Внеурочная деятельность 5 класс
классный час (5 класс)

Баранник Анна Руслановна

  Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.

Достижение поставленнойцелипредусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, спортивно-оздоровительных мероприятий, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_5_klass.odt72.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

Комплексная программа

классного руководителя внеурочной

деятельности

 «МОЙ МИР»

объединение «Подросток»

Срок реализации программы

2019- 2020 учебный год

 

Возраст обучающихся  10 - 12 лет

 

 

Составитель программы:

Баранник Анна Руслановна

2019г.

МБОУ гимназия №1

Красногвардейский район

 1. Пояснительная записка

  Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и формах, отличных от урочной системы обучения. При проектировании внеурочной деятельности,  классный руководитель  согласовал мнение всех субъектов образовательного процесса (администрации школы, педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров).

   Вариантом  организации внеурочной    деятельности учащихся младшего и старшего подросткового возраста в рамках внедрения ФГОС является данная комплексная программа классного руководителя «Мой мир». Предусмотренные данной программой занятия учащихся, проводятся как в аудиторном, так и в неаудиторном режиме. Внеурочная деятельностьвключена в функциональные обязанности классных руководителей, реализующих учебный план в конкретном классе, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников. На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

∙€€€€€€€€традиции школы;

∙€€€€€€€€особенности школьного образования;

∙€€€€€€€€возможности учреждений дополнительного образования, культуры;

∙€€€€€€€€запросы школьников и родителей (законных представителей).

Программа состоит из:

- пояснительной записки, которая включает общие положения системы внеурочной деятельности, нормативно – правовую базу;

- введения, в котором содержится информация о назначении программы, ее структуре, целях и задачах программы, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

- характеристики программы;

- содержания модулей программы;

- перечня основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов, указанием количества часов аудиторных занятий и количество часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50%.

- описания разбитого по разделам примерного содержания занятий со школьниками;

- характеристики основных результатов, на которые она ориентирована;

                     - содержания внеурочной деятельности школьников, общая суть и    

         направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно    быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то  содержание должно быть разбито по разделам или модулям, представляющим тот или иной вид деятельности. При необходимости, тот или иной раздел или модуль также может быть разбит на смысловые части.

 

1.1. Общие положения

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно - урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных  и предметных результатов.

Специфика внеурочной деятельности состоит в предоставлении условий для школьников не столько узнать, сколько научиться действовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в своей основе в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше.

Внеурочная деятельность направлена на:

создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;

приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);

профилактику асоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;

обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося;

развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.

           Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.

Достижение поставленнойцелипредусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, спортивно-оздоровительных мероприятий, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Результат внеурочной деятельности развитие личности на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Содержание внеурочной деятельности учитывает достижения мировой культуры и соответствует: российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона, содержанию общего образования, современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно - деятельностный подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ продуктов деятельности обучающихся, заполнение листа успешности).

 

1.2. Нормативно-правовая и документальная основа:

Комплексная программа классного руководителя составлена на основе      «Методического конструктора внеурочной деятельности школьников»/ Д.В. Григорьев. П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2014 и методических рекомендаций по оформлению деятельности классного руководителя в рамках реализации ФГОС и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности (интенсива)  школьников с использованием следующих нормативно – правовых актов и документов:

∙€€€€€€€€Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).

∙€€€€€€€€Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 декабря  2010 г. № 1897).

  • Фундаментальное ядросодержания общего образования.
  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).

 

Введение

            Основой для современной организации воспитательной работы с детьми 

школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие

ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы

общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд,

образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к   

воспитанию). Государство и общество ставят перед педагогами следующие

задачи:

  1. создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  2. формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  3. формирование активной деятельностной позиции;
  4. выстраивание социального партнерства школы с семьей.

        Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания.

Программа внеурочной деятельности позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Цель программы:  Организация внеурочной деятельности классного коллектива для формирования социально успешной личности обучающегося, нравственных ценностей,  воспитания качеств, направленных на толерантное отношение к окружающим, чувства ответственности за своё настоящее и будущее.

Основные задачи программы:

    1.    Формировать у учащихся класса навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения.

    2.    Формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности.

     3.    Формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка.

      4.              Формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей.

        5.    Формировать творческое воображение, любознательность.

        6.    Развивать познавательный интерес, самостоятельность.

