Экскурсионная деятельность, как средство воспитания детей подросткового возраста.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Черноусова Надежда Федоровна

Экскурсоведение в России на сегодня очень востребовано. Дополнительное образование благотворная почва для того, чтобы вобрать, переработать и реализовать все возможные сочетания новых технологий и хорошо известных методик, подходов, знаний. Традиционные экскурсии – достаточно хорошо известный и понятный метод воспитания, образования. Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Чем больше знаешь, тем больше интересного открывается, тем больше хочется узнать еще. Знания, полученные на экскурсии, могут стать трамплином для дальнейшего изучения: темой ученической исследовательской работы, проекта, интереса к предмету. А в дальнейшем могут повлиять и на выбор профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursionnaya_deyatelnost.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Черноусова Надежда Федоровна

педагог дополнительного образования

МАУ ДО СДЮТ «Борус» МО г.Саяногорск

  Экскурсоведение в России на сегодня очень востребовано. Развиваются теоретические основы, обогащается практика экскурсионного дела. Во многом именно введение чего-то необычного в традиционную экскурсию становиться залогом успеха и востребованности экскурсий у учебных заведений. Качественная подготовка экскурсионных специалистов по экскурсионному делу сегодня призвана одним из ведущих факторов в развитии экскурсоведения. Современного человека, существующего в перенасыщенном информационном мире, уже сложно чем-то удивить. Вот почему интересная экскурсия сегодня сродни произведению искусств.

Дополнительное образование очень благотворная почва для того, чтобы вобрать, переработать и реализовать все возможные сочетания новых технологий и хорошо известных методик, подходов, знаний. Чтобы быть интересными детям, надо, прежде всего, самим быть интересными, творческими людьми, смотреть на мир широко открытыми глазами. Каждый из нас, является специалистом в своей области деятельности, и мы стараемся научить ребят тому, что знаем и умеем сами, при этом используем на занятиях разные формы: занятие-беседа, занятие-игра, занятие-викторина, занятие мастер-класс, занятие-экскурсия. Традиционные экскурсии – достаточно хорошо известный и понятный метод воспитания, образования. Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Целью экскурсионной работы является приобщение учащихся к культурному и историческому наследию.

 Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.

Увиденное на экскурсии должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления.

Организуя экскурсии, надо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия. Они зависят от возраста ребёнка, уровня его развития, степени сформированности представлений.

Большое значение для педагога дополнительного образования при выборе экскурсий имеет знание индивидуальных личностных особенностей учащихся. Конечно, порой сложно «угодить» всем учащимся конкретной экскурсией, но каждый раз нужно прислушиваться к пожеланиям ребят. Безусловно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Детей младшего школьного возраста привлекают чисто внешние эффекты, событийная сторона, практическая направленность экскурсий. Они стремятся потрогать, проверить, как всё работает, как это можно использовать, с удовольствием узнают что-то новое, интересуются природой.

Большинство подростков обладают некоторыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников, актёров, однако их осведомлённость в различных видах искусства неодинакова.

Заметны различия среди мальчиков и девочек в той тематике экскурсий, которая наиболее для них привлекательна. Девочки в большей степени интересуются живописью, классической музыкой, поэзией, театром. Мальчиков привлекает наука и техника, героика, приключения, фантастика.

После экскурсии необходимо обменяться впечатлениями об увиденном и услышанном. Такие беседы должны будить и усиливать интерес и любовь к искусству. Следует говорить доступным детям языком, но при этом вводить новые понятия и факты, связывать их с уже имеющимися. Возможны и другие формы обсуждений и обмена впечатлениями: лекции, объяснения, круглые столы, диспуты, конкурсы, викторины, написание заметок в газету.

Таким образом, будет расширяться кругозор школьников и постепенно появляться более серьёзное и глубокое отношение к произведениям искусства, к окружающему миру.

На экскурсии дети узнают новое, открывают для себя мир, здесь они могут собственными глазами увидеть предмет исследования, разглядеть его в деталях, со всех сторон, потрогать, понюхать и даже попробовать на зуб. Изученное таким способом запоминается гораздо лучше. Хороший педагог использует и путь к объекту экскурсии и обратно, чтобы рассказать детям что-то новое, связанное с темой похода.

В ходе экскурсии, задавая вопросы экскурсоводу, дети учатся общаться. Предваряющие экскурсию задания требуют от них точно сформулировать вопросы. Обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, подводя итоги, они учатся говорить, выражать свое мнение, отстаивать его, выделять главное. При этом они выслушивают других, сравнивают их мнение со своим и т. д. То есть у детей развиваются коммуникативные способности.

На экскурсиях дети учатся правилам поведения в разных ситуациях. Как вести себя в транспорте, в музее, в театре, на природе? Они начинают понимать, что правила поведения придуманы для удобства людей и их безопасности. Если в первый раз с поведением могут быть проблемы, то в следующий ─ уже легче, позднее эти правила станут привычными.

Экскурсии — это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность оторвать их от модных гаджетов, вытащить из виртуального мира в реальный, научить их видеть прекрасное в окружающем их пространстве, заинтересовать прошлым, настоящим и будущим страны и мира.

Хорошая экскурсия вызывает у детей самые различные чувства: радость открытия, восхищение красотой, удивление, любознательность, удовольствие, предвкушение новых ощущений, вдохновение... В обычной жизни таких эмоций маловато. А все, что связано с положительными эмоциями, в том числе и предмет экскурсии, запоминается человеком надолго.

Чтобы осознать себя гражданином, человек должен чувствовать сопричастность к судьбе своего народа. Без знаний  о своей родине, о ее природе, населении, истории, культуры такая сопричастность не появится.  Получая эти знания в ходе экскурсий, человек учится гордиться своей Родиной, ценить, любить и уважать ее.

Таким образом, чем больше знаешь, тем больше интересного открывается, тем больше хочется узнать еще. Знания, полученные на экскурсии, могут стать трамплином для дальнейшего изучения: темой ученической исследовательской работы, проекта, интереса к предмету. А в дальнейшем могут повлиять и на выбор профессии.

Литература:

Воспитание бережного отношения к природе на экскурсиях. Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1976.

В помощь экскурсоводу. СБ. метод. и справ. материалов. М. 1998 (Рос. Междунар. акад. туризма).

Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков....

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством средствами народной культуры

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. В последнее время возросл...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"

Настоящий семинар -практикум дает возможность понять  психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...

Взаимосвязь образа «я» и стиля семейного воспитания детей подросткового возраста

Подростковый возраст является трудным периодом в плане полового созревания и психологического взросления ребенка. В данный период происходят значительные изменения в самосознании подростка, которые пр...

Формирование конструктивных способов решения проблемных ситуаций у детей подросткового возраста в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Все дети разные, некоторые учатся на своих ошибках, другие на чужих. Моя цель научить детей предвидеть эти ошибки и научиться предотвращать их....

Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

 Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников....