ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
статья на тему

Шматкова Наталья Александровна

      Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Н.А.Шматкова

МАОУ Ямская СОШ

городского округа Домодедово

      Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности. В этой связи особенно важно обеспечить идеи  формирования гражданской идентичности школьников в современной школе.  Учебный и воспитательный процессы, формирующие гражданскую идентичность через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе. Именно эта тема является одним из направлений работы педагогического коллектива нашей  школы. Учебные и внеурочные занятия  в педагогическом процессе школы взаимосвязаны и взаимозависимы, что позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий, используемые всеми участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально). Взаимосвязь между направлениями деятельности педагога по формированию гражданской идентичности школьников обеспечивается благодаря тому, что развиваемые представления школьников о гражданине, об идентичности, о гражданской общности «приращиваются» представлениями о ценностях толерантности, справедливости, ответственности, благородства, великодушия, долга и др., которые (ценности) принимают форму мотива гражданского поведения и деятельности школьников. Доминирующим методом формирования гражданской идентичности школьников становится такой метод, реализация которого позволяет школьникам выявлять проблемы гражданского содержания и реагировать на них практическим результатом виртуального (сайт, презентация) или реального характера (социально значимое дело, акция, презентация и т.д.). А внедрение направления формирования гражданской идентичности школьников осуществляется через совокупность форм и методов, обеспечивающих решение педагогом задач при реализации содержания каждого ее блока. Формирование гражданской  идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества,  героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества.  Обучающиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (исторических памятников, музеев, достопримечательностей прошлого, мест боевой славы) для непосредственного ознакомления с ними. Активное сотрудничество с ветеранами, офицерами и родственниками погибших солдат локальных войн, с выпускниками школы, выбравшими для себя военную стезю, солдатами, участниками  важных исторических событий (встреча с членом общественной организации "Боевое братство" Горбач А.П.), старожилами, местными краеведами, членами различных поисковых отрядов и другими интересными людьми. Участие в реальных практических мероприятиях: Дне воинской славы, Дне Памяти неизвестного солдата, в торжественном митинге и возложении цветов к памятнику погибшим войнам на воинских захоронениях с.Ям. В школе создан «Уголок воинской и боевой славы» (в основу создания  заложено отражение истории развития военной части) и  на протяжении многих лет ребята проводят работу по сбору новой информации, экспонатов, исследовательскую работу, выпуск газет, экскурсии, соблюдая определённые традиции. Экскурсии позволяют соединить в единое целое учебный школьный процесс с визуальным осмыслением объектов реальной жизни, непосредственно приобщить детей к предметному миру прошлого, расширить границы школьного курса.  

    Ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция, на которой школьники выступают с докладами, творческими проектами и исследовательскими работами. Направления работ  самые различные: краеведческое, профессионально-ориентированное, эко-биологическое,  культурологическое. Проектная работа объединила всех участников образовательного пространства: обучающихся, их родителей, учителей. Каждая семья имеет свою историю, свои  обычаи и традиции, во многих семьях хранятся уникальные исторические документы, предметы  старины.    Проекты «Реликвии моей семьи», « Домашние архивы или как сохранить историю семьи»  рассказывают о  том, как важно проводить работу по сохранению культурного наследия семьи. Что откладывать её  на потом нельзя, т.к. вместе со старшим поколением от нас уходят уникальные  интересные сведения, которые составляют частичку нашей общей истории.

   Формирование ценностей гуманизма и нравственности - приоритетная задача воспитания гражданской идентичности. Многие наши проекты посвящены культуре православного храма, т.к. знание этой культуры может стать нравственным источником по приобщению подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим суть человеческой жизнедеятельности.

    Работая над проектами « Храм Флора и Лавра» и «Храм Святителя Николая»,  учащиеся школы познакомились с памятниками храмового  строительства на территории Ямского административного округа с  их структурой и архитектурными особенностями.

    Члены краеведческого кружка передают материал в  местную газету «Пахрин-ские вести» оформляют такие рубрики, как «Сохранить нельзя забыть» (содержательным материалом для этой  работы явилась история станции «Ленинская»), «Это интересно» ( делали зарисовки храмов, собирали фотоматериал, встречались с людьми, заинтересованными в сохранении культурного наследия).  Школьники готовят сообщения, анализируют события, которые происходили в стране и получили отражение в истории городского округа и села Ям.

