Активные формы взаимодействия школьного сообщества по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.
статья

Татьяна Дмитриевна Фетисова

Статья с сбоник "Будущее начинается сегодня"

В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  Для этого в  школе была разработана программа «Одаренные дети», цель которой заключена создание в образовательном учреждении условий для проявления  и развития  способностей каждого потенциально  одаренного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Фетисова Татьяна Дмитриевна

Активные формы взаимодействия школьного сообщества по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная  школа  поселок Новый

Томской области Первомайского района

В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  Для этого в  школе была разработана программа «Одаренные дети», цель которой заключена создание в образовательном учреждении условий для проявления  и развития  способностей каждого потенциально  одаренного ребенка.

В процессе реализации программы развиваются активные формы взаимодействия учителей, учащихся, родителей, развитие социального партнерства и образовательной сети, усиление общественной составляющей в управлении школой в условиях модернизации образования, что способствует  началу формирования  сообщества детей и взрослых. Естественно, такая школа требует и новых  форм работы с родителями. Значит, понадобятся родители, понимающие особенности развития своих детей, являющиеся профессионалами в своих областях деятельности, способные помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Одной из задач программы является укрепление механизма взаимодействия школы и родителей, учреждений дополнительного образования,  общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.  

Можно рассмотреть  разнообразные формы участия родителей и их роль в проектной деятельности  школьников  на различных этапах проектной  деятельности из собственного опыта работы.

С начала учебного  года на родительском собрании был проведён опрос родителей 6 класса с целью привлечь их для создания нового проекта. Родители одобрили и поддержали инициативу проектной группы класса по созданию экологического велокружка.

Катание на велосипеде – одно из самых любимых детских занятий на свежем воздухе. Кроме того, велосипеды  являются главными союзниками родителей, которые заботятся о здоровье своего ребёнка. На первом этапе работы над проектом необходима мотивационная поддержка родителей, которая заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы.
        После обсуждения с родителями был составлен план  работы кружка на год. В котором указали, что можно  сделать самим, без помощи родителей, а в чём понадобится их помощь. Родители проконсультировали  ребят о том, в какое время и какой продолжительности должны быть еженедельные велопрогулки. Они обеспечивают наиболее подходящий режим работы, учебы,  отдыха и питания, так чтобы участники кружка справлялись с учебными нагрузками и с физическими.

 Участвуют в подготовке презентации,  подготовке  фотографий и видиоматериалов для создания фотоальбома, бюллетеней и экологических баннеров.  Для участия  в детско-родительском  творческом проекте были предоствлены фотографии и видеозаписи от родителей, как они используют велосипед. Некоторые  мамы совершают вечерние прогулки на велосипедах для укрепления здоровья, мама- почтальон на велосипеде развозит прессу по селу, на работу на велосипедах ездят папы и даже  бабушки учащихся нашего класса.  

 Для организации и  проведения велофлешмоба понадобилась помощь интернета родителям и детям, а также для привлечения участников распространили информацию через  сайт школы.  Такая информационная поддержка актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет. Но все, кто работают над проектами, знают, что очень много интернет-ресурсов можно найти, но как бывает трудно найти нужную книгу для проекта. Здесь неоценима помощь родителей в предоставлении книг из домашних библиотек. Например, книга Крылова В.Г. Травы жизни и их искатели. г. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство. 1972г и «Сборник нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию  положений лесного кодекса .Правила пожарной безопасности в лесах» г.Томск 2008г. очень помогли в нашей работе по проектам «Фиточаи Причулымья» и «Защита посёлка от лесного пожара».

Организационная поддержка.  На очередном родительском собрании были  обозначены промежуточные результаты работы велокружка. Все участники проекта (учащиеся, учителя,  родители) ознакомились с планом работы кружка. Были поставлены конкретные цели и задачи  для всех участников проекта.

Ежегодно проектной группой проводится  акция «Забота». В прошлые годы ребята собирали, сушили и раздавали бабушкам шиповник и калину, проводили презентации проектов «Энергосберегающие лампы» и «Живой хлеб» ветеранам села. Для проведения акции «Забота»  в этом году было предложено  провести совместный  вело-поход в лес с целью   наломать берёзовые  ветки. Родители должны навязать голики, а учащиеся  раздадут их пожилому  населению посёлка.

Родители помогают в предварительной оценке проекта. Все родители заинтересованы в активном участии их детей в проектной деятельности. Они  помогают учителям: классному руководителю, учителю физкультуры, ОБЖ, а также руководителю проекта. Многие лично заинтересованы велокружком.     

Поддержка в самооценке проекта часто необходима, так как участие каждого ребёнка из класса в проекте индивидуально. Одни желают только   пассивно  совершать еженедневные велопрогулки и не хотят сидеть и обрабатывавать собранную информацию. Другие активно принимают участие  в подготовке «Урока езды на велосипеде» для начальной школы и в подготовке велоэкскурсий  для учеников школы. Опытные ребята уже могут сами провести и обработать социологический опрос, создать презентацию для участия в школьных и районных конкурсах социальных проектов. Здесь родители могут спросить у ребёнка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта.

