"Как наше слово отзовётся..."
классный час (9, 10 класс) на тему

Динисова Валентина Николаевна

Конспект классного часа, направленного на воспитание неприязни  использования нецензурной лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nashe_slovo_otzovyotsya.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.  автора: Динисова Валентина Николаевна

Название организации: МБОУ «Далайская СОШ № 11» Иланский район Красноярский край

Год создания работы: 2016

Место создания работы: с. Далай Иланский район Красноярский край

Тема: «Как наше слово отзовётся…».

Цель: формирование у учащихся стойкой неприязни к употреблению нецензурной лексики.

Задачи:

  1. выявить отношение учащихся к употреблению нецензурной лексики;
  2. исследовать историю появления нецензурной лексики в русском языке;
  3.  исследовать точки зрения ученых о влиянии нецензурной лексики на живые организмы;
  4. исследовать теологические точки зрения о влиянии нецензурной лексики на человека;
  5. принять участие в дебатах в роли дебатёра либо в роли эксперта.

Форма проведения: классный час.

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов.

Методические приёмы: беседа, анкетирование и его анализ, групповой проект в виде постерного доклада или презентации, дебаты.

Подготовительный этап: класс (-ы) разбивается на группы, каждой группе даётся домашнее задание.

Задание для I группы: исследовать историю появления нецензурной лексики в русском языке и представить результаты своего группового проекта в виде постерного доклада или презентации.

Задание для II группы: разработать вопросы для проведения анкетирования с целью выявления отношения учащихся к употреблению нецензурной лексики (матерных слов).

Задание для III группы: исследовать точки зрения ученых о влиянии нецензурной лексики на здоровье человека и деятельность живых организмов. Представить результаты своего группового проекта в виде постерного доклада или презентации.

Задание для IV группы: исследовать теологические точки зрения о влиянии нецензурной лексики на человека и представить результаты своего группового проекта в виде постерного доклада или презентации.

Оформление (возможный вариант): 1) на одном из разворотов доски прикреплены плакаты с изречениями великих людей о силе слова, красоте русского языка; 2) на втором развороте доска разбита на две части для голосования на этапе «Дебаты»: КУ (команда утверждения), КО (команда отрицания); 3) третий разворот доски используют на заключительном этапе классного часа для голосования по вопросу «Я готов отказаться от сквернословия»

Ход классного часа

  1. Организационный момент - беседа (5 мин).

УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Начать наш классный час мне бы хотелось с притчи. (Учитель читает притчу из книги С.С. Орбелиани «Мудрость вымысла».) Охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.  Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце».

А теперь прошу обратить внимание на доску. Что вы видите? (изречения великих людей) Попросим прочесть их ... (Специально подготовленные школьники читают приведённые высказывания). Что объединяет притчу и данные высказывания?

УЧЕНИКИ. Слова имеют большую силу и способны влиять и на говорящего человека и на того, к кому они обращены. Добрые слова приносят пользу, злые - зло. (Здесь и далее подобным образом оформлены возможные варианты ответов учащихся).

УЧИТЕЛЬ. Какие слова называются злыми?

УЧЕНИКИ. Бранные, нецензурные, маты. 

УЧИТЕЛЬ.Исходя из всего вами сказанного, прошу сформулировать тему нашего классного часа. (Школьники формулируют тему) Что хотите узнать по данной теме? (Формулировка цели и задач).

  1. Представление проектов творческих групп (по 3-4 мин. на группу).

УЧИТЕЛЬ. Предлагаем представителям групп выступить со своими проектами в виде постерного доклада или презентации и ответить на ваши вопросы. Слово предоставляется I группе, которая выявляла значение термина «сквернословие» и исследовала историю появления нецензурной лексики в русском языке. (Выступление I группы.)

УЧИТЕЛЬ. Спасибо I группе. Предоставим слово II группе. Данная группа проводила соцопрос учащихся нашей школы, по результатам которого был сделан анализ.  Давайте выслушаем и обсудим результаты ваших ответов. (Выступление II группы.)

УЧИТЕЛЬ. Спасибо II группе. Для любителей мата и не только адресовано наше следующее выступление. Предоставим слово III группе, которая исследовала точки зрения ученых о влиянии нецензурной лексики на живые организмы. (Выступление III группы)

УЧИТЕЛЬ. Спасибо III группе. Предоставим слово IV группе, которая исследовала отношение православной церкви к нецензурной лексике. (Выступление IV группы)

  1. Подготовка к дебатам. Игра «Микрофон» (5-6 мин). Дебаты (18 мин. по з минуты на выступление каждого спикера).

