"Человек трудом велик"
методическая разработка

Сафонова Елена Валентиновна

Комплексное занятие по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_trudom_velik.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

“Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей”

Комплексное занятие

“Человек трудом велик”


Цель: расширить представление воспитанников о значении труда в жизни общества.

Задачи:

Образовательная - расширять кругозор воспитанников.

Развивающая - развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Воспитательная - прививать уважение и любовь к труду и людям труда; показать необходимость труда в жизни человека.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, высказывания великих людей о труде.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас часто радует и огорчает, о том, чем мы с вами занимаемся всю жизнь. Тема нашего занятия “Человек трудом велик”. И начать разговор я хочу с маленького рассказа К. Д. Ушинского “Два плуга”. Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

“Два плуга”.

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечает тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Воспитатель:

- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия.

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился)

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной)

- Кого подразумевает К. Д. Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и ленивого человека)

- Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ?

 (Труд красит человека, а безделье его уродует.

Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

Без труда человек заржавеет и может заболеть)

- Чему хотел научить нас автор? (Нужно трудиться)

Воспитатель:

- Что такое труд? (ответы детей). Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка. Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Труд - работа, занятие.

- В Конституции РФ записаны слова о труде, о том, что каждый человек в нашей стране имеет право на труд. Труд - хорошее слово. Дом не построить без топора, а стену не покрасить без кисти, дорогу в заснеженной тайге не проложить без бульдозера. Но  ни одно дело не обходится без крепких и умелых рук рабочих. Игла лишь тогда заскользит по шитью, когда она в руках мастерицы. И земля - матушка лишь тогда подарит богатый урожай, когда за ней ухаживает умелый полевод. Каждый человек на Земле должен трудиться. Взрослые - на работе, дети - за учебной партой. Думали ли вы когда - нибудь, сколько людей работает, чтобы вы были сыты, одеты, обуты; чтобы дома было светло по вечерам и тепло в холодную погоду; чтобы в вашем портфеле были книжки и тетрадки; чтобы вы могли сидеть у телевизора или слушать музыку.

- В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

  • Кончил дело - гуляй смело.
  •  Любовь к труду  у людей на виду.
  • Не боги горшки обжигают.
  • Делу - время, потехе - час.
  • Хлеб даром не дается.
  • Терпение и труд все перетрут.
  • В труде рождаются герои.
  • Не за тем руки, чтобы зря болтались.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Деревья смотри в плодах, а человека в делах.

Игра “Собери пословицу”

  • На работу с радостью, а с работы с гордостью.
  • От труда здоровеют, а от лени болеют.
  • Хозяин тот, кто трудится.
  • Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Славен человек не словами, славен делами.
  • Птицу узнают в полете, человека в работе.
  • Дерево сильно корнями, а человек делами.
  • Человек от лени потеет, а от труда здоровеет.
  • Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
  • Ищи невесту не в хороводе, а в огороде.

- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Один из древних источников - книга “Домострой”. По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами.

- И в наше время человек в обществе ценится по труду. Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

- Вы слышали выражение “Кто не работает, тот не ест”.

- Что оно значит? (Трудиться должны все)

- Принцип “Кто не работает, тот не ест” впервые появился почти две тысячи лет назад. Правда, звучал он несколько иначе: “Если кто не хочет трудиться, то и не ешь”. Эти слова принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу.

- Труд - одна из главных человеческих ценностей. В любую историческую эпоху любой народ был богат людьми, славные трудовые подвиги которых вносили вклад в развитие страны и её культуры. Сегодня мы вспомним лишь некоторых из тех, чьи жизни  и труд могут служить примером для каждого человека.

- На Руси был всем известным царь Петр Первый. Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремесла, а потом обучал им других. Больше всего он любил токарное дело и занимался им по несколько часов  в день.

- А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. “Тяжело в учении - легко в бою!” - его знаменитые слова, ставшие поговоркой.

- Ю. А. Гагарин - первый космонавт Земли.  Когда у Сергея Павловича Королева спросили, почему для первого полета в космос выбрали именно Гагарина, он ответил: «В нем счастливо сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие... Гагарин — это умение ярко мыслить, хладнокровие, железная воля, выдержка, мужество».

- Наш земляк - Дежуров Владимир Николаевич. Родился в поселке Явас Зубово - Полянского района. Дважды побывал в космосе.

- Мордовский скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов). Только безграничный талант и упорный труд помогли создать ему незабываемые работы, которые прославили его на весь мир.

