Конкурс педагогического мастерства в номинации "Классный руководитель старшей школы"
статья (10 класс) на тему

румянцева наталья владимировна 1962

Статья об участие в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Классный руководитель старшей школы". а также краткий конспект классного часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Из опта выступления на конкурсе педагогических достижений в номинации «Классный руководитель  старшей школы»

Классный час по теме «Герои нашего времени»

Я из тех преподавателей, которые сами никогда не будут предлагать свои услуги, а сейчас именно так называется процесс обучения – педагогические услуги, в сфере представления публичного опыта. Но, когда администрация учебного заведения предложила поучаствовать в конкурсе педагогических достижений в номинации «Классный руководитель  старшей школы» согласилась. Тем более опыт классного руководителя был уже довольно большой. Сразу хочу оговориться, что конкурс отнимает очень много времени и душевных сил. Что даёт? Если отбросить рейтинг учебного заведения, то только собственное удовлетворение и понятие того, что я и это  могу сделать.  Я  хочу дать несколько советов, т.е. как лучше подготовиться и на что обратить внимание при подготовке к конкурсу, а ещё  показать  свой конспект классного часа и презентацию.

Несколько советов перед конкурсом.

1. Не планируйте в предстоящие 3-4 месяца проведения конкурса никаких больших мероприятий, т.к. каждый этап конкурса требует большой подготовки и свободного времени.

2. Из предложенных тем классного часа (у нас было две темы), набросайте краткий конспект классного часа по обеим темам, а потом остановитесь на той, которая вам ближе.  У меня решилось всё в одночасье, когда я, обдумывая тему, посмотрела передачу «Своя колея» и поняла, как мне надо показать героя нашего времени.

3. Обязательно покажите свой конспект руководителям – директору, завучу, другим учителям, вам предложат новые интересные подходы, даже может перечеркнуть всё, что вы наработали – прислушивайтесь, но окончательное слово за вами, надо брать, то, что греет и вы это чувствуете, я жалею, что выкинула, то что хотела, правда, хочу сразу оговориться, что почти все 9 членов жюри из 10 возможных баллов мне дали по 10.

4. Обязательно проведите этот классный час на своих учащихся и хорошо бы ещё на другом классе. Учащиеся другой школы , на котором я представляла классный час, мне очень помогли – были активны и доброжелательны. Я до конкурса встретилась  с ними 1 раз.

5. Подготовьте материла больше, лучше отказаться от чего – либо, если не хватает времени, чем закончить раньше и не знать, чем занять паузу. На открытом выступлении – все мобилизуются, и занятие  проходит быстрее.

6. Несколько раз протестируйте презентацию, звук – это обязательно не надейтесь на авось! Не загружайте урок большими отрывками из фильмов.

7. Выучите всё наизусть и выбросите свой конспект, учитель, который постоянно что-то искал в своём конспекте, выглядел не лучшим образом, хотя это моё мнение.

8. Продумайте свой костюм – строго, но комфортно.

9. Улыбка - самое главное, как – будто вам легко и вы пришли просто пообщаться.

10. Самое неприятное – вы будете идеальны, но победу одержит другой ( это часто зависит не от вас), не расстраивайтесь! Вы – это сделали для себя и для детей, они  не забудут ваш урок, а это самое главное в профессии учителя!

Краткий конспект классного часа.
название конкурсной разработки:
урок по теме: « Герои наших дней».
Цель разработки:
- способствовать развитию представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;
— развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
— воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу
Данная методическая разработка может быть использована в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения при преподавании дисциплины История.
ресурсы: презентация
Сценарий классного часа по теме « Герои наших дней».
Цели:
— дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;
— развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
— воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу
Форма урока: рассказ с элементами беседы.
Оборудование и материалы:
презентация (компьютер, проектор, экран)

План урока:
1.Организационный момент;
2. Вступительное слово преподавателя.
3. Восприятие темы:
— работа с понятием;
• богатыри земли русской;
• героизм во время Великой Отечественной войны;
• героизм в наши дни;
4. Итоги мероприятия
Ход урока:
1. Вступительное слово классного руководителя:
Как вы думаете, что такое подвиг и есть ли в нашей современной жизни место для подвига и героев? И кто такой герой в нашей современной жизни?
Ответы учащихся на вопросы.
«Герой – не тот, кто не знает страха, а тот кто умеет побороть его в себе».
Классный руководитель:
2. Подготовка к восприятию темы
Учитель. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

Форма работы – рассказ с элементами беседы, работа в группах.

