Познавательно - творческая игра "Мой дом, моя семья"
материал

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: сформировать у воспитанников детского дома положительное представление о доме и семье.

Задачи:

Образовательная: расширять и систематизировать представления воспитанников о семье и взаимоотношениях в ней, помочь им осознать значимость дома и семьи в жизни каждого человека.

Развивающая: развивать в детях личностные духовно – нравственные качества, соотносимые с понятием «Семья», развивать навыки совместной деятельности, сотрудничества и творчества.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dom_-_moya_semya_.docx300.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия для детей сирот и детей

оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом - школа»  

Познавательно - творческая  игра

Подготовила: воспитатель семьи № 6

Рыжкова О.В.

Саранск – 2021

Цель: сформировать у воспитанников детского дома положительное представление о доме и семье.

Задачи:

Образовательная: расширять и систематизировать представления воспитанников о семье и взаимоотношениях в ней, помочь им осознать значимость дома и семьи в жизни каждого человека.

Развивающая: развивать в детях личностные духовно – нравственные качества, соотносимые с понятием «Семья», развивать навыки совместной деятельности, сотрудничества и творчества.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.

Оздоровительная: создать  атмосферу эмоционального комфорта.

Возрастная группа:  для детей младшего и среднего школьного возраста.

Участники: Воспитанники

Место проведения: учебный кабинет или библиотечный зал с мультимедийным оснащением.

Форма проведения:  познавательно-творческая  игра

Продолжительность: 40-45 минут

Используемые методы, приемы: беседа, демонстрация слайдов, информирование, обсуждение, игра-разминка, упражнения, выставка рисунков, ТСО.

Используемые технологии: мозговой штурм, творческая работа в малых группах, «круг радости», ассоциация, рефлексия.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитная доска (2 штуки) с магнитами, клубок нити (мяч), материалы для творчества (на каждого ребенка), музыкальный диск.

Предварительная подготовка: Оформление зала, кабинета шарами, цветами. Домашнее  задание детям – нарисовать рисунок на тему «Дом моей мечты». Выставка рисунков. Презентации: «Дом», «Юный полиглот», «Дома  народов мира». «Лучики» и макет солнца.

Прогнозируемый результат:   Ребенок осознает значимость дома и семьи в жизни каждого человека.

План занятия

І. Организационный момент

  1. Приветствие
  2. Представление гостей.
  3. «Круг радости»
  4. Определение темы.

ІІ. Основная часть

  1. Игра – разминка «Ассоциации»
  2. Развивающая игра «Юный полиглот»
  3. Информирование  «Виды домов»
  4. Творческая работа в малых группах «Строим дом»
  5. Беседа «Зачем человеку дом?» 
  6. Презентация выставки рисунков на тему «Дом моей мечты»

ІІІ.  Итоговая часть

1. Упражнение «Наполни дом»

2. Рефлексия

Ход занятия

I. Организационный момент. (Воспитатель проверяет готовность детей к занятию, их общий настрой и создает благоприятную атмосферу). Тихо играет приятная музыка.

1. Приветствие

– Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с вами продолжаем занятия по подготовке к жизни в семье и сегодня мы с вами поиграем в очень интересную, познавательную и творческую игру.

2. Представление гостей.  (Разрешите мне представить наших дорогих гостей, которых мы пригласили на наше мероприятие)

3. «Круг радости» Ребята, прежде чем начать наше занятие, я предлагаю провести очень знакомый нам круг радости. Давайте, ребята, возьмемся за руки  и скажем друг другу «привет!». Только это надо сделать меняя свой голос. Молодцы, ребята, можете садиться.

4. Определение темы. (Приложение 1)

– Прежде чем мы с вами узнаем, о чем пойдет речь на нашем занятии, предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию, которая поможет определиться с темой. (Дети просматривают презентацию 1)

– После просмотра данной презентации, можете ли вы определить тему нашего занятия? Совершенно верно, ребята!  Тема нашей сегодняшней встречи – «Мой дом. Моя семья»

Необходимые материалы: презентация на тему «Дом»

II. Основная часть

1. Игра – разминка «Ассоциации»

– Прежде чем мы начнем работать, я предлагаю вам провести разминку и поиграть в знакомую нам игру «Ассоциации». Тема нашей игры: «Дом». Дети кидают клубок друг другу и называют слова, с которыми у них ассоциируется слово «Дом»

Необходимые материалы: клубок нити (мяч)

2. Развивающая игра «Юный полиглот». (Приложение 2)

Посмотрите,  пожалуйста, на эти картинки. Что изображено на картинках? (Просмотр презентации 2) А теперь, ребята, давайте с вами попробуем сказать, то что мы увидели  -  на 3-х языках: русском, казахском и английском:

Дети – балалар – Kids, children

Папа –  әке–  father, Dad

Мама – ана–  mother, Mom

Дом –  үй –  Home, house

Семья – жанұя, отбасы –  Family

Цветы – гүлдер –  Flowers

3. Информирование  «Виды домов» (Приложение 3)

Наличие дома – жилища – это то, что необходимо каждому человеку, к какой национальности бы он не принадлежал. Дома многих народов и национальностей отличаются. Давайте познакомимся, какие дома строят представители разных народов.  /Минка: традиционный японский дом, седзи, юрта, чум/

Необходимые материалы: презентация 3 «Дома народов мира».