   7.    Осуществлять эстетическое, экологическое, нравственно-патриотическое, профессионально-ориентационное, физическое воспитание младших школьников.

      8.    Воспитывать бережливость, ответственность, уважительное отношение к труду, к людям различных профессий.

        Ценности программы: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; забота о старших и младших; воспитание в ребенке чувства доброты, внимания к людям, сострадания; чувства собственного достоинства по средствам положительных поступков при самостоятельном выборе.

Реализация данной программы позволяет:

∙€€€€€€€организовать в классе воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

∙€€€€€ € € € € € € € € € € € €€организовать социально значимую, творческую деятельность обучающихся;

∙€€€€€€€€€€организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

∙€€€€€€€формировать коллектив через основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурн

 

1.     Характеристика

программы классного руководителя

       Сегодня существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся и их познавательной деятельностью. Основным содержанием понимания этих результатов является перевод ребёнка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.

 Данная программа внеурочной деятельности школьников основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, патриотической направленности, поддержки самоопределения воспитанника.

   Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного ребёнка собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, ученик должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.

Содержание комплексной программы классного руководителя выстраивается исходя из особенностей класса, и должно учитывать комплексы классных мероприятий, годовой цикл общешкольных мероприятий по различным направлениям, участие в районных, краевых мероприятиях, в том числе с учетом региональных особенностей, ученическое самоуправление и детские общественные организации и объединения.

Интеграция вышеназванных компонентов образовательной деятельности образует единую систему работы классного руководителя.        Особенностью программы  является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. Включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, личный пример родителей, использование различных видов деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию чувства уважения к старшему поколению, к свои товарищам, к самому себе.  Реализуемые мероприятия проводятся как в учебном классе, так и в социуме. При планировании и проведении занятий учитывается мнение обучающихся, их инициатива.

           Для эффективной организации внеурочной  деятельности учащихся  в     

школах  реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.

Модель внеурочной деятельности МБОУ гимназии разработана на  основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. В связи с этим возникла необходимость написания Программы внеурочной деятельности классного руководителя, которая является компонентом внеурочной деятельности школы. Общешкольные дела так же являются компонентом внеурочной деятельности школы. Координирующую роль   выполняет классный руководитель. На деятельность классного руководителя выделено 2 часа в неделю.

 

2.    Органицация внеурочной деятельности.

         2.1. Подход и принципы построения содержания Программы

Воснове реализацииПрограммы лежит системно - деятельностный подход,который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;

— формирование соответствующей целям образования социальной среды развития обучающихся;

— развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов и форм деятельности при построении образовательного процесса;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Программаформируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 10—13 лет, которые связаны:

— с переходомот учебных действийкучебному исследованию и кновой внутренней позиции обучающегося;

— с осуществлением качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки ипереходаот самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;

— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.

Этап младшего подросткового возраста (5—7 классы) характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— просходящими за короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества»;

— обострённой восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;

— ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ, телевидение, Интернет).

         В связи с возрастными фазами развития Программа предполагает  2 ступени формирования содержательных модулей: для подростков 5 - 7 классов; для старших подростков 8 - 9 классов.

2.2. Принципы построения программы внеурочной деятельности.

Принцип деятельности:  включение в активную созидательную деятельность; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой, приоритет практических занятий.

Принцип индивидуализации и учёта возрастных психолого-педагогических особенностейразвитиядетей: творческое развитие на различных возрастных этапах и в соответствии  с личностным развитием.

 Принцип доступности, последовательности и систематичности внеурочной деятельности:  от простого к сложному, с учётом возврата к освоенному содержанию на новом, более сложном творческом уровне; интеграция содержания Программы с программами учебными, дополнительного образования.

 Принцип вариативности: развитие вариативного мышления –понимания возможности наличия различных вариантов решения задачи и умения осуществлять выбор вариантов.

Принцип творчества: ориентация на творческое начало, приобретение и расширение собственного опыта творческой деятельности.

      2.3. Место внеурочной деятельности в системе воспитательной работы  школы.

Внеурочная деятельность осуществляется через:

∙€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€учебный план в части, которая  формируется участниками образовательного процесса: школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной;

∙€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€дополнительные образовательные программы ОУ (внутришкольная система дополнительного образования );

∙€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, с которыми сотрудничает школа;

∙€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€деятельность, организуемую классными руководителями (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и др.);

∙€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€€инновационную (экспериментальную) деятельность.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени общего образования.

Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, школа определяет самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов ОУ и за счёт интеграции ресурсов ОУ и учреждений дополнительного образования детей. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом директора школы.

В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники ОУ.

Контроль и координацию занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы, по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности, система оценивания учащихся.

Авторские программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем ОУ. Расписание внеурочной деятельности на год утверждается руководителем ОУ в начале учебного года.

                    4. Основные разделы (модули) программы

         Программа является модульной и состоит из 5-х автономных модулей по пяти направлениям внеурочной деятельности общим объемом 105  часов  в год, один из модулей объёмом 35 часов отводится на спортивно – оздоровительное направление, 35 часов отводится на общекультурное направление, собственно на работу классного руководителя для организации и проведения классных часов, остальные модули объёмом 35 часов реализуют четыре направления: интеллектуальное, спортивно - оздоровительное, социальное и духовно – нравственное. Как было ранее отмечено, что спортивно – оздоровительное направление реализует учитель физкультуры, но классный руководитель  тоже  охватывает это направление. 

 

Духовно-нравственное направление

Цель:  Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития    высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи:

  1. формировать национальные базовые ценности, через духовно-нравственное воспитание  личности ребенка как гражданина России;
  2. расширять социальный опыт, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлекать родителей в процесс социализации детей
  3. формировать начальные основы сотрудничества в триаде педагог – ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности: общение и игра
  4. развивать творческое начало, воображение ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания;
  5. повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Спортивно-оздоровительное направление

Цель: Воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни,       

           формирование и развитие валеологической культуры.

Задачи:

  1. научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  2. научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на её основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  3. формировать представление:

Ø     о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

Ø     о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

Ø     о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

Ø     о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

Ø     о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх

     4. научить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации), составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; 

            5. формировать:

Ø     навыки позитивного коммуникативного общения;

Ø     представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

Ø     потребность ребёнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения.

Социальное направление

Цель: Создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;  развитие личностных особенностей.

Задачи:

  1. способствовать расширению кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам
  2. приобщать учащихся к общественной работе;
  3. воспитывать сознательное отношение к своим обязанностям;

Общеинтеллектуальное направление

Цель:  Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи:

  1. создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
  2. создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
  3. изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.

Общекультурное направление

 Цель:  Раскрытие новых способностей обучающихся в области творческой деятельности.

 Задачи:

  1. познакомить с основными направлениями эстетической культуры, развивать способность различать и видеть прекрасное;
  2. развивать художественные способности;
  3. воспитывать чувство любви к прекрасному;
  4.  развивать интерес ко всему происходящему вокруг нас;
  5. познакомить с основными правилами дорожного движения.

Виды, направленности внеурочной деятельности:    

1)    социально – педагогическая

2)    художественно – эстетическая

3)    военно – патриотическая

4)    эколого – биологическая

5)    геологическая

6)    научно – познавательная

7)    общественно – полезная

8)    проектно – исследовательская

9)    досугово – развлекательная.

 

Формы внеурочной деятельности классного руководителя по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

         1) Предметные недели;

         2) Библиотечные уроки;

         3) Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.;

       4) Участие в научно - исследовательских конференциях на уровне школы, города, области, России;

          5) Участие в олимпиадах;

          6) Разработка проектов к урокам;

          7) Интеллектуальные марафоны;

          8) Познавательные викторины.

2. Социальное:

1)  Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

2)  Практикумы, конкурсы, сюжетно - ролевая игра, игра - путешествие.

3)  Участие в творческих конкурсах,  акциях, субботниках.

4)   Разработка социальных проектов.

3. Общекультурное:

         1) Тематические классные часы, согласно плану мероприятий школы и календарных праздников, событий.

                2)   Беседы, экскурсии.

                3)   Подготовка и участие в конкурсах.

                4)   Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

                5)  Изучение ПДД.

                6)  Цикл классных собраний.

              7) Оформление классного уголка, оформление праздничных стенгазет, классного кабинета.

4. Духовно-нравственное:

               1) Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

               2) Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

               3) Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

 5. Спортивно – оздоровительное:

            1) Организация легкоатлетического осеннего кросса с целью вовлечения учащихся в общешкольное мероприятие.

                2) Приобщение учащихся к здоровому образу жизни через мероприятия «День здоровья», «Правильное питание», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты».