Вступление. Три группы   приблизительно по 8 участников команды.  В то время как ребята рассаживаются, звучит музыка и фрагмент из фильма «Офицеры».

Слово учителя: От героев былых времён не осталось порой имён.  Так начинается песня из любимого многими поколениями россиян фильма «Офицеры», Если мы будем вспоминать Великую Отечественную войну, то мы говорим – вот время героев и подвигов, но, а сейчас есть ли герои в современной России? Согласно опросу, проведённому «Фондом общественного мнения» мы почти не знаем героев среди реальных людей: «Около 40% респондентов затруднились назвать даже одного „настоящего героя“ России. Около 20% считают, что настоящих героев в реальной жизни вообще нет (среди молодёжи таких 25%). Лишь очень немногие назвали Георгия Жукова и Юрия Гагарина (по 4%), а также Владимира Путина (3%). Чаще всего среди „настоящих героев“ молодёжь называла Илью Муромца (20%). Второе место в числе вымышленных героев молодёжи занимает бандит Саша Белый из телесериала „Бригада“. Его считают „настоящим героем“ 17% молодых людей. На третьем месте — Штирлиц. Старшие поколения часто вспоминали также Алексея Мересьева из „Повести о настоящем человеке“ Б. Полевого и Глеба Жеглова из кинофильма „Место встречи изменить нельзя». Каждая эпоха рождает своих героев (настоящих или вымышленных), тех, кем восхищается и на кого мечтает быть похожим целое поколение.

 Во все времена люди вкладывали в  слово «ГЕРОЙ» всё самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

 Для этого мы  проводим классный час на тему «Герои нашего времени». Я хотела бы поговорить  с вами и узнать ваше мнения о героях современной России, начиная с 1992 года, когда в нашей стране стало  присуждаться звание героя Российской Федерации. Это самое высокое звание. Которое стало приемником звания героя Советского Союза

Попытайтесь ответить на мои вопросы.

1.Сколько героев России с 1997 года? Ответы учащихся. Ответ на слайде – 1002 человека

2. Кто они военные или гражданские люди? 135  человек гражданские

3. Сколько мужчин и женщин, соотношение.-15 женщин.

 459 героя награждены посмертно

4. Когда празднуется День героев Отечества? 9 декабря.

 

А кого мы должны поздравлять в этот день? Давайте выясним кто эти люди?

Вы разделились на три группы , каждая группа получит своё задание  и наша общая задача объединить усилия и сделать вывод – кто он и какой он современный герой.

Начнём работу.

 Первой группе я предлагаю определиться с понятием героя, подобрать синонимы этому слову и попытаться дать определение этому слову. Вы можете также дополнить свои синонимы, если считаете, что в списке его нет, а затем составить это определение на доске. Ребятам выдаются на листе А4 слова –синонимы героизму –мужество, храбрость, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, хладнокровие и другие. А также выбрать  из словаря то понятие героя, которое созвучно нашему классному часу.

 В словаре С.И.Ожегова приводятся несколько значений слова «герой». Герой — это: 1. Главное действующее лицо литературного произведения. 2. Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги. 3. Лицо, привлекшее к себе внимание чем.-л. или являющееся предметом восхищения, подражания. 4. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды .

Второй группе я предлагаю выбрать несколько афоризмов великих людей о героях, которые   как вам кажется выдержали проверку временем и актуальны сейчас.

 Герои подобно произведениям искусства кажутся более великими через пространство веков.

П. Буаст

Несчастна та страна, которая нуждается в героях.

Б. Брехт

Нужен только герой между рабами, чтобы сделать их свободными людьми.

П. Буаст

Герой - это самая короткая профессия на свете.

У. Роджерс

Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой - не герой, а потому что лакей - только лакей.

Г. Гегель

Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна.

Ф. Бэкон

Есть разновидность жизненных сражений,

Где нету смысла проявлять геройство:

В них даже в результате поражений

Мы получаем массу удовольствий.

Э. Севрус

Истинный герой играет во время сражения шахматную партию независимо от ее исхода.

Наполеон I

Герои нужны в минуту опасности, в остальное время герои опасны.

Г. Лауб

Счастье или дерзость создавали героев; одна только доблесть создавала великих людей.

Ж. Масильон

Будь у героев время подумать, героизма вовсе бы не было.

П. Устинов

Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.

Д. Бруно

Безумными могут быть приключения; герой же должен быть разумным.

Г. Честертон

Истинный герой отличается простотою нравов и нежностию чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству.
Федор Николаевич Глинка

Истинное геройство заключено не в руках, а в сердце и в голове.
Герман Мелвилл

Это и есть секрет героизма: никогда не позволять страху смерти руководить вашей жизнью.
Джордж Бернард Шоу

Каждый, кто идет в жизни собственным путем, — герой. Каждый, кто… осуществляет то, на что способен, — герой».
Герман Гессе

…Только герой обретает мужество следовать своей судьбе.
Герман Гессе

…Гибель не страшна герою,
Пока безумствует мечта!
Александр Александрович Блок

 Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.
Иоганн Вольфганг Гёте

Подвиг — это все, кроме славы.
Иоганн Вольфганг Гёте

Смерть героев подобна закату солнца.
Карл Маркс

Все в мире покроется пылью забвенья,
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Проходят столетья, не зная конца.
Фирдоуси

Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
Джордано Бруно

Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна.
Фрэнсис Бэкон    

 Третьей группе я предлагаю рассмотреть информационный материал и выбрать людей, кто по-вашему мнению, является героем наших дней. Зачитайте информацию, о том человеке,чьё мужество или чей поступок больше всего отозвался в вашем сердце.  

(Краткая биография С.Солнечникова, Л.Рошаль, А.Чилингарова, М.Ахметова. Вложить материал в альбом.

Время  выполнения задания 5 минут, ещё раз ознакомиться с заданиями вы можете, посмотрев на слайд презентации..

Время вышло, давайте посмотрим, что  получилось у 1 группы , итак определение понятия героя на доске. Что же дают нам первоисточники –различные словари (слайд презентации) Почти всё правильно.

Заслушаем 2 группу – афоризмы, созвучные нашему времени.

Заслушаем 3 группу – кто отозвался в вашем сердце? Зачитайте кратко биографию героя

Герои России – на экране.

Вы всё правильно определили.

Давайте весь материал, который вы выбрали соберём в альбом.

Да это сильные духом люди, о которых знает вся страна им присуждены звания и звёзды героев.

 Но наша страна огромна и наверно, это несправедливо, если героев будут награждать только в Кремле.  В мирное время существует большое поле деятельности для проявления мужественности. В политике, в спорте, науке, искусстве, и в других сферах деятельности большое количество людей проявили храбрость, героизм, отвагу и выдержку. Существует и другие премии, которые прославляют героев, например, премия МЧС России или премия имени Владимира Высоцкого «Своя колея», Премиями награждаются люди разных профессий и занятий, которые при самых трудных обстоятельствах не изменяют своим убеждениям и чья жизнь и деятельность созвучны высоким нравственным темам песен и стихов артиста. А название премии — «Своя колея» повторяет название одного из лучших стихотворений поэта. Я думаю этих людей также можно считать героями или нет? Я раздам по группам  списки лауреатов разных лет, начиная с 1997 года ,премии «Своя колея» и пока звучит песня Высоцкого с одноименным названием, выберете по вашему мнению, кого мы можем добавить в наш альбом героев и может кто-то сможет рассказать о ком – то из лауреатов. Спасибо

А теперь давайте от героев, которые у всех на устах, поговорим о тех людях, которых вы считаете героями, они  рядом с вами есть или были.

Если вы сейчас скажите о своём герое, посмотрите сколько человек узнает об этом, я думаю и вам и этому человеку будет приятно. Раньше было принято говорить :Страна должна знать своих героев мы должны знать , что с нами живут такие люди и нам не страшно жить, если они рядом. Напишите его или её имя, расскажите о нём и в наш альбом.

Да в жизни всегда есть место подвигу ,есть место героям. Ученица моего 10  а класса Лера Кудряшова написала это стихотворение, не судите её стих строго, она  тоже своего рода герой написать и знать, что будут читать, но смелым даётся сила.  (слайд -  стих)

Я уверена, что и среди учеников 10б класса будут свои герои мирной жизни. И на память о нашем разговоре, я хочу подарить этот альбом, продолжите его, я уверена вам будет, чем заполнить его, ведь герои среди вас. (слайд с фото класса и музыкой из к. ф «Участок» «ПОЧЕМУ         так в России берёзы шумят»


