ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ духовно-нравственного направления «Святая Русь»
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности "Святая Русь" разработана в соответствии с требованиями ФГОС и составлена на основе авторской программы Л.Л.Шевченко "Православная культура" для учащихся 5-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_opk_5_klass.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

духовно-нравственного направления

«Святая Русь»

Возраст обучающихся: 11 – 12 лет

Срок реализации:  1 год

   

                                        Составитель:  

                               Николаева И.В.,  

                                                            учитель православной культуры

  МБОУ «СОШ № 34 с углублённым

                                                              изучением  отдельных предметов»

Старый Оскол

2014

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 5-х классов духовно-нравственного направления «Святая Русь» (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного    общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011;  на основе Примерного содержания  образования по учебному    предмету «Православная культура»,  Приложение  к  письму  Минобразования России  от  22.10.2002 г. № 14-52876 ИН/16; авторской программы: Л.Л. Шевченко «Православная культура». - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008;  учебного пособия Л.Л.Шевченко Православная культура: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

Основной формой организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры по выбору или предложению учителя. Рекомендуется использовать разнообразные дидактические и развивающие игры. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.

 Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительного опыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике,  обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.

Новизна Программы   в следующих особенностях:

- во-первых, ученики получают системное представление о главных ценностях жизни и научаются выбирать жизненно-важное;

- во-вторых, стержневая основа Программы способна интегрировать православные ценности в единое образовательное пространство;

- в-третьих, в Программе продумана преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития (в процессе реализации Программы ребёнок развивается не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурного слоя общества).

Целью Программы является освоение учащимися системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру» и смыслам родной культуры; развитие внутреннего, духовного мира обучающихся ради осознания себя деятельным субъектом, формирование целостного восприятия мира.

 Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • расширить историко-культурологическое образование и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания;
  • осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные понятия;
  • развить внутренний духовный мир ребенка ради осознания своей нужности и полезности;
  • воспитать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине;
  • сформировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
  • выработать этические принципы на основе традиций отечественной культуры;
  • создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности;
  • показать на примере жизни святых моральные и духовные ценности жизни;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

 Формами организации внеурочной деятельности по Программе являются:

  • викторины;
  • развивающие игры;
  • экскурсии;
  • выставки;
  • творческие проекты;
  • тренинги;
  • диспуты;
  • акции благотворительности, милосердия;
  • праздники;
  • научно-практические конференции.

Виды деятельности: слушание рассказа учителя, обсуждения - размышления, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, игры на темы нравственного выбора.

Общая характеристика деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для духовно-нравственного развития личности ученика, его социального и культурного самоопределения, творческой самореализации, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Православная культура, как эмоционально-ценностное отношение к жизни,  предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, на основе заповедей, данных Богом,  сущности добрых дел, отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

Внеурочная деятельность, предполагает разнообразную творческую  деятельность учащихся во внеурочное время: изображение, украшение, разучивание стихотворений, слушание, просмотр, сочинение, исследование, а также знакомство с профессиональной деятельностью художников, архитекторов, музыкантов, композиторов – создателей объектов православной культуры. Православная культура, как язык православного искусства, осваивается в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры,  в произведениях музыкального искусства;  через  знакомство с содержанием Священного Писания. Каждая тема занятий предполагает как организацию познавательно-творческой деятельности учащихся, так и создание условий для развития духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивации на социокультурный опыт.

Требования к уровню подготовки учащихся

Образовательная деятельность учащихся заключается не только  в обучении детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и в развитии многообразных личностных качеств ребенка, формирующихся на занятиях.      Важной особенностью внеурочной деятельности является его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание.

Результативность освоения данной программы предполагает ознакомительный уровень историко-культурологических знаний в области христианской религии, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, знакомство с иконописью.

В результате освоения Программы «Мир православной культуры», учащиеся должны:

  • иметь представление о главных духовно-нравственных ценностях, нравственных добродетелях;
  • реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;
  • сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (учащийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
  • выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
  • приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
  • иметь представление о важнейших достижениях культуры в системе социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим событиям;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей  

     национальной принадлежности;

  • становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали и осознание необходимости их осуществления в своем поведении;
  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений о  нравственных нормах, социальной справедливости.

     Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
  • углубление знаний основных норм православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • формирование представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
  • осознание ценности человеческой жизни.
  • осмысление базовых понятий христианской этики;
  • понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
  • формирование представлений об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной    

     деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  

     адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

Направление Программы  - духовно-нравственное.

