Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" Особенности гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ по слуху в условиях крупного мегаполиса".
статья на тему

Артемова Галина Пантелеевна

Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" посвящено особенностям патртиотического воспитания детей с ОВЗ по слуху, сопровождалось примерами и фотографиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ по слуху в условиях крупного мегаполиса.

Выступление на мастер-классе «Память пылающих лет» городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

Артемова Г.П.

Согласно статистике, на тысячу новорожденных приходится один слабослышащий.      Но с каждым годом таких детишек становится больше в связи с перенесенными болезнями или из-за лечения какими-либо препаратами, которые дали осложнение на слух.

У слабослышащих детей, наряду с другими проблемами,  ограниченный запас слов, часто неверное понимание устной речи.

Всё это накладывает отпечаток на ход развития познавательной деятельности таких детей. Слабослышащий или глухой ребенок воспринимает окружающий мир не таким, как видят и воспринимают его здоровые люди.

Социализация и интеграция детей с проблемами слуха невозможна, если ребёнок не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе.

Мышление слабослышащего ребенка конкретно, мы часто сталкиваемся с поверхностным пониманием слабослышащими детьми моральных проблем.

Формирование гражданско - патриотической позиции у слабослышащих детей – процесс длительный и имеющий свои особенности.

В условиях речевого недоразвития слабослышащих детей каждое новое действие требует словесного оформления, поэтому одновременно с формированием гражданско - патриотической позиции, развивается речь, обогащается словарь, усваиваются навыки речевого общения.

Как научить  любить Родину, быть милосердным, воспитать чувство ответственности, долга, патриотизма?

Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому одной из эффективных форм для решения поставленных задач по нравственному воспитанию слабослышащих школьников стала проектная деятельность.  

В течении многих лет в школе ведётся работа по сбору материалов о родных, которые воевали, работали в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Эта деятельность позволяет  детям с ОВЗ по слуху почувствовать причастность своей семьи к общей великой истории и своё единство с остальными людьми.

При этом были использованы как воспоминания родных, так и наградные материалы электронной базы данных ЦАМО, сайта «Подвиг народа».

Учитывая ограниченный жизненный опыт детей с недостатками слуха, мы, педагоги, оказываем максимальную помощь детям, постепенно сокращая её, чтобы увеличивалась их  самостоятельность и активность.

Наибольшую трудность представляет мотивация деятельности. Слабослышащим детям понятнее конкретная личная цель деятельности, социальные же мотивы деятельности без специального воздействия педагога не формируются.

Важнейшая цель, которая стоит перед педагогами школы постоянно – коррекционная работа по развитию слуха и речи, поэтому с рассказами о своих близких дети постоянно выступают – на классных часах, на общешкольных мероприятиях.

Наши обучающиеся успешно выступали с проектами на городских конкурсах «История семьи в истории страны», «Моя семейная реликвия». Значимость этих проектов переоценить трудно, потому что для детей очень  важны добрая память об их родных, близких, чья жизнь — пример беззаветного служения Родине.

Эта деятельность в результате показывает  значительный прирост коммуникативной толерантности, нравственных установок.

Наши старшие обучающиеся по собственной инициативе участвуют в акции «Бессмертный полк», создают альбомы о своих родных, чтобы сохранить память для следующих поколений.

Москва как крупный мегаполис, центр культуры, в настоящее время предлагает огромные возможности для развития детей, в том числе детей-инвалидов.

Мы активно пользуемся программой «Музеи — детям», которая позволяет провести в музее не просто экскурсию, но и урок в удобное для них время.

С помощью музея у ребёнка расширяется словарный запас, развивается связная речь, мышление и, конечно, музей является мощным средством патриотического воспитания.  

Слабослышащие обучающиеся  в своём познании мира больше опираются на систему образов, на непосредственные ощущения и представления, полученные от  исторических предметов, картин, рисунков – всего того, что ребёнок увидит в музее. нежели на систему абстрактных понятий.

Слабослышащие учащиеся испытывают трудности в понимании обращённой к ним речи, поэтому перед экскурсией мы проводим специальные занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), на которых фиксируем внимание учащихся на материале, который связан с предстоящей экскурсией, а потом используем материал экскурсий для выступлений детей.

После посещения музея школьники получают домашнее  творческое задание, которое должно быть максимально конкретными. Например, после посещения Музея обороны Москвы составляли рассказы от имени людей того времени,  о событиях 1941-1942 гг., затем эти рассказы прозвучали на конференции, посвящённой битве под Москвой.

В Москве много памятников, мемориальных досок, в которых отражается память о людях, живших в городе, защищавших его. Во время прогулок по городу, поездок мы обязательно стараемся   рассказать о них.

Мышление слабослышащих  учащихся носит преимущественно конкретный характер, через практическую конкретную деятельность они лучше понимают сущность явлений и событий. Примером может служить подготовка макетов к выставке, посвящённой 76-й годовщине битвы под Москвой.

Очень важными и интересными для наших детей являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Наша школа активно сотрудничает с Советом ветеранов района «Беговой», ребята выступают на их мероприятиях, и ветераны – частые гости в школе.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями  здоровья, основным принципом нашей работы мы считаем создание ситуации успешности ребёнка, которое необходимо для обретения уверенности в своих силах и преодолении трудностей.

Благодаря самовыражению в искусстве ребёнок с недостатками слуха учится раскрываться перед другими людьми, преодолевая страх непонимания. В нашей школе успешно функционирует ансамбль жестовой песни «Чудеса», через участие в котором прошло уже несколько поколений воспитанников школы.

В репертуаре ансамбля важнейшее место занимают песни патриотической направленности, тексты которых дети буквально пропускают через свои души, и это делает их выступления проникновенными и запоминающимися.

В репертуаре ансамбля важнейшее место занимают песни патриотической направленности, тексты которых дети буквально пропускают через свои души, и это делает их выступления проникновенными и запоминающимися.

Каждый год ко Дню Победы наши ребята вместе с педагогами готовят песни военных лет.

Таким образом, воспитание патриотизма происходит путём создания воспитывающей среды на уроках и во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие каждого, восприятие общечеловеческих ценностей.

  • F:\12.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Организация работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию обучающихся"

Предлагаемый материал - это попытка раскрыть вечную тему в педагогике «Взаимоотношения семьи и школы» и показать своё видение её в направлении духовно-нравственного воспитания....

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....

Выступление на методической конференции "Урок МХК в системе гражданско–патриотического воспитания"

В выступлении раскрываются возможности предмета МХК для формирования гражданской идентичности и патриотизма....

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

Мастер-класса на тему: «Использование современных методов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и дыхательной гимнастики.»

Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут...

ПРОЕКТ "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ".

Проект "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования" в современных условиях"....