«Об условиях создания и расширения информационно-образовательной среды школы»
статья по теме

Лисаченко Юлия Сергеевна

Материал содержит текст выступления на городском информационно-практическом семинаре, появященном проблеме создания и расширения информационно-образовательной среды образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ios.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Лисаченко Ю.С

« Об условиях создания и расширения информационно-образовательной среды школы»»

Образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием ее выживания. В XXI веке, когда человечество перешло в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям. Главное требование к современному образованию - оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.

Одним из приоритетов модернизации российского образования на сегодняшний день является  информатизация образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС). ИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту информационно-образовательная среда школы рассматривается как система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Ядро ИОС - педагогическая система, на которую, как на остов, набираются остальные компоненты среды: материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое, управленческое и маркетинговое обеспечение.

 ИОС школы включает в себя:

  • совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.);
  • культурные и организационные формы информационного взаимодействия;
  • компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • наличие служб поддержки применения ИКТ.

Наиболее содержательная характеристика ИОС ОУ на основе требований ФГОС может быть представлена следующими компонентами: учебная, методическая, научно-исследовательская, контроль и оценка результатов обучения, внеучебная, административная, технологическое обеспечение ИОС.

Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов – ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированные в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Учебная компонента демонстрирует реализацию элективов, спецкурсов, факультативных и кружковых занятий по интересам; интеграцию ИКТ в межпредметные связи.

Компонента контроля и оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Существующие модели оценки уровня компетентности учащихся представляют самостоятельную систему, основанную на автоматизации диагностики и контроля знаний. Выделение этой системы наиболее целесообразно в качестве самостоятельной компоненты ИОС.

Задача методической компоненты приумножать методические ресурсы, по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление (тексты, таблицы, базы данных, изображения, презентации, аудиофайлы, видеофайлы, web-страницы). Данные ресурсы ИОС должны иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Такие ресурсы могут быть  разработаны как  работниками образовательного учреждения, так и обучающимися и находиться как во внутренней локальной области, так и во внешней ИОС ОУ на его сайте.

В методической компоненте может быть оказана консультационная и методическая помощь учителям-предметникам по вопросам использования возможностей ИКТ, предусматривающей создание условий для самообразования учителя.

  Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС - научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся, которая характеризуется созданием детских творческих коллективов, участвующих в различных научно-исследовательских проектах, в конкурсах, викторинах с использованием возможностей ИКТ; организацией условий для творческого саморазвития школьника.

Внеучебная компонента ИОС. Проведение школьных мероприятий, собраний, классных часов, предметных недель, тематических вечеров, конференций, т.е.  внеучебных мероприятий, непосредственно не связанных с содержанием основной учебной деятельности являются основным содержанием компоненты.

Задачей административной компоненты является автоматизация организационно-управленческой деятельности  на основе программных систем для наполнения электронных  баз при тарификации, расчете учебной нагрузки, в системах бухгалтерского учета, электронных базах  данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения. Здесь же проводится упорядочение информационного обмена данными между отделами и службами ОУ,  автоматизация документооборота;  организация ведения электронных дневников,  внедрение автоматизированных информационных образовательных  систем управленческого мониторинга школьного питания, здоровьесбережения школьников, диагностики психологических факторов, организации прямой и обратной связи с другими субъектами образования и прочее.

Также в административной компоненте ИОС ОУ должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в школе. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.

Технологическое обеспечение ИОС школы отражает решение организационных и технических вопросов по установке и размещению компьютеров, построение стратегии  наиболее эффективной их загрузки, обеспечение свободного доступа к ПК, приобретение периферийного оборудования, создание школьной локальной сети, подключение пользователей к сети Интернет, создание мультимедийного центра и школьного сайта. Естественным состоянием современной образовательной среды является электронное представление ее в виде многоуровневой структуры ЭОР, формирование ресурсной базы, поиск ресурсов по различным запросам и требованиям пользователя, передачу их с точки удаленного доступа; продуктивную работу пользователя с предоставленными ему ресурсами, личное восприятие и воспроизведение содержания ресурсов.

ПЕРЕХОД

Информационно-коммуникационные технологии используются в проектной деятельности учащихся все шире и шире. Уроки учителей с использованием новых технологий и мультимедийные проекты учащихся уже становятся частью образовательной среды современной школы. Работая над проектами, учащиеся познают все тонкости мультимедийных технологий, учатся работать со сложной аппаратурой и через проектную деятельность познают окружающий их мир.

 Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но также эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.

 Естественно, это требует от руководителя проекта постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя.

  В рамках информационно-образовательной среды существует широкий спектр возможностей, которые допустимо рассматривать в качестве формы персонального проекта:

 · более глубокое исследование одной из учебных тем по какому-нибудь предмету;

 · поиск, подбор материалов, их оформление в виде презентации по заданию учителя-предметника для одного из уроков;

· создание музыкального произведения (гимн школы, музыка к спектаклю и т.п.);

 · создание театрального произведения (написание сценария, постановка спектакля и т.п.);

 · собственная работа в области искусства (создание галереи рисунков, эмблемы школы, оформление школьного периодического издания);

  · проектная работа по определенной теме (литературная, социальная, философская, антропологическая, научно-фантастическая и так далее), выполненная с использованием цифровых образовательных ресурсов, включая материалы Интернета;

 · собственный научный эксперимент, заснятый на видеокамеру;

 · создание web-странички класса на сайте школы.

 В рамках блока удовлетворения познавательных интересов учащихся возможно приобретение полезных навыков и умений; главное, чтобы учащийся сам смог их оценить и закрепить для использования в работе над другими темами.

Сегодня учителя Гимназии им. Н.В. Пушкова поделятся своими наработками в сфере расширения информационно-образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях информационно-образовательной среды школы

ИОС   Компоненты на бумажных носителях   Компоненты на CD/DWDносителях   Интернет среда ИОС   Индивидуализация учебного процесса   Организация коллективной дея...

Технология создания информационно - образовательной среды в школе.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

"Расширение информационно-образовательной среды школы"

Презентация к выступлению по проблеме расширения ИОС образовательного учреждения...

Преподавание естественных предметов в условиях создания информационно - образовательной среды учреждения

В статье рассказывается об организации процесса обучения при изучение дисциплин естественнонаучного цикла на основе современных информационно-коммуникационных технологий....

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Активные формы взаимодействия школьного сообщества по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

Статья с сбоник "Будущее начинается сегодня"В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, ...