Культорологический проект Масленица.
презентация к уроку

Терешкина Юлия Владимировна
Культорологический проект Масленица  ежегодно действует как достаточно успешная модель реализации межпредметных связей: русского языка и его культуры, музыки, танца, изобразительного искусства, физической культуры.
Он неизменно содержит самые разнообразные сферы  и жанры творческой  самореализации детей  и взрослых, способствуя многостороннему развитию личности, а главное – отвлечению учащихся от компьютера и всевозможных электронных игр, способствующих развитию гиподинамии, ожирения , ослаблению зрения, ухудшению осанки и др. проявлениям детского нездоровья.
Проект задуман как семейный праздник, ибо в его основе лежит идея совместного проведения культурного досуга детей и их родителей или др. членов семьи, что в условиях дефицита домашнего  общения оказывается весьма значительным достоинством.  Весомым фактором оказывается и участие учителей на равных правах с творчеством самих учащихся.
·

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovmestnyy_kultorologicheskiy_proekt_maslenitsa.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА» Совместный проект методического объединения русского языка и литературы и методического объединения учителей эстетического воспитания и физического развития. МШГУ. 2012г.

Слайд 2

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА» Авторы проекта: Корованенко Т.А. – учитель русского языка как иностранного (автор сценария, работа с иностранными учащимися); Терешкина Ю.В. - учитель изобразительного искусства и художественного труда (работа с иностранными учащимися, оформление проекта); Подсухина Н.А. – учитель музыки (музыкальное оформление, работа с иностранными и русскоязычными учащимися); Тестова В.С. -учитель танцев (постановка танцевальных номеров, работа с иностранными и русскоязычными учащимися); Кабисова В.И. – учитель начальных классов (работа с учащимися подготовительной группы, автор фрагмента о психическом здоровье и культуре нации); Также в осуществлении проекта помогала : Рыжикова Н.С. – учитель спорта – (развитие навыка прыжков на скакалке, работа с иностранными учащимися) Проект разработан и осуществлен в течении 3 четверти 2012 года.

Слайд 3

Обоснование проблемы Как известно, праздник Масленицы выпадает обычно на конец февраля - начало марта, т.е. период весенней усталости, витаминного голодания, сонливости. Поэтому в условиях достаточно длительной третьей четверти учащиеся нуждаются в физической и духовной разрядке, позволяющей избежать столь опасной в это время когнитивной депревации, депрессии и иных отрицательных факторов, способствующих развитию заболеваемости у детей. Вот почему авторы Проекта максимально задействовали в нем двигательную активность учащихся и всю мажорную гамму детских эмоций. Учащиеся были увлечены подвижными играми, ориентированными на развитие стремительности, силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, наконец, умение ориентироваться в незнакомом месте.

Слайд 4

Основные идеи, положенная в основу решения проблемы. Проект ежегодно действует как достаточно успешная модель реализации межпредметных связей: русского языка и его культуры, музыки, танца, изобразительного искусства, физической культуры. Он неизменно содержит самые разнообразные сферы и жанры творческой самореализации детей и взрослых, способствуя многостороннему развитию личности, а главное – отвлечению учащихся от компьютера и всевозможных электронных игр, способствующих развитию гиподинамии, ожирения , ослаблению зрения, ухудшению осанки и др. проявлениям детского нездоровья. Проект задуман как семейный праздник, ибо в его основе лежит идея совместного проведения культурного досуга детей и их родителей или др. членов семьи, что в условиях дефицита домашнего общения оказывается весьма значительным достоинством. Весомым фактором оказывается и участие учителей на равных правах с творчеством самих учащихся. Проект имеет культурологическую направленность.

Слайд 5

Основные идеи, положенная в основу решения проблемы. Проект носит международный характер , так как предполагает совместное участие в праздновании Масленицы как русскоязычных детей и их родителей, так и иностранных учащихся разных стран, их друзей и родственников. Отличительная особенность проекта заключается в том, что он позволяет объединить учащихся разного возраста и уровня владения русским языком, равно как и русской культуры. Более того, этот праздник открывает двери и для тех детей, которые перешли в др. учебные заведения Петербурга, превращаясь в День дружбы. Несмотря на то, что Проект объединяет учащихся разных возрастов, языков и этнокультур, он ориентирован на индивидуальность каждого ребенка, ибо роль того в празднике определяется психологическими особенностями, уровнем владения языком, культурологическими знаниями, способностями, умениями и навыками работы в коллективе.

Слайд 6

Стратегия проекта Цель проекта: в условиях гиподинамии и «зимней» усталости учащихся провести яркое, эмоционально насыщенное мероприятие с использованием здоровьесберегающих технологий: (здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ), технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Задачи проекта: направленные на здоровьесбережение учащихся: предотвращение состояния переутомления, гиподинамии; формирование психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности и активизация резервных сил организма; достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу; воспитание у учащихся личным примером культуры здоровья; установление доверительных, партнерских отношений; предотвращение возникновения дискомфортных (дезадапционных) состояний; максимальное использование индивидуальных особенностей учащихся для повышения результативности их обучения и раскрытия творческих возможностей; обучение правилам безопасности обращения с огнем и способам ориентирования в обширном лесопарковом массиве; формирование навыка сохранения чистой экологической среды в процессе отдыха и развлекательных мероприятий в культурно-исторических зонах.

