Х. проведен классный час на тему: «День воинской славы. «Сталинградская битва»» Классный час был приурочен 2.02. 1943г., дню разгрома немецких войск под Сталинградом Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Сталинградской битве(17.07.1942-02.02.1943гг.); формировать чувства патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны; воспитывать уважительное отношение к памяти павших в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся углубили знания о событиях Сталинградской битвы как одной из героических страниц истории нашей Родины. Ребята с интересом слушали рассказы о подвигах Михаила Паникаха, Василия Зайцева, Якова Павлова, всех героях и защитниках города на Волге. На классном часе было использованы разнообразные видео и аудиоматериалы об оборонительных сражениях и контрнаступлении советских войск под Сталинградом, о героях битвы и мемориале на Мамаевом кургане в честь павших, но отстоявших город бойцах Красной Армии и мирных жителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное  казенное образовательное учреждение

«Лицей № 7 г. Усть-Джегуты»

Месячник оборонно - массовой  и спортивной работы, посвященный  Дню создания оборонной организации ДОСААФ, Дню защитника Отечества,70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Классный час на тему:

«День воинской славы- Сталинградская битва»

                                        Класс:7

                                                                                                   Провела:Аппаеева

                                                                                                  Индира Хамитовна

Оснащение: Мультимедийное  оборудование, презентация «Сталинградская битва», песня  «Журавли», «Мамаев Курган», видеоролика  «Документальная хроника войны», речь Левитана о освобождении Сталинграда.

Цели:

Расширить представление учащихся о Сталинградской  битве (17.07.1942г. – 02.02.1943г.), формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны.

Слайд1.

Слова учителя ( на фоне песни «Журавли»)

Ты хочешь мира? Помни о войне!

Забыть о ней хотелось бы и мне,

Пока еще таится под золой

Огонь войны, неистовый и злой.

Пока еще оружие в цене,

Почаще вспоминайте о войне.  

     

    - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Через 3 дня, 2 февраля, вся страна отмечает день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении.  Сегодняшний классный час мы посвящаем этой великой Победе и тем, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы с вами.

   

 - Как вы думаете, о какой войне мы будем сегодня говорить? (О ВОВ) Да, мы будем говорить о Великой Отечественной войне, самой жестокой и кровавой. Слайд2

- Ребята, назовите мне дату начала и окончания войны?

-Как вы понимаете слова «Великая Отечественная война»?

(Когда граждане одной страны встают на защиту своего Отечества)

Против кого воевал наш великий народ? (против фашисткой Германии)

 Слайд №3,4,5,6,7.  Ребята, посмотрите на эти ужасные картины войны.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом“война”? (смерть , голод, разруха, кровь, пожары, жертвы, боль, страх, горе, оружие )

-  Со словом «мир»? (победа, улыбка, милосердие, жизнь, освобождение, добро)

-На доске две ладони  - обычная ладонь и обратная сторона ладони. Давайте поместим в эту ладонь, слова, связанные со словом «Мир»  - 5 слов – победа, жизнь, добро, солнце, улыбка.

- На обратной стороне ладони размещаем слова, которые ассоциируются со словом  «Война». (смерть , голод, разруха, кровь, пожары, жертвы, боль, страх, горе, оружие).

- Почему же не уместились на одной ладони слова, которые ассоциируются  со словом война?  Этих слов, к сожалению, гораздо больше. Почему? Немыслимо перечислить все то, что приносит человечеству война.

Уходили мальчики – на плечах шинели, 
Уходили мальчики – храбро песни пели, 
Отступали мальчики пыльными степями, 
Умирали мальчики, где – не знали сами... 
Попадали мальчики в страшные бараки, 
Догоняли мальчиков лютые собаки. 
Убивали мальчиков за побег на месте, 
Не продали мальчики совести и чести... 
Не хотели мальчики поддаваться страху, 
Поднимались мальчики по свистку в атаку. 
В черный дым сражений, на броне покатой 
Уезжали мальчики – стиснув автоматы. 
Повидали мальчики – храбрые солдаты – 
Волгу – в сорок первом, 
Шпрее – в сорок пятом, 
Показали мальчики за четыре года, 
Кто такие мальчики нашего народа.

(И. Карпов)

Видеоролик о войне Приложение

Слайд №8  - Трудно, наверное, найти  место  на  Земле, где бы  не слышали  о  героическом  городе  на  Волге. А  осенью  1942  года  слова  «Сталинград», «Сталинградская  битва»  не  сходили  с  уст  народов  всей  планеты.  К событиям,  развернувшимся  на  берегах  Волги,  было  приковано  внимание  сотен  миллионов  людей   Земли. Здесь, в  величайшей  битве  второй  мировой  войны,  решалась  судьба  нашего  государства.

Слайд№9 Почему  гитлеровцы  рвались  к  Сталинграду, каковы  были  их  планы? Военная  стратегия  Гитлера   сводилась  к  тому, чтобы  разгромить  наши  войска  на  юге,  выйти  к  Волге, захватить  Сталинград,   и  тем  самым  создать  условия  для  уничтожения  СССР  как  государства.

 Слайд №10. 12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области, 17 июля считается общепризнанной датой начала Сталинградской битвы.  Ни  одно  другое  государство  в  мире  не  смогло  бы  устоять  в  такой  войне. Но  советские  люди  понимали, что  под  Сталинградом  решается  судьба  страны.  «Стоять  насмерть, ни  шагу  назад!» - таков  был  приказ  Родины. Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 года) и наступательный (с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года).

Слайд№11-12-13. 23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Город был превращен в руины. Погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.  23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. История войны не знала такого ожесточенного сражения. Победа советских войск под Сталинградом имела большое военно-политическое значение. Ее непосредственным результатом явился разгром советскими войсками пяти армий противника: 6-й полевой и 4-й танковой немецких, 3-й и 4-й румынских, 8-й итальянской. Немецко-фашистские войска потеряли полностью 32 дивизии и 3 бригады, а 16 их дивизиям было нанесено серьезное поражение.

 Всего же в Сталинградской битве немцы и их союзники потеряли 1,5 млн убитыми, ранеными и пленными (т. е, чет­вертую часть всех сил Германии и ее союзников, действовавших тогда на советско-германском фронте). Здесь, у берегов Волги, была похоронена слава германского оружия, добытая блистательными победами 1939—1941 гг. Потери Красной Армии в Сталинградской битве составили свыше 1,1 млн чел., 4341 танк, 2769 самолетов.

ТЫ ДОЛЖНА!

 Побледнев,

 Стиснув зубы до хруста,

 От родного окопа

 Одна

 Ты должна оторваться,

 И бруствер

 Проскочить под обстрелом

 Должна.

 Ты должна.

 Хоть вернешься едва ли,

 Хоть "Не смей!"

 Повторяет комбат.

 Даже танки

 (Они же из стали!)

 В трех шагах от окопа

 Горят.

 Ты должна.

 Ведь нельзя притворяться

 Перед собой,

 Что не слышишь в ночи,

 Как почти безнадежно

 "Сестрица!"

 Кто-то там, Под обстрелом, кричит...

Слайд 14.

22 октября 1942 г.приказом Ставки Верховного Главнокомандования был образован Юго-Западный фронт второго формирования под командованием генерал-лейтенанта Н. Ф. Ватутина, с включением в него 63-й, 21-й и 5-й танковой армий. Донского (командующий - генерал-полковник К.К. Рокоссовский) и Сталинградского (командующий - генерал-полковник А.И. Еременко). Оно развертывалось одновременно на отрезке протяженностью 400 километров. Советские войска должны были взять противника в клещи на территории радиусом около 100 км. При этом создавалось одновременно два фронта окружения – внутренний и внешний.