Наш проект, как ни какой другой,  особенно нуждается в технической поддержке родителей.  Кроме  решения   оперативных вопросов по ремонту велосипедов,  которые возникают после каждого велопробега, родители  больше времени уделяют  проблемам своих детей. Большая заслуга родителей в  создании и установке экологических баннеров на берегу Чулыма.

 Для успешной работы над проектами детям необходимо иметь компьютеры, принтеры, флешки, фото и видеокамеры, выход в Интернет, эти задачи постепенно решаются нашими родителями.

Так родители    становятся ближе к детям, лучше понимают их проблемы. В результате совместной проектной деятельности взрослые и дети  узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Надеемся, что в конце года все веломероприятия будут проводиться уже не учителями, а родителями.
       
Оценка эффективности реализации проекта будет отслеживаться по следующим критериям:

- оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в школе;

- удовлетворенность учащихся, родителей, школьной  общественности образовательным процессом в школе;  

- оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение портфолио.

           Программа «Одаренные дети» для школы была защищена  на курсах «Современные технологии работы с одарёнными школьниками и подготовка их к предметным олимпиадам»  в ноябре 2012г. Актуальность, технологичность, результативность  программы позволили  стать призёром муниципального смотра-конкурса по разработке индивидуально-образовательных программ  для одарённых детей второй образовательной ступени. 24.12.2012г.

       В результате работы по индивидуальным  программам развития одарённого ребёнка наблюдается формирование его проектно-исследовательских компетентностей, что подтверждается наличием дипломов победителей и призёров научно-исследовательских конференций в портфолио участников проектной деятельности за 2012-2013уч.г.и 2013-2014уч.г.

  1. Грамота за активное участие в областном экологическом фестивале «За чистые реки и озера Томской  области» награждается команда МБОУ ООШ п.Новый Первомайского района. Руководитель Фетисова Т.Д. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области  ОГБУ «Облкомприрода» ТРОО «Центр экологической политики и информации» май 2012г.
  2. Диплом участника.  Районный этап всероссийской экологической акции «Сделаем» 15 сентября 2012г.
  3. Диплом III степени. II Районный Фестиваль детских инициатив «Дети-детям».  Кунцевич Галя, 5 класс,  20 февраля 2013г.
  4. Победитель, призер районной научно- практическая конференция школьников «Шаг в будущее». Проект «Энергосберегающие лампы». Проект «Живой хлеб» 26 марта 2013
  5. Диплом I степени VIII региональная научно-практическая конференция «Экологические проблемы нашего Причулымья».  Проект «Энергосберегающие лампы». Гречук Настя, Кромина Соня.  2013г
  6. Дипломы I степени региональный  конкурс «Формирование культуры здорового питания   обучающихся, воспитанников».Проект «Живой хлеб» , Проект «Фиточаи  Причулымья». Ноябрь 2013г.
  7. Диплом I и II  степени на III областной учебно-исследовательской конференции «Юный исследователь» проекты «Живой хлеб», Проект «Энергосберегающие лампы». Май 2013г.
  8. Дипломы I степени региональный  конкурс «Профилактика путь к здоровью» ТОИПКРО  декабрь 2013г Проект «Живой хлеб» , Проект «Фиточаи  Причулымья». Декабрь 2013г.
  9. Фестиваль детско-родительских проектов «Семейный калейдоскоп» Муниципальный парад классных проектов. Эко-велокружок «Горячие колеса», учащиеся 6 класса.  Декабрь 2013г

   Внедряя в практику  воспитательной работы технологию социального проектирования, участвуем в Программе непрерывного экологического образования школьников, осуществляем реальную природоохранную деятельность, активно воплощаем в жизнь экологические проекты. Реализуя концепцию личностно-ориентированного образования, необходимо признавать уникальность, неповторимость каждого ученика, стремление целенаправленно поддерживать и развивать обучающихся в союзе с заинтересованными взрослыми.


     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Об условиях создания и расширения информационно-образовательной среды школы»

Материал содержит текст выступления на городском информационно-практическом семинаре, появященном проблеме создания и расширения информационно-образовательной среды образовательного учреждения...

Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"

Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность...

Создание условий самореализации ребенка как цель и результат деятельности школьного методического объединения в условиях модернизации историко-обществоведческого образования. (Развитие гуманитарной образовательной среды школы №27 им. И.А. Бунина)

Представление методической темы Арсентьевой Е.Б., 18 ноября 2009 г. на районном  обучающем семинаре для учителей истории и обществознания "Расширение гуманитарной образовательной среды  школ...

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся

Материал включает описание форм и видов взаимодействия с родителями, а также тренинг, позволяющий проанализировать собственное отношение к своей семье и подумать о направлении коррекции отношений в се...

Школьная газета как создание творческой среды для развития одарённости

В статье представлено описание моей работы в качестве главного редактора школьной газеты. Показано, как пошагово создаётся выпуск газеты....

Проект "Создание информационно-технического центра как условие развития воспитательно-образовательной среды школы"

Цель проекта   Создание условий для развития воспитательно-образовательной среды школы, обеспечивающей становление и развитие социально-активной личности.Задачи, решаемые в результате внедре...

Создание образовательной среды школы для повышения финансовой грамотности школьников

Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность.Обучение основам финансовой грамотности продиктовано вре...