-  Десятикратный чемпион России, шестикратный чемпион Европы, чемпион мира и победитель Олимпийских игр: борец в греко-римском стиле Алексей Мишин (уроженец города Рузаевка) за 22 года спортивной карьеры смог покорить все существующие вершины мирового спорта. Благодаря достижениям, Мишин стал не только Заслуженным мастером спорта, но и самым титулованным спортсменом в истории родной Мордовии. Алексея с младшим братом Денисом воспитывала мама Людмила. Семья жила бедно, денег часто не хватало даже на необходимое. До трёх лет мальчик был очень болезненным, часто простужался. Немного повзрослев, Алексей почувствовал интерес к спорту. Сначала его увлекли футбол и баскетбол, а позже, с лёгкой руки тренера Юрия Михайловича Кузина, маленький Лёша попал на борьбу. Сила воля, большое трудолюбие привели Алексея к высоким наградам.

- Вы видите, что любой человек может прославить себя, свою страну во всех сферах деятельности. Но для этого нужно  хорошо трудиться.

- А что значит,  хорошо трудиться? (Научиться хорошо выполнять свою работу)

- А что для этого нужно? (Получить профессию)

- А что такое профессия? (Определенный вид деятельности) “Основной род занятий, трудовой деятельности”, - сказано в Толковом словаре С. И. Ожегова.

- А сколько в мире существует профессий? (Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий и специальностей. Ежегодно, в связи с новыми открытиями в науке и технике появляются около 500 новых профессий).

- Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Давайте поиграем в игру “Ринг профессий”. Какие вы можете назвать профессии на каждую букву алфавита.

А - адвокат, архитектор, артист, агроном, археолог, авиаконструктор, ...

Б - библиотекарь, бухгалтер, брокер, балетмейстер, блогер, букмекер ...

В - визажист, вязальщик. ветеринар, водитель, врач, веб - дизайнер, воспитатель, ...

Г - гончар, геолог, гример, геодезист, грузчик, генетик, ...

Д - дирижер, дипломат, дрессировщик, драматург, докер, доярка, ...

Е - егерь, естествоиспытатель, ...

Ж - журналист, жонглер, железнодорожник, животновод, ...

З - зоолог, закройщик, звукооператор, ...

И - издатель, инженер, инкассатор, ихтиолог, искусствовед, иллюстратор, иконописец, ...

К - крановщик, корреспондент, кассир, комбайнер, космонавт, кулинар, краевед, каскадер, кинолог, капитан, кок, композитор, ...

Л - летчик, лектор, лоцман, логопед, лесник, логист, ...

М - маляр, машинист, менеджер, механик, маркетолог, массажист, маникюрша, медсестра, ...

Н - нотариус, наладчик, налоговый инспектор, нефтяник, ...

О - официант, оптик, овощевод, охранник, оператор, офис - менеджер, ...

П - писатель, портной, парикмахер, переводчик, плотник, повар, почтальон, певец, ...

Р - радист, рыбовод, риелтор, реставратор, режиссер, репортер, ...

С - сапожник, стюардесса, сварщик, секретарь, санитар, садовод, сантехник, следователь, судья, суфлер, ...

Т - телеграфист, токарь, технолог, товаровед, таксист, телохранитель, тренер, ...

У - учитель, укладчик, ученый, уборщица, ...

Ф - фармацевт, фотограф, флорист, фотомодель, фермер, финансист, ...

Х - художник, хореограф, хормейстер, хирург, ...

Ц - цензор, цветовод, циркач, ...

Ч - часовщик, частный детектив, ...

Ш - штукатур, швея, шоумен, шляпник, шахтер, швейцар, ...

Э - электрик, экономист, эксперт, экспедитор, эколог, экскурсовод, ...

Ю - юрист, ювелир, юморист, ...

Я - языковед, ямщик, ...

Игра “Цветик - семицветик” (“Самая - самая”)

Каждый выбирает себе лепесток, зачитывает и угадывает профессию.

- Самая зеленая профессия (садовод, лесник, цветовод).

- Самая сладкая профессия (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар).

- Самая волосатая профессия (парикмахер, ветеринар).

- Самая денежная профессия (банкир, профессиональные спортсмены, модель).

- Самая детская профессия (воспитатель, учитель, педиатр).

- Самая смешная профессия (клоун, юморист, пародист).

- Самая белая профессия (врач, повар).

- Самая зубастая профессия (стамотолог).

- Самая начитанная профессия (писатель, библиотекарь).

- Самая опасная профессия (спасатели, пожарные, военные).

- Самая общительная профессия (журналист, экскурсовод, тренер, учитель).

- Самая серьезная профессия (сапер, хирург, разведчик, полицейский, политик).

- Самая быстрая профессия (космонавт, летчик, водитель).

- Самая яркая профессия (электрик, певец, актер)

- Самая красивая профессия (парикмахер, визажист, ювелир, художник).

- Самая чистая профессия (дворник, уборщица).

