Диспут "Виртуальное или реальное общение"
методическая разработка (9 класс)

Человек не может существовать без общения.Общение - это целый мир, богатый и разнообразный. Диспут "Виртуальное или реальное общение", построенный на анализе подростками виртального и реального общения, поможет школьникам сформировать представление о реальных угрозах, с которыми они могут встретиться в сети Интернет, и раскрыть положительные стороны реального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disput.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут для подростков

«Виртуальное или реальное общение»

Цели:
- проанализировать виртуальное и реальное общение у подростков.
- сформировать представление  о тех угрозах, с которыми они могут встретиться, подключаясь в сети Интернет.
- научить детей разграничивать реальное и виртуальное общение.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена теме общения, и пройдет она в форме диспута. Диспут это тоже форма общения, где можно выслушать собеседника и высказывать свою точку зрения, спорить, доказывать, но «не с пеной у рта»  и «не с кулаками».

     Прежде чем начать наш диспут  я хочу провести игру «Аплодисменты». Приглашаю выйти ко мне двух капитанов команд. Давайте нашим капитанам поаплодируем. В ходе игры аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся всё сильнее и сильнее. Капитаны выбирают первого участника в свою команду и приветствуют его, затем вы уже вдвоём выбираете следующего и приветствуете аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего и аплодирует и т.д. пока не наберётся в команде 9 человек + капитан. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся всё громче и громче (последнему адресуются такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…)

Воспитатель: Давайте громкими аплодисментами поприветствуем две группы нашего сегодняшнего диспута. 

На нашем диспуте действуют следующие правила:

  1. Уважай мнение каждого.
  2. Поддерживай доброжелательную атмосферу.
  3. Мысль выражай кратко и точно.
  4. Умей слушать.

  1. Работа в группах:

 Воспитатель: Ребята, сегодня у нас пойдёт разговор об искусстве общения, ведь ни один человек на Земле не может прожить без общения, оно ему необходимо, как воздух и вода, особенно Вам, подросткам.

Хотя вы за сегодняшний день многие друг друга видели, но я бы хотела, чтобы Вы ещё раз поприветствовали друг друга. (приветствие)

Да, ребята, как только я сказала слова поприветствовать, у каждого из вас нашелся свой способ (улыбка, взмах руки, кивок головы, слова: здравствуйте, добрый день, привет).

Давайте поразмышляем вместе

Вопрос для 1 группы - каким способом люди  приветствуют друг друга

Вопрос для 2 группы - зачем люди при встрече приветствую друг друга.

Вывод: С приветствия начинается общение.

Вопрос для 1 группы - Для чего же вообще нужно общение?

Вопрос для 2 группы - Какова роль общения в жизни каждого человека?

Вывод:

«Самая большая роскошь в мире - это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент Экзюпери.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю каждой группе решить ситуативную задачу.

Вопрос для 1 группы 

- Как вы будете общаться с новыми друзьями и со старыми? Есть ли разница в общении?

Вопрос для 2 группы 
Бывали ли ситуации, когда вы могли легко разговориться с совершенно незнакомым человеком? Могли бы вы легко говорить на темы, которые вас беспокоят с незнакомым человеком?

Воспитатель: Какие произведения литературы говорят о важности человеческого общения?  ("Робинзон Крузо", "Старуха Изергиль" легенды о Данко и Ларе и др.)

Человек существо социальное, поэтому ему необходимо общение. Робинзон Крузо, известный всем нам по книге Даниеля Дефо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное-радость общения с другими людьми.

Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь.

Принято считать, что наш современник общителен, открыт миру, что он жаждет новых знакомств. Но, тем не менее, многие считают, что они несчастны, никому не нужны и формальные дружеские отношения их утомляют. Некоторые заявляют, что они опытные мастера кратких и результативных контактов. Затворники убеждают, что у них интересная и насыщенная внутренняя жизнь, им никто не нужен для общения, им и так хорошо.

Обсуждение «Реальное и виртуальное общение»:

Воспитатель: С тех пор как Интернет появился в каждом доме, жизнь значительно изменилась. Теперь с помощью всемирной паутины можно покупать товары не в магазине, читать книги не в библиотеке, смотреть фильмы не в кинотеатре и общаться с людьми не выходя из дома. Интернет подарил огромные возможности, но отнял ли он что-нибудь при этом? Взвесим все за и против общения в социальных сетях и  

попробуем разобраться, почему многие больше предпочитают общаться виртуально.

Мозговой штурм.

Задание для 1 группы:

  1. Что такое «виртуальный мир»?
  2. Назвать положительные стороны сети Интернет.

Задание для 2 группы:

  1. Что такое «виртуальный мир»?
  2. Назвать отрицательные стороны сети Интернет.

Воспитатель: Сейчас каждая группа постарается доказать, что именно она права в своих суждениях. Вы должны дать отпор своему «противнику», доказать, что правы именно вы. Приводите примеры.

