Разработка урока по ОПК "Православные праздники"
творческая работа учащихся (8 класс) на тему

Карпова Светлана Михайловна

В работе рассматриваются зимние православные праздники на Кубани, различные обряды, щедровки и колядки.Работа содержит богатый фольклорный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnye_prazdniki._opk.docx22.5 КБ
Файл pravoslavnye_prazdniki_na_kubani.docx127.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОПК для 4 класса

Тема «Православный календарь. Православные праздники».

Цель урока:

Формирование познавательного интереса учащихся к православной

культуре русского народа.

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение традиционных православных праздников.

Эстетическое воспитание через приобщение к поэзии родного края.

Задачи:

1. Показать различие понятий «светский календарь» и «церковный

календарь».

2. Изучить двунадесятые православные праздники.

3. Познакомить со стихами кубанских поэтов, посвященных

православным праздникам.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, схемы богослужебного круга.

Ход урока

Оргмомент. Проверка готовности к уроку. Включение в деятельность.

Актуализация знаний.

Учитель: Скажите, пожалуйста, чем отличаются понятия «светский календарь» и «церковный календарь»? Или эти два понятия одинаковы?

Тема нашего урока обозначена. Запишите ее в свои тетради. Сегодня мы познакомимся с тринадцатью основными православными праздниками. Мы будем их еще иллюстрировать строками из стихов наших кубанских поэтов. Ребята, а как вы думаете, почему церковный год ещё называется церковным кругом?

Ответ.

Учитель: Совершенно верно, слово «круг» с глубокой древности употреблялось как символ вечности, непрерывности, защиты.

В Церкви существует три круга богослужений: суточный, недельный и годовой.

Сегодня мы познакомимся с одним из них, а именно годовым богослужебным кругом. Внимательно рассмотрите его схему, она на экране (демонстрируется слайд) и на ваших столах в раздаточном материале.

Православные церковные праздники — это торжества, совершаемые Церковью в определенные дни и предназначенные ею для прославления Бога и христианских святых.

Я уже обращала ваше внимание на то, что каждый день Церковного года посвящен какому-либо празднику или памяти святого или иконы Богородицы. По степени праздничности и торжественности богослужения праздники и празднования святых разделены Уставом на несколько типов. Церковный круг с неподвижными и подвижными двунадесятыми праздниками. Они каждый год повторяются, но сочетания переходящих праздников и пасхального цикла – разные.

Скажите, совпадают ли календари светские и церковные, точнее год светский и церковный?

Ответ.

Учитель: А когда начинается Церковный год? И что его формирует?

Ответ.

Учитель: Правильно. Церковный год составляют главные церковные праздники. Как они называются?

Ответ.

Учитель: Двунадесятые праздники. И, конечно, праздников праздник — Пасха или Воскресение Христово.

Сейчас мы кратко вспомним события двунадесятых праздников и праздничные иконы.

На какие две подгруппы разделяются двунадесятые праздники?

Ответ: Богородичные и Господские по содержанию, а по времени празднования – на неподвижные и подвижные .

Учитель: Каким двунадесятым праздником начинается Церковный круг?

Ответ.

(показ слайдов икон «Рождества Богородицы» и «Воздвижения Креста Господня»).

Учитель: Верно, годовой цикл великих двунадесятых праздников Православной Церкви открывается праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Сентябрь – первый месяц Церковного года. Первого сентября (по новому стилю четырнадцатого) начинается Годовой богослужебный круг. Восьмого сентября (21-го по новому стилю) празднуется Рождество Богородицы. И само Рождество Богородицы – чудо. Почему?

Ответ.

Пресвятая Богородица как бы заканчивает Собою Ветхий Завет, открывая Новый рождением Самого Творца Вселенной Богомладенца Христа. Небывалое, неповторимое, удивительное Божественное чудо. Творец вмещается в Творение Своё и приходит к людям.

Учитель: Обратите внимание на следующий слайд. Какое событие изображено на нем?

Ответ ученика.

Учитель:

Верно. Это икона праздника «Воздвижение Креста Господня». Византийский император Константин Великий благоговел перед Крестом: перед главной битвой с одним из своих противников он и всё его войско увидели на небе светоносное знамение Креста с надписью: «Сим победишь». Со временем император захотел соорудить храм на Голгофе. Для этого он послал в Иерусалим свою мать царицу Елену. А царица по внушению Божиему имела пламенное желание обрести настоящий Крест Господень.

