Кружок "Этикет"
методическая разработка по теме

Пятовская Мария Вячеславовна

Кружок "Этикет" как форма внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа62.5 КБ
Файл Презентация1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

Дополнительная образовательная программа

для воспитанников младших классов

этикет

Возраст детей: 7-10 лет

Срок обучения: 1 год

                                                                       Составитель: Пятовская М. В.

                                                               учитель русского языка

и литературы

город Архангельск

2014

Пояснительная записка

Настоящая программа внеурочной деятельности является программой воспитания духовно-нравственной культуры школьников. Она рассчитана на 1 год, предполагает участие учащихся начальных классов общеобразовательной школы, реализуется на базе общеобразовательной школы во внеурочное время.

Актуальность программы обусловлена низким уровнем знаний обучающимися норм и правил поведения, вежливого общения и учтивости, принятых в обществе. Развитие культуры поведения и общения современных школьников является необходимым. Кружок «Этикет», как вид внеурочной деятельности, позволяет реализовать одно из основных направлений ФГОС - освоение учащимися социального опыта, социальных ролей, соответствующих деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения.

Специфика организации занятий по данному виду деятельности предполагает в течение часа совмещать и практические, и теоретические задания. Широко используются групповые формы работы с детьми, внеаудиторные занятия.

Цель  программы:        Освоение обучающимися опыта культурного, вежливого поведения и общения в современном обществе.

Задачи программы:

  • Познакомить с нормами и правилами культурного поведения.
  • Обучить навыкам вежливого общения.
  • Воспитывать уважительное отношение к себе, к окружающим, к своей школе.
  • Показать школьникам возможности самосовершенствования.

Планируемые результаты

  • Освоение воспитанниками теоретического материала программы.
  • Формирование навыков правильного поведения в любой обстановке, в любой жизненной ситуации.
  • Умение анализировать свои поступки.

Формы подведения итогов данной дополнительной образовательной программы: опрос, выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, проведение конкурсных мероприятий.

По форме реализации программы:  занятия   групповые, лекции, беседы, ролевые игры, творческие задания, экскурсии.

Материально-техническое обеспечение: кабинет ИКТ, наглядные пособия, раздаточный материал, мебель, столовые приборы.

Режим занятий:    1 час в неделю (34 часа в год).

Учебно-тематическое планирование

занятий по этикету

п/п

Наименование раздела

и тем занятий

Всего

часов

Из них

Ауди-торные

Внеауди-

торные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13

14

15

16

Что такое этикет? Знакомство.

Поведение в общественных местах.

Прием гостей.

Вежливые слова.

Внешний вид.

Мы играем.

Человек заболел.

Телефонный этикет.

Ты и незнакомый человек.

Взрослые и дети.

Ты и вещи.

Наши четвероногие друзья.

Праздники в нашей жизни.

Письмо.

Этикет от прошлого до наших дней.

Обобщающее занятие.

                                                Итого:

1

9

4

3

2

1

1

2

1

3

1

1

2

1

1

1

34

1

6

3

3

2

1

1

2

1

3

1

1

2

1

1

1

30

3

1

4

Содержание программы:

1.Что такое этикет? Знакомство (1 час).

 Понятие «этикет», зачем нужно знать правила и нормы этикета. Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу.  Предупредительность и вежливость.

2. Поведение в общественных местах (в общественном транспорте, музее, театре, кинотеатре, цирке) (9 часов).

Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом в музее, посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение на улице, в детской поликлинике, в детской библиотеке, парикмахерской, в школе, в раздевалке, на перемене, на уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать тишину, неуместные капризы. Посещение библиотеки, театра, музея.

3. Прием гостей (3 часа).

Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение, формы извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, столовые приборы и сервировка (практическое занятие), церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Прощание с гостем. Умение вовремя уйти.

4. Вежливые слова (3 часа).

Как поздороваться и попрощаться, как вести себя при встрече со знакомыми на улице, в магазине, театре, общественном транспорте. Умение извиняться. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Мимика и жесты, усиливающие просьбу. Вежливая просьба в различных ситуациях. Вежливый отказ в случае невозможности исполнения просьбы.

5. Внешний вид (2 часа).

Одежда и прическа - форма выражения отношения. Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Осанка, мимика и жесты. Личная гигиена.

6. Мы играем (1час).

Понятие об опасных играх. Предупредительное отношение к товарищу, опасность травматизма в игре. Игра как фактор духовного и физического развития.

7. Человек заболел (1 час).

Формы проявления заботы о человеке. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Инфекционные заболевания и пути их распространения. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.

8. Телефонный этикет (2 часа)

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговора по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу; к телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.

9. Ты и незнакомый человек (1 час).

Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действие в опасных ситуациях. Научись говорить громко "Я вас не знаю!"

10. Взрослые и дети (2 часа).

Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умение не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых, взаимоотношения со старшими в школе и дома.

11. Ты и вещи (1 час).

Вещи, их цена и ценность. Поведение в магазине при покупке, примерке, умение быть сдержанным. Бережливость, аккуратность. Понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.

12. Наши четвероногие друзья (1 час).

Ответственность принятия решения завести животное. Уход за животным. Для чего человек приручил животных. Выбор кличек различным животным. Рассказ о своем любимце. Животное не может быть подарком без согласования с будущим владельцем.

13. Праздники в нашей жизни (2 часа).

Какое событие может быть праздником. Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований. Изготовление и оформление открытки.

14. Письмо (1 час).

История письма. Письмо и технические средства связи. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа. Чужое письмо.

15. Этикет от прошлого до наших дней (1 час).

Проследить на доступном уровне логику развития этикета, замену отживших норм поведения новыми, диктуемыми условиями времени. Обобщить полученные за год учащимися знания по этикету.

16. Обобщающее занятие (1 час)

Подвести итоги проведенных уроков этикета, уровень усвоения учащимися этических норм и применение их в разных ситуациях. Урок может быть проведен в форме соревнования между учащимися класса, группами класса, в форме отдельных конкурсов, викторин.

Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем. Данное планирование может быть использовано не только учителями первых, но и других классов. Необходимо лишь углубить рассматриваемые вопросы соответственно уровню развития учащихся и уровню сформированности у них определенных навыков и этических форм поведения.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 151с.
  2. Настольная книга для мальчиков: - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 320с.
  3. Современная энциклопедия для девочек/ сост. Н.М. Волчек. – Мн.: Современный литератор, 1999. 672с.
  4. Чудакова Н.В. Этикет от А до Я. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 112 с.
  5.  Этикет на каждый день. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2005. – 304 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кружок «Этикет» как форма внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО Учитель русского языка и литературы Пятовская М. В. МБОУ СШ № 14 г. Архангельск

Слайд 2

ЭТИКЕТ [ франц. etiquette].Установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-либо среде, в определённых условиях . Большой толковый словарь. ЭТИКЕТ ( от фр. etiquette). Система установленных в определенной культуре требований, предъявляемых к поведению человека в различных ситуациях. На занятиях по языку изучается речевой этикет как совокупность правил речевого поведения , реализующихся с помощью принятых в данном языковом сообществе устойчивых речевых формул и выражений . Словарь методических терминов.

Слайд 3

Настоящая программа внеурочной деятельности является программой воспитания духовно-нравственой культуры школьников. Она рассчитана на 1 год (34 занятия),1 час в неделю, предполагает участие учащихся начальных классов общеобразовательной школы, реализуется на базе общеобразовательной школы во внеурочное время. Актуальность программы обусловлена низким уровнем знаний норм и правил поведения , вежливого общения и учтивости, принятых в обществе. Развитие культуры поведения и общения современных школьников является очень важным . Кружок «Этикет» позволяет реализовать одно из основных направлений ФГОС - освоение учащимися социального опыта , социальных ролей, соответствующих деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения. Специфика организации занятий предполагает в течение часа совмещать и практические, и теоретические задания. Широко используются групповые формы работы с детьми, внеаудиторные занятия.

Слайд 4

Цель программы Освоение опыта культурного, вежливого поведения и общения в современном обществе.

Слайд 5

Задачи Познакомить с нормами и правилами культурного поведения. Обучить навыкам вежливого общения. Воспитать уважительное отношение к себе, к окружающим, к своей школе. Показать школьникам возможности самосовершенствования.

Слайд 6

Форма реализации Групповые занятия, лекции, беседы, ролевые игры, творческие задания, экскурсии.

Слайд 7

Содержание программы История этикета Поведение в общественных местах Прием гостей Вежливые слова Внешний вид Мы играем Человек заболел Телефонный этикет Ты и незнакомый человек Взрослые и дети Наши четвероногие друзья Праздники в нашей жизни Письмо Обобщающее занятие

Слайд 8

Планируемые результаты Полученные результаты Освоение воспитанниками теоретического материала программы. Формирование навыков правильного поведения в любой обстановке (в школе, в театре, в автобусе, в кафе, в гостях…), в любой жизненной ситуации (знакомство, телефонный разговор, нежданные гости, выбор подарка…). Умение анализировать свои поступки. Ученики узнали основные правила приличия, речевой этикет. Стали вежливо вести себя в школе, научились адекватно вести себя в различных повседневных ситуациях. Научились анализировать свои поступки.