    Школьники  посещают все занятия представленных модулей программы по направлениям, в определённых  случаях предусматриваются индивидуальные занятия с отдельными учащимися.  Занятия будут распределены после уроков, в вечернее время (доля аудиторных занятий при этом не должна превышать 50%).

     Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками – тематических классных часов, занятий по ПДД (правилам дорожного движения), так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (например, сборы, слеты, школы актива, конференции, экскурсии, "погружения", фестивали, походы, экспедиции и т.п.).

Каждый из модулей программы предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

 

Модуль 1. Общекультурное направление (система классных часов).

     Модуль 2. Спортивно – оздоровительное направление реализуется учителем физкультуры Аббасовой Л.А. в объёме 35 часов год из расчёта 1 часа в неделю.   Но, в связи с тем, что нами выбрана комплексная программа классного руководителя   в системе внеурочной деятельности, классный руководитель так же реализует это направление, но согласно плану воспитательной работы школы.

          Модуль 3:  Общеинтеллектуальное направление «Искать, творить, стремиться к цели».     

           Модуль 4: Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин»

           Модуль 5:  Духовно – нравственное направление «Я познаю мир»

           Модули 2 – 5 рассчитаны на 1 час в неделю, общей продолжительностью  35 часов в год. Эти модули разрабатываются с учетом годового цикла общешкольных, районных, областных и Всероссийских мероприятий по различным направлениям, в том числе с учетом региональных особенностей,  целесообразно планировать в виде интенсивов. В связи с тем, что недостаточно количество часов на реализацию четырёх направлений, предусматривается  блочное распределение тем по направленностям программы с учётом плана работы учебной деятельности, календарного графика воспитательной работы школы, плана ЦДОД, мероприятий регионального и федерального уровней. Такая организация курса внеурочной деятельности позволяет последовательно проводить данные проекты в течение учебного года.

Таким образом, комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя состоит из пяти модулей, реализующих 5 направлений.

         Данная программа помогает ребятам развивать свои творческие способности, навыки общения во  взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Программа  предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В планирование содержания включена групповая и индивидуальная диагностика учащихся в начале и конце года в ходе, которой изучается эмоциональное состояние ребенка в школе, мотивация, уровень адаптации учащихся. На занятиях уделяется внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детях формах, которые позволят достичь воспитательных результатов.

Общественно полезный труд организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

 Реализация программы предполагает активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий, проявление инициативы самих воспитанников.

 

                       Учёт внеурочных достижений обучающихся

       Для отслеживания участия детей во внеурочной деятельности и результативности, разработана «Карта достижений учащихся», которая заполняется классным руководителем в течение каждого года реализации программы.

      Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио. 

1.    Основными целями составления портфолио являются:

       - развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;

      - мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;

    - переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся.

        3.  Основными задачами составления портфолио являются:

         - систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;

         - создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.

         4. Портфолио имеет следующую структуру:

I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);

II раздел «Портфолио документов» (дипломы, грамоты, результаты тестирования, анкетирования);

III раздел: Конкурсы, спортивные соревнования: этот раздел включает в себя участие в конкурсах различного уровня (школы, района, области, России), прописываются все спортивные достижения.

IV раздел: Олимпиады: в данном разделе отражается участие обучающегося во всех предметных и тематических олимпиадах.

V раздел: Научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие работы, проектные работы, исследовательские работы.

VI раздел: Общественно-культурная деятельность: данный раздел включает весь спектр культурно-массовых мероприятий школы, района, области,  в которых обучающиеся принимали участие.

                            Учебно – дидактическое обеспечение

 

Наименование направлений внеурочной деятельности,

разделов (модулей),  тем

Всего часов

1.Общекультурное направление

 

1

1.09.

Единый классный час, посвященный Дню Знаний. Урок Победы.

1

2

8.09.

Классное собрание № 1 «Режим дня пятиклассника».

0,5

 

8.09.

ПДД № 1. Улицы и движение в населенных пунктах.

0,5

3

15.09.

Работа по оформлению классного уголка.

1

4

 

22.09.     29.09  

Подбор материала ко Дню Учителю.

Оформление стенгазеты ко Дню Учителя.

               

     1

5

5.10.

День Учителя. Участие в праздничном концерте.

1

6

9.10.

Экскурсия на Красногвардейское водохранилище. Уборка территории .

1

7

12.10.

ПДД № 2. «Дорожные знаки и дополнительные средства информации»

0,5

 

14.10.

Подготовка к осеннему празднику. Репетиция.