Место, где были зарыты орудия казни, указал Елене престарелый иудей Иуда, который сразу по обретению Креста, пораженный чудесами, исходящими от него, обратился в христианство и с течением времени стал епископом Иерусалимским с именем Кириак.

Иерусалим всколыхнулся.

Все хотели прикоснуться или хотя бы увидеть Святой Крест.

Патриарх, поднявшись на возвышенное место, воздвигал (поднимал) Крест и разворачивал его на все четыре стороны, чтобы каждый хоть издали мог его видеть.

Христианские богословы, размышляя над тайной Креста, говорят, что Крест – это райское Древо Жизни. Его вертикальный луч означает любовь между Богом и человеком, горизонтальный – между людьми.

Учитель: Есть ли двунадесятые праздники в октябре и ноябре?

Ответ.

Учитель: Верно, в октябре и ноябре нет двунадесятых праздников.

А в декабре есть один двунадесятый праздник. Кто назовет его?

Ответ.

Учитель: Верно.

А теперь прослушаем стихотворение, посвященное этому празднику.

Ученик:

Введение

В Храм Божий отдана была,

Как в Дом родной к Отцу в объятья.

Первосвященника взяла

Ручонкой нежною за платье.

В Святых Святая введена!

– Что это к Ней за Божья Милость?

Какая Сила Ей дана?!. –

Чреда священников дивилась.

– Что за Судьба Ей суждена,

Какая у Неё Дорога?..

По Божьей Милости Она

Вместила Землю, Небо, Бога.

Учитель: В январе два двунадесятых праздника. Один из них всеми очень любимый. Какой?

Ученик:

Рождество

Как весел праздник этот,

Как ждали мы его!

Пусть в сердце тихим светом

Сияет Рождество!

В заснеженной Сибири

Средь ёлок и берёз,

Как в древней Палестине,

Рождается Христос!

Пещера – сердце наше –

Безвидна и пуста,

В свою приемля чашу

Младенчика- Христа…

Так пусть дыханьем нежным

Согреет Он его!

Горит над долом снежным

Святое торжество!

Так чуден свет прекрасный

Рождественской Звезды:

Он путь укажет ясно

Нам в Райские сады!

(показ слайда иконы Крещения

Господня)

Учитель:

Какой же следующий праздник в числе двунадесятых праздников?

Ответ.

Учитель: Правильно, Крещение Господне или Богоявление.

Почему праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа называется еще и Богоявлением?

Ученик: Потому что во время Крещения во Иордане Господа Иисуса Христа Иоанном Крестителем впервые явилась людям в полноте Своей Святая Троица. Родительский глас Бога Отца с Небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой, в виде Голубя с Небес сходящий на Него.

Учитель:

Праздник Сретения Господня. Что же это за праздник? Кто вспомнит, что значит слово «Сретение»?

Ответ:

(показ слайда иконы Сретения Господня)

15 февраля по новому стилю Православная церковь празднует Сретение Иисуса Христа. Сретение по-церковнославянски – встреча.

На сороковой день по Рождеству Пресвятая Богородица и Праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм в посвящение Богу Святого Младенца. В храме Его встретил и приял на свои руки Симеон-Богоприимец, триста лет ожидавший этой встречи. Свидетельницей явления Бога была также пророчица Анна, вдова 84 лет.

Старец Симеон был один из семидесяти двух толковников, то есть переводчиков Священного Писания Ветхого Завета, на греческий язык. Архангел Гавриил возвестил Симеону волю Божию, что тот не умрёт, пока воочию не увидит родившегося Спасителя. Триста лет напряженного ожидания и вот воля Господня свершилась – Спаситель на руках праведного Симеона- Богоприимца.

Учитель: Какие ещё непереходящие, неподвижные двунадесятые праздники вам известны?

Ответ.

(показ слайда иконы Благовещения Богородицы)

Учитель:

В Годовом церковном круге весной начинаются подвижные двунадесятые праздники. Какие это праздники? Отчего зависит их подвижность, разные даты их празднования?

Ответ.

Вербное воскресение

Веточки вербы несут по Руси.

Веришь – не веришь, а вербу неси!

Помыто крылечко. натоплена печь.

И надобно свечку во храме зажечь.

Весеннее небо синеет огнем!

Воскресная верба на сердце моем!

(показ слайда иконы Входа Господня в Иерусалим)

Учитель:

Скажите, пожалуйста, о каком евангельском событии повествует эта икона?

