Положение о научном обществе учащихся
методическая разработка на тему

Макаридина Галина Анатольевна

Положение о научном обществе учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nou_planeta.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39 г. Брянска»

    

Рассмотрено на заседании МО                                  Утверждено на методическом совете

Протокол №______   от «____»_____2012г.             МБОУ СОШ №39 г. Брянска

Председатель МО Л.В.Лемешова                              Протокол №____ от «____»________2012г.                                  

                                                              Зам. директора по УВР Т.Ф.Полякова

Положение

о научном обществе учащихся

«Планета»

на 2012-2013 учебный год

                                       Руководитель НОУ «Планета»:  

учитель географии

Макаридина Галина Анатольевна

Брянск 2012

Пояснительная записка

         Для динамически развивающегося образовательного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом должна стать научная деятельность. Смена парадигм образования, ее нацеленность на личностное ориентирование в образовательном процессе с механизмами развития и саморазвития личности учащихся настоятельно ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Это естественно, так как овладение основами наук, пробуждение у учащихся  познавательного поискового  интереса в той или иной области знаний – одна из важнейших задач образования.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Планета».

Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ "Планета”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.

                                      Концепция научного общества учащихся

Главные идеи концепции

1. Сохранение нравственных и культурных приоритетов.

2. Поддержание авторитета образования, науки, социального престижа знаний.

3. Реализация возможности комплексного охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющая адекватно отслеживать и корректировать личностный рост ученика, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.

Актуальность концепции

В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знания. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, а в школе.

Элементы научно-методической новизны:

  1. Трактовка НОУ как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
  2. Определение НОУ как особого культурного пространства для самостоятельного диалога.

Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

  • Информационном – получение учащимися новых знаний;
  • Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
  • Нравственно–психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного общества.

Общие положения.

Школьное научное общество  (НОУ) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся  к  глубокому познанию достижений  науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

НО руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании», Уставом школы  и данным Положением.

Научное общество имеет свое название, эмблему, девиз.

Цель: Создание в школе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной  деятельности учащихся. Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.

Задачи:

1.Выявление, воспитание, поддержка одаренных детей, склонных к научной деятельности;

2. Формирование у учащихся устойчивого  интереса к определенной области знаний, обучение методам научных исследований, разработка и реализация исследовательских проектов;

3. Создание условий для расширения среды общения педагогов и учащихся школы, развитие их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

4. Систематизация научно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение большего числа учащихся к НИД, содействие профессиональной ориентации, самоутверждению учащихся;

5. Подготовка научных работ школьников к участию в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.

 

Содержание и формы работы научного общества:

- разработка научно-исследовательских и проектных работ;

- участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах  разных уровней; проведение школьной  научно-практической конференции;  выступления с лекциями, докладами, сообщениями по темам проектов, организация выставок;

- встречи с сотрудниками музеев, архивов;

- подготовка творческих работ учащихся  и их публикация;

- оказание помощи в подготовке  и проведении предметных недель;

- организация издательской печати – газеты НОУ (освещение памятных дат, важных событий в жизни школы).

 

Принципы школьного научного общества

Деятельность общества основывается на следующих принципах: 

- интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся;

- непрерывности;

- межпредметного многопрофильного обучения;

- сотрудничества учащихся и педагогов;

- демократичности отношений;

- добровольности;

- индивидуализации в процессе исследовательской  и инновационной деятельности;

- корректного контроля и своевременной помощи.

Членство в школьном научном обществе

Членами школьного научного общества могут быть:

учащиеся, изъявившие желание работать в объединении, проявляющие интерес к творчеству, расширению кругозора, желающие определить и развивать свои способности, самоопределиться и самоутвердиться;

 .

Права членов школьного научного общества

Члены общества обладают следующими правами:

  • Выбрать тему в соответствии со своими интересами.
  • Вносить свои предложения по улучшению работы НОУ  
  • Представлять свои работы для участия в конкурсах исследовательских проектов на конференциях разных направлений и разных уровней.
  • Использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения, а также библиотечными фондами через Интернет.
  • Свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом.
  • Получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителя или научных консультантов исследовательской работы;
  • Представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения зачета или оценки по соответствующему предмету, а также представлять к защите исследовательскую работу на итоговой аттестации в выпускных классах.
  • За активную работу в НОУ и достигнутые творческие успехи члены общества могут быть представлены к награждению почетными грамотами, дипломами.  

Обязанности членов школьного научного общества

  • Проводить и вести научно-исследовательскую работу по избранной теме под руководством научного руководителя.
  • Стремиться овладеть знаниями, навыками научно-исследовательской деятельности и повышать свой научный уровень.
  • Регулярно посещать заседания НОУ.
  • Выступать с докладами, сообщениями на заседаниях НОУ.
  • Добровольно выполнять поручения руководителя НОУ.
  • Участвовать в научных секциях, конкурсах, конференциях, экспедициях, походах.
  • Отчитываться о проделанной работе.

