Они защитили Отечество
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Материал об участнике Великой Отечественной войне и труженице тыла афанасьевского района д.Аверины. Цель: показать на краеведческом материале роль односельчан в достижении Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_vov.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Они защитили Отечество. Участники и труженики тыла Великой Отечественной войны.

Цели: - приобщать детей к изучению жизни населения Зюздинского (Афанасьевского) района

Задачи: - Способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов   простых людей (Черанёва Ивана Андреевича и Александры Васильевны.), совершенных в годы Великой Отечественной войны;

         -способствовать формированию патриотизма.

         - Развитие и коррекция памяти, внимания, речи, развивать у детей умение слышать и слушать.

         - Побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению  кругозора.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (для показа презентации), презентация

Музыкальное сопровождение: фонограммы песен, посвященных Великой Отечественной войне.

Приглашен Черанёв Иван Андреевич (участник ВОв)

 

Ход мероприятия

  1. Оргмомент  Звучит песня Александра Кулаева «Давным-давно была война»( 1 куплет).

Здравствуйте, ребята, коллеги, гости. Наше занятие посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. (Слайд 1) Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло огромное количество трудоспособного населения страны.

 

2.  Актуализация знаний

- Когда началась Великая Отечественная война?

- когда закончилась?

- Почему война называется Великая и Отечественная?

- Кто такой ветеран?

- Кто такие труженики тыла?

Словарная работа с словами «ветеран», «труженик тыла» (на партах значение слов из словарей)

 

  1.    Работа по теме

В этом году вся страна отметит 70– ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти  и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы. (Слайд 2)

Война прошла через все семьи и унесла более 27 миллионов жителей нашей страны. Война и называется Великой, потому что решался вопрос быть России или не быть, жить нашим людям свободными или рабами. Поэтому к событиям тех лет мы будем обращаться постоянно, чтобы понять, почему и как мы победили.

Как мы можем узнать о событиях тех лет? (ответы детей). Чтобы лучше узнать историю нашей страны, нашей области, нашего района, можно обратиться в краеведческий музей, поработать в архиве, в интернете, познакомиться с воспоминаниями ветеранов, тружеников тыла - участников тех событий.

22 июня 1941 года, в 4 часа утра началась война. Это был воскресный день, и большинство людей отдыхало. О начавшейся войне они узнали только в 12 часов дня, когда по радио выступил Вячеслав Михайлович Молотов.

 Не дожидаясь повестки, многие молодые люди шли в военкоматы и требовали зачислить их в Красную Армию. Кировский   поэт в стихотворении «В строй» высказал настроение своего поколения:

«Нам не страшны ни стужа,

Ни бешеный шквал огня.

Родина! Дай мне оружие,

В строй призови меня!».

  За годы войны ушли на фронт более 600 тысяч кировчан.

На территории области были сформированы отдельные воинские подразделения, состоявшие из кировчан. Например, 311-я  стрелковая дивизия. Кировчане воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны.

За мужество и героизм в боях с врагом более 200 кировчан  было удостоено звания Героя Советского Союза.

На протяжении всей войны жители Кировской области поддерживали тесные связи с фронтовиками. Они собирали теплые вещи для бойцов, сдавали деньги и ценности в Фонд обороны, посылали подарки на фронт. В каждой семье ежедневно ждали весточки с фронта. Письма были живой связью между бойцами на фронте и оставшимися в тылу родными, которым порою было не легче.

Победа досталась тяжелой ценой. Почти каждый второй ушедший на фронт не вернулся домой. Вот перед вами Книга Памяти Кировской области (показать) Никто не считал, сколько умерло человек от недоедания и непосильной работы. Вот такая была цена Победы! Об этом надо помнить и никогда не забывать. 2015 год объявлен годом, посвященным 70 летию Победы в Великой Отечественной войне. Медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» будут вручены 320 жителям Афанасьевского района

С нашего района (тогда он назывался Зюздинский) ушло 10612 человек, а  не вернулось – 6140 человек. А сколько умерло от ран после войны! Сегодня мы прикоснёмся к прошлому только одной семьи- Черанёва Ивана Андреевича, участника Великой Отечественной войны. (слайд )

Родился  Иван Андреевич 13 декабря 1924 года в д. Аверины. Учился в Пашинской коми – пермятской школе. Сверстники Ивана Андреевича  в основном полегли на полях сражений, из них мало кто вернулся живым с фронта, а те, кто вернулись, были раненые, покалеченные.