Ответы.

Учитель: Правильно, это Вход Господень в Иерусалим.

Самый трагичный из двунадесятых праздников.

Господь идет на Свои вольные страдания во имя спасение людей. Никто не понимает в полноте этого, даже Его ученики. Все встречают Его с ликованием, восклицают, поют, стелют на дорогу пальмовые ветви и одежды. Видят в Нем вождя израильского, спасающего иудеев от рабства. «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!».

Через несколько дней эти же люди, с ликованием встречавшие Его, будут кричать: «Распни!»

И только маленькая горстка идет, веруя за Ним, восклицает, плачет, умирает с Ним.

Учитель:

В ряду церковных праздников Воскресение Христово, Пасха занимает центральное место. Как солнце превосходит звёзды, так Пасха превосходит все праздники.

Светлое Христово Воскресение. Ярчайшее свидетельство вековых чаяний народов – Жизни Вечной.

Спасения от грехов, смерти, дьявола.

Пасха – переход от смерти в Жизнь.

Ученик:

Христос воскрес!

«Христос Воскрес!» –

Поет душа.

Звонят колокола:

«Христос Воскрес!»

И чуть дыша

Трепещут купола

Огнем небес,

Огнем весны

Опять горят сердца.

Христос Воскрес!

А с Ним и мы

Пребудем до конца!

Вся Пасхальная неделя – праздничная. Её даже называют Светлая седмица, светлая неделя. Всю неделю открыты Царские врата, открыт алтарь, символизирующий Царство Божие.

Ученик:

Светлая седмица

Открыт Церковный календарь –

Сияние страниц!

Провозглашает Государь

Седмицу из седмиц.

Христос воскрес! И голоса:

«Воистину воскрес!..»

Отверсты людям Небеса –

Вот Чудо из чудес!

Войдите, верные, сюда,

Вас приглашает Царь!

Открыты Царские Врата…

Церковный календарь.

Демонстрируется слайд иконы Вознесения Господня.

Учитель:

Скажите пожалуйста, о каком евангельском событии повествует эта икона?

Ответ:

Вознесение Господне празднуется Православной Церковью на сороковой день после Пасхи.

Сорок дней по Воскресению Своему Господь Иисус Христос, являясь ученикам Своим, истолковывал им Писание в свете Своего Воскресения. Говорил о Царствии Божием и о проповеди Евангелия апостолами по всему миру. Обещал послать им от Отца другого Утешителя – Духа Святого

Демонстрируется слайд иконы Дня Святой Троицы.

Учитель:

Кто нам расскажет кратко о данном празднике?

Ученик:

На пятидесятый день после Пасхи – Православная Церковь празднует Сошествие Святого Духа на апостолов, что и было им проповедано Иисусом Христом ещё до Своих Страстей.

Этот День также называется Днём Святой Троицы, так как вся Пресвятая Троица участвует в этом событии.

Родилась Церковь.

(слайд иконы Преображения Господня)

Учитель:

Кто нам расскажет об этом празднике?

Ответ.

Учитель: Преображенными входят люди в Царство Небесное. Преображенные духом, душою и телом. Поэтому показал Господь на Себе на горе Фавор трём ученикам Своим: апостолам Петру, Иакову и Иоанну, каким будет человек в Царстве Небесном. Показал Славу Свою, чтобы убедились они и утвердились, что Он – Господь, что принимает будущие страдания за человека и мир вольно.

(слайд иконы праздника Успения Божьей Матери)

Учитель:

Кто нам расскажет об этом празднике?

Ответ: Успением Богородицы завершается и весь годовой круг церковных праздников, начавшийся с Её Рождества.

Успение Пресвятой Богородицы воспринимается христианами не как смерть, а как сон, как восхождение к Жизни Вечной, к Богу.

Успение Её называется ещё лестницей на Небо.

Учитель: Какой же вывод, ребята, можно сделать из нашего урока?

Ответы.

Учитель:

Правильно. Весь церковный календарный год оказывается, нескончаемым праздником. «Я с вами во все дни до скончания века», — говорит Иисус Своим апостолам перед Вознесением (Мф. 28:20) и с тех пор эти слова для христиан являются главными в их мировосприятии.

Домашнее задание.

Сделать схему годового праздничного круга, с которой мы познакомились на уроке и увидели в нашей презентации.