Настоящая Программа является программой внеурочной деятельности учащихся основного общего образования, рассчитанной на работу с учениками 11-12 лет. 

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю в объеме 35 часов.

Срок реализации – 1 год.

Учебный план

№ п/п

Разделы

Количество часов

1.

Введение.

1 ч.

2.

О чем рассказывает православная культура

10 ч.

3.

История христианской Церкви в житиях её святых.

22 ч.

4.

Творческие работы  учащихся

2 ч.

Итого

35ч.

        


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Количество часов в году: 35 часа

Количество часов в неделю:   1 час

        

№ п/п

Наименование раздела и тем

Всего    часов

Теория

Практика

Характеристика видов деятельности учащихся

Примечание

1

Раздел 1. Введение

1

0,5

0,5

1.1

Вводный инструктаж по ТБ. Введение в программу внеурочной деятельности.            

1

0,5

0,5

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста. Объяснять смысл пословиц. Находить общее и отличия. Размышлять над прочитанным. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в паре. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

2

Раздел 2. О чем рассказывает православная культура

10

4,5

5,5

2.1

Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный

1

0,5

0,5

Характеризовать понятия «культура», «духовность». Составлять рассказы о жизни святых по данному началу и опорным словам. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста. Находить общее и отличия. Объяснять понятие «человек культурный». Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в паре. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

2.2

О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан

1

0,5

0,5

Характеризовать понятия  «христианство», «спасение». Описывать икону «Воскресение Христово». Отвечать на вопросы к тексту «Счастье жизни христиан». Характеризовать поступки героев, анализировать свои. Толковать притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста. Раскрывать понятие «святость». Отвечать на вопросы к тексту. Анализировать стихотворение. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в паре. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

2.3

О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке

1

0,5

0,5

Характеризовать понятия  «Творец», «творение», «грехопадение». Составлять рассказ о сотворении мира. Объяснять заповеди Божии. Описывать икону «Рождество Христово». Размышлять над текстом притчи «Притчи о зерне горчичном». Рисовать «Традиции праздника Преображение Господне». Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в паре. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

2.4

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

1

0,5

0,5

Характеризовать понятия  «Библия», «религиозное искусство», «духовная поэзия». Рассматривать иллюстрации. Рассказывать чудеса Христовы. Толковать притчу о сеятеле. Отвечать на вопросы к стихотворениям «Нагорная проповедь», «Стояла Мать». Рисование на тему: «Буквица как украшение текста в Библии». Характеризовать поступки героев, анализировать свои. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в паре. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

2.5

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости

1

0,5

0,5

Характеризовать понятия  «христианская радость», «христианские добродетели», «монастырь». Отвечать на вопросы к текстам. Толковать притчу о талантах. Исследование на тему: «Монастыри святого Белгорья». Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в группе. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

2.6

Язык христианской православной культуры. Как христианская православная культура рассказывает о мире Небесном?

1

0,5

0,5

 Характеризовать понятия  «христианская радость», «христианские святыни», «крест», «символ». Рассказывать «Путешествие по Святой земле». Отвечать на вопросы к викторине «Христианский символ». Рассказывать историю праздника Воздвижения Креста Господня. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в паре. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

2.7

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан

1

0,5

0,5

Характеризовать понятия «литургия», «Таинства», «Алтарь», «Священнослужители». Объяснять значение храма в жизни христиан. Иметь представление о профессиях людей, участвующих в возведении храмов. Раскрывать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Называть храмы своего города. Понимать смысл основных христианских Таинств и осознавать их важность в жизни христиан. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в паре. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

2.8

Экскурсия «Храмы нашего города»

2

0,5

1,5

Характеризовать понятия  «икона», «образ», «литургия», «Таинства», «Алтарь», «Священнослужители».  Называть правила поведения в храме. Иметь представление об устройстве храма. Объяснять суть Таинств Церкви.  Отражать в рассказе о посещении храма главное. Понимать суть служения священника. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в паре. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

2.9

О чём рассказывает икона?

1

0,5

0,5

Характеризовать понятия  «икона», «образ», «пост». Различать иконы и другие изображения. Рассказывать историю появления первой иконы «Нерукотворного образа Спасителя». Иметь представление о правилах написания икон. Различать иконописные изображения. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста. Описывать икону «Нерукотворный образ Спасителя». Называть самые почитаемые иконы Пресвятой Богородицы. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в паре. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

3

Раздел 3. История христианской Церкви в житиях её святых.