0,5

8

20.10.

Беседа о рациональном использовании воды,  написание сочинений о воде. Подготовка к областному конкурсу «Вода на земле»

1

9

23.10.

Классное собрание № 2. «Как я начал учебный год, и какие результаты получил по окончанию 1 четверти»

0,5

 

23.10

Оформление творческих работ на областной конкурс «Вода на земле»

0,5

Окончание 1 – й четверти.

Количество часов: по плану  – 9 часов

10

6.11

Единый классный час «Толерантность и мы»

0,5

 

13.11

ПДД  № 3. «Основные понятия и термины ПДД»

0,5

11

20.11

Обсуждение положения районного конкурса «Креодонт»  и возможности участия. Разработка основных этапов, продумывание творческих работ.

0,5

 

27.11

Классное собрание № 3 «Моё портфолио»

0,5

12

30.11

Оформление творческих работ на «Креодонт»

1

13

4.12

Беседа «Рациональное питание и здоровье»

0,5

 

11.12

ПДД  № 4. «Элементы улиц и дорог».

0,5

14

15

18.12

Оформление классного кабинета к новому году. Оформление новогодней  газеты

1,5

16

17

23.12        

Классное собрание № 4 «Подведение итогов 1 – го полугодия». Чаепитие, посвящённое Новому году.

2

18

26.12

Новогодний утренник.

1

Окончание 2 – й четверти

Количество часов по плану – 9 часов

Полугодие: количество часов по плану – 18 часов

19

15.01

ПДД № 5

0,5

20

22.01

Классный час «Все работы хороши, выбирай на вкус» (о разных профессиях)

1

21

29.01

День именинника

1

22

5.02

Классное собрание № 5.  «Профилактика простудных заболеваний»

0,5

 

12.02

ППД № 6

0,5

23

19.02

Праздник, посвящённый Дню защитников Отечества.

1

24

26.02

Классное собрание № 6. Рейд по проверке учебников, тетрадей, школьных принадлежностей, школьной формы. Обсуждение поведения на уроках. Анализ успеваемости обучающихся.

1

25

2.03

Подготовка к празднику, посвящённому 8 Марта. Оформление праздничной стенгазеты.

1

26

4.03.

Участие девочек в школьном мероприятии, посвящённом  Дню 8 Марта. Чаепитие.

1

26

11.03.

Обсуждение разделов для разработки  проекта «Атлас профессий»

0,5

27

 

ПДД № 7

0,5

28

18.03

Анализ собранных учащимися материалов для проекта «Атлас профессий». Разработка основных этапов проекта.

1,5

29

25.03.

Классное собрание № 7. «Как я закончил 3 –ю четверть». Генеральная уборка кабинета.

1

Окончание 3 – й четверти

Количество часов по плану – 11 часов

Общее количество часов за три четверти – 29 часов

30

8.04.

Классный час «В здоровом теле – здоровый дух»

0,5

 

11.04.

ПДД № 8

0,5

31

20.04.

Классное собрание № 8. «Все на субботник!»

1

32

29.04.

Беседа «Мир. Труд. Май». История праздника.

0,5

 

9.05.

Участие в митинге, посвящённом Дню Победы.

1

33

13.05.

Классный час «Как стать успешным?»

0,5

34

20.05.

ПДД  № 9

0,5

 

25.05

Праздник Последнего звонка.

0,5

35

30.05

Классное собрание № 9. «Вот и 5 класс позади. С какими результатами я перейду в 6 класс»

1

Окончание 4 – й четверти

Количество часов по плану – 6 часов

Количество часов в год – 35 часов

 

 

Общеинтеллектуальное направление «Искать, творить, стремиться к цели»

1

4.09.

Беседа «Путешествие в страну любимых занятий. Хорошая учеба – это настоящий труд»

0,5

 

25.09.

Индивидуальная работа  По подготовке к областной конференции «Шаг в будущее»

0,5

2

12.10.

Подготовка доклада и презентации к областной конференции «Шаг в будущее»

1

3

16.10.

Определение из числа учащихся, которые желают принять участие в областном конкурсе на лучшее знание государственной символики. Подготовка к участию в областном конкурсе. Обсуждение и разработка материалов для конкурса.

1

4

23.10.

Муниципальный этап областной геологической олимпиады.

1

5

11.11.

Подготовка к областной конференции «Отечество».

1

6

18.11.

Подготовка к областной конференции «Шаг в будущее».

