Программа Азбука безопасности
план-конспект

Савичева Татьяна Владимировна

Раз в неделю проводятся занятия по технике безопасности.Составлена программв. Занятия по ПДД.Занятия по правилам поведения при пожаре.Занятия по технике безопасности дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_bezopasnosti.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности  является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности» ключает в себя  знания, установки, личностные ориентиры, правила и  нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья  и осознанного поведения. Внеурочные занятия  призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Данная программа включает в себя,  как теоретическую – изучение правил безопасного поведения,  так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых  игр.

 

Основная цель программы:

овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.

Задачи программы:

организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты,  по возможности оказывать первую медицинскую помощь;

пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а так же следующие  формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.    

Ведущие технологии: деятельностный метод и диалог. Это позволит вовлечь в работу всех обучающихся, учить их делиться опытом, впечатлениями, объяснять поступки.  Новый материал школьники будут узнавать не только от учителя, но и «открывать» в ходе поиска решения проблемной ситуации.

Планируемые  результаты.

 В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт  об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной  жизни.

Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности»  у учащихся формируются УУД и предметные результаты:

применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющих на него;

иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;

знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;

уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни для:

- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- пользования бытовыми приборами;

- использования по назначению лекарственных препаратов;

- пользования бытовыми приборами;

- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Содержание программы

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях  

Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация?  Возможные способы выхода из ЧС. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.

Улица полна неожиданностей

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Как правильно переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.  Сигналы регулирования дорожного движения. Виды перекрёстков. Знакомство с дорожными знаками.  Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения  пассажиров в транспорте. Сюжетно-ролевые игры по ПДД.

Безопасность на воде  

Выявление возможных опасных ситуаций на воде в разное время года. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в разные временные периоды. Знакомство с правилами поведения во время купания в специально отведенных местах, составление памяток на летний период.  Знакомство с основными спасательными средствами. Посещение бассейна. Уроки плавания. Спортивное ориентирование с заданиями по соблюдению основных правил на водоемах.

Безопасность в помещении

Безопасность в доме. Выяснить, как могут стать опасными домашние вещи. Огонь в доме. Детские шалости с огнём. Составление маршрута действий при обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.  Беседа о роли лекарств и витаминов в жизни человека. Какие опасности кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по основным правилам безопасности в помещении.

Безопасность в разных жизненных ситуациях

Безопасность при отдыхе на природе. Первая помощь при укусах насекомых, домашних и диких животных.  Правила общения с незнакомыми людьми. Заключительная игра с движением по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности.

Календарно тематическое планирование занятий программы «Азбука безопасности»

Тематический план предусматривает занятие 1 раз в неделю (33часа), включая теоретические часы и практическую часть.

Темы занятий.

Количество часов

Сроки

теория

практика

1

Улица

полна неожиданностей

1.Улица и мы

2. Обязанности пешеходов

3.Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки

4. Понятия «улица», «тротуар», «обочина»                                                 5. Переход улицы

6. Правила перехода улицы

7. Составление маршрутного листа «Дорога в школу»

8. Светофор

9. Дорожные знаки. Их виды.

10. Итоговое занятие «Дорожная азбука»

1

1

2

Не шути с огнём

1.Пожарным можешь ты не быть

2.С огнём играть опасно

3. Личная безопасность

4. «Юные помощники пожарных.

5. Игры, головоломки

6. Закрепление терминов по пожарной тематике

1

1

1

3

Внимание! Опасность!

1.Служба спасения

2. Несчастные случаи: ПДД, детская шалость

3.Несчастные случаи: электрический ток, гроза.

4.Оказание первой помощи

5. Правила поведения в гололёд

6. Правила поведения на льду

7. Криминальные опасности.

8. Поведение при встрече с незнакомым человеком.

9.Стихийные бедствия: буран, снежные заносы.

10. Стихийные бедствия:

землетрясение, наводнение.

11. Понятие аварии и катастрофы

12. Железнодорожные катастрофы

13. Поведение на воде.

14. Поведение на воде и у воды

15.Конкурс рисунков по безопасности.

16.Интеллектуальная игра по безопасности

17. Итоговое занятие

1

1

        1

1

1

Теория: 22 часа       Практика: 10 часов

Итоговое занятие: 1 час

Содержание

Раздел 1 «Улица полна неожиданностей» знакомит младших школьников с

правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на

улице.

Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов,

соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.

Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании

дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень

детского травматизма на дорогах.

Цель:

Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи:

обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в

ДТП;

развить  природные задатки, способствующие успеху в социальном

самоопределении детей.

Раздел 2 «Не шути с огнем». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.

Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.

Цель:

Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.

Задачи:

познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;

 сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой

помощи пострадавшим;

 обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.

Раздел 3 «Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в

экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.

Количество насильственных преступлений в отношении детей,часто

заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Здесь многое зависит от родителей, педагогов школ, истинна, здесь проста, следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.

Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.

Задачи:

показать связь дружбы и социального здоровья

описать различные влияния друзей друг на друга

познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению

показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ

ответственного поведения

познакомить с формами отказа.

Формы и методы работы:

Формы воспитательной работы:

познавательная беседа;

этическая беседа;

профилактическая беседа;

игры: ролевые, ситуационные;

занятия с использованием художественных средств выразительности;

упражнения;

экскурсии;

тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых),

групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод

примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного

поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое

требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

(соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Азбука безопасности на дорогах"

Данная программа содержит пояснительную записку, описание содержание занятий, учебно-тематическое планирование и используемую литературу....

Методическая разработка к досуговой программе "Азбука безопасности"

Досуговая игра "Азбука безопасности" предназначена для учащихся 2-3 классов и направлена на изучение и повторение Правил дорожного движения...

рабочая программа кружка "Азбука безопасности" - предмет "Основы безопасности жизнедеятельности"

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, ин...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...

Программа "Азбука Безопасности"

Программа  предназначена для работы с   детьми-инвалидами,  детьми с ограниченными возможностями в возрасте от 4-х  до 18 лет, посещающие реабилитационное отделение для д...

Рабочая программа. Азбука безопасности на дорогах. 5 кл. (ФГОС)

Рабочая программа. Азбука безопасности на дорогах. 5 кл. (ФГОС)...

Спортивно – познавательна программа «Азбука безопасности»

Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового   образа жизни....