Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Дутова Татьяна Сергеевна

В статье представлены формы работы, направленные на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dutova_tatyana_sergeevna.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Т.С. Дутова

  Тамбовская обл., г.Котовск, ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

dutase@mail.ru

Основные подходы к проблеме социализации детей  с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены формы работы, направленные на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и  индивидуальностью.

         Безусловно, необходим индивидуальный подход к личности ребенка. Крайне важно понимать всестороннее развитие не как развитие определенных сторон и качеств личности, а как их органическое единство и целостность. Необходимо дойти до каждого ученика, создать  условия для развития индивидуальных особенностей. Основной воспитательной задачей является реализация личностно- ориентированного подхода к воспитанию.

       Цель моей работы:    создание оптимальных условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ.

       В  связи с этим решаю педагогические задачи: укрепление психофизического здоровья; развитие духовно-нравственной, интеллектуальной и социально-культурной  личности воспитанника с ОВЗ;

воспитать человека, способного к  реализации своих потенциальных возможностей,  способного к успешной социализации.

        Приоритетными направлениями воспитательной работы в моей группе являются:  «Охрана здоровья и физическое развитие», «Духовно – нравственное  воспитание», «Индивидуальная работа с воспитанниками»,  «Работа с родителями», «Познавательная деятельность».

        Ценность здоровья для  многих воспитанников, к сожалению, не является основой жизненной мотивации, поэтому у детей  необходимо целенаправленно формировать потребности и навыки здорового образа жизни. В  группе апробируется школьная программа «Здоровье», проводится медико-педагогический мониторинг состояния физического развития и физической подготовленности обучающихся, что позволяет еще глубже индивидуализировать и гуманизировать коррекционно-образовательный процесс. В результате реализации авторского  педагогического проекта «Формирование  навыка  здорового образа жизни  у младших подростков с ОВЗ в условиях  школы – интерната» была создана система оздоровительной работы в группе и внедрены новые формы работы,  организован клуб «Мое здоровье», в который входят родители и воспитанники  группы.

        В настоящее время возрастает необходимость активного использования здоровьесберегающих технологий. Работа в этом направлении осуществляется совместно с медицинскими работниками, учителем физкультуры, инструктором ЛФК, педагогом-психологом, родителями: соблюдается ортопедический режим, разработана и внедрена модель двигательной активности детей вне учебных  занятий, отмечается низкая заболеваемость детей в группе, воспитанники с удовольствием посещают спортивные секции и занимают призовые места в областных соревнованиях: по итогам 2012 -2013 учебного года мои воспитанники заняли 1 место в общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс».

       Учитывая существенные различия в психике, уровне физического развития и состоянии нервной системы моих воспитанников, большое внимание уделяю духовно – нравственному воспитанию.

        Совместно с творческой  группой педагогов нашей школы разработана программа по духовно – нравственного воспитания «Истоки», которая направлена на воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Стало традиционным в группе проведение  конкурсов, утренников, классных часов  посвященных   православным праздникам «Масленица», «Светлое Христово Воскресение».

      Воспитанники посещают музейные комплексы области, различные выставки, святые места православной культуры Тамбовской области.

        Также мы с детьми приняли участие: в областном смотре – конкурсе декоративно – прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края» (Диплом II степени), областном конкурсе рисунков «Красота божье мира», во Всероссийском конкурсе художественного творчества «Родные истоки» для уч – ся 1 – 11 классов (Диплом лауреата, конкурсная работа участника прошла экспертную оценку и получила положительное заключение экспертного совета портала МИНОБР. ОРГ), во Всероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси», посвященному  св. Кириллу и Мефодию, св. равноапостольному Князю Владимиру (получили грамоты участников).

        В работе с воспитанниками стараюсь уделять большое внимание нравственным аспектам, рассказываю о том, какие взаимоотношения, основанные на принципах гуманности, милосердия, любви к ближнему, должны быть между людьми. Благодаря совместной работе с педагогом-психологом и другими специалистами школы-интерната, отмечается высокая удовлетворенность воспитанников жизнедеятельностью школы-интерната, возросли показатели уровня нравственной воспитанности обучающихся.

        Особое  внимание уделяю разделу «Индивидуальная работа с воспитанниками», так как проектирую и обеспечиваю индивидуальную траекторию развития, находя наиболее эффективные приемы и методы воспитательного воздействия на каждого воспитанника.

          С целью оптимизации воспитательного процесса совместно с творческой группой педагогов была разработана «Карта ключевых компетенций для воспитанников школы – интерната». Учитывая принцип индивидуального подхода и основную цель работы с данной категорией детей  – социально адаптировать к реальной жизни, оцениваю динамику развития каждого ребенка по составленной мною таблице «Уровень актуального развития». За основу взяты следующие параметры: развитие ВПФ, социально – личностное поведение, коммуникативные, трудовые навыки, которые содержат критерии, соответствующие возрастным особенностям воспитанника и ключевым компетенциям. Оценка деятельности воспитанника несет для меня большую информацию: я вижу динамику каждого ребенка «в зоне его ближайшего развития», что позволяет мне проектировать индивидуальную коррекционно – развивающую работу. Постоянно фиксировать результаты в развитии каждого ребенка и ставить задачи по коррекции нарушений его поведения позволяет ведение индивидуального дневника воспитанника.

          К числу основных направлений индивидуальной работы с детьми отношу:

  • изучение индивидуальных особенностей детей и процесса их развития;
  • установление межличностных контактов с каждым ребенком;
  • создание условий в группе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей воспитанников, реализации ценных и личностно значимых интересов и потребностей воспитанников;
  • оказание индивидуальной помощи детям, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, отношениях с педагогами, выполнении норм и правил поведения в школе и за ее пределами;
  • содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию;
  • взаимодействие с медицинской, социально-психологической службами с целью проектирования траектории развития ребенка, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции нарушений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении личности
  • диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ребенка, учет их личностных достижений.

       Главным фактором успешности воспитания является уровень познавательной активности детей. С этой целью я использую следующие формы деятельности: беседы, игры – путешествия, устные журналы, экскурсии, праздники, занятия – практикумы, разговоры наедине, встречи с интересными людьми. Результатом является ежегодное участие воспитанников городских и всероссийских конкурсах детского творчества.

       С целью развития мотивации использую аргументированную оценку, похвалу, поощрение, которые базируются на результатах достижения и соблюдения правил деятельности. Я всегда сосредотачиваюсь на позитивной стороне поступков ребенка, подбадриваю его, используя слова, которые работают на развитие его «Я – концепции». Ребенка всегда сравниваю только с самим собой.

       Достижение положительных результатов в воспитательной работе невозможно без тесного сотрудничества с семьями. Свою работу  с родителями строю по следующим направлениям: психолого – педагогическое просвещение, вовлечение родителей в коррекционно – образовательный процесс и участие в его управлении в школе. Психолого – педагогическое просвещение включает следующие формы работы с семьей: дискуссии, круглый стол, родительский всеобуч, конференции. С целью осведомления семьи об учебных достижениях ребенка, его творческих успехах, возникающих проблемах мной организован информационный центр «Доверие», ведется работа по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру».

        Построение воспитательной работы на основе диагностики и коррекции, внедрение  инновационной деятельности и коррекционно-воспитательных, здоровьесохраняющих технологий, вовлечение воспитанников  в общественную деятельность школы, проведение специальной работы по здоровому образу жизни способствуют успешной социализации воспитанников с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный идифференцированный  подход  в обучении умственно отсталыхшкольников....

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе-интернате. Материал из личной практики....

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация к докладу "Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Программа  научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....