Статья "Возможности курса «Азбука журналистики» в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"
статья (5 класс) по теме

Статья "Возможности  курса «Азбука  журналистики»  в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ  КУРСА «АЗБУКА ЖУРНАЛИСТИКИ»  В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Белоусова Лидия Александровна,

lidi.belousova@yandex.ru,

учитель русского языка и литературы,

 МАОУ Гимназия №1

Информационное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение  жизни, готовом к самостоятельным действиям и принятию решений.  Именно школа должна научить ребенка учиться, «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» [1].

Современное образование направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, что обеспечивает способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Бесспорным является то, что сформированные УУД - это результат не только урочной,  но и внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности.

Наша гимназия активно включилась в работу по введению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, причем на год раньше массовой практики. В 2012-2013 учебном году пилотными по внедрению ФГОС  стали  5-ые классы. В них реализуется курс внеурочной деятельности «Азбука журналистики» (социальное направление).

Он рассчитан на один год обучения и  предполагает овладение навыками оформления газет, написания отзывов, статей, формирование  интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, развитие их творческих способностей. Программа курса предусматривает  обучение основам журналистики через систему заданий по развитию устной и письменной речи ребёнка, она нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

 Цель программы - обучить пятиклассников основам журналистики, привить навыки  работы с социальной газетой,  развить интерес к литературному  творчеству.

Содержание деятельности учащихся во внеурочной деятельности  через курс «Азбука журналистики» способствует  

  • осознанию уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
  • развитию умения давать оценку своим действиям;
  • ориентации в человеческих качествах, осознанию значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
  • осознанию себя гражданином, развитию умения действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты;
  • развитию умения выражать собственное мнение и т. д.

На занятиях ребята  получают знания по основам журналистики. Благодаря реализации программы  «Азбука  журналистики»  учащиеся  учатся решать вопросы с учётом интересов сверстников, а также  взаимодействовать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций. Они приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми,  повышается общий уровень их  культуры. Ребята  учатся работать коллективно, в группах, парами.

Уже на первом занятии вырабатываются основные правила сотрудничества:

  • Будь внимателен к однокласснику.
  • Серьезно относись к мыслям и чувствам других.
  • Будь терпим и дружелюбен.
  • Никто не имеет права  смеяться  над ошибками  товарища, так как каждый человек имеет право на ошибку.

В основе занятий лежит деятельностный подход. Внеурочная деятельность позволяет проявить разные способности у ребят: творческие, организационные, исследовательские, ораторские. Разнообразны виды (игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, общественно-полезная деятельность)  и формы деятельности обучающихся [3].

 Художественное творчество и проблемно-ценностное общение обучающихся  включают широкий спектр форм деятельности. Так, в ходе работы творческой лаборатории «Проба пера» ребята учатся  писать статьи, сочинять стихотворения. С песней «Школа - сказка, школа - мечта», которую   ученики сочинили сами,  выступили  на концерте ко Дню Учителя. На празднике «Посвящение в гимназисты» ребята читали стихотворения собственного сочинения.  Лирический этюд Митрошкиной Полины «Краски осени» напечатан в «Сухоложской новой газете» на страничке  «Школьная жизнь в режиме ON-LINE».

Выпуск стенных газет, поздравительных плакатов «Поздравь именинника!» объединяет всех участников внеурочной деятельности, каждому находится дело по душе. В ходе работы ребята  осознают важность коммуникативных умений в жизни человека, они  учатся слушать и слышать других, пытаются принимать разные точки зрения. Выпущены стенная газета «Алмаз» №1, №2, новогодняя газета «С Новым годом!», проведен «Мастер-класс» для одноклассников по изготовлению   новогодней елочки «Ладони дружбы».

На практических занятиях «Учимся фотографировать» ученики  фотографируют объекты, коллективно обсуждают работы, выбирают лучшие снимки  для фотовыставок и стенгазет, высказывают  и обосновывают свою точку зрения. Фотовыставка  «Деревья и люди» представлена в классном уголке.

Познавательная и  игровая  деятельность обучающихся  ориентирована  на личностные интересы,  потребности, способности ребенка. Тренинги «Берем интервью» проходят  в форме деловой игры. Ученики выступают в роли корреспондента, учатся формулировать и задавать вопросы, общаться с собеседником, обрабатывать информацию.

