Классный час "Жить в мире с собой и другими"
классный час (5, 6 класс) на тему

Шеронова Светлана Павловна

Классный час посвящен теме толерантности. В ходе занятия дети обсуждают, что такое толерантность, какими качесвами должен обладать толерантиный человек. Учащиеся также выполняют интересные задания и упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему: « Как жить в мире собой и другими»

Разработан социальным педагогом МБОУ «Школа №27» Шероновой Светланой Павловной.

Цели: познакомить детей с понятием «толерантность», сформировать правильное представление о толерантном поведении, уважении друг к другу. 

Задачи:

1. научить детей видеть мир во всем его многообразии, и принятию других такими, какие они есть;

2. научить детей видеть положительные стороны окружающих.

Категория участников: учащиеся 5-6 классов

Оборудование: доска, ватман, цветная бумага, цветок, цветные лепестки с надписями, шаблоны человечка.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное, каждого есть за что покритиковать. Но для того чтобы жить в мире, в согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами необходимо быть толерантным по отношению к другим.

Учитель. Сегодня мы поговорим о толерантном отношении друг к другу, о дружбе и мире людей на земле.

Учитель.  Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга?

Люди создавали легенды. Послушайте одну из них. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы…

Учитель. Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует специальная наука, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А вот почему люди говорят на разных языках.

По легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Учитель. Все взрослые и дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом. Почему все взрослые и дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

(Ответы детей)

Учитель.  Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде. Мир, как и природа, многообразен, и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы - люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство и называется оно–толерантность.

Учитель. Посмотрите слово «толерантность» изображено в виде красивого разноцветного цветка, но на нём не хватает лепестков.  Ребята, давайте  по очереди прикрепим лепестки и прочитаем,  что же там написано.

(Дети к цветку прикрепляют вырезанные лепестки и называют, что относится к толерантности).

На доске прикреплены цветок и разноцветные лепестки с надписями «сострадание», «прощение», уважение прав других», терпимость к чужим мнениям, поведению», «сотрудничество», «принятие другого таким, какой он есть», «милосердие»).

Учитель. Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что такое толерантность.

2. Физминутка.

Повернуться друг к другу и поздороваться за руку, плечами, коленками.

Учитель.  Как можно поздороваться, не прикасаясь друг к другу? Помашите, кивните головой, улыбнитесь. Действительно, если вы улыбнётесь человеку, я уверена, что настроение поднимется не только у этого человека, но и у вас.

Учитель. Мне хотелось бы вам прочитать одно стихотворение:

«Человек без улыбки-

Это струны без скрипки,

Это море без чайки,

Это дом без хозяйки,

Это кот без хвоста,

Это хвост без кота.

Да здравствуют коты с хвостами,

А люди с улыбками».

Можно отметить ещё одно качество толерантного человека: улыбка.

3. Творческая работа.

Учитель. Мы не знаем, где живут эти люди, сколько им лет, какой они национальности. Это просто люди, такие же, как и мы с вами.  Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

(Детям нужно обвести свою ладошку, указать черты характера).

Учитель.  Зачитайте качества личности, которые вы считаете самыми важными для человека (Ответы детей).

Учитель. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. Какой же мы сделаем вывод, ребята? Мы все разные, но все-таки мы вместе!

Учитель. А сейчас, ребята, будем играть и выполним интересные упражнения.

Упражнение «Нарисуй себя» (дети сидят за столами)

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

- Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги, глаза…)

- Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, причёской, цветом глаз)

Вывод: Да, все мы очень разные. У каждого не только положительные и отрицательные качества, свой внутренний мир, но ещё - все мы отличаемся внешне. Должны быть толерантными друг к другу, не смотря на внешность. Каждый из нас неповторим и нужен остальным.

Упражнение «Толерантный мир» (дети сидят за столами)

Задание: обвести свою ладошку на цветной бумаге, вырезать её, написать на ней своё имя и приклеить на ватман. А потом приклеить человечков.

Вывод: Это наш маленький мир. Здесь частичка каждого из вас. Посмотрите ещё раз, какие мы разные, но какие все особенные и нужные друг другу.

4. Итог занятия.

Учитель. Сегодня, ребята, мы много узнали друг о друге. Поговорили о том, что значит быть толерантным, какими качествами должен обладать толерантный человек. Давайте ещё раз повторим, какими же качествами должен обладать толерантный человек (Ответы детей).

Учитель. И закончить наше занятие хотелось бы таким стихотворением:

«Обняла весна цветная

Ширь твоих степей.

У тебя, страна, я знаю,

Солнечно в судьбе.

Нет тебе конца и нет начала,

И текут светло и величаво

Реки необъятные, как песня о тебе,

как будто праздник».

5. Рефлексия

В конце учитель предлагает детям анкету.

- Больше всего мне понравилось:___________________________________

- Больше всего мне запомнилось:___________________________________

- Что я узнал нового:_____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...

Жить в мире с собой и другими.

Тренинг толерантности...

Программа дополнительного образования "Я в мире с собой и другими"

Данная образовательная программа направлена  на ориентацию воспитанников в жизни общества, подготовке ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения правовых знаний.Педагогичес...

презентация к занятию с 8 классом по теме толерантность "Жить в мире с собой и другими"

Презентация  к занятию с 8 классом по теме толерантность  "Жить в мире с собой и другими"...

Программа мероприятия на тему: «Жить в мире с собой и другими».

Программа мероприятия по направлению первичной профилактики правонарушений несовершеннолетних и ориентации на здоровый образ жизни с учащимися детских объединений, расчитано на детей в возрасте 9-11 л...

Беседа.Что значит жить в мире с собой и другими.

Данный материал познакомит детей с правилами мирного сосуществования друг другом, даст представление о толерантности....

Час общения "Жить в мире с собой и другими"

Ознакомить детей с понятиями "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов....