Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"
рабочая программа (10 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_semeynye_tsennosti_demyanova.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных

предметов»  Алексеевского городского округа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «СОШ №3»

Алексеевского городского округа

_____________/Страуме Е.Ю./ «___»_____________2020 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №3»

 Алексеевского городского округа

________ Битюцкая А.А.

Приказ № ___

от «___»_________2020г.

на основании решения

 педагогического совета

 протокол №____

от «___» ___________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

«Нравственные основы семейной жизни»

для 10-11 классов

Срок реализации программы 2 года

Уровень образования

среднее общее образование,

10а, 10б, 11а, 11б  классы

Составители:

Демьянова Инна Александровна, Провоторова Ольга Александровна

учитель иностранных языков

 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности "Нравственные основы  семейной жизни" построена на основе системного подхода, разработана для учащихся 10-11 классов. Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

-  федеральный   закон   29.12.2012   №   273-ФЭ   "Об   образовании   в   Российской  Федерации";

- Концепция  государственной  семейной  политики  в  Российской  Федерации  на  период  до  2025  года.  (Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от  25  августа 2014 г. N 1618-р г. Москва);  

-  Концепция  демографической  политики  Российской  Федерации  на  период  до  2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007г.   N   1351   «Об   утверждении   Концепции   демографической   политики   Российской  Федерации на период до 2025 года»;

-  Национальная   стратегия   действий   в   интересах   детей   на   2012-2017   годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О  Национальной стратегии действий в интересах детей;

-  приказ  Минобрнауки  РФ  от  07.05.2012  №  413  «Об  утверждении  и  введении  в  действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего  образования» (ред. от 29.06.2-17);

- письмо    Минобрнауки      РФ    от  18.08.2017    №   09-1672    «О направлении  Методических     рекомендаций     по  уточнению    понятия    и  содержания    внеурочной  деятельности  в  рамках  реализации  основных  общеобразовательных  программ,  в  том  числе в части проектной деятельности».

Программа рассчитана на 68 часов, в 10 класс – 34ч (1 ч в неделю),  11 класс -34 ч (1 ч. в неделю). Данная программа построена на основе системного подхода, включает одновременно психолого–педагогический, богословский, культурологический  анализы. Предполагает  изложение современных, полных,  упорядоченных представлений  о семейной жизни, синтезирует знания разных научных областей: психологии, культурологии, христианской этики.

Предполагается, что в преподавании курса наряду с когнитивным подходом  применяется  интерактивный и целостный подходы.  В предлагаемом варианте программы особое внимание уделяется проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и её места в социуме. Данная внеурочная деятельность несет в себе не только  обучающую, но и воспитательную функцию,   готовит старшеклассников   к самостоятельной  взрослой жизни, заставляет задуматься над многими вопросами и помогает найти на них ответы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Описание программы курса

Актуальность

Социально-педагогическая

Семья - основа любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. Пока крепка семья, государство будет сильным.

Иван Александрович Ильин называл семью первичным лоном человеческой культуры. «Мы все слагаемся в этом лоне, - со всеми нашими возможностями, чувствованиями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа».[1] Русский мыслитель подчеркивал, что «человеческая семья - это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновение народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи»[2].

В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всём мире. Этот кризис может привести к катастрофе и современную цивилизацию в целом, и отечественную государственность и культуру, в частности.

Начиная с 90-х годов в России наблюдается отрицательный прирост населения. Уже почти 20 лет смертность превышает рождаемость. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. При таких тенденциях в России существует реальная опасность утраты человеческих ресурсов для обеспечения обороноспособности страны и производства материальных благ. Можно сказать, что мы стоим на пороге демографической катастрофы. И сегодня демографический вопрос становится вопросом нашей национальной безопасности.

Огромную роль в сокращении рождаемости играет разрушение престижа семьи и традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение технологий демографического сдерживания.  

Сокращение населения обусловлено не столько экономическими трудностями, сколько падением духовности и нравственности.

 Одной из основных причин низкой рождаемости в настоящее время является ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий.

В содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем, тем более слабом и беззащитном ребенке.

Демографический кризис во многом связан с разрушением духовно- нравственных ценностей. В современном российском обществе все более явной становится проблема конфронтации ценностей традиционной культуры и ценностей контркультуры. Это негативно отражается на жизни современной российской семьи, является одной из основных причин рассогласованности в сфере супружеских и детско-родительских отношений, искажения процесса семейного воспитания, неподготовленности детей к самостоятельной жизни.

За прошедшее столетие в нашем Отечестве постепенно нарушилась

трансляция семейных традиций. В связи с социальными преобразованиями XX века, войнами, духовно-нравственными деформациями во многих семьях

прервалась преемственность педагогических традиций. Октябрьская революция явилась переворотом не только в политической системе, но и в системе ценностей, включая семейные. У многих современных родителей отсутствуют четкие представления о закономерностях становления внутреннего мира ребенка, целях и содержании воспитания детей в разные периоды их развития.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению.

Научно-теоретическая

Семья является феноменом, постижение которого требует не узкодисциплинарного подхода (психологического, культурологического, социологического, утилитарно-правового или этического), а системного, который объединял бы все эти подходы. Он должен основываться на общемировоззренческих основаниях, которые в полном объеме может дать только отечественная духовно-нравственная традиция.

На личностном уровне учащегося

Для старшеклассника, как и для любого человека, характерно внутреннее стремление к счастью.

Достижение этой цели во многом завит от того, готов ли он создать счастливую семью. На пути к семейному счастью есть много сложностей. Молодой человек часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, связанной с жизнью семьи, не имеет представлений о правильном устроении семейной жизни, не видит реального примера счастливого брака.

Сложность задачи заключается и в том, что в современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существует масса ложных мнений и стереотипов, связанных с семейной жизнью, бытует множество антисемейных и антиродительских установок.

Даже если у молодого человека сформированы позитивные стремления создать крепкую и гармоничную семью, в таких условиях ему очень трудно их реализовать. Тем более, почти невозможно достичь семейного счастья тем молодым людям, у которых эти позитивные стремления и установки не сформированы.

Неудачные попытки создать гармоничную семью завершаются для многих современников жизненными трагедиями, в конечном итоге - потерей смысла жизни. Цель курса «Нравственные основы семейной жизни» - помочь старшеклассникам справиться с перечисленными выше трудностями на пути становления их личности и создания гармоничной семьи.

Для воспитательной системы образовательных организаций

Предмет «Нравственные основы семейной жизни» несёт в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию. Он предоставляет дополнительную возможность расширить сферу партнёрства и взаимодействия участников педагогического процесса: педагогов, учащихся и их родителей, предполагает привлечь родителей и других членов семей старшеклассников к участию в педагогическом процессе. Это может способствовать гармонизации семейных отношений в семьях на уровне детско-родительских отношений.

Новизна программы

До революции не было необходимости создания учебного курса по семейной культуре, поскольку трансляция положительного опыта семейной жизни достаточно хорошо осуществлялась в рамках семейного воспитания. Об этом свидетельствуют статистические данные: практически полное отсутствие разводов (только 3%), существование многодетных семей (в среднем пять детей в семье), почти полное отсутствие абортов и случаев отказа от детей и стариков.

После Октябрьской революции многие семейные традиции начали разрушаться.

Возникла необходимость создания специальных учебных программ по подготовке к семейной жизни. В нашей стране существовало несколько программ полового воспитания подрастающего поколения. В 1920 - 30-е гг. XX века были выработаны установки в отношении сознательного поведения в сфере пола, половое воспитание имело определенную связь с другими областями учебно-воспитательной работы.

Половое воспитание в указанный период разрабатывалось в рамках педологии.

Ценной идеей педологии был комплексный подход в изучении развития ребенка, основанный на использовании психологических, анатомо- физиологических, социологических и других знаний. Однако в 1936 году педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. В связи с этим и половое воспитание детей стало закрытой темой.

В конце 60-х годов XX века после долгого перерыва в советское школьное образование стали вновь вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы; были открыты кружки и клубы, деятельность которых основывалась на освещении тем любви, брака, пола и сексуальности. Отдельные элементы подготовки учащихся к семейной жизни включали в свою работу учителя- предметники.

В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». В течение десяти лет она повсеместно внедрялась в общеобразовательные школы и получила положительные отзывы как учащихся, так и от педагогов.

Кроме того, по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» для учащихся 8-го класса. В ходе осуществления данных программ целью школьники целенаправленно готовились к ответственному супружеству, формированию полового самосознания. Однако реализация этой цели затруднялась, поскольку отсутствовали специалисты-психологи. Занятия проводились учителями-предметниками, методика обучения нередко сводилась к сухому чтению лекций.   В постсоветский период начали распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Эти программы были составлены с грубым нарушением принципов культуро- и природосообразности.

Начиная с 90-х годов XX века в нашей стране наметилась тенденция замены полового воспитания сексуальным просвещением.

В частности, была разработана и внедрена программа «Половое воспитание российских школьников». С точки зрения строго научного подхода, подмена понятия «пол» понятием «сексуальность» недопустима. Понятие «пол» гораздо шире, чем понятие «сексуальность», помимо физиологических отношений, оно включает широкий спектр духовно-нравственных и социальных отношений между мужчинами и женщинами. Семья выполняет не только репродуктивную функцию, но и коммуникативную, воспитательную, хозяйственно- экономическую и другие функции.

Подготовка к семейной жизни не может сводиться только к натуралистическому изучению физиологии.

 Сужение многообразия семейных отношений до биологического уровня принижает достоинство человеческой личности, игнорирует душевные и нравственные сферы его бытия, препятствует созданию гармоничной семьи, вступает в острое противоречие с традиционными культурными ценностями.

В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций.

В 1992 году, после выхода нового закона «Об образовании», преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не было включено в учебные планы, хотя и не было отменено. Многие учителя продолжали вести занятия пр курсу, однако потребность переработки программы 1982 года по данному предмету была ощутима.

Проблематика семейной жизни рассматривалась в курсе «Мир дому твоему», разработанном доктором психологических наук Т.А. Флоренской. В начале 2000-х годов появились другие программы и учебные пособия православной конфессиональной ориентации (См.: «Нравственные основы семейной жизни» Герасевич Е.В., Рябкова Л.М., Петрова Н.И., 2004; учебное пособие «Культура семьи» / Сост.: Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А., 2005 и др.).

Предлагаемая примерная программа для старшеклассников общеобразовательных школ является одной из первых в постсоветский период разработок, закладывающих знания, относящиеся к сфере семейной жизни. Впервые представлен учебный курс, объединяющий опыт и знания науки, богословия и традиций российской культуры. Советский вариант курса - «Этика и психология семейной жизни» - рассматривал семейную жизнь как предмет изучения, прежде всего, с идеологической точки зрения и охватывал не все её аспекты. В нём затрагивались, главным образом, психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни. Вопросы экзистенциальные и антропологические, духовные почти не поднимались.

В предлагаемом варианте программы особое внимание уделяется проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и её места в социуме, а также проективности личности - в аспекте построения ею будущей семьи и др.

В преподавании курса «Нравственные основы семейной жизни», наряду с когнитивным подходом, будут применяться интерактивный и ценностный подходы. Это требует от преподавателя особых усилий по созданию условий, благоприятствующих формированию у старшеклассников собственной иерархической системы личностных ценностей, которая была бы ориентирована на традиционную систему ценностей семейных. Интегративный подход будет способствовать не формальному заучиванию учебного материала, а внутреннему принятию его содержания как личностно значимого. Ценности семейной жизни должны переживаться и присваиваться учащимися, выстраиваться в особую иерархию сообразно значимости их для молодых людей.

1.2 Объект, цели, задачи и принципы изучения курса

«Нравственные основы семейной жизни» представляют собой курс внеурочной деятельности, ориентированный на систематизацию знаний о семье.