Создавая презентации и буклеты, ребята овладевают информационно-коммуникативными технологиями. Презентации «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения», «Мы – за здоровый образ жизни!»  представлены  одноклассникам на классных часах.

         Общественно полезная деятельность связана со следующими видами деятельности: социальное творчество, проблемно-ценностное общение. Проектная деятельность пятиклассников помогает реализовать их творческий потенциал. Основная цель участия в общешкольных проектах - развитие креативных и исследовательских  способностей пятиклассников. Ребята учатся  ставить цели и задачи, коллективно обсуждают сценарий, строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. На общешкольный  конкурс  «Антология научных заблуждений»  представлен   видеоролик «Я теряю корни или еще раз про любовь» (диплом 2-ой степени).

 Этапы работы, деятельность руководителя и учащихся, а также УУД, которые формируются у учащихся в ходе реализации проекта (создание видеоролика),  представлены в технологической карте.  

Таблица 1    

Этапы

работы

Деятельность руководителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

Поисковый этап

Включение учащихся в деловой ритм.

Планирование проекта,  выбор темы,  формулировка цели и задач проекта.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование сотрудничества во внеурочной деятельности  с руководителем и сверстниками.

Творческий этап

Создание проблемной ситуации.

Разработка сценария и его обсуждение.

Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать с членами группы, слушать и понимать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Конструкторский этап

Организация учащихся  по исследованию проблемной ситуации.

Создаются группы сценаристов, режиссёров, звукорежиссеров, фотографов,  операторов, артистов.  Между участниками проекта распределяются задания, определяется место  фото и видеосъемок.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: управление поведением    партнера; личностные: самоопределение.

Технологический этап

Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Практическая реализация проекта:  фото и видеосъемка, отбор материала, создание видеороликов в программе Windows Novi  Maker из фотографий, аудио и видеофайлов. Ребята учатся  обрезать и склеивать видео, создавать слайд-шоу и титры, накладывать звуковые дорожки и использовать спецэффекты.

Познавательные: владеть приёмами анализа и систематизации материала,

конструировать и  преобразовывать материал освоить способы работы с информацией, свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации;

регулятивные: оценивать результат, соотносить результат с целью.

Заключительный этап

Организация рефлексии

Творческий отчет о проделанной работе, защита проекта, оценка качества, рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности,

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности  школьников имеют три   уровня.

Первый уровень результатов – приобретение учениками новых социальных знаний.  Особое значение имеет взаимодействие ученика с руководителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – развитие позитивных отношений ученика к базовым общественным ценностям.  Особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.  Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – накопление  школьником опыта самостоятельного социального действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек  становится  социальным деятелем, гражданином, свободным человеком [2].  

  Проанализируем внеурочную деятельность (художественное творчество и проблемно-ценностное общение) по трем уровням воспитательных результатов.

Таблица 2

Виды

внеурочной деятельности

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень

Приобретение школьником  новых социальных знаний

Второй уровень

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Третий уровень

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

Художественное творчество и проблемно-ценностное

общение

- занятия по отработке специальных умений:  пишем статьи в газету, сочиняем стихотворения,

берем интервью,

выпускаем газету  и т.д.

-художественные акции (концерты, праздники) совместно организуемые  обучающимися  и руководителем  в виде коллективных творческих дел;

-выпускаем  стенные газеты и поздравительные плакаты, организуем фотовыставки, проводим мастер-класс для одноклассников

художественные акции (концерт ко Дню Учителя, праздник «Посвящение в гимназисты») совместно организуемые  школьниками и педагогом в окружающем гимназии  социуме, сотрудничество со школьным издательством

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников формируется  коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах [2].

Курс  внеурочной деятельности для пятиклассников «Азбука журналистики»  обеспечивает познавательную мотивацию  учащихся, готовность и способность  к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяет отношения личности с обществом и окружающими людьми.

 В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, то, как  формируются, изменяются и развиваются.

Конечный результат работы внеурочной деятельности  – публичный отчет в конце учебного года перед родителями  и   одноклассниками.

Таким образом, формирование УУД во внеурочной деятельности обеспечивает решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся, реализуемого в рамках  образовательного процесса.  Принимая участие во внеурочной деятельности, обучающиеся приобретают опыт социальных знаний. А приобретенные социальные знания перерастают в опыт общественного действия.

Библиографический список:

  1. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Григорьев  Д.В., Степанов  П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...