Организация процесса и тьюторское сопровождение социализации учащихся на основе ученического самоуправления
статья на тему

Подкопаева Елена Александровна

В статье раскрывается комплекс условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса:

2.1.Наличие нормативно-правовой базы Учреждения

2.2.Материально-техническое обеспечение

2.3.Создание электронной среды

2.4.Информационное обеспечение

2.5.Готовность педагогических кадров

2.6.Мониторинг готовности обучающихся к организации ученического самоуправления

2.7. Мониторинг результативности социализации обучающихся.

2.8.Мониторинг готовности родителей (законных представителей) обучающихся к организации ученического самоуправления.

2.9.Организационно-содержательные условия.

2.10.        Тьюторское сопровождение социализации учащихся в рамках реализации программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация процесса и тьюторское сопровождение социализации учащихся на основе ученического самоуправления

Никто не может показать миру,

каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам.

Эрнест Хемингуэй

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решение которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни. Школа способна обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное развитие: сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению своих будущих обязанностей перед обществом.

На сегодняшний день воспитательная работа принимается во внимание как «важнейшая стратегическая задача в системе образования Российской Федерации». [1] реализация которой необходима для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина Отечества.

Согласно требованиям ФГОС ООО, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация учащихся есть процессы становления личности.

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 519 с сентября 2013 года является базовой площадкой по опережающему внедрению ФГОС ООО по направлению «Разработка Программы воспитания и социализации обучающихся основной школы».

На сегодняшний день в школе в соответствии с ФГОС разработана Программа воспитания и социализации обучающихся, которая помогает расширить возможности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в ходе выполнения значимых видов работы в рамках сотрудничества учащихся, педагогов и родителей (законных представителей) в сетевых сообществах. Создание сетевых сообществ для эффективной социализации подростков является новшеством экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 и должно увеличить число заинтересованных субъектов образовательного процесса. Для этого используются формы сотрудничества обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) в сетевых сообществах в рамках группы ВК

"Детское общественное объединение "звездное"

=> сетевое сообщество "краски радуги"

=> сетевое экологическое сообщество "YLM" 

=> сетевое сообщество "клуб по интересам"

=> сетевое сообщество " я и закон"

 в целях успешной социализации подростка.

Задачами реализации данной программы стали, во-первых, анализ возможностей отрытого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в рамках сетевого сотрудничества; во- вторых, разработка новых подходов к расширению форм сетевого взаимодействия; в-третьих, выдвижение инициатив и разработка учебно-исследовательских и просветительских проектов по названным направлениям на основе сетевых технологий; в-четвёртых, разработка и проведение мониторинговых процедур.

Сетевое взаимодействие осуществляется обучающимися ГБОУ школы №519 в рамках соцсети «ВКонтакте» и правового сайта ukoz.ru «100 вопросов взрослому», а инструментом реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в ГБОУ школе №519 стала технология социально-педагогического проектирования. Основным видом деятельности в сетевом социальном проекте является работа с информацией на разных носителях. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированности выводов.

Целью социальных сетевых проектов является разработка и апробация технологий взаимодействия и сотрудничества школы с сообществом города и микрорайона.  

  Участниками наших проектов стали администрация, педагогический коллектив, служба сопровождения, МОП, обучающиеся ГБОУ школы №519 и их родители (законные представители), а также жители микрорайона нашего образовательного учреждения и сетевые социальные партнеры.

Сетевыми социальными партнерами стали представители Комитета по природопользованию СПб и Территориального отдела Роспотребнадзора, Совета ветеранов и МО «Звездное» и  Жилкомсервиса №2, а также ДДиЮТ и компьютерный центр Московского района, подростковые клубы «Юность» и «Октябрь», спортивно-оздоровительный комплекс «Бассейн Газпром» и «Библиотека друзей».

Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и за работу всей группы. При этом обучающиеся приучаются выполнять разные социальные роли: лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.

Алгоритмы социального проектирования в рамках технологии сетевого взаимодействия были представлены на районном семинаре «Технологии социального проектирования на основе сетевого взаимодействия» в январе 2015 года и размещены на официальном сайте нашего образовательного учреждения.

Использование социально-педагогической технологии в организации воспитательной работы школы породило бум инициативных сетевых проектов по всем направлениям Программы воспитания и социализации.

В качестве примера реализации сетевого социального проекта нашей школы хотелось бы представить Проект «Вторая жизнь» в рамках экологического аспекта социального направления Программы воспитания и социализации обучающихся. Проект нацелен на формирование экологической культуры и этики, экологической ответственности, грамотного ресурсосбережения, вооружения школьников навыками бережного использования природных ресурсов, а также на расширение социального партнерства для улучшения экологического качества окружающей среды. Он проводится при активном взаимодействии с МО «Звездное» и Комитетом по экологии и природопользованию Законодательного собрания СПБ по природоохранной деятельности с целью обратить внимание молодежи и жителей микрорайона школы на актуальные экологические проблемы. Проект предусматривает получение представлений об экологии, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья, участие в практической и просветительской природоохранительной деятельности. Результатом должно стать участие в экологических инициативах и проектах, организованных В рамках данного проекта были организованы и проведены социальные акции: «Спаси дерево», «Умелые ручки», «Добрые традиции», «Подари книге вторую жизнь», «Экомобиль. Спаси дома от опасных отходов».