Целью курса является введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов;
  • формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
  • содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;
  • пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью;
  • снижение и предотвращение риска на пути к проектированию и созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи;
  • ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем;
  • обучение основам психологической, культурологической и духовно- нравственной безопасности в сфере семейных отношений;
  • помощь молодым людям в решении ими смысложизненных проблем.

Система семейных ценностей, традиционных для отечественной культуры.

Каждому человеку присуща собственная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Поскольку «ценности» выступают в качестве регуляторов поведения, взрослое сообщество должно осознанно и ответственно относиться к духовному качеству тех ценностей, которые формируются у подрастающего поколения.

В данном курсе должны быть рассмотрены следующие базовые семейные ценности:

  • семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство;
  • супружество, мужественность, женственность;
  • человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание;
  • общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака;
  • взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие;
  • умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других;
  • мир в семье, духовное единение супругов, родство душ;
  • традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи;
  • благочестивое воспитание, почитание старших, послушание;
  • семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом);
  • любовь к Родине, служение Отечеству;
  • дом, достаток, хозяйственность, рачительность.

Принципы преподавания курса

Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» должно соответствовать нормам и требованиям современной российской педагогики и традиционной для России семейной культуры. Эти требования раскрываются в принципах, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей деятельности.

Среди основных принципов следует назвать:

Группу методологических принципов

Принцип культуросообразности - учет современных социокультурных условий и семейных традиций народов России.

Принцип системности - использование системного подхода к раскрытию семейной проблематики.

Принцип дополнительности - дополнение и расширение содержания других школьных дисциплин гуманитарной и естественнонаучной направленности.

Принцип доступности - предоставление старшеклассникам возможности для знакомства со сложными феноменами и проблемами семейной жизни в доступной форме; техническое облегчение освоения этой сферы знаний и человеческого опыта.

Принцип наглядности - использование в содержании курса выразительных средств - зрительных образов (фотографий, картин, рисунков, фрагментов видеофильмов), слуховых образов (музыкальных средств и аудиолекций), литературных образов и пр.

Принцип доверительности - достижение воспитательных и образовательных задач курса на основе доверительных отношений между учителем и учениками в классе.

Принцип диалогичности - раскрытие полноты содержания предмета средствами диалогизации, привлечение старшеклассников к участию в этически значимом диалоге по форме и по мысли.

Принцип этической сокровенности - соблюдение конфедициальности информации личного характера. Вопросы семейной жизни касаются лично каждого участника педагогического процесса, поэтому от педагога требуется особая тактичность, деликатность, осмотрительность в подаче учебного материала, владение тактиками гармонизации общения и избегания ситуаций напряженности, связанных с болевыми сторонами душевной жизни старшеклассников, их родителей и родственников, а также осознание меры собственной дистанцированности от учащихся.

Принцип индивидуального подхода - преподавание материала курса с учётом индивидуальных особенностей его восприятия учениками, которое во многом зависит от их опыта жизни в родительской семье, уровня культуры, развитости мышления и других факторов.

Группу антропологических принципов

Принцип природосообразности - учёт половозрастных особенностей старшеклассников. Старшему школьному возрасту соответствует этап выработки собственного мировоззрения, личностного самоопределения, подготовка к самостоятельной (в т.ч. семейной) жизни, что требует осознания половой спецификации.

Принцип персоналистичности - уважение личного опыта и личной системы ценностей старшеклассников.

Группу онтологических принципов

Принцип экзистенциального переживания - раскрытие содержания материала курса на основе живого личностного ценностно-смыслового восприятия и переживания старшеклассниками конкретных явлений семейной жизни.

Принцип ценностного восхождения - раскрытие с учетом принципа от частного к общему ценностной картины семейной жизни, создание в процессе изучения курса, общения педагога и старшеклассника позитивного восприятия брака.

Принцип соотнесённости опыта старшеклассника с традицией родительской семьи и национальными семейными традициями.