1

7

30.11.-4.12.

Участие в предметно – методической неделе «Математика – царица всех наук»

3

8 - 9

22.04

Районная конференция НОУ. Работа с членами НОУ, подготовка презентации.

2

9-10

11.05.

Подготовка к районному геологическому слёту.

2

11

20.05.

Участие в районном геологическом слёте.

1

Количество часов – 13

2.                  Духовно – нравственное направление  «Чтобы недалеко ходить за примером, будьте примером сами!»

 

1

10.09.

Общий сбор класса. Введение в КТД.

0,5

 

3.11.

Экскурсия в церковь ,мечеть

0,5

2

8.12.

Проект «Моё родное село»

1

3

14.12.

Виртуальный классный час «День Конституции. История праздника».

1

4

17.02.

Календарные праздники народов, проживающих в нашем крае.

1

5

9.03.

Виртуальная экскурсия «Женский День 8 Марта. Что ты знаешь об этом празднике?»

1

6

22.04.

Обсуждение  итоговых  исследовательских работ с членами НОУ. Предварительная защита.

1

7

5.05.

Классный час «Поклонимся тем великим годам». Акция «Поздравь ветерана»

1

8

18.05.

Музей – хранитель истории. Экскурсия в поселковый музей»

1

Количество часов – 8

 

3.      Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин»

 

1

3.09.

Классный час, посвящённый трагическим событиям в Беслане.

0,5

 

18.09.

Беседа  «Как стать успешным?»

0,5

2

1.10.

Классный час «Согреем ладони, разгладим морщины».

Международный день пожилого человека.

1

3

16.10.

Подготовка сбора органов самоуправления класса. Классный час «Формируем службы класса».

1

4

3.11

Единый классный час, посвященный Дню народного единства – 4 ноября

1

5

16.11.

Обсуждение положения областного конкурса  «Герои Отечества – наши земляки». Подготовка материалов к номинации «Письмо моему герою»

1

6

25.11.

Классный час «Вы прекрасны, матери России»

1

7

15.12.

Подготовка и организация акции «Начни свой день с зарядки»

1

8

17.02.

Экскурсия в поселковую  библиотеку. «Литература – искусство слова»

0,5

 

22.04.

Акция «Чистый класс»

0,5

9

5.05.

Единый классный час «Мы помним и гордимся». Акция «Сделай доброе дело ветерану»

1

Количество часов - 9

Спортивно – оздоровительное направление

1

24.09.

Общешкольный легкоатлетический кросс.

1

2

11.11.

Весёлые старты

1

3

16.02.

Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

1

4

23.03.

День здоровья

1

5

28.04.

Акция «Чистый водоём». Уборка территории озера Зелёное.

1

Количество часов – 5 часов

Общее количество часов за год – 35 часов

 

Содержание программы

Модуль 1. Общекультурное направление.

(35 часов)

 Система классных часов, рассчитан на  1 час в неделю, общей продолжительностью 35 часов и включает в себя как Единые классные часы, так и классные часы, проводимые спланированные классным руководителем самостоятельно с учетом направлений воспитательной работы в школе и классе, раскрывает деятельность органов классного самоуправления. Данный модуль разработан с учётом мероприятий муниципального, регионального и федерального уровней.

Проведение занятий по правилам дорожного движения (9 занятий, 4,5 часа). Классные собрания, посвящённые окончанию четвертей и учебного года, результатам проверки школьной формы, школьных принадлежностей, учебников, тетрадей, «Режим дня пятиклассника».

Тематические классные часы: Праздник Первого звонка, «Толерантность и мы», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Как стать успешным». Разработка классных часов, распределение обязанностей, назначение ответственных за оформление, музыку.

Организация и сбор команды для участия на районном геологическом слёте. Подготовка команды, индивидуальные занятия с учащимися по каждому этапу.

Модуль 2. Общеинтеллектуальное направление 

«Искать, творить, стремиться к цели»

                                                             (13 часов)

            Знакомство с новыми предметами. Беседа «Путешествие в страну любимых занятий. Хорошая учеба – это настоящий труд». Работа НОУ, участие в районной научно – практической конфеенции. Обсуждение положений конкурсов и конференций: «Отечество», «Шаг в будущее», на лучшее знание государственной символики. Определение детей для участия в конкурсах. Предметная методическая неделя естественно – математического цикла. Подготовка иучастие в районном геологическом слёте.