21

10,5

10,5

3.1

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы

1

0,5

0,5

Усвоить главные слова «крестная жертва», «искупление», «церковь», «христиане».  Иметь представление о сути святости и святых. Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью святых апостолов. Характеризовать поступки других людей, анализировать свои. Составлять маршруты апостольских  проповедей. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в группе. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

3.2

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Святые Акилина, Вит

1

0,5

0,5

Характеризовать понятия «святость», «святой», «мученик», «христианская вера», «спасение», «благодать». Исследовать текст по данным вопросам.  Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Характеризовать поступки святых, анализировать свои. Составлять рассказы о жизни святых. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Работать в парах, в группах.  Раскрывать на примере жизни христианских мучеников высоту духовного совершенствования человека. Исследовать источник духовной силы святых мучеников. Передавать с помощью средств изобразительного искусства  внутреннюю красоту святых. Осознавать величие духовного подвига святых и видеть отображение этого величия на иконах святых. Передавать свое отношение к духовным подвигам святых средствами интонации, выразительности речи и чтения. Размышлять над смыслом жизни человека. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

3.3

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая мученица Татьяна

2

1

1

3.4

Мудрость в жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара

2

1

1

3.5

Святые воины. Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Феодор Стратилат

2

1

1

3.6

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон

2

1

1

3.7

Святитель Иоасаф Белгородский.

2

1

1

3.8

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви

2

1

1

3.9

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

2

1

1

3.10

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский

2

1

1

3.11

Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин

1

0,5

0,5

3.12

Пути к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый

1

0,5

0,5

3.13

Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена

1

0,5

0,5

Характеризовать понятия «миссионеры», «просветители», «равноапостольные». Составлять рассказ о жизни святых Кирилла и Мефодия по данному началу и опорным словам. Знать историю создания славянской азбуки. Называть отличительные особенности славянской азбуки.  Давать нравственную оценку поступкам героев рассказов и самооценку на основе норм христианской морали. Читать первые слова на церковнославянском языке, применяя правила чтения. Передавать в рисунке с помощью средств изобразительного искусства красоту славянской азбуки. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета необходимую информацию и готовить сообщения. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

4

Раздел 4. Творческие работы учащихся

2

0,5

1,5

4.1

Исследовательские работы учащихся  «Храмы Белогорья», «Золотая цепь русских святых»

2

0,5

1,5

Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении творческих проектов. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Научиться составлять план исследования, выполнять все этапы проектной деятельности. Уметь четко, стилистически грамотно и  тезисно излагать этапы и результаты своей деятельности. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения.

Всего часов:

34

16

18


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.Введение

1.1. Введение в программу внеурочной деятельности.

Теоретическая часть.

Главные слова. Русь. Православие. Культура.

Практическая деятельность.

Беседа. «О чем мы будем говорить на наших занятиях?», «Что узнаем нового?»,

Диспут. «Нужно ли изучать православную культуру?»

Работа с иллюстрацией.  Просмотр презентации «Святая Русь»

Музыкальная деятельность. Прослушивание песен о России

Чтение и обсуждение. Стихотворения о России

Форма проведения.  Беседа

Форма подведения итогов (творческая деятельность):  Мини-сочинение «Почему Русь называют святой?»

Раздел 2. О чем рассказывает православная культура

2.1.  Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный

Теоретическая часть.

Главные слова. Культура. Духовность. Религия.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Человек культурный» с. 5-9

Работа с иллюстрацией. Просмотр слайдов с изображением святых и известных деятелей нашего Отечества

Обсуждаем-размышляем. Выбор из предложенных терминов тех, которые характеризуют человека культурного с. 12  задание № 2

Просмотр фильма.   «А.В.Суворов»

Форма проведения: беседа

Формы подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение «Каким должен быть культурный человек?»

2.2.  О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан

Теоретическая часть.

Главные слова. Христианство. Счастье жизни. Спасение.

Практическая  часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Счастье жизни христиан» с. 14-16

Работа с иллюстрацией. «Видение святого  Иоанна Лествичника» с. 18

Обсуждаем-размышляем. Притчи «О блудном сыне» и  «О мытаре и фарисее»

Беседа.  «Чему учат нас притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее»

Просмотр фильма. «Жития святых» (святая блаженная Ксения Петербургская)

Форма проведения: беседа

Формы подведения итогов (творческая деятельность): Составление рассказа о жизни святых по данному началу и опорным словам.