(дети работают в группа)

Воспитатель: Первый вопрос был одинаковый для каждой группы. Что же по-вашему «виртуальный» мир?    (придуманный, нереальный, сказочный)

В словаре Ожегова дается следующее определение:

 «Виртуальный – несуществующий, воображаемый»

Примеры ответов детей

за

против

Можно играть

Нет свободного времени

Общение с друзьями

Не гуляем на свежем воздухе

Обучающие программы

Портится зрение

Скачивание музыки, песен, фильмов

Нет живого общения с друзьями

Быстрый поиск информации 

Ложная информация

Участие в он-лайн олимпиадах

Сайты откровенного характера

Плюсы виртуального общения:

Одной из самых главных причин появления человека в чате можно назвать его психологическую потребность в общении. Не всегда, как это принято считать, личность, общающаяся в интернете, имеет физические недостатки и использует интернет коммуникацию как единственное средство общения. Для многих интернет стал местом развлечения, за которым не надо далеко ходить. Возможность встретить интересного собеседника, старых знакомых, с которыми не виделись много лет, получить нужную информацию – все это можно найти в «Одноклассниках», «В контакте» и др. Анонимность общения и многообразность, свобода действий и раскрепощенность позволяет человеку осуществить то, что он не мог воплотить в реальности. Театральность действий в чате позволяет личности раскрыться на все 100%, избавиться от комплексов. 

Минусы виртуального общения:

В конце остается лишь отметить, что во всем надо знать меру. Каким бы успешным не был образ в интернете, свои возможности и достоинства не стоит проявлять только в чатах. В интернете сложно передавать эмоции, невозможно передать всю гамму чувств, которыми обладает человеческое общение, не возможны реальные отношения людей, люди становятся более черствыми... и многие навыки живого общения уже потеряны.

Воспитатель: Постоянное общение в Интернете приводит к компьютерной зависимости.

 Специалисты выделяют 4 стадии компьютерной зависимости.

1 стадия - легкая увлеченность к компьютерным ролевым действием;

2 стадия - увлеченность, регулярные обращения ребенка к компьютерным играм и значительное увеличение количества времени, проводимого в сети;

3 стадия – зависимость, не только потребность играть, но и общение с другими игроками «по сети». Играющие соревнуются между собой, участвуя в индивидуальных или групповых турнирах.

4 стадия – привязанность. Пройдя все этапы любимой игры, игрок может утратить к ней интерес. Но как только у него появляется возможность поиграть в следующую часть игры, интерес к ней вновь активизируется.

Воспитатель: Давайте  выясним кто на какой стадии компьютерной зависимости находится. Я предлагаю пройти тест на виртуальную зависимость.

Ваша задача ответить на 12 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет». Да – 1 балл, нет – 0 баллов. Подчитать сумму.

Тест на виртуальную зависимость:

1. Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались?
2.Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
3.Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?
4.Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое?
5.Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе , так как Вы слишком много времени проводите в сети?

6.Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
7.Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?

8.Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?
9.Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

10.Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?

11.Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, если не имеете возможности выйти в сеть?

12.У Вас больше виртуальных друзей, чем реальных?

Посмотрите на полученный результат. Если вы набрали 
от 0 до 4 балловвам пока ничего не угрожает, сеть один из способов времяпровождения
От 5 до 8 баллов – у вас практически сформировалась зависимость от виртуального общения, но еще не поздно остановиться.
Более 
8 баллов - виртуальное общение полностью заменило вам реальность.

    Воспитатель : Общение - это искусство, которое каждый может совершенствовать, тем самым, исключая проблемы в своей жизни, избегая лишних обид и недоразумений. Нужно стремиться к тому, чтобы лучше узнать человека, с которым общаешься, понимать его интересы, достигать взаимопонимания. Общение - это целый мир, богатый и разнообразный. Человек не может существовать без общения. Ведь мы должны обмениваться информацией, делиться своими впечатлениями.

                                               Рефлексия

- Какие правила общения вынес сегодня  после нашего разговора каждый из вас? 
( примерные ответы детей)

- Человек не может существовать без общения. Ведь мы должны обмениваться информацией, делиться своими впечатлениями.

- В разговоре нужно следить за своей речью. Если в разговоре нет конкретной темы, это просто болтовня.

- Надо понимать собеседника, уважать его мнение, не оскорблять резкими высказываниями. В разговоре нужно сдерживать свои эмоции.

- Во время общения нужно научиться больше отдавать, чем брать.   Собеседника необходимо просто понимать, поставить себя на его место.

- Сближают в общении общие интересы. Мне приятно общаться с теми, кто меня понимает и уважает.

- Каждому человеку нужно, чтобы его выслушали и дали высказаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные виды чтении, их роль в процессе реального общения и обучения иностранному языку

В статье определяется роль чтения в процессе обучения английскому языку и развитие коммуникативных навыков....

Общение в Интернете в реальном времени.

Презентация для урока информатики в 9 классе....

Технология стимуляции реального общения на англ языке

Почему урок иностранного языка часто остается лишь уроком языка, но не становится уроком иноязычной культуры? Прежде всего, потому, что сам учитель не является (а зачастую и не хочет являться) знатоко...

разработка классного часа "Виртуальное или реальное общение? Мой выбор... "

Разработка классного часа "Виртуальное или реальное общение? Мой выбор..."...

Обучение реальному иноязычному общению в средней школе

Описание технологии формирования и развития навыков иноязычной речи на уроках ангийского языка...

Технология стимуляции реального общения на ИЯ

Тезисы выступления на заседании МО учителей иносранного языка. В статье предлагаются эффективные способы создания языкового пространства на уроке....