Режим работы школьного научного общества

Режим работы НОУ предполагает:

  • индивидуальную и коллективную работу в секциях;
  • консультативные часы и дни (по графику);
  • ученические научно-практические конференции;
  • выпуск газеты или журнала, посвященных НОУ;
  • участие в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.

                         

                   Положение о научно- исследовательской деятельности учащихся

Общие положения

Научно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

Целью научно-исследовательской деятельности является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формирование интересов, склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
  • развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества т д.);
  • развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
  • способствование мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Организация научно-исследовательской  работы учащихся

Научными руководителями учащихся являются учителя,  педагоги дополнительного образования или иные работники.

Направление и содержание научно- исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.

Тема утверждается научным руководителем. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.

Формами отчетности научно- исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.

Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы,  территориального, регионального уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

Виды научно- исследовательской деятельности учащихся

Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состояний в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы ( в том числе в сфере образования);

изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление  и анализ фактических знаний.

Критерии научно-исследовательской деятельности

  • Актуальность выбранного исследования. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
  • Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
  • Владение автором специальным и научным аппаратом.
  • Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
  • Практическая и теоретическая значимость исследования.
  • Четкость выводов, обобщающих исследований. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

                         

                                Содержание программы НОУ «Планета»

1.Введение. Задачи НОУ. Устав НОУ (1ч)

2. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.(1ч)

3. Что такое проект? Культура мышления. Умение выявлять проблемы. (1ч)

4. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.(1ч)

5. Типы исследовательских проектов.(1ч)

6. Этапы выполнения проекта. (1ч)  

7-8.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.(2ч)

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над

актуальностью выбранной проблемы.

9-10. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.(2ч)

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

11-12. Предмет и объект исследования.(2ч)

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

13. Методы и способы поиска географической и страноведческой информации.(1ч)

14. Работа в библиотеке с каталогами и картотекой. Выбор литературы.(1ч)

15-16. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.(2ч)

17. Наблюдение и эксперимент, его техника.(1ч)

18. Задания на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.(1ч)

19. Методы опроса и анкетирования. (1ч)

20. Теоретический метод исследования. (1ч)

21. Математические и статистические методы исследования.(1ч)

Обработки полученных данных этими методами.

22. Правильное мышление и логика.(1ч)

Задания на развитие мышления и логики.

23. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. (1ч)

24-26.Выполнение проектов учащимися. Консультации по работе с проектами.(3ч)

27. Что такое парадоксы. (1ч)

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

28-29. Оформление презентаций.

Выполнение презентаций (альбомов, поделок) к проектам.  

30. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

Составление плана выступления.

31-32. Защита исследований перед учащимися разных классов.

Выступление с проектами по классам.  

33. Выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Презентации проектов на этой конференции.  

34. Итоговое занятие. Круглый стол. Анализ исследовательской деятельности  

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

                                                   

                                        Календарно - тематическое планирование

№ Занятия

Тема, урок

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

7-8

9-10

11-12

13

14

15-16

17

18

19

20

21

22

23

24-26

27

28-29

30

31-32

33

34

Введение. Задачи НОУ. Устав НОУ

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Что такое проект? Культура мышления. Умение выявлять проблемы.  

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии

Типы исследовательских проектов  

Этапы выполнения проекта.  

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Методы и способы поиска географической и страноведческой информации.

Работа в библиотеке с каталогами и картотекой. Выбор литературы.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Наблюдение и эксперимент, его техника. Задания на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Методы опроса и анкетирования.

Теоретический метод исследования.

Математические и статистические методы исследования.

Обработки полученных данных этими методами.

Правильное мышление и логика.

Задания на развитие мышления и логики.

Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Выполнение проектов учащимися. Консультации по работе с проектами.

Что такое парадоксы?

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Оформление презентаций.

Выполнение презентаций (альбомов, поделок) к проектам.  

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

Составление плана выступления.

Защита исследований перед учащимися разных классов.

Выступление с проектами по классам.  

Выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Презентация проекта на школьной НПК.

Итоговое занятие. Круглый стол. Анализ исследовательской деятельности  

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

                                                            Итого:

                                                           Резерв:

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

1

1

34

0

                           

                                 

                                        Учебно-методический материал:

1. Голованова В.И., Карбанович О.В, Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Проектная и исследовательская деятельность. Методическое пособие. Брянск, 2012г, стр.2

2. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоению ФГОС. Педагогическое общество России, Москва, 2014г, стр.184

3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие. Москва, 2006 г, стр.21

4. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии. Учебное пособие. Брянск, 2001г, стр. 193


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о научном обществе учащихся "Естествоиспытатель"

Положение о научном обществе учащихся...

Положения о работе школьного Научного Общества Учащихся "Родники"

Научное обществодобровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области исторической науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследо...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Положение о НОУ "Атлантида"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи ...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА».Положение о школьном конкурсе «Электронная презентация на уроке» среди учащихся 6 - 11 классов

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Положение о научном обществе учащихся

Положение о научном обществе учащихся...

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ

Научное общество учащихся школы – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники и культуры; к развитию творч...

Положение Научного общества учащихся " Друзья Земли"

Научное общество учащихся (далее – НОУ) школы – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники и культу...