 Самые  ожесточенные  бои шли на главной высоте города – Мамаевом кургане –  его высота 102 м. Фашистские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город. Здесь в течение 140 дней шли ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Это место огромных людских потерь… Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

     - Голос Левитана , сообщающий о разгроме немецких войск в Сталинградском сражении. Приложение2

Слайд №15. Гитлер  планировал  овладеть  городом за 2  недели,  но  Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) 10 января 1943 г. началась ликвидация окруженной груп­пировки. Тяжелые бои продолжались три недели. Во второй половине января в Сталинград ворвалась с запада 21-я армия (генерал И.М. Чистяков), а с востока усилила натиск 62-я. 26 января обе армии соединились, расчленив находившиеся в городе немецкие войска на две части. 31 января Южная группа во главе с Паулюсом (накануне он получил чин фельд­маршала) капитулировала. 2 февраля сдалась и Северная. В плен попали 91 тыс. чел. В целом в период советского контрнаступления под Сталинградом немцы и их союзники потеряли свыше 800 тыс. чел., до 2 тыс. танков и 3 тыс. боевых и транспортных самолетов. Особо стоит отметить существенные потери германской авиации (в самолетах и кадровом составе), после которых она перестала безраздельно господ­ствовать в воздухе.

Слайды(16-17) Красная Армия, захватив после Сталинградской битвы стратегическую инициативу, продолжала удерживать ее до конца войны. Разгромив противника в междуречье Дона и Волги, советские войска перешли в общее наступление на огромном фронте от Ленинграда до предгорий Кавказа. Создались благоприятные условия для массового изгнания немецко-фашистских оккупантов за пределы СССР.

Вместе с разгромленными пятью армиями германское руководство навсегда потеряло надежду на победу над Советским Союзом. «Возможность окончания войны на Востоке посредством наступления более не существует», - заявил А. Гитлер на совещании высшего командного состава вермахта 1 февраля 1943 года.

Сталинградская битва Победа, одержанная Красной Армией под Сталинградом, изменила ход вооруженной борьбы не только на советско-германском фронте, но и на других фронтах второй мировой войны. Германская военная машина получила сокрушительный удар, который в большой мере подорвал ее боеспособность. Все это создало благоприятные условия для успешных действия американо-английских войск против Германии и ее союзников.

Таким образом, контрнаступление советских войск под Сталинградом положило начало новому периоду в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны – периоду коренного перелома. После битвы в междуречье Дона и Волги война длилась еще более двух лет. Но ход событий уже был определен. Последующие сражения довершили разгром нацистской Германии.

-Среди солдат было много героев например:

Слайд№18 Яков Павлов. 

  Когда выдалась передышка, обратили внимание, что на нейтральной полосе остался темно-серый Дом специалистов. Время от времени оттуда доносились автоматные и пулеметные очереди. Решено было послать разведку. Выбор пал на сержанта Якова Павлова. Вместе с ефрейтором В.С. Глущенко и рядовыми А.П. Александровым и Н.Я. Черноголовым бесстрашный сержант отправился к дому. Немцы были в доме тоже. Перебираясь из одной квартиры в другую, с этажа на этаж, разведчики выбили фашистов. Как на ладони просматривались из дома и немецкие позиции. Оценив обстановку, сержант Павлов решил, что уходить из этого дома нельзя. Рано утром разведчики приняли первый удар врага. Почти два месяца, пятьдесят восемь дней штурмовали немцы Дом Павлова и так и не смогли взять его. Сейчас на месте этого дома – памятник героям. Он так и называется  - Дом Павлова.

Слайд№19Снайпер Василий Зайцев. 

В период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград уничтожил  225 солдат и офицеров. Непосредственно на переднем крае обучал снайперскому делу бойцов в командиров, подготовил 28 снайперов.

Слайд№20 Михаил Паникаха

 

Над площадями Волгограда

Опять метелицы кружат.

Двадцатилетние солдаты

Двадцатый год в земле лежат.

А на земле, воспетой в песнях,

Над волжской медленной водой

Поднялся город – их ровесник –

Великий, светлый, молодой.

Он потому велик и светел,

Что в час бессмертья своего

Они – в огне, сквозь дым и пепел-

Таким увидели его.

- Да, много советских солдат погибло в Сталинградской битве.  Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания.)