    Инициативное участие в социально значимых делах, организованных взрослыми: ребята добровольно  приняли  участие в Концерте для ветеранов; с большим желанием представители  хоровой студии школы  выступили в СДК «Павловский» на празднике, посвященном «Дню матери»; в проведении фестиваля уличных видов спорта; экологической экспедиции по очистке участка на берегу реки Пахра; субботнике по уборке территории военного городка; мероприятии по благоустройству воинских захоронений и  памятника с.Ям "Обелиск Тристела погибшим односельчанам"; благотворительной акции «Начни год с милосердия», откликнулись на призыв Ямского храма в честь Флора и Лавра и Домодедовского отделения «Боевого братства» об оказании посильной помощи жителям Луганской и Донецкой народных республик; «Спеши делать добро» - готовили новогодние подарки  для воспитанников приюта и центра «Семья»; в подготовке материала для местной  газеты жителей Ямского и Колычевского административных округов (совместно с МЦТТ «Интеграл»); проведении радиолинейки о днях воинской славы, победных днях России « Помним, любим, гордимся!»; изготовлении праздничных открыток и приглашений для ветеранов к 70-летию Победы (участие ребят волонтеров в подготовке и проведении торжественных мероприятий, посвященных вручению юбилейных медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»).

     Вовлеченность детей и подростков в конструктивные действия и общественные инициативы, их готовность проявлять социальную ответственность, осваивать новые трудовые навыки позволяют выстроить продуктивное сотрудничество со сверстниками, их родителями и педагогами в контексте реализации актуальных общественно-значимых проблем.

    Для работы в условиях школы педагоги выбрали и предлагают интерактивные занятия.

Тема интерактивного занятия

Подход педагогов

Формирование гражданской идентичности и развитие патриотизма на уроках русского языка, литературы и внеклассной работе.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с воспитанниками; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

Социальное партнерство семьи и школы в формировании гражданской идентичности личности учащихся.

Любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине. Гражданская (российская) идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом.

Психологические аспекты профориентационной работы в  школе  в условиях внедрения ФГОС.

В воспитании патриотизма педагог делает ставку не на становление у ребенка нерефлексивной гордости за «своё» или своеобразной избирательной гордости за семью, за страну (гордость только за успехи и достижения), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами, проектами.

Современные формы организации внеклассных мероприятий по курсу ОБЖ   в  школе.

В гражданском образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как умозрительными абстракциями, в сугубо информативном стиле, а должен работать с традицией и особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету.

Краеведение как один из факторов формирования гражданской идентичности  (Из опыта работы   по организации и проведению   Дня краеведения в школе)

Педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью, а как с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур, исторически укорененной в российской традиции и менталитете.
Представление  опыта  работы по формированию гражданской идентичности средствами краеведческой деятельности

   Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».

   Любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине. Гражданская (российская) идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом.

     Предмет особой ответственности школы – школьная идентичность ребенка. Что это такое? Это переживание и осознавание ребенком собственной причастности к школе. Зачем это нужно? Школа – это первое место в жизни ребенка, где он по-настоящему выходит за пределы кровнородственных связей и отношений, начинает жить среди других, разных людей, в обществе. Именно в школе ребенок превращается из семейного человека в человека общественного. Что дает введение понятия «школьная идентичность ребенка»? В привычном ролевом прочтении ребенок в школе выступает как ученик, мальчик (девочка), друг, гражданин. В идентификационном прочтении школьник – «ученик своих учителей», «друг своих одноклассников», «гражданин (или обыватель) школьной общности», «сын (дочь) своих родителей». То есть ракурс идентичности позволяет более глубоко увидеть и понять, благодаря кому или чему школьник ощущает себя связанным (или не связанным) со школьной общностью, что или кто рождает в нем причастность школе.

Идентификационная позиция ребенка в школе

Место формирования этой позиции

Сын (дочь) своих родителей

Специально созданные или стихийные ситуации в школе, где ребенок ощущает себя представителем своей семьи (дисциплинарная запись в дневник, угроза учителя позвонить родителям, поощрение за успех и т.д.)

Друг своих школьных товарищей

Свободное, внешне нерегламентированное, непосредственное общение с одноклассниками и сверстниками

Ученик своих учителей

Все учебные ситуации как на уроках, так и во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, спортивные секции и т.д.); учебное общение с учителями

Гражданин класса

Внутриклассные события, дела, мероприятия; самоуправление в классе

Гражданин школы

Школьные события, детские объединения дополнительного образования в школе, детско-взрослое соуправление, школьное самоуправление, школьные клубы, музеи и т.п.; внеучебное общение с учителями.

Гражданин общества

Социальные проекты в школе; акции и дела, направленные на внешкольную социальную среду; детские общественные объединения и организации. Инициированное школой общение с другими социальными субъектами.

Член своей этнической группы

Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство национальной принадлежности

Член своей религиозной группы

 

Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство религиозной принадлежности

    Школьная идентичность позволяет увидеть, связывает ли школьник свои успехи, достижения (так же, как и неудачи) со школой; является ли школа значимым для него местом, или нет.

     Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится не только человеком только семейным, но и общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.

Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурно...

Формирование гражданской идентичности школьников как механизма реализации ФГОС.

доклад о формировании гражданской идентичности на уроках и во внеурочное время...

Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходим...

Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников.

Понимание  гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы....

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Формирование гражданской идентичности современного школьника

Материал содержит советы по формированию гражданской идентичности современного школьника, анкеты. результаты анкетирования. Автор Д.В. Григорьев....