Принцип событийности - раскрытие ценностей семейной жизни в ситуации полноценного личностного общения старшеклассника со сверстниками, педагогом, родителями, другими членами общества.

Принцип смысложизненной направленности - осмысление старшеклассниками собственного существования, поиск смысла жизни, проектирование собственной семейной жизни.

Специфика курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в вуз и пр.), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отсроченного действия.

1.3 Структура программы курса

Программа внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на изучение в 10-11 классах средней общеобразовательной школы в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений.

1.4 Место внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в учебно - воспитательном  плане образовательной организации

В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет материал учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, о взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми, о смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как «Основы религиозной культуры и светской этики», «Обществознание», «Биология», «История», «Литература».

Содержание внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.

Курс внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.

Требования к результатам освоения учащимися программы «Нравственные основы семейной жизни»

Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно — ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся приобретают четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепляют  практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:

развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;

умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;

формирование целостной картины мира;

умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;

воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Предметные результаты изучения «Нравственных основ семейной жизни»:

- овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;  

- знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

- представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи;

- понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком

зарегистрированным в загсе,  

- представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника;

- понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений;

-  понимание причин супружеских конфликтов и разводов;

- знание святых семейств, покровителей семьи,

- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,  осознание ценности человеческой жизни,

-  представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

- знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина.

- Семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство.

- Супружество, мужественность, женственность.

- Человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание.

- Общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака.

- Взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие.

- Умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других.

- Мир в семье, духовное единение супругов, родство душ.

- Традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи.

- Благочестивое воспитание, почитание старших, послушание.

- Семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом).

- Любовь к Родине, служение Отечеству.

- Дом, достаток, хозяйственность, рачительность.

Учащиеся должны уметь  применять полученные знания:

- в реальной жизни,

- при создании семьи.

- при воспитании детей,

- при общении со старшим поколением.

Содержание внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни»

                                     10 класс (1 час в неделю, всего: 34 часа)

Введение.

Тема 1. Что такое счастье и как его достичь? (1 час)

Раздел 1. Личность и межличностные отношения. (12 часов) Глава 1. Кто я? (5 часов)

Тема 1.1 Направленность личности. (1 час).

Тестирование по тест – анкете «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова.

Тема 1.2 Понятие личности. (1 час).

Индивид. Индивидуальность. Личность. Понимание личности в современной психологии.

Тема 1.3 Тайна возраста. (1 час).

Кризис переходного возраста. Особенности общения со взрослыми.

Тема 1.4 Тайна пола. (1 час).

Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления.

Тема 1.5 Подведение итогов изучения Главы 1. Кто я? (1 час).

Глава 2. Я и Другие. (7 часов)

Тема 2.1 Быть или казаться (1 час).

Лицо и личина. Образ и имидж. Как не стать жертвой манипуляции.

Тема 2.2 Стыд и совесть (1 час).

Что такое стыд? Что такое совесть?

Тема 2.3 Дружба и любовь в жизни человека. (2 часа).

Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Любовь как высшее человеческое чувство. Золотое правило нравственности.

Тема 2.4 Мужественность (1 час).

Мужественность в юноше. Отношение к девушкам.

Тема 2.5 Женственность (1 час).

Составляющие женственности. Красота истинная и ложная.

   Тема 2.6  Подведение итогов изучения Главы 2. Я и Другие. (1 час).

Раздел 2. Возрасты семьи. (21 час)

Глава 3. Добрачные отношения (8 часов)

Тема 3.1 Любовь и влюбленность. Первая любовь. Испытание чувствами (3 часа).

Особенности романтической любви.

Тема 3.2 Предбрачный период. (2 часа).

Понятие предбрачного периода, его задачи.

Тема 3.3 Союз двух родов. Две половинки… (2 часа).

Знакомство с новыми родственниками.

Тема 3.4  Подведение итогов изучения Главы 3 (1 час). 

Глава 4. Свадьба. Начало семейной жизни (4 часа)

Тема 4.1 Самый важный день (2 часа).

Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды.

Тема 4.2 Первый год совместной жизни. (1 час).

Супружество. Муж и жена. Семейная адаптация.

Тема 4.3. Подведение итогов изучения Главы 4 (1 час).

Глава 5. Молодые родители. (9 часов)

Тема 5.1 Семья в ожидании ребенка  (3 часа).

Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного.

Тема 5.2 Чудо жизни. Молодая семья с новорожденным (2 часа).

Жизнь – дар Божий. Когда начинается человеческая жизнь.

Тема 5.3 «Не убий» (2 часа).

Что такое искусственное прерывание беременности.

Тема 5.4  Подведение итогов изучения Главы 5 (1 час).

Тема 5.6 Итоговое занятие (1 час).

«Нравственные основы семейной жизни»

11 класс (1 час в неделю, всего: 34 часа)

Раздел 1. Возрасты семьи. (4 часа)

Глава 1. Особенности зрелой семьи (4 часа)

Тема 1.1 Родители и дети. Значение детей в жизни семьи (1 час).

Семья. Классификация семей.

Тема 1.2 Уроки семейного взросления (1 час).

Пути преодоления кризисов зрелой семьи.

Тема 1.3 Семейные конфликты (1 час).

Природа семейных конфликтов

Тема 4. Супружеское многолетие (1 час).

Раздел 2. Я – Семья – Общество (18 часов)

Глава 2. Семья – основа всякого общества (5 часов)

Тема 2.1. Типы и функции семьи (1 час).

Классификация типов семей.

Тема 2.2 Значение семьи для общества (1 час).

Семья – основа общества и государства.

Тема 2.3 Семья и государство. Вопросы демографии (1 час).

Характеристика современной демографической ситуации.

Тема 2.4 История семейной политики в России (2 часа).

Исторические причины кризиса семьи.

Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья (8 часов)

Тема 3.1  Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа (2 часа).

Послушание членов семьи друг другу.

Тема 3.2 Жена – хранительница домашнего очага (2 часа)

Назначение женщины в семье.

Тема 3.3 Положение детей в семье (2 часа)

Послушание детей взрослым.

Тема 3.4 Старшие члены семьи (2 час)

Чувство благодарности старшим.

Глава 4. Семейное воспитание (5 часов)

Тема 4.1 Традиции семьи, рода, народа (1 час). Трансляция традиции от поколения к поколению. Тема 4.2 Воспитание чести и долга в семье (1час). Понятие чести и долга.

Тема 4.3  Патриотическое воспитание в семье (1 час).

Патриотизм. Идея служения.

Тема 4.4 Трудовое воспитание в семье (1 час).

Труд семейный и общественный.

Тема 4.5 Половое воспитание в семье (1 час).

Воспитание будущего семьянина.

Раздел 3. Для чего я живу? (12 часов)

Глава 5. Религиозные основы семьи (4 часа)

Тема 5.1 Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни (1 час).

Вера в собственные силы и вера в Бога.

Тема 5.2 Семья в религиозной традиции (1 час).

Семья как колыбель новой личности

Тема 5.3  Святые семейства. Святые покровители семьи (2 часа).

Примеры истинного семейного благочестия

Глава 6.   Семья в моей жизни  (8 часов)

Тема 6.1 Радость семейной жизни  (2 часа).

Источники семейной радости

Тема 6.2  Значение семьи в жизни человека и смысл жизни (2 часа).

Жизненные смыслы, идеалы, убеждения

Тема 6.3 Семейное счастье – миф или реальность? (3 часа).

Счастье земное и небесное

Тема 6.4 Итоговое занятие. (1 час).

Календарно-тематическое планирование 10 класс

n/n

Название раздела, темы

Количество
часов

Дата

Планир.

Фактич.

Введение Что такое счастье и как его достичь?

1

Раздел I.  

ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

12

Глава I.  

Кто я?

5

Тема 1.1.

Направленность личности

1

Тема 1.2.

Понятие личности

1

Тема 1.3.

Тайна возраста. Особенности общения со сверстниками.