До войны Иван Андреевич  работал рядовым колхозником в д. Аверинской. В армию  был призван  в октябре 1942 года. Рассказ ветерана Черанёва И.А. Обуви не было. Иван Андреевич отправился в Москву на призывной пункт в лаптях. Молодой боец был зачислен во вторую роту первого отдельного маскировочного батальона (ОМБ-1) 17 ноября 1942 года.   В годы Великой Отечественной войны эти части выполняли сложные инженерные работы по маскировке войск и важных объектов. Словарная работа «маскировка».

 Историческая справка (слайд 5) В 1927 году сформировали 1-й отдельный маскировочный батальон.

С первых дней Великой Отечественной войны личный состав батальона выполнял задачи по маскировке военных объектов и созданию ложных целей для авиации противника. В июне 1941 года была произведена маскировка командного пункта Генерального штаба, в июле — Московского Кремля и здания Центрального театра Красной Армии, с сентября по декабрь — Ногинского и Кубинского аэродромов.

29 февраля 1944 года 1-й отдельный маскировочный батальон был расформирован

 В Москве Иван Андреевич не ходил в атаку, но находился в условиях постоянной опасности. Трудно пришлось. Ночами из сена, мха, старой одежды, подручных средств сооружали солдат (иногда роту, батальон), делали макеты танков, самолётов, чтобы отвлечь самолёты противника на ложные цели. Выполняли отдельные боевые задания. Специальные люди продумывали маскировку, а солдаты-маскировщики выполняли. Например, привезут 2 машины старой солдатской одежды в небольшой лесок, солому, подручные средства, а к утру из всего этого появляются армии солдат. Делали самолёты на Москве-реке, а для достоверности клали осколки зеркал, которые на солнце отсвечивали, создавая впечатление настоящей техники. Ветеран вспоминает непрерывные ночные бомбежки, во время которых люди спасались в метро. Очень много народу гибло. Крови было так много, что казалось, что текут кровавые реки. Смертей стало меньше после того, как стали запускать аэростаты. Немецкие самолёты разбивались на подступах к Москве, цепляясь за канаты аэростатов. Было очень страшно, холодно. Вооружение у немцев было лучше. Например, вспоминает Иван Андреевич, немецкая винтовка могла стрелять тремя видами пуль: боевыми, трассирующими и взрывчатыми, а наша только – одиночными выстрелами, но зато наши пули летели дальше. Маскировали военные базы, военные объекты. Историческая справка (слайд 6). 30 сентября 1941 года немецко-фашистские войска начали генеральное наступление на Москву. Для этой операции они выбрали кодовое наименование "Тайфун", рассчитывая - как тайфун, ураган - пройти по советской земле, захватить столицу нашей Родины – Москву и заставить советский народ капитулировать.

Московская битва длилась более семи месяцев (203 дня и ночи), с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г..

. Одна из самых засекреченных страниц Великой Отечественной - защита центра Москвы от налётов фашистской авиации. (Слайд 7,8)

В первые же дни войны комендант Московского Кремля предложил приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. Группа архитекторов и инженеров под руководством Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект.

Московский Кремль так превращали в невидимку.
Но как спрятать эту, совсем не иголку, территория – огромная, форма – известна и хороша видна сверху – треугольник. Что делать с зелеными крышами – для немецкой авиации – цвет все равно, что маяк – таких крыш и таких желтых зданий в Москве почти не было. Замаскировать все – к первой бомбардировке не успели,  в ночь на 22 июля бомба в 250 килограммов попадает в Большой Кремлевский Дворец. Звезды на Кремлевских башнях погасли почти сразу – их зачехлили, золотые главы Кремлевских соборов покрасили, зубцы стен накрыли фанерой, на самих стенах нарисовали окна и двери..
Ночные бомбардировки, на дневные – немцы не отважились, строились по принципу. Одна или две осветительные бомбы, потом – остальные, но ни один снаряд не поразил ни первый корпус Кремля, где рабочий кабинет Сталина, ни Мавзолей Ленина, а это были главные цели противника. Обнаружить их – даже при хорошей погоде – фашистским летчикам было непросто, маскировка спутала карты.(слайд 9)

Иван Андреевич вспоминает, как маскировочный батальон (это 3 роты и хозяйственная часть) принимал участие в Орловско-Курской операции.  (слайд10). Скрытно перебрасывали технику (танки, орудия), строили ложные оборонительные сооружения. Особенно важным было замаскировать нефтебазу так, чтобы немецкая разведка не смогла обнаружить и разбомбить. Нужно было поднимать брёвна на большую высоту, закреплять их. Нефтебазу замаскировали под посёлок с двухэтажными домами. Горючее для танков возили бочками на поездах. Двое суток грузили эти бочки. Тысячи танков и самоходных орудий заправляли с этой нефтебазы. Немцы так и не смогли разведать! На Курскую дугу были стянуты большие силы, много техники. Это  была очень страшная танковая война. 

Историческая справка (слайд 11). 5 июля – 23 августа 1943 года -

Битва на Курской дуге – одна из величайших в Великой Отечественной войне. В течение 50 дней на сравнительно небольшом участке советско-германского фронта шли беспримерные по своей ожесточенности и упорству бои.

Из воспоминаний участника  Курской битвы (слайд 12)  В памяти остались тяжелые картины… Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. (читает Саша Сидоров)  Слайд 13

 Первый отдельный маскировочный батальон просуществовал до 1944 года, до тех пор, пока не погнали немцев с советской территории.

В 1944 году подразделение перебросили на Украину в г. Днепропетровск. В пути их эшелон подвергся бомбардировке под Брянском. Иван Андреевич был ранен. После выздоровления участвовал в ликвидации банд бандеровцев. Воевал в г. Павловограде, Чернигове, Киеве. Остались в памяти сгоревшие хаты-мазанки с остовами труб, разруха.

Службу закончил в августе 1945 года в г. Днепропетровске. Домой добирались с трудом: поезда были переполнены, многие ехали на крышах. Давали продуктовые карточки, но продуктов не было.

Отец Ивана Андреевича Черанёв Андрей Лукич был офицером. 3 года он обучал молодёжь военному делу в г. Слободском. В 1943 году написал заявление добровольцем на фронт. Был командиром танковой роты. Геройски погиб в 1943 году. (слайд 14)

После войны Иван Андреевич работал в колхозе, на лесоучастке, в строительстве. Награждён медалью  «За доблестный труд. В  ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, медалью «Заслуженный колхозник», юбилейными медалями.

  С женой Александрой Васильевной поженились в 1947 году, по сей день живут в любви и согласии, вырастили двух сыновей, имеют 5 внуков, 7 правнуков.

А Александра Васильевна не воевала, но также внесла вклад в достижении Победы своим трудом в тылу.

Рассказ о Черанёвой А.В.  Черанёва Александра Васильевна родилась 22 марта 1922 года  в Карагайском районе Пермский губернии. (слайд 15)

          В 1931 году семья переехала из Пермской  волости  в Вятскую губернию в Зюздинскую волость. Детство  Александры Васильевны прошло в д. Макаровской Зюздинской волости Вятской губернии.

Александра Васильевна закончила семь классов в Пашинской коми – пермятской школе, что являлось в те годы довольно высоким уровнем образования.

22 июня 1941 года Александра Васильевна с девушками, парнями, мужчинами из разных деревень Пашинского сельского совета находилась на строительстве дорожной трассы от деревни Московской до деревни Черкашер.(слайд 16). Тогда там были густые непроходимые леса. Работники этих бригад с помощью топоров, поперечных пил прорубали трассу в этих лесах, чтобы потом строить дорогу. Именно там и узнали работники о начале войны. 23 июня всех работников на лошадях вывезли в деревни, работы по прорубке трассы были прекращены в связи с началом войны. 19-летнюю девушку отправили в Чёрную Холуницу для добычи руды. Тогда её добывали вручную с помощью корзин. Затем руду отправляли по узкоколейке в Омутнинск на металлургический завод в вагончиках, иногда вывозили и на лошадях.

Из воспоминаний Александры Васильевны (слайд 17): «В военное время каждый выходной всех девушек, её ровесниц и чуть постарше, не ушедших на фронт, каждый выходной направляли на учёбу в с. Зюздино. Учили девушек военному делу, учил нас стрелять, рыть окопы, перевязывать раненых Михаил Михайлович Осипов. Я стреляла из боевой винтовки и довольно неплохо». На фронт не попала, потому что работала счетоводом в колхозе.