Слайд 7

Стратегия проекта Задачи проекта : Культурологические и эстетические: ознакомление учащихся с русскими национальными традициями провода зимы и встречи весны (русские национальные игры, песни, загадки, танцы, масленичные маски и др.); активное включение учащихся в старинные русские традиции, игры и забавы, обучение хороводным песням и загадкам, национальным танцевальным движениям, традициям встречи и провода гостей и пр. увеселениям как в замкнутом пространстве, так и на открытом воздухе; развитие навыка самостоятельного проведения фрагментов праздничного концерта, навыка организации и проведения русских национальных игр и забав; эстетическое воспитание детей в духе многовековых традиций изобразительного и музыкально-песенного искусства как в исторической, так и современной интерпретации; музыкальное оформление спектакля в современной фольклорной аранжировке, песенно-музыкальное сопровождение игр, создание музыкального фона для монологов, диалогов и поэтических фрагментов спектакля.

Слайд 8

Программа реализации проекта Выбор приоритетных направлений: серия подготовительных уроков по Русскому как иностранному, по спорту, музыке танцу, изобразительному искусству и художественному труду; проведение праздника «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала» в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина (25 чел.); Выезд в Павловск (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды (экскурсия-игра «Семь секретов Павловского дворца, катанье с гор, масленичные состязания, поиск весеннего клада Масленицы, хороводы вокруг масленичного чучела с его проводами, сжигание Масленицы и традиционный масленичный обед в Пушкине) ( 27 учащихся и 10 мам); проведение Дня воспоминаний ( с культурологическим конкурсом «Я знаю все секреты Павловского дворца» и эссе «Почему я так люблю Масленицу?»).

Слайд 9

Описание проекта I этап ( подготовительный): сери я уроков по Русскому как иностранному : уроки совместного чтения и анализа произведений детской классики: «Мороз Иванович» В. Одоевского, «Царевна-льдинка» Л.Чарской, «Весна» Ф.Тютчева с творческими заданиями: «Мое испытание для Рукодельницы и Ленивицы», «Зима уходящая не чета Зиме приходящей», «Весна – Красна девица» ( портрет Весны). ознакомительные уроки по темам: «Масленица и ее символы», «Масленичные развлечения», «Календарь Масленицы»; урок поэтического мастерства « Собери кладовую загадок для Матушки Зимы», распределение ролей и их разучивание, репетиции спектакля и игр.

Слайд 10

Описание проекта I этап ( подготовительный): серия уроков по изобразительному искусству и художественному труду : «Буква и буквица» с изготовлением буквицы для слова Масленица (1-2 класс иностранных учащихся); « Масленичные маски» (выполнение эскиза маски и ее конструирование) (иностранные учащиеся); «Делаем и украшаем чучело Масленицы» (природные материалы и возможности их использования) - (иностранные учащиеся и русскоязычные дети всех возрастов); «Птицы-символы весны» (изготовление летающих жаворонков с загадками о Зиме и Весне – конструирование, оригами).

Слайд 11

Описание проекта I этап ( подготовительный): серия уроков по музыке : просмотр Презентации « Русская Масленица и ее развлечения»; «Масленица в творчестве русских композиторов и фольклорных коллективов» (прослушивание отрывков из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», масленичных песен и песен-закличек в исполнении детских ансамблей) Знакомство с составом и звучанием народных инструментов Разучивание игровых и хороводных масленичных песен, а также песен о Зиме и Весне: «Блины»-народная масленичная, «Зима» ( музыка Э.Ханок, слова С.Островой), «Птички»(музыка О.Юдахина, слова Н.Подсухиной), «Кабы не было зимы» (музыка Е.Крылатова, слова Ю. Энтина) Репетиции хороводных игр « Дрема», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Коза и Медведь», «Сиди, сиди, лети!» Анализ и обсуждение репродукций русских художников : В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Б.Кустодиева «Масленица», «Деревенская масленица», «Гармонист»), В.Белых «Собор Александра Невского. Масленица».

Слайд 12

Описание проекта I этап ( подготовительный): серия уроков по танцу : Подготовка танцевальных номеров: «Скоморошья пляска», «Блинная феерия», «Снежный бой зимы и Весны», «Открывай ворота - Масленица пришла!» «Пробуждение Зари» серия уроков по спорту : выработка навыка прыжков на скакалке.

Слайд 13

Описание проекта II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала».

Слайд 14

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Выставка «Масленица в детском творчестве и книжной традиции» создана совместными усилиями иностранных учащихся МШГУ, педагогами и работниками ЦДГБ им. А.С.Пушкина

Слайд 15

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Перевоплощение в героя совершенной иной культуры –первый шаг к ее пониманию

Слайд 16

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Открывай ворота, Масленица пришла!

Слайд 17

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Зима недаром злится, прошла ее пора! Весна в окно стучится…

Слайд 18

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». И гонит со двора… Танцевальная версия стихотворения Ф.Тютчева «Весна»

Слайд 19

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». А жаворонки в небе уж подняли трезвон…

Слайд 20

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Птицы в зал к нам прилетали, да загадки разбросали! Мы их сами сочиняли, чтоб Вы головы сломали!