В рамках подпрограммы эстетического аспекта общекультурного направления Программы воспитания и социализации обучающихся реализуется социальный сетевой проект «Краски радуги». Результатом работы по данному проекту стали социальные акции «Не стареют душой ветераны» для участников ВОВ, проживающих на территории МО «Звездное», «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека» и «Новогодний калейдоскоп» для учащихся школы и их родителей.

В рамках подпрограммы по гражданско-правовому аспекту общеинтеллектуального направления воспитания обучающихся реализован социальный сетевой проект «Я и закон». Результатом работы по данному проекту стали социальные акции «Помни имя свое» для учащихся начальной школы и «Неделя правовых знаний».

В рамках подпрограммы по духовно-нравственному направлению воспитания обучающихся реализован социальный сетевой проект «Делу время – потехе час». Результатом работы по данному проекту стало проведение круглого стола для родителей (законных представителей) и обучающихся начальной школы «В поисках себя».

Мониторинг результативности социализации обучающихся в рамках социальных проектов и акций проходит на трех уровнях:

- первый уровень – сформированность ценностей самого обучающегося в форме самооценки своего желания участия в акции (сочинение, методика Милтона Рокича и др) [4];

- второй уровень – работа обучающегося в коллективе в форме внешней оценки деятельности (методика М. И. Рожкова) [4].

- третий уровень – создание электронного портфолио внеучебных достижений учащихся.

«Электронное портфолио ученика» рассматривается как наиболее целесообразная технология, позволяющая получить интегральную оценку и отражающая достижения каждого конкретного учащегося.

Появление большого количества инициативных проектов для обучающихся в ГБОУ школе №519 потребовало формирования единой информационной комплексной системы, позволяющей оценивать качество воспитательной работы по всем показателям, связанным с условиями и формами организации воспитательного процесса. Так и был создан сетевой проект по внедрению инновационной модели оценки внеурочных достижений учащихся.

Электронное портфолио ученика ГБОУ школы № 519 входит в единую комплексную информационную базу данных и является основой для самооценки,  формирования рейтинговой оценки внеурочных достижений учащихся школы на основе самопроектирования видов и форм деятельности, а также для проведения мониторинговых процедур.

Листы самопроектирования являются основным инструментом портфолио образовательной программы ученика, где отражается пошаговое продвижение к цели, успехи и достижения. Их каждый учащийся заполняет самостоятельно.

Анализ листов самопроектирования позволяет проследить формирование компетентностей в сфере здоровье сбережения, социализации, целеполагания, само проектирования.

Портфолио размещается на сайте школы в виде отдельной web-страницы с выходом на сайт школы через гиперссылки. Каждый ученик может вести свое портфолио с использованием единой системы.

Результаты деятельности оцениваются по направлениям: учебно-познавательная компетентность, проектно-исследовательская компетентность, информационно-коммуникативная компетентность, социальное проектирование, здоровьесбережение с использованием маркерной системы оценки.

Внедрение портфолио будет способствовать формированию базовых компетентностей, освоению нового образовательного стандарта в соответствии с ожиданиями потребителя, акцентами на исследовательскую, проектную деятельность учащихся.

Введение электронного портфолио будет способствовать повышению информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования, трудоустройству).

Таким образом, мы получаем универсальное электронное портфолио, которое фиксирует не только личные достижения обучающихся, но и обладает возможностями учета формирующего оценивания, учитывает метапредметные достижения на уровне класса, школы, города благодаря рейтинговости оценки.

Как сказал Эрнест Хемингуэй, «никто не может показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам».

Список использованной литературы:

1. Послание к Федеральному Собранию Президента России В. В. Путина от 4.12.14

2. Антонюк Г. А. Социальное проектирование. - Минск: Наука и техника, 1978.-204с. технология социально-педагогического проектирования

3. Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве.//Директор школы,- М.,2007, № 2, С.5-16.

 4. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25 – 29.                  

5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. сетевых проектов

 6.  7. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999. – 38 с.Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.

Данная статья раскрывает систему работы учителей русского языка и литературы Бронниковой Ирины Анатольевны и Бигун Татьяны Павловны на основе внеурочной деятельности....

Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена система работы на основе внеурочной деятельности учителей МОУ СОШ № 16 г. Благовещенска Бигун Т,П. и Бронниковой И.А.....

Основы ученического самоуправления

Сборная "солянка" интересных материалов по ученическому самоуправлению. В помощь педагогам и зам. директорам по ВР...

статьяРЕАЛИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

статья"РЕАЛИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ" представляет собой  характеристику тьютора и способы организации тьторскогосопровождения....

Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь».

Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Методическая разработка посвящена вопросам диагностического сопровождения процессов организации и развития ученического самоуправления в образовательном учреждении, а также его эффективности как средс...

Организация процесса психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ

На данный момент времени в зависимости от ряда причин, наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. И теперь необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создать такие ...