Участниками дебатов становятся 6 представителей от класса. Эти 6 человек делятся на команду утверждения (КУ) и команду отрицания (КО). Затем уходят на 5-6-минутную подготовку к дебатам. 5-6 минутной подготовки будет достаточно, при условии, что класс уже знаком с данной технологией и команды заранее подготовили тезисы и аргументы своего выступления, распределили роли.

 В это время учитель или специально подготовленный ученик, используя метод «Микрофон»,  организует для оставшейся части класса игру. На экране появляются пословицы и поговорки, изречения великих людей о языке, о правильной и неправильной речи. Используя воображаемый микрофон, необходимо дополнить предложение.  

Возможные варианты  пословиц, поговорок, высказываний приведены ниже. Подчёркнутое слово – это слово, которое пропущено, и именно его нужно будет произнести во время игры в «Микрофон».

  1. «Здоровье не купишь – его разум дарит».
  2. «Мат укорачивает жизнь».
  3. «Сквернословие вредит здоровью».
  4.  «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
  5.  «У того, кто матом ругается, в жизни ничего не получается».
  6.  «Речь – это показатель ума». (Сенека)
  7. «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное». ( В. Даль)
  8.  «Каков человек, такова его и речь». (Сократ)
  9. «Есть слова пострашнее, чем порох,

   Чем снаряд над окопными рвами.

   Я советую людям при ссорах

        Осторожнее быть со словами». (М.Матусовский)

  1. «Наше условие - долой сквернословие!»
  2. «В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять». 
  3. «Хорошее слово – половина дела».
  4. «С умным разговориться – что меду напиться».
  5. «Красно поле пшеном, а беседа умом».
  6. «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». (Библия)

УЧИТЕЛЬ. На этом высказывании хотелось бы остановиться, потому что именно  это высказывание, а точнее его первая часть, станет темой наших дебатов  - «От слов своих осудишься…». Тема дебатов всегда носит утверждающий характер. И именно эту точку зрения будет отстаивать команда утверждения (КУ). Задача их соперников (КО) – попытаться противостоять им. Как они это сделают, мы сейчас услышим. Задача зрителей: внимательно выслушать все утверждения и все отрицания и в конце беседы отдать свой голос той команде, чьи аргументы были более убедительны. (Далее команды работают в формате дебатов.)

УЧИТЕЛЬ. Выслушаны различные точки зрения. Думаю, они не оставили вас равнодушными. Вы видите, что один из разворотов доски разбит на две части. На одном из них написано КУ (команда утверждения), на другой - КО (команда отрицания). Прошу проголосовать за ту команду, чьи аргументы показались вам более убедительными. Для голосования вам даны стикеры – приклейте их на сторону понравившейся команды. (Предполагаемый результат голосования: за команду утверждения должны проголосовать большинство.) 

IV. Подведение итогов (5-7 мин.).

УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы с вами узнали, что в словах таится сила. В скверном слове - огромная разрушительная сила, в добром - созидательная. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Думаю, что наше мероприятие будет полезным для многих в том случае, если каждый из нас задаст себе вопрос: «А готов ли я отказаться от сквернословия?» Проголосуйте стикерами «за» или «против»  употребления сквернословий в своей речи. (Школьники наклеивают стикеры на соответствующую часть доски. Учитель делает выводы по результатам голосования и заканчивает классный час, используя приём обрамления: «с чего начал тем и закончил».) И закончить сегодняшний урок мне бы хотелось словами В. Даля. Помните, ребята: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя…»                                                                                                              

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - "Сила Нашего Слова"

Классный час Коротковой Татьяны Александровны« Сила нашего слова»Цели:·        Вскрыть понятие слова·...

сценарий литературной гостиной "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..."

Это мероприятия приурочено к  общегимназической неделе словесности...

Открытый урок речевой культуры в 6 классе "Как наше слово отзовется"

Разработка урока включает разнообразные задания, используется игровая технология....

Открытый классный час «Как твоё слово отзовётся в сердце другого»

Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении прививать любовь к родному языку как культурному достоянию нации, развитие языковой культуры, воспитание бережного, вдумчивого отношени...

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»

В статье рассматриваются проблемы чистоты русского языка, необходимости избавления от сквернословия...

Классный час "Как много значит наше слово!"

Материал способствует воспитанию у учащихся культуры общения. Заставляет задуматься о том, что и как мы говорим....