Слайд № 22. -После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне. За эту битву город награжден Орденом Ленина и Золотой звездой Героя.                                                 

 Там сегодня над Волгой – рекой,
На священной земле сталинградской
Рвётся к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской
 

Слайд № 23. После войны Сталинград был переименован в Волгоград.

8 мая 1965 года г. Волгограду присвоено звание «Город-герой»

 (Под  фонограмму «На Мамаевом кургане тишина»)

Слайд № 24  - Недавно на Мамаевом кургане произошла встреча 52-ой гвардейской дивизии. После этой встречи поэтом Валентином Панариным было написано прекрасное стихотворение « Встреча на Мамаевом кургане»

Встреча на Мамаевом кургане

Мамаев Курган, под тобой Волгоград
И Волга - подарок природы.
Здесь мыслями я улетаю назад
В кровавые страшные годы
Здесь чувства парят, как орёл над землёй.
Здесь память встаёт, как живая.
И думаю я о той битве былой,
Всё мелкое прочь забывая.

Здесь Родина-мать поднимает свой меч.
Какой же я малый пред нею!
Хочу свои чувства словами облечь,
Но только сказать не умею

Слайд №25

Слайд(26)Многие государственные и политические деятели мира высоко оценили победу советского народа. В послании И. В. Сталину, полученном 5 февраля 1943 года, президент США Ф. Сталинградская битваРузвельт назвал Сталинградскую битву эпической борьбой, решающий результат которой празднуют все американцы. Позднее он прислал Сталинграду грамоту следующего содержания: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, сила духа и самоотверженность которых… будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в послании И. В. Сталину от 1 февраля 1943 года назвал победу Красной Армии под Сталинградом изумительной. А король Великобритании прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, - от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа Возложение цветов .

На первом этаже экспозиция неизвестному солдату.».

- Ребята, мы  обязательно должны  знать  и  помнить  прошлое  нашей  Родины. 

Жизнь! Мы славим величье её.
Жить – вот благо и счастье людское!
За него. За счастье твоё и моё
Свои жизни отдали герои…

Слайд №27. Героев  наградили  орденами, медалями, званиями, в  их  честь  назвали  улицы,  площади, корабли… Нужно  ли  это  мертвым? Нет.  Это  нужно  живым.  Для чего? Чтобы  не  забывали.

Ты всем,
несущим миру смерть,
тогда сказал решительно:
– Не сметь!
Врагов хвастливых ты разбил
о Сталинград!
Победу миру ты добыл о Сталинград!

        2015 г


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День воинской славы России. Битва под Москвой.

Методическая разработка направленная на военнопатриатическое воспитание школьников 8-9 классов. Основные цели: расширить представления учащихся о битве под Москвой , героизме советского народа; раскры...

Классный час на тему: «День воинской славы- Сталинградская битва»

В 7 классе учителем истории и обществознания Аппаевой И.Х. проведен классный час на тему: «День воинской славы. «Сталинградская битва»» Классный час был приурочен 2.02. 1943г., дню разгрома немецких в...

Классный час по теме ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - КУЛИКОВСКАЯ БИТВА.

ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - КУЛИКОВСКАЯ БИТВА. Во все времена героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия была неотъемлемой частью величия Российского государства. Победы над вра...

Классный час "11 сентября- День воинской славы России"

Победа русской эскадры над турецкой эскадрой у мыса Тендра под командыванием Федора Ушакова....

Классный час на тему: «День воинской славы- Сталинградская битва»

Расширить представление учащихся о Сталинградской  битве....


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Индира Хамитовна, какую серьёзную патриотическую работу проводите Вы с детьми! Теперь этот богатый материал надо дополнить детскими сочинениями о своих родных, кто приблизил час Победы. Рассказы о тружениках тыла, детях войны, участниках войны продолжат поисковую деятельность. Отправьте на проект "Вахта памяти" эти работы , и каждый автор станет участником и получит свидетельство участника. О защитниках Родины смотрите материал на сайте "Подвиг народа", а о пропавших без вести на сайте " "Мемориал". Там материал их военного архива. Ждём ваших работ!