2.3.  О  чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке

Теоретическая часть.

Главные слова. Творец. Творение. Грехопадение. Заповеди.

Практическая часть.

Работа с иллюстрацией.  Описание иконы «Сотворение мира» с. 33

Чтение и обсуждение. Текст «О Боге, о мире и человеке». С. 32-35

Творческая деятельность. Рисование по сюжету текста.

Обсуждаем-размышляем. Заповеди Божии

Просмотр фильма. «Туринская плащаница»

Музыкальная деятельность. Слушание песнопений к празднику Преображение Господне

Творческая деятельность. Оформление памятки «Заповеди Господни»

Форма проведения: беседа

Формы подведения итогов: Тест по теме занятия

2.4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

Теоретическая часть.

Главные слова. Библия. Религиозное искусство. Духовная поэзия.

Практическая часть.

Работа с иллюстрацией.  Описание иконы «Сотворение мира» с. 33

Чтение и обсуждение. Текст «О чем рассказывает  Библия» с. 48-52

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов с изображением священной  книги Библии

Творческая деятельность. Рисование «Буквица как украшение текста в Библии».

Обсуждаем-размышляем. Чудеса Христовы

Музыкальная деятельность. Слушание духовной музыки

Работа со стихотворением. Чтение и обсуждение  стихотворений «Нагорная проповедь», «Стояла Мать» с. 56-57

Описание иконы.  «Плач Пресвятой Богородицы» с. 57

Рубрика «Знаешь ли ты?» О христианских праздниках с. 58-60

Игра. Викторина  по православным праздникам

Форма проведения: беседа с элементами игры

Формы подведения итогов: выставка творческих работ

2.5. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости

Теоретическая часть.

Главные слова. Христианская радость. Добродетели. Послушание.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «О христианской радости»  с. 63-64

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов с изображением монастырей

Обсуждаем-размышляем. Притча о талантах

Описание иконы.  «Страсти Христовы» с. 69

Просмотр фильма. Фрагменты фильма о Серафимо-Дивеевском монастыре

Творческая деятельность. Составление маршрута экскурсии по Серафимо-Дивеевскому монастырю по материалам фильма (работа в группах)

Форма проведения: беседа

Формы подведения итогов: отчет групп о составленных маршрутах экскурсий

2.6. Язык христианской православной культуры. Как христианская православная культура рассказывает о мире Небесном?

Теоретическая часть.

Главные слова. Христианские святыни. Символ. Крест.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Как христиане прославляли святыни?»  с. 71-74

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов с изображением христианских святынь и христианских символов

Игра.  «Назови символ по описанию»

Обсуждаем-размышляем. О почитании креста в христианской культуре

Просмотр фильма. Фрагменты фильма «Путешествие по святым местам»

Творческая деятельность. Рисование на тему: «Крест в жизни христиан»

Форма проведения: беседа

Формы подведения итогов: выставка рисунков

2.7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан

Теоретическая часть.

Главные слова. Литургия. Таинства. Алтарь. Священнослужители.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Православный храм в жизни христиан»  с. 80-82

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов по содержанию текста

Выступление. Сообщения учащихся на тему: «Что мы видим в храме»

Просмотр фильма. Просмотр презентаций учащихся о Таинствах православной Церкви

Творческая деятельность. Рисование на тему: «Мой первый храм»

Музыкальная деятельность. Слушание колокольного звона

Форма проведения: конференция

Форма подведения итогов: выставка рисунков

2.8. Экскурсия «Храмы нашего города»

Теоретическая часть.

Главные слова. Православный храм. Алтарь. Священнослужители. Богослужебные предметы.

Практическая часть.

Обсуждение. Православный храм в жизни человека. Правила поведения в храме.

Ознакомление. Цель экскурсии. Перечень вопросов для учащихся.

Подведение итогов. Беседа по предложенным вопросам.

Фотогалерея.  Рефлексия.

Форма проведения: экскурсия

Форма подведения итогов: вернисаж фотографий учащихся

2.9. О чём рассказывает икона?

Теоретическая часть.

Главные слова. Икона. Образ. Первообраз. Иконописный канон.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Священные образы»  с. 97-99

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов по содержанию текста, презентации «Иконы Пресвятой Богородицы»

Выступление. Сообщения учащихся на тему: «Виды иконописных изображений»

Просмотр фильма. «Андрей Рублев»

Рубрика «Знаешь ли ты?» Как появилась первая икона с. 102-103

Творческая деятельность. Рисование на тему: «Украшаем рамку для иконы»

Музыкальная деятельность. Слушание арии Шуберта Аве Мария

Форма проведения: беседа

Форма подведения итогов: выставка рисунков

Раздел 3. История христианской Церкви в житиях её святых.

3.1. Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы

Теоретическая часть.

Главные слова. Крестная жертва. Искупление. Воскресение. Церковь. Христиане.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Святые апостолы Христа»  с. 4-7

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов по содержанию текста

Описание иконы.  «Распятие» с. 5

Выступление. Сообщения учащихся на тему: «Святые апостолы»

Игровая деятельность. Викторина «Ученики Христовы»

Рубрика «Знаешь ли ты?»  История праздника День Святой Троицы

Творческая деятельность. Составление маршрутов проповедей апостолов Христа (работа в группах)

Форма проведения: беседа с элементами игры

Форма подведения итогов: отчет групп о составленных маршрутах

3.2. Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Святые Акилина, Вит

Теоретическая часть.

Главные слова. Христианская вера. Мученик. Священномученик. Благословение.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Первые мученики за Христа»  с. 23-24

Исследовательская работа «Почему начались гонения на христиан?» по тексту с. 24-26

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов по содержанию текста

Выступление. Сообщения учащихся на тему: «Святые мученики дети»

Рубрика «Знаешь ли ты?»   Что такое ектиния?

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых»

Форма проведения: беседа с элементами исследовательской деятельности

Форма подведения итогов: рефлексия «Что нового я сегодня узнал?»

3.3. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая мученица Татьяна

Теоретическая часть.

Главные слова. Христианские добродетели. Вера. Надежда. Любовь.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «О юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии»  с. 35-37

Исследовательская работа «Почему  нужно любить своих врагов?» по тексту с. 39

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов о житии святой мученицы Татианы

Выступление. Сообщения учащихся на тему: «Святые мученики дети»

Рубрика «Знаешь ли ты?»   «Мученики нашего времени». О воине Евгении Родионове.

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых»

Форма проведения: беседа с элементами исследовательской деятельности

Форма подведения итогов: рефлексия «Что нового я сегодня узнал?»

3.4. Мудрость в жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара

Теоретическая часть.

Главные слова. Христианская мудрость. Великомученица.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Мудрость жизни христиан»  с.40-41

Исследовательская работа «О драгоценной жемчужине» по тексту с. 41

Работа с иллюстративным материалом.  Слайды с изображением икон святых мучениц Екатерины и Варвары

Выступление. Сообщения учащихся о святой мученице Варваре

Работа с иллюстративным материалом.  Слайды с изображением икон святых мучениц Екатерины и Варвары

Просмотр фильма о святых мученицах

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых»

Форма проведения: беседа с элементами исследовательской деятельности

Форма подведения итогов: дискуссия на тему «Могли ли святые мученицы поступить по-другому?»

3.5. Святые воины. Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Феодор Стратилат

Главные слова. Воины Христовы. Отечество земное. Отечество небесное. Духовная красота.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Подвиг веры»  с. 51-52

Исследовательская работа.  «Какая разница между личным врагом и врагом Отечества?» по тексту с. 59-60

Работа с иллюстративным материалом.  Просмотр презентаций о святых великомучениках Георгии Победоносце и Димитрии  Солунском.

Выступление. Сообщения учащихся об ордене  святого Георгия Победоносца.

Работа с иллюстративным материалом.  Слайды с изображением икон святых мучеников воинов.

Работа над стихотворением.  «Севастиан мученик»

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых»

Форма проведения: беседа с элементами исследовательской деятельности

Форма подведения итогов: слайд-викторина о святых мучениках воинах.

3.6. Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон

Главные слова. Безмездные целители. Дар Божий. Талант. Бескорыстие.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Святые Косма и Дамиан»  с. 64-66

Работа с иллюстративным материалом.  Представление иконы.

Выступление. Сообщения учащихся о чудесных исцелениях по молитвам святого Целителя Пантелеимона.

Работа с иллюстративным материалом.  Слайды с изображением икон святых мучеников воинов.

Работа с текстом.  «Читаем по-церковнославянски»

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых»

Форма проведения: беседа с элементами творческой деятельности

Форма подведения итогов: слайд-викторина о святых мучениках.

