Доклад "Программа воспитания в школе"
статья

Гордина Гульнара Камильевна

Особенности разработки модульной программы воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitatelnaya_rabota_v_shkole.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад « Модульная программа воспитания в школе»

Воспитательная работа в нашей школе – традиционно одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива. Федеральный государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым строится работа педагогов, внес в школьное воспитание следующие коррективы:

  1. обязательность организации воспитательного процесса
  2. организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна дополняться воспитанием на уроке
  3. ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
  4. новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на реализацию определенных задач воспитания. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация»

. Вариативными модулями программы являются: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», Безопасность жизнедеятельности, «Организация предметно-эстетической среды».

  1. МОДУЛЬ ШКОЛЬНЫЙ УРОК

Согласно программе воспитания нашей школы, каждый проводимый урок может влиять не только на когнитивное, но и личностное развитие учащихся,  урок должен  нести познавательную и воспитывающую функцию. Когда же уроки становятся воспитывающими…

…когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в орГанизуемую учителем деятельность;

…когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, проблемах;

…когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.

Если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. А такому учителю будет легче влиять на своих воспитанников.

Воспитывающий урок это урок, рассматривающий социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межнациональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей, информация о здоровье и вредных привычках.

2. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

Уникальность классного руководителя состоит в том, что из всех педагогов он ближе всего находится к ребенку, а значит, имеет больше возможностей влиять на его мировоззрение, ценностные ориентиры.

При этом важно помнить, что воспитание — это не просто хорошо проведенные классные мероприятия и классные часы, не только установление дисциплины на уроках, но и развитие личности каждого ребенка. Авторитарный стиль классного  руководства едва ли можно считать удачным, поскольку он не влечет за собой доверительных отношений. Главным условием установления доверительных отношений между педагогом и его классом является уважение к каждому учащемуся. Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка. Мероприятия для выработки единого направления воспитательной работы представлены в этом модуле

3.         КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Действующий ныне образовательный стандарт требует от школ организации курсов внеурочной деятельности в соответствии с пятью направлениями развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

3.         САМОУПРАВЛЕНИЕ

самоуправление в школе – это значит предоставить ребятам возможность занять позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. Пусть даже на небольшом участке этой жизни. Самоуправление подразумевает определение каждому ребенку своей зоны ответственности в соответствии с его возрастными и личностными особенностями. Благодаря самоуправлению у ребенка появляется стремление к саморазвитию. Самоуправление учит детей проявлять активную жизненную позицию.

  1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Главная цель профориентационной работы со школьниками – не ранний выбор ими своей профессии, а подготовка к такому выбору!

Совместная деятельность педагогов и школьников в этом направлении включает в себя подготовку школьника к осознанному выбору своей будущей профессии, формирование позитивного  взгляд на труд.

Этот модуль на практике будет перекликаться с модулем Школьный урок.

  1. Работа  с родителями

Задачи, решаемые школой в этом направлении:

 — налаживание конструктивного общения педагогов с родителями;

— привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников;

 — повышение педагогической грамотности родителей.

  1. Ключевые общешкольные дела

Роль ключевых общешкольных дел для воспитания школьников очень значительна, так как часто именно они становятся традиционными, образуя своеобразный костяк воспитательной работы в школе.

В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы.

 При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи.

  1.  Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Общеизвестно, что воспитывающее влияние на детей оказывают не только содержание и формы взаимодействия педагога с ребенком, но и характерные особенности среды, в которой это взаимодействие происходит. В этом случае говорят, что и «стены тоже воспитывают». Оформление школы и пришкольной территории, обустройство учебных кабинетов и рекреационных зон, школьная форма и манера педагогов одеваться, школьная символика – все это может иметь воспитывающее значение, все может быть педагогически целесообразным.

  1. Модуль «Детские общественные объединения»

Модуль «Детские общественные объединения» – это вариативный модуль программы воспитания. Мы его включили в связи с тем, что на базе нашей школы успешно функционирует военно-патриотическое движение «Юнармия» , воспитательная роль которого всем очевидна.

  1. Безопасность жизнедеятельности

Этот модуль также является вариативным и  рациональность выбора этого модуля обуславливается важностью формирования опыта безопасного поведения ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

«Основные направления самоанализа воспитательной работы».

В анализе будут представлены результаты воспитательной работы. Смогли ли мы  в процессе реализации программы воспитания организовать ее таким образом, чтобы помимо своих обычных задач (досуговых, развлекательных, познавательных) эта деятельность решала еще и воспитательные задачи. Анализ осуществляется классными руководителями, уделяя внимание вопросу, удалось ли продвинуться в решении обозначенных проблем личностного развития детей с последующим обсуждением  на заседании классных руководителей. Также проведем анализ совместной деятельности, бы ла ли школьная жизнь интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе

В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....

Концепция эстетического воспитания в школе

В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....

Роль эстетического воспитания в школе

Методическая разработка системы эстетического воспитания...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих ...

Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»

В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...

Проект "Антикоррупционное воспитание воспитание в школе"

В российском обществе сегодня остро стоят  проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов  местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зре...