Слайд 9

Формы подведения итогов - опрос, - выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, - проведение творческих мероприятий.

Слайд 10

Трудности, возникавшие в процессе работы проблемы Способы их решения - низкий уровень культуры общения и поведения школьников - отсутствие приобщения школьников к этическим нормам в семье - психологические особенности взаимоотношений в классе - отсутствие специально оборудованного помещения - недостаточное кол-во оборудования - работа с детьми - взаимодействие с родителями - учет особенностей детского коллектива - посещение театра, библиотеки, музея - мультимедийный кабинет

Слайд 11

Связь с общеобразовательными предметами Русский язык Литература Изобразительное искусство Технология История Культура речи Работа с художественными текстами Изготовление открытки Сервировка стола История развития этикета

Слайд 12

С. Я. Маршак «ежели вы вежливы» Ежели вы Вежливы К совести Не глухи, Вы место Без протеста Уступите Старухе. Ежели вы Вежливы В душе, а не для виду, В троллейбус Вы поможете Взобраться Инвалиду. И ежели вы Вежливы, То, сидя на уроке, Не будете С товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы Вежливы, Поможете Вы маме И помощь ей предложите Без просьбы — То есть сами. И ежели вы Вежливы, То в разговоре с тетей, И с дедушкой, И с бабушкой Вы их не перебьете. И ежели вы Вежливы, То вам, товарищ, надо Всегда без опоздания Ходить на сбор отряда. Не тратить же Товарищам, Явившимся заранее, Минуты на собрание, Часы на ожидание!.. И ежели вы Вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. Знал одного ребенка я. Гулял он с важной нянею. Она давала тонкое Ребенку Воспитание. Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших Мячик, Он их благодарил, “Спасибо!” — говорил. Нет, ежели вы Вежливы, То вы благодарите, Но мячика У мальчика Без спросу Не берите!

Слайд 13

Поздравительная открытка

Слайд 14

сервировка

Слайд 15

приборы

Слайд 16

салфетки

Слайд 17

Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем. Данное планирование может быть использовано не только учителями начальных, но и средних классов. Необходимо лишь углубить рассматриваемые вопросы соответственно уровню развития учащихся и уровню сформированности у них определенных навыков и этических форм поведения.

Слайд 18

Подготовка СЕМИКЛАССНИКОВ К ИГРЕ «я КАДЕТ»

Слайд 19

Правила школьного этикета 1. Внешний вид. • Ежедневный деловой стиль одежды. • Сменная обувь должна быть обязательно. Входя в школу, обязательно надо переодеть сменную обувь. • Прическа должна соответствовать деловому стилю одежды. 2. Доброжелательность. • Мы доброжелательно относимся друг к другу. Здороваемся. • Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет • Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами. • Обращаемся друг к другу по имени. 3. Поведение и дисциплина. • В школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди. • Бережем то, что находится в школе. Не раскрашиваем стены, стенды, таблички и т.д. • Не опаздываем и не прогуливаем уроки.

Слайд 20

Правила школьного этикета • В столовой убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем. • Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами. • Ведем себя культурно. 4. Наша речь. • Не повышаем голос и не кричим. • Вежливо разговариваем со взрослыми и между собой. • Не говорим друг другу плохие слова. 5. Общественные места • Во время проведения массовых мероприятий входим в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды. • Не трогаем и не портим чужие вещи. • На урок физкультуры в спортзал входим в спортивной форме и спортивной обуви.

Слайд 21

Напутствия воспитанным ученикам • Люби свою школу, гордись ею. • Пусть школа станет для тебя школой радости и доверия, взросления и мудрости. • Люби и уважай своих учителей, относись к ним так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. • Будь честен – с одноклассниками, с учителями, с родителями, с самим собой, и ты научишься быть справедливым. • Береги школу – свой второй дом. Помни, чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. • Знай: внешний вид – твоя визитная карточка. • Развивай себя во всем: занимайся спортом, овладевай знаниями, достигай успехов в науке. • Высокая культура речи – это то, что должно отличать ученика школы.

Слайд 22

Список литературы Арцишевский И.С. Мобильный этикет. Записки для гнома.- СПб.: «ИНВАР», 2012. – 40с. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 151с. Настольная книга для мальчиков: - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс , 2000. – 320с. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников. Пособие для учителей и родителей учащихся младших классов – М.: Школьная пресса, 2002. 112с. Современная энциклопедия для девочек/ сост. Н.М. Волчек. – Мн.: Современный литератор, 1999. 672с. Чудакова Н.В. Этикет от А до Я. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 112 с. Этикет на каждый день. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2005. – 304 с.

Слайд 23

Спасибо за внимание!