Предварительный просмотр:

                  Краевой  очно-заочный  краеведческий конкурс

                           обучающихся образовательных организаций

                                     «Кубань – край 100 народов»

                Тема: «История и традиции»(православие): описание организации и проведения Новогодних (зимних) праздников представителей православия проживающих на территории Кавказского района.

Автор :  Арская Лолита Евгеньевна,14 лет

8а класс  Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа  №2  города Кропоткин муниципального  образования Кавказский район Краснодарского края

Руководитель: Карпова Светлана Михайловна, учитель истории и обществознания

 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа  №2  города Кропоткин муниципального  образования Кавказский район Краснодарского края

                                        

                                                2016

http://3.bp.blogspot.com/-_lOoMBcIUw0/TxAhQaPBd2I/AAAAAAAACBY/M41CvkwvrlQ/s1600/%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25BA.jpg
Святочные обряды и зимние православные праздники Кубани .

          В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов.
Многие обряды связаны с Православными праздниками .
         Сегодня у нас пойдет речь о зимних обрядах, пожалуй, одних из самых интересных для этого времени года.                                                                                                     

             Святки, которые длятся с 6 по 18 января - были и остаются поистине нестареющими праздниками в станице. В Святой вечер, 6 января по улицам замелькают дети с белоснежными узелками, разнося "вечерю" своим “крещеным батькам” - крестным, то есть нареченным отцу-матери, бабушкам и вообще самым близким родственникам, которые проживали в станице. Наутро 7 января — Рождество. Выучены рождественские песни, подобраны напарники, с кем идти рождествовать, смастерена рождественская звезда — предмет заботы многих недель. Начинали рождествовать - петь щедровки, а 13-14 января - колядки и исполнение обряда посевания или посыпания. 

          Время от Рождества Христова вплоть до Крещения называется Святками. Рождество  -   праздник рождения младенца Христа-Спасителя -  широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. Накануне праздника, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена со всяким разнотравьем, листиками и цветами. Это душистое сено дети укладывали  “на покути”  -  под образами (иконами)  в “красном угле”  хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец - место, куда клали корм для животных. В самый канун Рождества -  6 января - варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Перед тем, как поставить кутью на стол, ее обязательно торжественно ставили на душистое сено в Святой угол.

           Заканчивался Рождественский пост - все находились в предвкушении праздничного стола. В этот вечер доставали из погребов разносолы, варили компот из сухофруктов – «узвар», готовили колбасы, свиной желудок, начиненный головным мясом (ковбык, кэндюх), столы ломились от яств.

Кутья -  это пшеничная каша, сваренная на воде без масла (от суда – «голодная», т.е. постная кутья). Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали мелкими конфетами, сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком (ведущий показывает приготовленную кутью)  и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. В наше время кутью варят из риса.

Вся станица в сумерки наполнялась детьми, снующими по улицам. Почти в каждый дом приходил малый ребенок в сопровождении взрослого и, поцеловав руку крестному отцу или матери, чистым детским голосом объявлял: “Батько и матэ прислалы вам вэчерю  -  йиштэ на здоровья”. Детей обласкивали, дарили им подарки (конфеты и мелкие монеты), затем съедали по три ложки кутьи, а взамен докладывали в тарелку свою кутью.  Затем дети шли дальше, в следующие дворы. И получалось, что из одного блюда вкушали  все родственники и друзья. Кроме того, кутья  -  это поминальное блюдо. Наши предки верили, что души умерших как бы незримо присутствуют при этой трапезе.

     Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы. Коледование – песнопение,  славление  Рождества Христова заключалось в хождении с вертепом и звездой,  внутри которой горела свеча и пением колядок.

“Богатая вечеря” начиналась рано, еще до сумерек, с  появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа. Вокруг большого стола, покрытого белой скатертью (с конца XIX века), под которую клали пучки сена и сыпали зерно, торжественно усаживалась вся семья со всеми детьми и домочадцами. “Вечеряли” чинно и спокойно, строго сохраняя молчание.  Был  старинный  обычай,  что  если  во  время  этой  “вечери”, кто либо чихнет, то глава семьи объявлял такому счастливцу  подарок

 

С рождением Христа связано понятие об установлении новой эры, которую уже давно исчисляют до, и после Рождения Христа. Пение колядок являлось прославлением этого великого события -  первого в эре. Колядки - общехристианские песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских народов они сохранили свое название.