В военное время Александра Васильевна, как и все её сверстницы, много трудилась. (слайд 18). В колхозе с 4 часов утра шли на работу. Косили, гребли, жали вручную, вязали снопы, а потом их скирдовали и возили молотить. Работали на 6 лошадях в 2 смены. Молотили по ночам. Всё зерно отправляли на фронт, даже на семена не оставляли. «Было нас 49 девок»,- вспоминает А.В.. Если работали в дальних полях за 6-8 км, то домой не пускали. Ночевали в шалашах, на фермах.  Как и все жители сёл, деревень, старались сделать больше, чтобы хоть как – то приблизить Победу! Она часто вспоминает тяжелые годы во время войны, как они работали в колхозе. Хоть она была совсем девчонкой, но выполняла любую работу. Не в счет были ни голод, ни холод, ни жара. Еще вспоминает, что все время хотелось очень сильно кушать и спать.

Пусть жили трудно, но жили весело. «Какие мы тогда были певуньи» - вспоминает Александра Васильевна. На работу, во время работы, с работы, на вечёрках – всё с песней. Александра Васильевна вспоминает, что с войны в д. Макаровскую вернулось только 2 мужчины, в том числе её брат Иван Загородских(он дошёл до Берлина). Своего мужа, Черанёва Ивана Андреевича, Александра Васильевна не знала до 1946 года, пока он не вернулся с фронта. Фронтовая закалка Ивана Андреевича, трудные годы в тылу Александры Васильевны закалили как физически, так и морально. До сих пор супруги Черанёвы проживают в д. Аверинской в большом просторном доме, построенным Иваном Андреевичем в 1956 году (переехали в дом 22 июня), живут одни, пока справляются сами по дому.

Иван Андреевич и Александра Васильевна Черанёвы, несмотря на свой возраст, сохранили жизненный оптимизм, ясную память, помнят всю свою жизнь, её события до  мельчайших подробностей и охотно передают свои знания, воспоминания и опыт молодому поколению. Александра Васильевна и Иван Андреевич отличаются приветливостью, отзывчивостью. К ним в дом постоянно приходят  дети – школьники, им всем рады Черанёвы.

  1. Закрепление: беседа по вопросам:

- о каких событиях Великой Отечественной войны мы говорили?

-о каких защитниках ВОв шёл разговор на занятии?

- Кто такой ветеран? Труженик тыла?

-  Что нового вы узнали о ветеране?

- Как вы считаете, труженики тыла способствовали достижению Победы в ВОв?

 - Как мы можем помочь ветеранам ВОв и труженикам тыла? Слайд 20

  1. Заключение.

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

Чтение стихотворений обучающимися

Героям Победы - спасибо!!!

СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда - в сорок пятом !!!

Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас - уже дЕды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!

Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям !!!

Ольга Маслова, г.Санкт-Петербург



5.Рефлексия.

 звучит песня И. Муромского «Ветеранам войны»(1 куплет) слайд 19

Спасибо за занятие.

Словарь

ВЕТЕРА́Н (толковый словарь)- 1.Старый, опытный воин; участник прошедшей войны. В. Великой Отечественной войны.2.Старый, опытный работник. В. труда.

Тыл - 4. перен. Во время войны: вся страна в противоп. фронту. Труженики тыла.

Труженик (по Ожегову):
Труженик -
Человек, который трудится; трудолюбивый человек

мобилизация - Перевод вооружённых сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса в армию во время войны; перевод на военное положение экономики и государственных институтов страны

Маскировка  (Энциклопедический словарь):
Маскировка- комплекс мероприятий, направленных на
скрытие своих войск от наблюдения противника или введение его в заблуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по ОБЖ «Защита Отечества - священный долг гражданина»

Цель мероприятия:в рамках патриотического воспитания продолжить работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных о...

презентация по обществознанию "Защита Отечества! 7 класс

Презентацию можно использовать в 7 классе при изучении темы "Защита Отечества. Долг и обязанность"....

Проектная деятельность. Разработка урока по обществознанию "Защита отечества" в 7 классе

Разработка урока обществознания «Защита Отечества», 7 классПредмет: обществознание.Класс: 7Тема урока: «Защита Отечества», рассчитанный на 2 занятияТип урока: формирования новых зн...

Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества."

Конспект урока по обществознанию, 7 класс "Защита Отечества"Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонстрированы раз...

Презентация и конспект урока по обществознанию "Защита Отечества" 7 класс

Презентация и конспект урока по обществознанию класс "Защита Отечества."Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонст...

Урок по обществознанию «Защита Отечества» 7 класс

Знакомство с историей Российской армии и её ролью в современном обществе...

7 класс "Защита отечества"

Технологическая карта урока + презентация...