Тема урока вокального кружка: «Формирование вокальных навыков у подростков»
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Бабанина Ирина Ивановна

Цель занятий вокального кружка: создание положительной установки на ход и результаты урока.

Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу, подготовить голосовой аппарат к работе.Этапы работы вокального кружка делятся на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над музыкальными произведениями. Использование методов на занятиях кружковой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия вокального кружка

Предмет: вокальный кружок (учащиеся 6 ,7, 8,9 классов)

Классификация урока: «Урок выработки и закрепления умений и навыков вокального исполнения»                              

Тема урока: «Формирование вокальных навыков у подростков»

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель: создание положительной установки на ход и результаты урока.

Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу, подготовить голосовой аппарат к работе.

Методы: Краткая беседа с учащимся (учащимися) об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, тактильного контакта, ободряющей голосовой интонации;  

Девиз моей работы с детьми – «радость общения с музыкой». Радость  познания и радость  труда, радость концерта и радость преодоления очередной ступеньки на путь к замечательному слову «получилось!» Моя задача – помочь каждому , хотя и медленно мы идем к результату.  Музыка воспитывает детей, делая из них человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать. В работе вокального кружка предусматривается работа с детьми от 10 до 16 лет.  На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.

2.

1.  Распевание

2. Изучение нового учебного материала

Этот этап делится на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над музыкальными произведениями. Это связано со спецификой изучаемого предмета.

Вокальные упражнения.

Цель: Проследить степень формирования вокальных навыков у учащихся – подростков.

Задачи: Овладение навыками вокала на примере конструктивных упражнений.

Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков учащихся. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку
  • певческое дыхание и опору звука
  • высокую вокальную позицию
  • точное интонирование
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса
  • использование различных видов звуковедения
  • артикуляционные навыки

Для достижения положительного результата в работе используются методы:

Объяснение

Показ (демонстрация) 

Cпеть песню – значит исполнить ее сознательно, активно, красиво и убедительно для слушателя. Исполнить песню – значит передать ее содержание и настроение другим людям. К вокальным навыкам относятся: певческая установка (правильное положение корпуса, головы), дыхание. Примем певческую установку для распевания.

 Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе.

В процессе распевания используется метод группового обучения

Групповой метод обучения базируется на методологических принципах:

- группа может достичь большего, чем каждый ее участник в отдельности;

 -группа подтягивает слабого до общего уровня;

 -в группе быстрее развиваются творческие способности ее участников;

 -групповые занятия способствуют психологическому раскрепощению и снятию зажатости;

 -в процессе обучения каждый развивает свои индивидуальные навыки, но при этом помогает развиваться другим.

  1. Развитие певческого дыхания.

Цель: Сформировать правильное певческое дыхание.

Задачи:

  • упражнение (закрытым ртом –у- ле- ли- ми-ку-ми)развивает певческое дыхание
  • дает ровность певческого тона при смене гласных звуков
  • формирует правильную артикуляцию гласных звуков

Методы: Пение упражнения в пределах «секунд» на разные слоги. Последний звук увеличивает продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема.

  1. Упражнение на выравнивание регистров.-(ми-а-ми)

Цель: Выровнять регистры.

Задачи:

  • развитие кантилены (плавного звуковедения)
  • распределение дыхания на певческую фразу
  • свобода и полнота звучания

Методы: Упражнение поется на «legato», начиная от си – бемоль малой октавы по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка» Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру.

  1. Упражнение на однохарактерность звучания гласных

Цель: добиться однохарактерности звучания гласных звуков.

Задачи:

  • избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску для всех гласных
  • избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «полетности» звука

Методы: Упражнение(ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ- ди-до-ду) поется на сочетании чередования слогов, где присутствует гласный и согласный звук.

Работа над музыкальными произведениями

Цель: овладение навыками вокала на примере высокохудожественных музыкальных произведений.

Задачи:

  • Работа над формированием исполнительских навыков

Работа над сценическим воплощением произведения Подавляющее большинство вокальных упражнений построено из СЕКВЕНЦИЙ. Секвенция – мелодический или гармонический оборот на другой высоте, следующий непосредственно за первым проведением.

Отработка припева в песне «Моя Россия» на 2 голоса.       

    Главным при разучивании любого произведения является конечно его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолеют сложности только тогда, когда они проникли в художественный образ произведения задуматься, сопереживать, соучаствовать- цель любой музыкальной работы.

Педагогический прием работы над новым материалом

   Песня «Моя Россия»  Муз.Г. Струве, Стихи. Н. Соловьевой

                                                План анализа произведения

  1. Песня советского композитора.
  2. Лирическая, неторопливая, протяжная.
  3. Лад – минорный.
  4. Характер звучания – светлый, теплый, певучий.
  5. Красочный арпеджированный аккомпанемент.
  6. Форма построения – куплетная.
  7. Замечательные слова известной советской поэтессы.