Слайд 21

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». «Не лишишь меня ты силы!» – так сказав, всех усыпила.

Слайд 22

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Хороводная песня-игра «Сидит Дрема со своей дремотой !

Слайд 23

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Землю надо разбудить!

Слайд 24

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Кто кого перескачет.

Слайд 25

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Выше, больше, веселее!

Слайд 26

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». -Что, пришла уже весна? - Подымайся ото сна!

Слайд 27

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Эй, пурга, метель и вьюга, поиграйте-ка друг с другом!

Слайд 28

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели!

Слайд 29

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Я балаганный дед, В красную рубаху одет. На блины приглашаю, От души всех угощаю!

Слайд 30

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Блинчики мы и блиночки, солнца сыновья и дочки, мы растопим лед и стужу, превратим снега все в лужи!

Слайд 31

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Разбудили блиночки зарю!

Слайд 32

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Вышла на волю Заря-заряница, Солнца младшая сестрица. Солнце с неба к ней сошло и платок сей поднесло.

Слайд 33

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Золотые ворота лишь Солнце, Зарю и Весну Пропускают сюда!

Слайд 34

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Март, апрель и светлый май, солнце в доме принимай!

Слайд 35

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». «Как шагну за порог – всюду иней. И ты станешь тотчас синий-синий!» – поют Царь Холод и Зимушка-Зима!

Слайд 36

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Наконец-то, птицы, дети в наши попадете сети!

Слайд 37

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». А из золотых ворот Солнце красное идет, за собой весну ведет!

Слайд 38

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Вы придете потом снова, как красавцы, все в обновах, Надо Вам наряд пошить, да алмазы обновить!

Слайд 39

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Играем в традиционную масленичную игру «Коза и медведь» как воплощение народных представлений о смене времен года.

Слайд 40

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». Идет –гудет зеленый шум, зеленый шум, весенний шум!

Слайд 41

II этап. Проведение праздника в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или Как Зима с Весной воевала». До свидания, Зима, уходи по чести, Солнце приводи, Весна, вас встречаем песней!

Слайд 42

III этап. Выезд в Павловск (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды.

Слайд 43

III этап. Выезд в Павловск (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды. Катание с гор.

Слайд 44

III этап. Выезд в Павловск (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды. Катание с гор.

Слайд 45

III этап. Выезд в Павловск (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды. Катание с гор.

Слайд 46

III этап. Выезд в Павловск (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды. Хороводы вокруг масленичного чучела с его проводами, сжигание Масленицы

Слайд 47

III этап. Выезд в Павловск (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды. Хороводы вокруг масленичного чучела с его проводами, сжигание Масленицы

Слайд 48

III этап. Выезд в Павловск (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды. Посещение Павловского дворца с экскурсией-игрой «Семь секретов Павловского дворца

Слайд 49

IV этап. День воспоминаний ( с культурологическим конкурсом «Я знаю все секреты Павловского дворца» и эссе «Почему я так люблю Масленицу?»). Пак Джонгменг, 5 класс. Южная Корея Я обожаю скакать на скакалке в Масленицу, особенно когда мы прыгаем все вместе. Моя роль была главная и яркая, потому что я был Царь Холод. Я пел, колдовал и не хотел уходить! Мне эта роль очень интересна, потому что я люблю зиму, которая в Корее совсем не такая, как в России. Я и сейчас сам себе пою песню «Кабы не было зимы…» Думаю, что самый главный танец был танец скоморохов, потому что, когда они рубили воздух, я смеялся. А еще он был очень энергический! Здорово, что мы все так дружно пели и много играли на сцене, а не сидели!

Слайд 50

IV этап. День воспоминаний ( с культурологическим конкурсом «Я знаю все секреты Павловского дворца» и эссе «Почему я так люблю Масленицу?»). Ким До Хи, 5 класс Южная Корея Моя любимая игра в Библиотеке Пушкина на Масленицу – «Сиди, сиди, лети!» Она очень спортивная и веселая. Сейчас я вспоминаю детей, которые были блинчиками. Сами такие маленькие, а все выучили роли, и пели с нами, и смешно танцевали! Я сама обожаю петь про «Блины», потому что люблю блины с молоком! Мне по душе танец скоморохов. Он был очень быстрый, ритмичный, спортивный и смешной. Самый интересный момент праздника, когда Ючжин-Масленица и Ису –Весна стащили посох у Юли-Зимы и Царя Холода –Джонгменга. Им пришлось сказать нам : «До свидания! До будущего года!»