3.7. Святитель Иоасаф Белгородский.

Главные слова. Покровитель. Милосердие. Нетленные мощи.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Житие святителя Иоасафа Белгородского»  

Работа с иллюстративным материалом.  Представление иконы, просмотр слайдов.

Выступление. Сообщения учащихся о прославлении и обретении мощей святителя

Иоасафа Белгородского, об иконе Пресвятой Богородицы «Песчанская»

Игра. Викторина о святителе.

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых»

Форма проведения: беседа с элементами игры

Форма подведения итогов:  разгадывание кроссворда, составленного по житию святителя

Иоасафа Белгородского»  

3.8. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви

Главные слова. Воздвижение Креста. Вселенский Собор. Ересь. Символ веры.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Вселенские соборы»  с. 72-78

Работа с иллюстративным материалом.  Представление икон святителей

Выступление. Сообщения учащихся об истории праздника Воздвижение Креста Господня

Исследование. Символ веры

Работа с иллюстративным материалом.  

Слайды на тему.  «Византийская культура»

Просмотр фильма. Святой Николай Чудотворец

Работа с текстом.  «Читаем по-церковнославянски» с. 84

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых»

Форма проведения: беседа с элементами исследовательской деятельности

Форма подведения итогов:  игра «Согласен-не согласен»

3.9. Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

Главные слова. Христианское вероучение. Православные христиане. Догматы.

Практическая часть.

Выступление. Сообщения учащихся о святителях Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого.

Работа с иллюстративным материалом.  Представление икон  святителей

Чтение и обсуждение. Текст «О богослужении Православной Церкви»  с. 94-95

Дискуссия на тему: «Крещение – традиция или необходимость?»

Работа с иллюстративным материалом.  Представление иконы «Тайная Вечеря»

Творческая деятельность. Оформление  текста «Поучение святителя Иоанна Златоуста»

Форма проведения: беседа с элементами творческой деятельности

Форма подведения итогов:  слайд-викторина о Таинствах Церкви

3.10. Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский

Главные слова. Монашество. Молитва. Монастырь. Послушания.

Практическая часть.

Исследование текста.  «О пути спасения»  с. 98-99

Чтение и обсуждение. Текст «О святых монахах и святых обителях»  с. 99-100

Работа с иллюстративным материалом.  Просмотр слайдов «Монастыри России»

Выступление. Сообщение о святом Антонии Великом

Работа с иллюстративным материалом.  Представление икон  святителей

Чтение и обсуждение. Текст «О богослужении Православной Церкви»  с. 94-95

Дискуссия на тему: «Монашество– безумие или подвиг?»

Работа с иллюстративным материалом.  Просмотр фильма «Монастыри Святой земли»

Творческая деятельность. Рисунок к стихотворению «Ангел»  с. 102-103

Форма проведения: беседа с элементами  игры

Форма подведения итогов:  игра «Верно-неверно» по тексту с. 103-106


Формы контроля планируемых

результатов освоения  программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в усвоении содержания данной Программы; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, исследовательские работы учащихся.

Подобная организация учета  компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником

Методическое обеспечение

Основная литература

1. Л.Л. Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

2. Л.Л. Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

3. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя (программа, планы, разработки уроков). 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

4. Л.Л. Шевченко. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Дополнительная литература:

1. Православные храмы земли Оскольской [Текст]./Авт.-сост. П.Е.Шишкин, Н.И.Мурашов. Ред. В.А. Вербкин. - Старый Оскол, 2008.

2. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.

3. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь / В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.

4. Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.

5. Опрышко Н. Православные святые: Почитание и прославление/ Н. Опрышко.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 304 с.

6. Богородица: полная энциклопедия жизни и  чудес /Авт.сост. М.Тимофеев. -М.: Эксмо, 2010. -368с.: ил.- (Мир православия).

7. Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Никола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.

8. Ионина Н.А. Православные святыни.  Изд. РООССА. 2010.

9. Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н, Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007

Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Л.Л. Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

2. Л.Л. Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

3. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя (программа, планы, разработки уроков). 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

4. Л.Л. Шевченко. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Печатные пособия

Л.Л.Шевченко. Православная культура: Наглядное пособие.  3(4) годы обучения. – М.: Издательский дом «Покров», 2003.-80 с.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экспозиционный экран

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

Оборудование класса

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Стол компьютерный.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления «Познай себя»

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".И...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...