Цель: Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.

Задача: Добиться кантиленного звучания, правильной фразировки, осмысления художественного образа, выравнивания регистров.

Методы:

  • Пение нотного материала на гласные и сочетание гласных по секвенциям.
  • Работа над фразой в стихотворном тексте.
  • Работа над динамикой произведения (нюансировка).
  • Вычленение фраз с интервалами терции из музыкального текста в припеве  и пение их в сочетании согласных и гласных звуков.

Пение как исполнительский процесс развивает различные не только чисто музыкальные способности, но и такие качества как умение слушать и запоминать, внимание, настойчивость в преодолении трудностей, воображение, фантазию, самостоятельность.

Песня «Красота спасет мир»

План анализа произведения

  1. Форма произведения – куплетная.
  2. Оживленный темп.
  3. Характер звучания светлый и певучий.
  4. Мелодия широкого диапазона.

Цель: Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.

Задачи: Добиться кантилены в исполнении, правильной фразировки, осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания.

Методы:

  • Работа над динамикой произведения (нюансировка).
  • Переход от диафрагментального дыхания к грудному, достичь легкости, полетности звучания.

Методом мотивации учебной активности учащихся является допуск к концертному выступлению.

4.

Закрепление учебного материала

Задачи:

  • Собрать воедино все компоненты урока
  • Проанализировать результат

Метод:

Формой проверки достижения поставленных целей является исполнение музыкальных произведений в концертной форме, что является методом стимуляции учащихся к дальнейшей работе.

Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика. , раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

СТИХИ (6 класс)

1 ученик: Пусть счастье, добро, рядом с нами живут, да здравствует музыка - вечный наш друг!

Вместе с музыкой хорошей

                   К нам приходит волшебство.

                   Осторожней, осторожней!

                   Не спугнуть бы нам его!

2 ученик: Еще откроем вам секрет:

                 Без песни настроенья нет!

                 Чтоб всегда веселым быть

                  Всем без исключения-

                  Надо музыку любить,

                  В этом нет сомнения!

                        - Жить без музыки нельзя!

                         Будем с музыкой дружить,

                         Всем прекрасное дарить!

3 ученик: Дивная музыка с нами всегда,

                   Нас с красотой подружила она.         

                    Будем же музыке верность хранить,

                    Будем беречь мы ее и любить.

Мир поющий так чудесен, много в нем прекрасных песен!

Песня «Музыки свет» в исполнении Поповой Лизы

Ожидаемые результаты наших занятий:

 Выступление  вокального коллектива на школьных праздниках, смотрах, концертах. Участие в праздниках творчества, художественно- эстетических мероприятиях, районном вокальном конкурсе «Соловушка» В школе к каждому празднику ученики готовят концертные песенные номера с  полюбившимися песнями вокального кружка. Каждое выступление следует тщательно подготавливать, надо создать атмосферу, при которой детям захотелось бы выглядеть как можно лучше. Выступление – награда за  упорный труд и  успехи.  Концерты перед родителями, односельчанами  надолго оставляют  в душе и памяти детей яркие впечатления. У   детей  появляется  уверенность в собственных силах, приобретается  опыт и переживание коллективного успеха, понимание того, что все вместе могут добиться многого!

5.

Задание на дом

Задачи:

  • Мотивировать учащихся на самостоятельную познавательную активность.
  • Формировать желание учащихся к достижению поставленной цели.

Метод:

  • Домашняя работа над вокальными упражнениями, сольными и ансамблевыми произведениями, стихотворными текстами.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Копанищенская средняя общеобразовательная школа»

Лискинский муниципальный район

Открытое  занятие вокального кружка

Тема занятия:

«Урок выработки и закрепления умений и навыков.

Формирование вокальных навыков у подростков»

Учитель музыки

Бабанина И. И.

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как средство формирования метапредментных навыков учащихся

Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход. Что такое метапредметный подход - мало кто знает, а я считаю, что именно этот вопрос стал чрезвычайно актуален, поэтому хочу...

Сценарий урока английского языка Формирование лексических навыков по теме «Shopping for clothes» (Покупка одежды)

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) знаменует переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. ...

Проект "Формирование коммуникативных навыков младших подростков посредством тренинговых занятий"

Цель данной работы: помочь подросткам в развитии коммуникативных навыков а также реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ—...

Программа «Формирование коммуникативных навыков у подростков»

Программа «Формирование коммуникативных навыков у подростков»...

УРОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для 2 класса Тема урока: Обучение и формирование нестандартных двигательных навыков у учащихся начальных классов.

Урок обобщения и систематизации знаний. Цель урока:  Дальнейшее обучение техники освоенных двигательных  действий  при выполнении прыжка в длину с места, бросков набивного мяч...

Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в разновозрастной группе» на примере темы «Путешествие»

Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в  разновозрастной группе» на примере темы «Путешеств...