Литературно-музыкальная композиция "Судьбы, опалённые войной"
методическая разработка на тему

Черданцева Марина Вячеславовна

Литературно-музыкальная композиция о войне "Судьбы, опалённые войной".  Знакомство с героическими страницами истории России,  формирование у учащихся положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитание чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lmk_sudby_opalyonnye_voynoy.docx25.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Литературно-музыкальная композиция

«Судьбы, опалённые войной»

Цели и задачи:

  1. Ознакомить с героическими страницами истории России.
  2. Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.
  3. Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с военной тематикой.
  4. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой отечественной войны.

Звучит музыка, на сцену выходят чтецы.

  1. Снова распускаются цветы,

В майский день так хочется поверить,

Что красивые и светлые мечты

Словно солнца свет ворвутся в двери.

  1. Опустившись в мягкую траву

Вспомни тех, кого уже нет с нами,

Но они в душе твоей живут,

Согревая вечным словом «память»!

  1. Это было много лет назад,

Но земля хранит безумство боя,

Помнит взрывы танковых гранат,

Помнит тех, кто умирали стоя!

  1. Небеса давно уже чисты,

Жизнь идет, и солнце так же светит,

Но кладут на парапет цветы

С трепетом и со смущеньем дети.

  1. И мы с ними будем наравне,

Потому что много не видали,

Ведь не мы погибли на войне,

Ради Жизни жизнь свою отдали!

  1. Хоть на миг оставьте все дела,

Вспомните, и мир светлее станет!

Время все стирает, но должна

В наших душах оставаться память!

Звучит музыка. Юноша и девушка гуляют, веселятся. Голос за кадром.

  1. Они, улыбаясь, стоят:

Она - молода и любима,

Он - молод, влюблен, неженат.

        И вместе - ни голод,

Ни холод не страшен,

Их счастье - навек!

  1. А долго ли будет светиться

Такой безмятежный покой.

На этих смеющихся лицах –

Не знает ни тот, ни другой...

Музыка смолкает.

Девушка: Отчего это воздух тревогой объят? Отчего вдруг замолкли все птицы? От чего так испуганы лица?

Юноша: Это война.

 Звучит музыка «Нашествие»

Появляются люди в черном, которые разъединяют влюбленных, люди со свечами медленно выстраиваются в линию перпендикулярно зрительному залу и держат свечи так, чтобы из них образовалась разделительная полоса между юношей и девушкой.

1 солдат:Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
1 девушка:Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.

2 солдат:Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
2 девушка:Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
1 солдат:И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
1 девушка:Так убей же хоть одного!
2 солдат:Так убей же его скорей!
2 девушка:Сколько раз увидишь его,
Все:Столько раз его и убей!

Звучит музыка.

Юноша:У эшелона обнимемся,
Искренняя и родная,
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощанье:
«Милая, я вернусь!»

Девушка:Это будет, я знаю
Не скоро, быть может.
Ты войдешь бородатый, сутулый, иной,
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Я рванусь, подбегу
И, наверно, заплачу.
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель.
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй»,
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья.
Это будет не скоро,
Но ты — придешь!

Юноша: Никто из нас тогда не знал, доживёт ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой.

1 солдат: Но мужество и отвага не покидали нас.

Исполняется фрагмент из песни «Здесь птицы не поют». На сцене остаётся юноша и девушка.

Девушка:Ветер.

Юноша:Вьюга.

Девушка:Снега.

Юноша:И метель. Ночь морозная смотрит в окно.

Девушка:Я б хотела к тебе прилететь,

Не видала тебя уж давно…

Достают письма, читают.

Юноша:«Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю…

Девушка: Милый, сейчас передышка после боя…Когда я смогу тебе ещё написать? Я становлюсь настоящим бойцом. Знаешь, когда убила первого немца, я долго плакала. А потом прошло…Теперь я никому не поверю, если скажут, что было не страшно на войне… здесь страшно. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Звучит выстрел.

Девушка солдат1: Побледнев,

Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Я должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Я должна.

Хоть вернуся едва ли,

Хоть "Не смей!"

Повторяет комбат.

Даже танки

(Они же из стали!)

В трех шагах от окопа

Горят.

Я должна.

Ведь нельзя притворяться

Пред собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

"Сестрица!"

Кто-то там,

Под обстрелом, кричит...

Звучит выстрел.

1 солдат: Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижиматься к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

2 солдат:Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я — сто лет проживу!

 Звучит выстрел.

 Девушка солдат 2: Машенька, связистка, умирала

На руках беспомощных моих.

А в окопе пахло снегом талым,

И налет артиллерийский стих.

Из санроты не было повозки,

Чью-то мать наш фельдшер величал.

...О, погон измятые полоски

На худых девчоночьих плечах!

И лицо - родное, восковое,

Под чалмой намокшего бинта!..

Прошипел снаряд над головою,

Черный столб взметнулся у куста...

Девочка в шинели уходила

От войны, от жизни, от меня.

Снова рыть в безмолвии могилу,

Комьями замерзшими звеня...

Подожди меня немного, Маша!

Мне ведь тоже уцелеть навряд...

 Звучит выстрел

Юноша:Испытало нас время свинцом и огнем,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся.

И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край.

После долгих напастей недружной весны

Ждет и нас ослепительный май.

Звучит музыка. На сцену выбегает девочка, она играет в классики и говорит считалку.

Девочка: Раз – два – три – четыре – пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, жёлтый, синий,

Медь, железо, алюминий,

Солнце, воздух и вода,

Горы, реки, города,

Труд, веселье, сладкий сон,

А война пусть выйдет вон!

Звучит музыка. Солдат  поднимает девочку на руки.

Демонстрация фильма .

  1.  Оглянитесь, люди! Рядом с вами

В величавом свете вечного огня

Встали молча из бессмертья комиссары,

Не дожившие до нынешнего дня.

  1.  Вот идут они бессонными рядами —

Рядовые пятилеток и войны, —

Те, которые сражались и мечтали,

Шелком пламенных знамен озарены.

  1.  Легендарны, незабыты и воспеты,

Здесь они сегодня — все до одного!

Это их мечта и главная Победа,

Их великое навеки торжество!!!

Звучит марш Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно - музыкальная гостиная "Песни, опалённые войной!"

Среди тех, кому не раз предрекали гибель, кого в кольце блокад душили, были и наши земляки. Около… 170 тысяч  солдат были призваны на войну из всех районов  нашей Республики. …104 человека...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...