Дополнительный материал

Пример героизма связан с победы нашей команды параолимпийцев в последней Олимпиаде в Ванкувере, которая прошла в марте 2010 года. Наша команда заняла 1 место по общему командному зачету. Это пример того, как люди, получившие травмы, сумели преодолеть себя. Поверили в то, что могут доказать, что самые трудные задания им по плечу. И результатом стала победа сборной России на зимней Олимпиаде в Ванкувере.
2 учащийся:один из героев этой Олимпиады — Ирек Зарипов, который завоевал золотых наград. Несколько лет назад он попал в тяжелую автокатастрофу, лишился обеих ног. И после такой травмы начал тренироваться, участвовать в соревнованиях, бороться не только со своими соперниками, а прежде всего с самим собой. И победа в Ванкувере доказала всем как, несмотря на обстоятельства, можно добиться результатов ( слайд 7)
3 учащийся: другим примером борьбы чемпионка по плаванью Олеся Владыкина. Потеряв в автокатастрофе руку нашла силы вернутся в спорт.
Участвовала в Пекинской Олимпиаде.
9 сентября в финальном заплыве на 100-метровке брассом Олеся завоевала золото, установив мировой рекорд — 1 мин. 20, 58 сек ( слайд 8).
1 учащийся: Самолет Ту-154М авиакомпании «Алроса», на борту которого находились 72 пассажира и девять членов экипажа, совершил вынужденную посадку в 130 километрах от Ухты на заброшенном аэродроме под Ижмой во вторник утром.
На высоте 10 км у лайнера произошел отказ навигационного оборудования и полный отказ электрооборудования. Летчики смогли «вручную» посадить Ту-154 на полосу, не подготовленную для приема тяжелых машин. Длины полосы не хватило для полного торможения, и самолет пропахал ещё 180 метров по тайге, срезая крыльями деревья.
При посадке никто из находившихся на борту не пострадал. Все пассажиры доставлены в Москву. Ту-154 получил минимальные повреждения.

Этот подвиг связан с действиями экипажа самолета ТУ- 154, который благодаря своими слаженными действиями, в трудных условиях, при неработающей навигации сумел посадить самолет на плохо приспособленной полосе и спасти всех своих пассажиров. Указом президента России КВС присвоено звание Героя России ( слайд 9).
Классный руководитель:
В жизни всегда есть место для подвига, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга.
Мужество, воля к победе, честность, добросовестность – эти высокие нравственные показатели рождаются не всегда в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В борьбе над своими слабостями и недостатками, рождается тот героизм каждого человека

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Герой Эльдара Рязанова Юрий Деточкин

Слайд 4

Фонд общественного мнения 40% респондентов затруднились назвать имя даже одного «настоящего героя» 20% считают, что настоящих героев нет 4% считают героями Георгия Жукова и Юрия Гагарина 3% называют имя Владимира Путина и Владимира Высоцкого

Слайд 5

На 15.12.12. – общее число награждённых героев России, начиная с 1992 года 1002 человека из них 459 награждены посмертно. Среди награждённых 135 гражданских лиц. Среди героев Российской Федерации -15 женщин 9 декабря – День героев Отечества

Слайд 6

Герои наших дней героизм

Слайд 7

Героизм – высшая степень гражданского или военного мужества. Героизм – способность к совершению подвига. Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Слайд 8

В жизни всегда есть место подвигу Герои Российской Федерации Леонид Рошаль Артур Чилингаров Сергей Солнечников Марем Арапханова Истинный герой отличается простотою нравов и нежностию чувств в Мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству. Фёдор Николаевич Глинка.

Слайд 9

Герой –это Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги.

Слайд 10

Владимир Высоцкий

Слайд 11

Лауреаты премии Владимира Высоцкого «Своя колея» Шойгу Сергей Миллионщикова Вера Цибилиев Василий Винер Ирина Отец Александр Крупенников Владимир Чулпан Хаматова

Слайд 12

Ваш герой. РАССКАЖИТЕ О СВОЁМ ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРОГО ВЫ СЧИТАЕТЕ ГЕРОЕМ «КАЖДЫЙ, КТО ИДЁТ В ЖИЗНИ СОБСТВЕННЫМ ПУТЁМ,- ГЕРОЙ КАЖДЫЙ, КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ТО, НА ЧТО СПОСОБЕН,- ГЕРОЙ.»

Слайд 13

10 «б» класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)

Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...

Сценарий конкурса педагогического мастерства "Педагогический дебют"

Сценарий состоит из двух частей :торжественная и основная .Проводится среди педагогов дополнительного образования...

Конкурс педагогического мастерства «И мастерство, и вдохновенье!»

Традиционный конкурс педагогического мастерства в Центре внешкольной работы "Академический"...

Публичный доклад на конкурсе педагогического мастерства «Педагогический дебют».

Публичный доклад на конкурсе педагогического мастерства «Педагогический дебют»....

Материалы конкурса педагогического мастерства "Школа полного дня"

Всероссийский профессиональный конкурс  педагогического мастерства«Школа полного дня»Направление 5 -  Общекультурное Выступление на  методическом объединении учителей р...