Патриотическое воспитание учащихся
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Болашова Светлана Владимировна

Освещены вопросы патриотического воспитания учащихся, формирование эмоционально-волевых качеств, становление гармоничной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание учащихся

в МБОУ ДО «Дом детского творчества» Первомайского района

Болашова С.В.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного  образования «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области, Россия                                  

svetlana_e820yy@mail.ru

Освещены вопросы патриотического воспитания учащихся, формирование эмоционально-волевых качеств, становление гармоничной личности.

          Ключевые слова: Великая Отечественная война, духовность, нравственность, гармоничная личность.

Важной составляющей воспитательного процесса в Доме детского творчества является формирование гражданско-патриотических качеств у подрастающего поколения, которые играют огромную роль в социальном и духовном развитии личности. В программе воспитания сформирован план работы патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся. Это направление в настоящее время очень актуально, так как современному обществу требуются люди с гармоничной личностью: ответственные, толерантные, мужественные, трудолюбивые. Без наличия этих качеств невозможно воспитать по-настоящему патриота своей страны, своей малой Родины. Цель патриотического воспитания учащихся Дома детского творчества - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей.        

Алексий II (Патриарх Московский): «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек» [1].

Для достижения поставленной цели систематически организуются различные мероприятия: мастер-классы, блиц-опросы, акции, праздничные концерты, беседы, конкурсы. Каждый год увеличивается количество участников, повышается уровень организации и проведения мероприятий, направленных на воспитание у молодых граждан нравственных принципов, гражданской ответственности. Традиционным и всеми любимым стал праздничный концерт «Победный Май», который в этом году состоялся 6 мая. Учащиеся творческих объединений «Лира», «Оркестр русских народных инструментов», «Современные и народные танцы» подготовили лучшие танцевальные, вокальные, инструментальные номера. Педагоги декоративно-прикладного творчества совместно с учащимися и родителями организовали тематическую выставку творческих работ. Все участники мероприятия были встречены зрителями с  теплотой и радушием.

          Урок Победы «Мы гордимся!» был посвящён страницам истории Великой Отечественной войны и героизму советского народа вставшего на защиту Родины. Презентация «Хроника Великой Отечественной войны» заставила учащихся по-новому взглянуть на события военных лет. События тех лет показали мужество и героизм советского солдата.

В апреле традиционно проводится мастер-класс для учащихся и родителей по изготовлению Георгиевских ленточек. В этом году мастер-класс «Цветы Победы» проводился под руководством педагога Новиковой Т.И. Родители, совместно с детьми делали из бисера веточку сирени. Сирень считают цветком Победы. В годы войны цветы никто не выращивал, а сирень всегда цвела рядом. И в мае 1945 года советских воинов-освободителей мирное население встречало букетиками цветущей сирени. Сирень-это память о тех, кто защитил нашу страну в Великой войне, это символ Победы. Веточка сирени стала дополнением к Георгиевской ленточке, являющейся еще одним атрибутом празднования Дня Победы. Ленточки из бисера были заготовлены педагогом заранее.

Так же традиционным является конкурс чтецов среди всех творческих объединений «Никто не забыт, ничто не забыто». За участие в конкурсе грамоту получает каждый участник.

Накануне Дня памяти и скорби педагоги совместно с учащимися провели в парке района акцию по наведению чистоты и благоустройству территории скульптурно-мемориальной композиции «Мать». Ребята активно убирали мусор и траву на территории мемориальной композиции. В завершении уборки они признались, что на душе тепло и уютно от того, что они сделали доброе дело, тем самым выполнив свой долг перед Отечеством.

Виссарион Белинский писал: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом»[2].

В преддверии празднования Дня Победы каждый педагог в своем творческом объединении проводит блиц-опрос «Что мы знаем о войне». Все больше и больше участников в акции «Бессмертный полк». Учащиеся принимают активное участие в шествии, пройтись с портретом своего прадеда для них дело чести.

Экскурсии в краеведческий музей неотъемлемая часть патриотического воспитания учащихся, хранительница районного музея Филиппова Т.И. с удовольствием рассказывает юным экскурсантам о трудах и подвигах предшествующих поколений, о гордости за успехи и достижениях земляков.                    В день юного героя-антифашиста педагоги рассказывают учащимся о том, как советские мальчишки и девчонки  наравне со взрослыми становились на защиту страны во время Великой Отечественной войны. Многие дети впервые узнают о том, что пришлось пережить в годы войны.

          Результатом совместной деятельности педагогов Дома детского творчества является укрепление и сплочение  учащихся в объединениях, возрождение духовности, формирование эмоционально-волевых качеств, формирование и развитие патриотических чувств, воспитание по- настоящему гармоничной личности.  

 Список литературы:

1. Алексий II (Патриарх Московский). Цитаты известных личностей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.citaty.net/tsitaty/653386-aleksii-ii-patriarkh-moskovskii-patriotizm-nesomnenno-aktualen-eto-chuvstvo-kot/ 2. Быть патриотом. Pro et contra: мысли и суждения великих людей о любви к родине, о служении ей, о своих предках и родном доме. - Москва: Центрполиграф, 2016. – 158c.

3. Лихачев Д.С. Заветное./Д. С. Лихачев. - М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.-271c.

4. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. – М.: Данилов мужской монастырь, 2013. – 208с.

5. Пушкарева И.А. Идея патриотизма в советской и русской педагогики / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011. С. 11-15.

Patriotic education of students

in MBEO A "House of children's creativity" Pervomaysky district

Bolashova S. V.

          Municipal budgetary educational organization of additional education A "House of children's creativity" Pervomaysky district Tambov region, Russia

svetlana_e820yy@mail.ru

         The issues of Patriotic education of students, the formation of emotional and volitional qualities, the formation of a harmonious personality are set out.

          Key words: The Great Patriotic war, spirituality, morality, harmonious personality.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"

в файле  находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Патриотическое воспитание учащихся в классах оборонно-спортивного профиля

Выступление в секции классных руководителей на 4-ой зональной конференции Восточного регионального объединения методических служб "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО "Образование" - р...

Программа патриотического воспитания учащихся.

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в школе - формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания , верности Отечеству , готовности к выполнению констит...

Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы.  В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...

Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....