Модуль 3. Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин»

(9 часов)

  Подготовка сбора органов самоуправления классаФормирование  службы класса. Подготовка и организация акций: «Начни свой день с зарядки», «Сделай доброе дело ветерану», «Чистый класс». Планирование акции.  Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» — проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Фоторепортаж о проведении акции. Подведение итогов. Обсуждение положения областного конкурса «Герои отечества – наши земляки», определение участников, подготовка к конкурсу. Классные часы, посвящённые Дню народного единства, трагическим событиям в Беслане, «Мы помним, мы гордимся», «Вы прекрасны, матери России», «Согреем ладони, разгладим морщины». Подготовка сценария классных часов, распределение слов, назначение ответственных за оформление, музыку. Проведение  классных часов,  Реализация запланированного дела.  Фоторепортаж о проведении классных часов. Подведение итогов.

 

Модуль 4. Духовно – нравственное направление

«Чтобы недалеко ходить за примером, будьте примером сами!»

(8 часов)

Введение в КТД. Экскурсия в церковь посёлка, в поселковый историко – краеведческий музей. Разработка и проведение виртуальных классных часов, посвящённых Дню Конституции, Женскому Дню 8 Марта, «Поклонимся тем великим мы годам». Распределение обязанностей, выбор ответственных за музыку, оформление. Разработка проекта «Мой родной посёлок» с целью изучения истории создания нашего посёлка. Обзор календарных праздников народов, живущих в нашем крае. Сбор материала о самых главных праздниках, оформление. Разработка акции «Поздравь ветерана», подготовка открыток для поздравления, назначение ответственных.

Работа НОУ. Обсуждение итоговых исследовательских работ с членами НОУ. Предварительная защита работ по презентации. Анализ выступлений учащихся. Подготовка к районной научно – практической конференции.

 

Модуль 5. Спортивно – оздоровительное направление «Мы – за здоровый образ жизни»

                                                        (5 часов)

Организация детей на легкоатлетический кросс. Организация силами школьников внутриклассных мероприятий «Весёлые старты». Подготовка, проведение и анализ дня здоровья. Подготовка, проведение и анализ праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Выбор ответственных лиц среди учащихся и среди родителей. Подготовка, проведение акции «Чистый водоём». Фотоотчет.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп, традициям и праздникам народов, проживающих в нашем крае.  О традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. О способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности. Опыт охраны памятников истории и культуры, опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения. Опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде. Опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

 

Методические рекомендации:

Наиболее важными моментами в реализации программы является обязательная рефлексия по итогам каждого мероприятия; регулирование самостоятельной деятельности учащихся, незаметно для них самих, направление в положительное русло их идей и возможностей.

Ресурсное обеспечение:

Материально-технические ресурсы:

- класс для проведения аудиторных занятий;

- компьютер, принтер, мультимедийный проектор;

- школьные принадлежности для творческой работы;

- инструменты и приспособления для работы на участке.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Литература для детей:

1.    «Школьные игры и конкурсы» - газета №№ 1 - 6 2009 года

2.    555 замечательных игр и игровых сценариев для школьников. М.- ЮНВЕС. - 2001.

Литература для педагога:

1.    Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2011.

2.    С.В. Куленич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в современной школе. От коллективизма к взаимодействию», 2006 год.

3.    Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. Москва. Центр «Педагогический поиск», 2004 г.

4.    Давыдова А.В. Сценарии выпускных вечеров, капустников, КВНов. М.-ВАКО. - 2005.

5.    Кулинич Г.Г. Сценарии мероприятий и общешкольных праздников (5-11 классы). М. - ВАКО. -2005

6.    Журналы «Читаем, учимся, играем».

7.    Научно методические журналы «Классный руководитель».

Интернет-ресурсы:

1.    сайт Завуч.инфо

2.    http://www.spas-extreme.ru/el.php?EID=960¶m1=nopreview – сайт детской безопасности Спас-Экстрим

3.    http://viki.rdf.ru/ - детские презентации и клипы

4.    http://www.uchportal.ru/ - учительский портал

5.    http://pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей

 

2. Технические средства обучения

Ноутбук, мультимедиа, музыкальная аппаратура, микрофон.

1

3. Экранно-звуковые пособия

 Музыкальные диски, фонограммы.

 

5. Игры и игрушки

Бутафория, костюмы для проведения мероприятий.

 

6. Оборудование класса

Портфолио достижений класса.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....