4. Творческая работа в малых группах «Строим дом»

– А сейчас, ребята я предлагаю вам побывать в роли строителей дома. Но с начала  вам необходимо разбиться на группы. Сделаем мы это необычным способом: (Упражнение «Семейные праздники»)

«Кто любит праздник Новый год?» -  топните ногой, «Кто любит День рождения?» - хлопните руками, «Кто любит праздник «Весны»? - кивните головой, «Кто любит День защиты детей?» - мигните глазами!  По забавным  ответам детей делим их на группы.

– Вот мы и выяснили, в каких группах вы будете строить свой дом. Займите рабочие места за столами. У вас в конверте собраны геометрические фигуры разных цветов и размеров – целый склад «Стройматериалов». Посоветуйтесь в группе и приступайте к строительству. Фантазируйте. Из имеющихся у вас «деталей» можно построить и простой домик с трубой и целый дворец. У меня получился вот какой дом, а что получится у вас, мы скоро узнаем.

 (Воспитатель демонстрирует свой образец аппликации дома)

Во время детского творчества можно включить тихую приятную музыку.

– Каким получился ваш дом? 

Каждая группа детей представляет получившуюся аппликацию.
После представления все работы крепятся на магнитную доску и выставляются на видное место.

 Необходимые материалы: заготовки   «стройматериалов»  в конвертах на  каждую группу, листы плотной бумаги, клей, магнитная доска с магнитами.

  1. Беседа «Зачем человеку дом?» 

– Ребята, мы с вами построили свои дома. Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: Зачем человеку дом?

Предполагаемые ответы детей:

– Чтобы было где жить (укрыться от непогоды).
– Чтобы завести семью.
– Для того, чтобы в нем жили дети.
– Для защиты от врагов.
– Для ведения хозяйства.
– Чтобы радоваться, устраивать праздники.
– Чтобы отдыхать.
– Чтобы заниматься любимым делом.

  1. Презентация выставки рисунков на тему «Дом моей мечты» (домашнее задание)

– Вам заранее было задано нарисовать рисунок на тему «Дом моей мечты». Вы замечательно справились с этим заданием. Посмотрите, вот какая чудесная выставка из ваших домов получилась. Я попрошу одного из вас представить нам свой дом. Чем бы вы теперь  дополнили свой рисунок? (Дети по желанию представляют свои дома)

III. Итоговая часть

Упражнение «Наполни дом»

– Ребята! Посмотрите, какие мы сегодня построили дома, какая у нас получилась красивая улица! Но мне кажется, нашим домам чего-то не хватает. Скажите, ребята, что  нам необходимо  для того, чтобы в наших домах  стало хорошо, уютно и тепло? Чтобы в них жилось весело и счастливо? (Дети высказывают  свои мысли). У меня в руках необычное солнышко. На его лучиках каждый из вас напишет, то чего не хватает нашим домам, чем бы он хотел наполнить его, какие лучики солнца согревали бы его.

Детям предоставляются «лучики», на которых они должны написать свои ответы (любовь, доброта, забота, понимание, уют, уважение, тепло, радость, счастье и т.д.), готовые «лучики» дети приклеивают к макету солнца.

 Ну вот, мы с вами и наполнили наши дома, которые не просто красивы снаружи, но и очень теплые внутри. И солнышко с лучиками согревает их, дарит тепло и радость. Так охота поскорее начать в нем жить.

Необходимые материалы: «лучики» на каждого ребенка, макет солнца, фломастеры, клей.

Рефлексия

– Ребята, что мы с вами сегодня узнали? Да, мы узнали, как важен и необходим дом для каждого человека, какие дома бывают у разных людей, что необходимо для того, чтобы в доме было комфортно  его жителям. Мы  испытали себя в роли строителей дома и заполнили дом внутренним содержанием, согрели его необычным солнышком.

Ребята, перед вами лежат разноцветные фигуры человечков. Каждый напишите на них свое имя, и то  чувство, которое вы испытали на этом занятии.  Теперь расположите  их на нашей улице,  возле наших домов.  Вот видите, ребята, теперь наши дома действительно оживились: в них поселились вы!

И сегодняшнюю нашу встречу давайте закончим «Сладкими пожеланиями»

Спасибо всем и до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровая программа "Семь - Я"

Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье. Задачи: Образовательная: расширить знания учащихся по теме семья. Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье и семе...

Интеллектуально-познавательная игра "Семь чудес света"

Данный сценарий можно использовать как на уроках МХК, так и во внеклассной работе. Подготовка к игре развивает навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой,  учит убедительно излага...

Сценарий интеллектуально – познавательной игры по теме "Семья"

ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС». ТЕМА «СОСТАВ СЕМЬИ».Предлагаемая разработка ориентирована на разновозрастную группу. Команды формируются с помощью жеребьёвки.Цель: Организация досуга детей.Задачи:1. В игровой форм...

Познавательно-игровой проект "Моя семья"

Здесь представлен интересный опыт работы по организации проектной деятельности с воспитанниками и их родителями. Раскрывается содержание проектной деятельности в ДОУ, предусматривающей приобщение дошк...

Познавательно-исследовательский проект «Мама, папа, я – железнодорожная семья»

данная методическая разработка - это опыт моей работы по ознакомлению дошкольников средней группы с профессиями на железной дороге на примере профессий их родителей....

Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Народов России дружная семья"

Данное мероприятие можно провести к Дню народного единства  или к Дню толерантности....

«Семь-я» - сценарий учебно – познавательной игры

ЦЕЛЬ:Содействие развитию нравственных качеств личности детей. ЗАДАЧИ:- формирование у обучающихся духовно-нравственной культуры;- реализация творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-про...