Слайд 51

IV этап. День воспоминаний ( с культурологическим конкурсом «Я знаю все секреты Павловского дворца» и эссе «Почему я так люблю Масленицу?»). Сонву Хен, 5 класс Южная Корея Больше всего мне понравилась игра «Коза и Медведь», потому что она быстрая и музыкальная, а я все это очень люблю. И роль у меня была тоже интересная: я был скоморох, добрый и веселый. Перед праздником я узнал, кто такой скоморох, и попробовал работать, как он. Моя любимая песня – та, которую пел Царь Холод (Джонгменг). А самый мой любимый танец – это танец скоморохов, когда я рубил воздух руками, как кукла-Петрушка, а Джун Хен был как робот! Мне очень нравилось кричать: «Хей!», и я крикнул три раза, а Джун Хен – только один! Еще мне очень понравился танец Юли-Зимы, которая колдовала и всех заморозила! И меня тоже! Суперно, что мы так много играли, бегали и скакали на этом празднике и так мало сидели на своих стульях!

Слайд 52

IV этап. День воспоминаний ( с культурологическим конкурсом «Я знаю все секреты Павловского дворца» и эссе «Почему я так люблю Масленицу?»). Алиция Швитковская, 3 класс Польша Мне понравилось очень-очень, когда мы катались с горки. Гора была высокая и длинная. И я первый раз каталась на ледянках. А еще было интересно, как мы искали подарки. Они были при Масленице. Наша Масленица стояла в лесу, как красавица. Когда мы ее сжигали, бросали в нее снегом. И это было весело! В Павловске было так красиво! Экскурсия была супер, потому что во дворце мне тоже понравилось: и зал, где висели картины, и зал, где обедали, и ключики от секретов Павловского дворца.

Слайд 53

IV этап. День воспоминаний ( с культурологическим конкурсом «Я знаю все секреты Павловского дворца» и эссе «Почему я так люблю Масленицу?»). Юлия Топилко, 4 класс Польша А мне понравилось соревнование на самую быструю лошадку, потому что я и была этой лошадкой и прибежала первой! Очень хорошо было кататься с горки. Она была длинная и скользкая! Я каталась на ватрушках, на санках, на ледянках и на снегоходе! На всех, какие были у ребят! Еще мне нравится, как мы нашли чучело Масленицы в лесу и ее подарки. Это были сладкие конфетки и выпечка. Потом мы ее зажигали и бросали в нее снежки. Ходили вокруг нее в хороводе и говорили: «Гори, гори ясно!» Были мы еще в музее, и там познали все семь секретов… Я хочу быть там еще раз! Это была очень хорошая экскурсия и День здоровья!

Слайд 54

Рефлексия. Зотова Мария Павловна, хореограф СПбГУТ им. Бонч-Брунвича. В основу праздника в Библиотеке А.Пушкина положены старинные традиции, с которыми учащиеся познакомились тут же во фрагментах фильмов: «Снегурочка» на музыку Римского- Корсакова и « Сибирский цирюльник» Н. Михалкова. Каждый из детей внес свой вклад в красочность, полифонию и танцевальную феерию разновозрастного, семейного праздника. Масленица в самом прямом смысле слова оказалась широкой и вышла за пределы России, т.к. в празднике принимали участие и корейские, и польские, и болгарские, и ирландские, и русские дети и их родители. Хочется отметить прежде всего многогранное развитие детей в рамках русской культуры, их умение совмещать слова песни с музыкой и танцевальными, а нередко и акробатическими движениями. Такой праздник, думается, способствует физическому развитию детей, в частности выносливости к физическим нагрузкам (полтора часа учащиеся находились в беспрестанной смене разных видов деятельности). Думаю, что двигательная активность детей совместно с пением и декламацией отрабатывает ритм дыхания, развивает голосовые связки, легкие, что весьма актуально в наших городских условиях. На редкость приятно, что вместе с детьми на празднике играли и учителя, и родители!

Слайд 55

Рефлексия. by Kim Zun Kyueng (Jong Myuong mom) It has been several times that I have accompanied traditional “Pancakes’ Day” excursion of Herzen University International School. As years go by, I have gradually come to understand why Russian people get so extremely excited during that period. As they have to endure long, gloomy and cold winter, they get to long for sunny spring. That’s why they celebrate that ice melting period (of course, there is a religion’s reason as well) as a pre-Lent festival. On that excursion day, the weather was perfect for celebrating “Pancakes’ Day” and enjoying sleighing. There was plenty of white snow, thick ice on the river, proper slopes and sunny calm weather. Most of students, as well as their mothers and, probably, teachers enjoyed the weather and activities in the open air. Plus, guided tour in the Palace of Pavlovsk was extremely impressive. We got surprised whenever we discovered new secrets of the Palace. The most impressive secret was the picture of “Enos”, whose arrow headed for me constantly and whose eyes stared at me wherever I went around (shhhhh… it’s a secret!!!!). This painting makes me love Pavlovsk and Pancakes’ Day. Anyway, I had a wonderful time there and I will always cherish this Pancakes’ Day as a precious memory). This day was a perfect combination of beauty, intellect and sport. No doubt, such days are really beneficial to the children in terms of health.