1

Тема 1.4.

Тайна пола. Различия между юношами и девушками в темпах взросления.

1

Тема 1.5

Подведение итогов изучения главы 1.

1

Глава II.

Я и Другие

7

Тема 2.1.

Быть или казаться. Ценность человеческого общения. Образ и имидж.

1

Тема 2.2.

Стыд и совесть.

1

Тема 2.3.

Дружба и любовь в жизни человека.

2

Тема 2.4.

Мужественность.

1

Тема 2.5.

Женственность

1

Тема 2.6

Подведение итогов изучения главы 2.

1

Раздел II.  

ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

20

Глава III.

Добрачные отношения

8

Тема 3.1.

Любовь и влюблённость. Первая любовь. Испытание чувствами.

3

Тема 3.2.

Предбрачный период

2

Тема 3.3.

Союз двух родов. Две половинки…

2

Тема 3.4

Подведение итогов изучения главы 3

1

Глава IV.

Свадьба. Начало  совместной жизни

4

Тема 4.1.

Самый важный день.

2

Тема 4.2.

Первый год совместной  жизни

1

Тема 4.3

Подведение итогов изучения главы 4

1

Глава V.

Молодые родители

9

Тема 5.1.

Семья в ожидании ребёнка

3

Тема 5.2.

Чудо жизни. Молодая семья  с новорожденным

2

Тема 5.3.

 «Не убий»

2

Тема 5.4

Подведение итогов изучения главы 5

1

Тема 5.5

Итоговое занятие

1

ВСЕГО

34

Календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата

Планир.

Фактич.

Раздел I.

ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

4

Глава 1.

Особенности зрелой семьи

4

Тема 1.1.

Родители и дети. Значение  детей в жизни семьи

1

Тема 1.2.

Уроки семейного взросления

1

Тема 1.3.

Семейные конфликты

1

Тема 1.4.

Супружеское многолетие

1

РАЗДЕЛ II.

Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО

18

    Глава 2.

Семья — основа всякого общества

5

Тема 2.1.

Типы и функции семьи

1

Тема 2.2.

Значение семьи для общества

1

Тема 2.3.

Семья и государство. Вопросы демографии

1

Тема 2.4.

История семейной политики в России

2

Глава 3.

Устроение жизни семьи. Личность и семья

8

Тема 3.1.

Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа

2

Тема 3.2.

Жена — хранительница домашнего очага

2

Тема 3.3.

Положение детей в семье

2

Тема 3.4.

Старшие члены семьи

2

Глава 4.

Семейное воспитание

5

Тема 4.1.

Традиции семьи, рода, народа

1

Тема 4.2.

Воспитание чести и долга в семье

1

Тема 4.3.

Патриотическое воспитание в семье

1

Тема 4.4.

Трудовое воспитание в семье

1

Тема 4.5.

Половое воспитание в семье

1

РАЗДЕЛ III.  

ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ?

12

Глава 5.

Религиозные основы семьи

4

Тема 5.2.

Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни

1

Тема 5.1.

Семья в религиозной традиции

1

Тема 5.3

Святые семейства. Святые покровители семьи

2

Глава 6.

Семья в моей жизни

8

Тема 6.1.

Радость семейной жизни

2

Тема 6.2.

Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

2

Тема 6.3.

Семейное счастье — миф или реальность?

3

Итоговое занятие

1

Всего

34 часа

Оборудование

1. Мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

Список литературы

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436с.

2. «Домострой» и его значение для современности отв.ред. А. Блинский М.: Сатись, 2000. – 128с.

3. Дымнова Т.И.  Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие, М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.

5. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник, 2009. – 384с.

6. Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): Хрестоматия по учебному курсу/Сост. Н.Н. Крыгина, Д.А. Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2008-705с.

7. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие 2ое изд.; стер.М.: Изд. Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. – 928с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Наше наследие» для 7-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа ку...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном»

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)7 на 2022 – 2023 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Воспитание сказкой»

Программа внеурочной деятельности «Воспитание сказкой» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умств...