“Колядовать“ - у нас называется - петь под окнами накануне Рождества (7 января) и Нового года (13 января по новому стилю) песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин колбасу, или хлеб, или медный грош – кто, чем богат.

        Канун старого Нового года на Кубани назывался Васильев вечер. В этот вечер провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым. Кто не провожает старый и не встречает Новый года с особой радостью? Каждый из нас ждет Новый год с трепетным волнением и задается вопросом: каков год будет Новый год? Приметами праздника в стародавние времена были традиционные рождественские гадания, игры, песни, ряженые. Нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции народные и христианские. Славильщики ходили по домам, за пение награждались деньгами и пирогами.

Вечер под Новый год – по старому стилю (в наше время – вечер 13 января) называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом кубанском доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой, с мясом, с картошкой. Девочки и девушки идут щедровать. Они подходят под окна какой-либо хаты и кричат: «здравствуйте хозяин с хозяюшкой!  Разрешите пощедровать вам?» Получив разрешение, они поют щедровки.

Хозяйка выносит полную чашку вареников, других угощений и угощает щедровальщиц: «Угощайтесь, гости дорогие!»

ПОСЕВАНИЕ НА НОВЫЙ ГОД

          Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.

Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Иногда кто-либо из парней  наряжался в женское платье. Этот обряд называли «водить Мыланку». Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с Васылем, с праздничком!». Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквохтать», как курицы (чтобы квочки хорошо несли яйца в новом году). Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем ребята начинали посевать.

Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх. Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:

  Посевальщик 1-й. Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Здравствуй хозяин с хозяечкой,

С Новым годом, с праздничком!

Посевальщик 2-й. Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Тох-тох, тарарох,

Зароди, Боже, горох,

Жито, пшэныцю,

Всяку пашницю.

Посевальщик 3-й. Дева Мария по полю ходыла,

По полю ходыла, Бога просыла:

«Зароди, Боже, жито-пшеныцю,

Жито-пшеницу, всяку пашныцю!»

После праздника зерна сметали с пола и половину отдавали домашней птице, чтоб она была здорова и хорошо неслась. А вторую половину сортировали: отделяли зерна разных культур друг от друга и смешивали эти святые «щедровальные» зерна с семенами будущего урожая, чтобы он уродился на славу.

                                       

                                                             

                                                             Приложения.

 http://2.bp.blogspot.com/-cuzLKHB5pqk/TxAqZc9rhcI/AAAAAAAACCc/4dXYqFGlciw/s200/%25D0%25A3+%25D0%25B7%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B0+%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B52.jpg       Святочные гадания.

http://1.bp.blogspot.com/-FatL0LrQyO8/TxAqu2TUUFI/AAAAAAAACC8/HBWTt-lURQc/s200/%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258F%25D0%25B4%25D0%25B0+%25D0%25BD%25D0%25B0+%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25B5.jpg                                       http://3.bp.blogspot.com/-484APFU6Ps4/TxAqqjHoaZI/AAAAAAAACC0/AkkxxVZ3j_U/s320/%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258F%25D0%25B4%25D0%25B0+%25D0%2594%25D0%25B5%25D0%25B2%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8.jpg
Ряженые.                                                                  Колядки.

http://3.bp.blogspot.com/-sCUdFUpyQtA/TxAqlZSwkNI/AAAAAAAACCk/S86hhFfBsW4/s320/%25D0%2593%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BA%25D0%25B8.jpg      Снежные забавы на Святках.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Праздники и традиции Британии"

Урок может быть проведен в конце изучения темы "Праздники и традиции Британии" для 7 класса...

Авторская разработка урока-соревнования «Весенние праздники в Германии» (для 5 класса) учителя немецкого языка Кочневой Т.В.

Контроль полученных знаний и приобретенных умений и навыков по теме "Весенние праздники в Германии" в игровой форме....

Разработка урока по теме "Праздники" 8 класс

Разработка урока по теме "Праздники", УМК Кузовлев "The World of English" 8 класс. Обобщающий урок по теме....

Методическая разработка урока по теме "Праздники" для 9 класса

Методическая разработка урока усвоения нового материала по английскому языку для 9  класса по теме 1 модуля к УМК \'Spotlight" (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс)...

Методическая разработка урока по теме "Праздник алфавита" во 2 классе

Методическая разработка урока для учащихся 2-х классов по теме "Праздник алфавита" к УМК Биболетовой М.З. и др. Enjoy English 2. В игровой форме учащиеся закрепляют пройденные вопросы, алфавит и счет....