Слайд 56

Резюме. А вторы Проекта максимально задействовали в празднике двигательную активность учащихся и всю мажорную гамму детских эмоций для предотвращения их гиподинамии и когнитивной депревации. В о время празднования Масленицы в Библиотеке Пушкина были использованы такие подвижные игры, как «Дрема», «Сиди, сиди, лети!», «Заря-заряница», «Золотые ворота» , «Коза и Медведь» и др., а также состязание «Кто кого перескачет на скакалке». Во время выезда в День Здоровья в Павловске учащиеся участвовали в спортивном соревновании-беге на самую быструю лошадку, в петушиных боях, в перетягивании каната, катаньях с гор, играли в снежки и искали спрятанный Масленицей весенний клад в глубине парка. В отличие от многих проектов чисто когнитивного характера, данный сценарий ориентирован на интерактивность самих детей, которые в процессе праздника не только познали старинные русские традиции и забавы (кстати сказать, вместе с родителями), но и проводили их либо самостоятельно, либо с помощью взрослых. Таким образом, каждый учащийся способен отныне обучить своих соотечественников в нашей стране и за рубежом русским национальным играм, хороводным песням и загадкам, национальным танцевальным движениям, наконец, традициям встречи и провода гостей и пр. увеселениям как в замкнутом пространстве, так и на открытом воздухе.

Слайд 57

Резюме. Интерактивный спектакль проходил в атмосфере добра, всеобщей радости, взаимоподдержки, способствуя таким образом психическому здоровью детей и рождению «гражданина мира», ибо народные праздники являются средством укрепления здоровья подрастающего поколения и воспитания культуры мира. Недаром в Декларации и программе в области культуры мира 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 1999 года в разделе А статья 1 говорится: «Культура мира – является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни , при котором человек уважает жизнь каждого человека, отвергает насилие, является щедрым, умеет слушать и стремится понять, оберегает нашу планету, укрепляет солидарность. Все эти параметры в том или ином объеме были задействованы в многодневном праздновании Русской Масленицы. Учёные называют традиционные праздники лучшим средством от наркомании и компьютерной зависимости, агрессии, депрессии и склонности к самоубийству. Ритмы народных песен, танцев, хороводов обеспечивают психическую и духовную безопасность детей, они соответствуют, по расчётам математиков, ритмам «Золотого сечения Вселенной». Эта гармоничная радость помогает детям, участвующим в народных праздниках, стать психически устойчивыми, не- агрессивными, открытыми всем лучшим достижениям культуры мира,. Она позволяет научиться общаться со всеми возрастными, национальными группами населения, уважать взгляды каждого человека.

Слайд 58

Резюме. Вовлекая детей в народные праздники , мы прививаем им ценностные установки и идеалы культуры мира. Такие праздники способствуют не только физическому и психологическому оздоровлению детей, но и пониманию русской культуры, ее традиций, а также психологического склада и характера русского народа, а значит, и рождению осознанной, естественной, а не навязанной извне толерантности. Учащиеся учатся чувствовать русский стиль и в поэтическом творчестве, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Ведь каждый персонаж масленичного спектакля или игры имел свой лейтмотив, который знали все участники действа, так что остальные активно реагировали на смену музыкального настроения, что существенно помогало организации всего представления в целом. В ходе реализации Проекта учащиеся получили навыки ориентирования в обширном лесопарковом массиве, безопасного обращения с огнем, усвоили меры безопасности во время катания с гор и спортивных состязаний, научились сохранять чистой окружающую среду во время массовых гуляний в истрико-культурных местах.

Слайд 59

Резюме. Данный Проект может служить основой для ежегодного проведения Масленичной недели с последующей ротацией детей в зависимости от их языкового, культурологического и психологического роста или обновлением интриги и ролей сценария исходя из индивидуальности каждого участника действа или контингента в целом. Иностранные учащиеся всегда ждут «Масленицу», потому что это праздник веселья, шуток, песен, танцев, игр, поделок, подарков. Это возможность выразить себя в творчестве и стать частью любимого русской традиционного праздника проводов зимы и встречи весны!

Слайд 60

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Действующие лица и исполнители: Потешницы: Корованенко Т.А. и Кабисова В.И. Скоморохи: Сонву Хен и Ли Джун Хен (Южная Корея) Зима – Юлия Топилко (Польша) Весна –Цой Ису(Южная Корея) Масленица – Чжан Ючжин (Южная Корея) Царь Холод – Пак Джонгменг(Южная Корея) Метель- Ким До Хи (Южная Корея) Вьюга – Сонву Йонг (Южная Корея) Пурга – Балаганный дед с куклой – Юн Сонгхен (Южная Корея) Балаганный дед- Ким Чживон (Южная Корея) Подснежник -Ким Тхэу (Южная Корея) Блинчики : Юн Сонгхен, Ли Джун Сок, Пак Чинхо, Ким Чживон, Ким Тхэу, Ким Юнсонг (Южная Корея) Заря-заряница – Алиция Швитковская (Польша) Солнце – Пак Квонхо (Южная Корея) Весенние месяцы: Хан Джонхен (март), Ли Джкн Сок (апрель), Ким Юнсонг (май) (Южная Корея) Дети и птицы:Сергеенко Маша (Россия), Омали Эйдан (Ирландия), Камчарова Эллина ( Болгария), Шмидт Кристина (Россия), Петрякова Лиза (Россия), Герасимова Таисия (Россия).

Слайд 61

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 1. Снежный бой Зимы и Весны. На экране фрагмент из фильма «Снегурочка» на музыку Н.А.Римского-Корсакова Выход скоморохов Скоморохи: Масленица по земле шагает. Зиму с честью провожает. Праздником весну встречает! Танец скоморохов. Выход детей. Дети: Душа наша Масленица! Приходи к нам на широкий двор, На русский простор, С горок покататься, В снегу поваляться, Блинами объедаться, Кострами забавляться!

Слайд 62

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 1. Танец Масленицы, Зимы и Весны. Масленица: Зима недаром злится. Прошла ее пора Зима: Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все гонит меня вон! Весна: И жаворонки в небе Уж подняли трезвон! Масленица: Зима еще хлопочет И на весну ворчит! А та в глаза хохочет И пуще лишь шумит! Весна: Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя! А мне и горя мало. Умылась я в снегу Масленица, Весна и Зима: И лишь румяней стала Наперекор врагу!

Слайд 63

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 2. Пробуждение всех и вся от зимнего сна. Выход скоморохов. Скоморохи: Всю неделю они вздорят! Всю неделю они спорят! Каждый хочет победить, Чтобы на земле царить! Зима: Не лишишь меня ты силы! Скоморохи: Так сказав, всех усыпила! Песня и игра детей «Сидит Дрема» Выход скоморохов. Скоморохи: Что же делать? Как же быть? Землю надо разбудить! Эй, ребята, вылетайте! Все скакалки доставайте! Пора прыгать и скакать Бегать, хлопать, топотать! Игра - Кто кого перескачет на скакалке с вылетом!

Слайд 64

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 2. Выход подснежника. Подснежник: Что, пришла уже весна? Весна: Пробуждайся ото сна! Подснежник: Можно голову поднять, Мир цветами украшать! Выход Зимы. Зима: Даришь ты Весне цветы Моей снежной белизны? Снегом завалю пути – Ни проехать, ни пройти! Эй, Метель, Пурга и Вьюга! Поиграйте-ка друг с другом! Выход Метели, Пурги и Вьюги. Метель, Пурга и Вьюга: Ветер, братец, поднимайся, Снежок в тучи собирайся! Падай день и падай ночь! С улицы гони всех прочь! Подснежник дрожит и убегает.

Слайд 65

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 2. Выход детей Дети: Масленица-блиноеда, Приходи к нам до обеда, Снег скорее растопи, Птиц к нам с юга возврати! Выход Масленицы: Загадаю вам загадки! Коль найдете Вы отгадки, Снег и лед сами растают. Птицы с песней залетают! Выход Весны: Птицы с юга прилетайте Да загадки разбросайте!

Слайд 66

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Выход птиц. Птицы: Весна идет! Весна идет! Мы молодой весны гонцы! Она нас выслала вперед! Весна идет! Весна идет! Птицы играют в игру «Сиди, сиди, лети!»( делают четыре круга). Птица №1 (читает свою загадку и бросает в зал родителям жаворонка с этой загадкой. Отвечает тот из родителей, кто поймал жаворонка). Была белая да седая, Пришла зеленая молодая! Птица №2 (читает свою загадку и бросает в зал родителям жаворонка с этой загадкой. Отвечает тот из родителей, кто поймал жаворонка). Я в воздухе летаю И землю покрываю, Как пух, лежу я на полях, Сверкая в солнечных лучах!

Слайд 67

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Птица №3 (читает свою загадку и бросает в зал родителям жаворонка с этой загадкой. Отвечает тот из родителей, кто поймал жаворонка). Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет- Растает она и умрет! Птица №4 (читает свою загадку и бросает в зал родителям жаворонка с этой загадкой. Отвечает тот из родителей, кто поймал жаворонка). Без рук без ног, А рисовать умеет! Птицы: Весна идет! Весне дорогу! Птицы улетают.

Слайд 68

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 3 Победа над колдовством Зимы и Царя Холода Выход Зимы: Вот! Морозу напущу, Всех вас в льдинки превращу! Выход царя Холода Царь Холод: Кто меня здесь вспоминает? Зима: Зимой каждый тебя знает… Царь Холод: И боится, уважает! Зима: Рано ты улегся спать, Выходи-ка погулять! Песня Царя Холода и Зимы Царь Холод: Мой дворец ледяной, Дверь скрипучая, И по стенам сосульки колючие Как шагнешь за порог, Всюду иней, И ты станешь тотчас Синий-синий!

Слайд 69

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 3 Выход детей и скоморохов: Дети: Мальчикам, девочкам холодно зимой, Хочется чаю, блинчиков с икрой! Царь Холод: Погуляю я на воле. Заморожу зелень в поле, Все живое в лед одену, Проберусь сквозь окна, стены! Танец Холода, который превращает детей в ледяные статуи! Скоморохи: Блинов, верно, напечем, Солнце в гости позовем, Мир согреется теплом, И зима уйдет в свой дом! Балаганный дед: Я балаганный дед, В красную рубаху одет, Гостей зазываю, блинами угощаю!

Слайд 70

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 3 Песня и танец «Мы давно блинов не ели» Блины: Блинчики мы и блиночки_ Солнца сыновья и дочки! Мы растопим лед и стужу, Превратим снега все в лужи! Первыми зарю мы встретим, Солнце теплое приветим! Танец блинов. Дети и скоморохи оживают с блинами! Выход и танец Зари-заряницы Заря –заряница: Ах, проснулась я едва, Зато ждет вас всех игра! Чтобы высушить вам лужи, Мне платок волшебный нужен! Солнце бросает ей платок. Танец Солнца и Зари-Заряницы.

Слайд 71

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 3 Игра «Заря-заряница» Перестройка хоровода в воротики, из которых выходят Весна и Солнце. Заря-заряница: Был так дружен хоровод, Что из золотых ворот Солнце красное идет, Солнце красное идет, За собой Весну ведет! Весна: Ходит матушка Весна По лесам, полям одна! Солнце: Нет, мой друг, ты не одна, Твоим братьям не до сна!! Март, апрель и светлый май Весне руку подавай!

Слайд 72

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 3 Выход месяцев Март: Первым март к тебе придет, Он весь снег унесет, С земли сброшу одеяло, Чтобы черной она стала! Апрель: А за ним придет апрель. Слушайте мою капель, Дверь подснежникам открою , Норок для кротов нарою! Май: За апрелем светлый май В своем доме принимай! Белую тебе я ночь Подарить, мой друг, не прочь! Днем и ночью ты гуляй, Пример Лету подавай! Хором: Ну-ка, Матушка Весна, Отворяй нам ворота!

Слайд 73

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 3 Крадутся Зима и Царь Холод Зима и Царь Холод: Наконец-то, птицы, дети, в наши попадете сети! К нам вас приведет Сама, хоть не ведает, Весна! Игра «Золотые ворота», в которые встают Зима и Царь Холод. Во время игры Масленица и Весна крадут у Зимы посох. Зима: Вот так так! Пока играла, Посох где-то потеряла! Царь Холод: Ну, ты, Зимушка, даешь! Как же силу ты вернешь? Пурга, вьюга и метели Лишь на посох твой летели! Мной командовать ты смела, Пока посох свой имела! Надо мной теперь не властна… Зима: Боже мой! Как я несчастна! Масленица и Весна: Посох твой теперь у нас! Кончился твой зимний час…

Слайд 74

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 3 Дети: Вас обоих обожаем, Кланяясь, в путь провожаем! Вы придете потом снова, Как красавцы, все в обновах! Надо вам наряд пошить Да алмазы обновить… Зима и Царь Холод: Подчинимся, так и быть! Скоморохи: Чтобы зимушку прогнать, А Весне власть передать, Надо нам в «Козу с Медведем» В этот час с вами сыграть! Игра «Коза и Медведь» На экране фрагмент из фильма “ Сибирский цирюльник» ( Масленичные забавы)

Слайд 75

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 3 Дети ( паровозиком делают круг вокруг Зари-Заряницы): Идет – гудет зеленый шум, Зеленый шум, весенний шум, Заря-заряница: Пригреты теплым солнышком Шумят повеселелые Сосновые леса. Дети ( паровозиком делают круг вокруг Зари-Заряницы): Идет – гудет зеленый шум, Зеленый шум, весенний шум! Заря-заряница: Как молоком облитые, Стоят сады вишневые Тихохонько шумят! Дети ( паровозиком делают круг вокруг Зари-Заряницы): Идет – гудет зеленый шум, Зеленый шум, весенний шум!

Слайд 76

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Часть 3 Дети ( паровозиком делают круг вокруг Зари-Заряницы): Идет – гудет зеленый шум, Зеленый шум, весенний шум! Заря-заряница: А рядом новой зеленью Лопочут песню новую И липа бледнолицая И белая березонька С зеленою косой! Дети ( паровозиком делают круг вокруг Зари-Заряницы): Идет – гудет зеленый шум, Зеленый шум, весенний шум!

Слайд 77

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Финал Финальная песня Зима ( младшие): Кабы не было зимы, А все время лето, Мы б не знали суеты Новогодней этой. Не спешил бы дед мороз к нам через ухабы. Лед на речке не замерз. Кабы, кабы, кабы… Весна ( старшие): Кабы не было весны, А зима все время, Отморозило б носы Молодое племя! Не цвели б в полях цветы, И не пели б птицы! Не нашли бы корабли Для себя водицы!

Слайд 78

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Финал Хор: До свидания, Зима! Уходи по чести! Солнце приводи, Весна, Вас встречаем песней! Кабы не было зимы Во дворах и парках, Не катались бы с горы Дети в своих санках! Вы б не брали крепостей Изо льда и снега, Не нашли б себе затей – Лишь сидели б с лего!

Слайд 79

Приложение к проекту: Сценарий праздника в ЦГДБ им. А.С. Пушкина «Масленичные потешки, или как Зима с Весной воевала» . Финал Кабы не было весны В саду, на полянках, Не скакали б тогда вы На своих скакалках! Не пришло бы к вам тепло, Не забил фонтанчик И не заглянул в окно Солнечный бы зайчик! Хор: До свидания, Зима! Уходи по чести! Солнце приводи, Весна, Вас встречаем песней! На экране фрагмент из фильма “Сибирский цирюльник» ( Прощеное воскресенье ).

Слайд 80

Приложение к проекту: Масляничные игры для тебя и твоих друзей. Заря-заряница. Хоровод ведет песню по кругу, а Заря-девочка идет с внешней стороны круга в противоположную сторону с платочком в руке, который она незаметно роняет на землю. Тот игрок, около которого упал платок по окончании песни, хватает его и старается догнать Зарю. Заря бежит по кругу и занимает пустое место догоняющего ее игрока. Игрок становится Зарей (водой), если не смог догнать Зарю. Если игрок догонит Зарю, Заря выходит из игры. Игра продолжается без одного игрока. Заря-заряница, Красная девица, По полю ходила, Платок обронила. Месяц встал, Но не взял. Солнце встало- Украло!

Слайд 81

Приложение к проекту: Масляничные игры для тебя и твоих друзей. 2. Золотые ворота. Двое игроков берутся за руки и делают воротики. Один из них – Мороз, а другой – Зима. Остальные игроки строятся паровозиком и держатся за Весну. Под хоровую песню «змейка» бегает по восьмерке под воротиками : Ходит Красная Весна По лесам, полям одна. Первым Март придет, Всех людей соберет! А за ним Апрель, Отворит им дверь, А приходит Май – День и ночь гуляй! Ходит Зимушка-зима По лесам, полям одна. В первый раз прощается, Второй раз возмущается, А на третий раз Зима ловит вас! Воротики опускаются, и пойманный ребенок встает в воротики (мальчик за морозом, а девочка за зимой). Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое, они и становятся воротиками. А дети подсчитывают, кто сильнее: Мороз или Зима.

Слайд 82

Приложение к проекту: Масляничные игры для тебя и твоих друзей. 3. Дрема. Игроки встают в хоровод, а в середине его на стуле сидит Дрема с завязанными глазами. Хоровод ведет песню, ускоряя темп и притопывая на последних двух строчках каждого куплета. Так они будят Дрему. Дрема же делает все, о чем поют дети. Когда хор поет: «Ловит Дрема», Дрема выбирает одного из игроков, который и становится Дремой. Дети: Сидит Дрема, Сидит Дрема, Сидит Дрема Со своей дремотой. Встает Дрема, Встает Дрема, Встает Дрема Со своей дремотой. Ходит Дрема, Ходит Дрема, Ходит Дрема Со своей дремотой. Ловит Дрема, Ловит Дрема, Ловит Дрема Со своей дремотой. Дрема: Я тебя, мой друг, поймал, ты давно у нас не спал!

Слайд 83

Приложение к проекту: Масляничные игры для тебя и твоих друзей. Коза и Медведь. Два ведущих надевают на себя маски: один – козы, которая будет плясать, а другой – Медведя, который играет на балалайке. Хор из игроков подпевает Медведю. Медведь поет: Трынди-брынди. Балалайка, Ну-ка,ну-ка, поиграйка, Балалаечка, балалаечка! Ты, коза, нам попляши, Да твои ножки хороши! Ай да, козочка! Ай да милая! Коза танцует, но, как только хор замолкает, падает на землю и лежит, не двигаясь. Ее падение символизирует смерть Зимы. Хор уговаривает козу: Ой, коза, наша коза! Открывай свои глаза! Встань, коза да попляши, Твои ножки хороши! Неожиданно Коза оживает, вскакивает, хватает медведя за руку, и они парой ловят разбегающихся игроков. «Воскрешение Козы» - символ наступления весны. Каждый из пойманных участников игры присоединяется к Козе и Медведю, захватывая все большее число игроков, пока не переловят всех. Победителем оказывается последний не пойманный ими игрок.

Слайд 84

Приложение к проекту: Масляничные игры для тебя и твоих друзей. 5. Сиди, сиди, лети! Дети образуют круг. Вода ходит с внешней стороны круга и, дотрагиваясь до каждого, приговаривает: «Сиди, сиди, сиди!». Как только он скажет: «Лети!», игрок, до которого он дотронулся, должен догнать Воду, а Вода встать на его место. Водой становится тот, кто не догнал. Возможны и такие игры в зале и на открытом воздухе как: «Перетягивание каната» «Петушиные бои» «Шапочные бои» «Змейка» «Дежурный по апрелю» (или «Я знаю все признаки весны») «Состязание на саму быструю санную упряжку» «Кто кого перескачет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Масленица"

Работа выполнена учащимися 7,8,11 класса в рамках  работы кружка фольклорного ансамбля  "Росинка".Творческий проект был представлен на  конкурс "Мая малая Родина" в номинации нематериал...

Презентация к проекту "Масленица".

Проект был выполнен для выступления на школьной научно-практической конференции. Предложенный материал может быть использован на уроках технологии, МХК и во внеурочной деятельности.Рекомендуется для у...

паспорт педагогического проекта "масленица"

проведение недели масленицы в ДОУ...

Проект "Масленица"

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лиша...

Учебный проект "Масленица"

Презентация к проекту...

Проект "Масленица!

Проектно-исследовательская работа по теме: "Масленица" подготовлена учениками 8-1 класса 347 школы Невского района Санкт-Петербурга. В данном проекте сожержится  информация о древнем пр...