- Самая железная профессия (металлург, токарь, литейщик).

- Самая ответственная профессия (хирург, судья, прокурор).

- Самая мокрая профессия (моряк, рыбак).

- Самая небесная профессия (космонавт, летчик, стюардесса).

- Самая бумажная профессия (секретарь, писатель).

- Самая здоровая профессия (врач, фармацевт).

- Самая жаркая профессия (пожарный, металлург, повар, пекарь).

Давйте немного отдохнем и послушаем стихи о труде.

Кто он, как его зовут?
 Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
Кто на все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!

Труд

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

Трудится Земля

 Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.

Труд

Не болеть,

Не стареть,

Не гнуться!

А дела-то

Всегда найдутся.

Труд — основа

Всего на свете,

Он главенствует

На планете.

Бесконечны

Его именья,

Труд везде,

Труд в Москве и в Тюмени,

В Петропавловске-Камчатском,

в Одессе,

Всюду труд,

На него надейся!

Поработаешь,

Значит, получишь,

Сам умеешь,

Других научишь.

Кто сонливостью,

Ленью страдает,

Счастьем жизни

Не обладает.

И обходит

Такое растенье

Радость творчества

И веселья.

Труд — основа

Герба на знаменах,

Труд в труде,

Не в пустых разговорах!

- Ребята, каждому из вас хочется совершить что - то хорошее в жизни, оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?

Посмотрите сценку “Твоя работа”.

Участвуют: сын, папа, мама. Комната. Сын учит уроки. Папа задумался над каким-то чертежом. Мама что-то пишет. Некоторое время все молча работают.

СЫН (откладывая учебник, сердито): надоело мне учиться. Сиди, зубри. Не буду больше. Очень нужно. Я и так все знаю. Книжку прочитать могу. Слова на бумаге написать тоже умею. И цифры складываю. Чего же еще! Не пойду больше в школу!!!

МАМА (продолжает работать): А что ты будешь делать?

СЫН: Как что? Работать буду.

МАМА: Кем же?

СЫН: Мало ли кем! Ну хоть, как ты, врачом.

МАМА: Очень хорошо. Тогда, может быть, ты мне поможешь? У меня много дел. Боюсь, не успею.

СЫН: Давай, помогу. А что мне делать?

МАМА: Вот карточки больных. Возьми несколько и напиши подробно истории болезней. (Показывает) Вот тут сверху диагноз. Пиши.

СЫН: Нет, это я не могу. Я же больных не слушал. Ты слушала, ты и пиши.

МАМА: Хорошо. Тогда ты выпиши вот на этом листочке-рецепте лекарство больному гриппом.

СЫН: Ладно. (Берет листок) А как его выписывать? Какое лекарство нужно?

МАМА: Писать лекарство надо латинскими буквами. А какое лекарство нужно от гриппа, ты сам должен знать. Ты же врач.

СЫН: Да…н-да…ох…(вертит листок) Знаешь, мама, мне такая работа что-то не очень нравится. Я лучше, как папа, на завод пойду, буду работать на заводе автомобилей.

ПАПА: (отрывается от чертежа) Очень хорошо, сынок. Я как раз сейчас над одним чертежом думаю. Иди ко мне, поможешь разобраться. (Сын подходит) Вот перед тобой чертеж новой машины. Легкового автомобиля. В нем есть ошибки. Посмотри какие, и скажи мне.

СЫН: Ошибки? Здесь вот, на этом листке?

ПАПА: Да, здесь.

СЫН: А где они?

ПАПА: Вот это тебе и надо найти. А то сделают по такому чертежу рабочие автомобиль, а он даже с завода не выйдет.

СЫН: Я эти ошибки искать не умею, вот если бы буквы неправильно были написаны, смог бы. У нас в классе Петька Ершов вместо «Петя» написал «Путя». Я первый его ошибку нашел. А тут я не найду.

ПАПА: тогда я сам поработаю, ошибки исправлю. А ты отдохни.

МАМА: Верно, отдохни. Посиди на диване, сложа руки.

(Молча, работают. Сын сидит на диване).

СЫН: (после некоторого молчания) Все время отдыхать скучно. (Ему никто не отвечает) Уж лучше я уроки поучу. (Садится к столу, начинает что-то писать. Обрадованно.) Получилось! (Папе и маме). Знаете что, я, пожалуй, опять в школу пойду. (Смотрит в тетрадь) Может, завтра пятерку получу.

ПАПА: Вот это хорошо!

МАМА: Вот это сейчас твоя главная работа.

- О чем бы ни мечтал каждый из вас в жизни: лечить людей, водить автобус, печь торты, строить дома, плавать на корабле, - помните: школа - начало пути к любой профессии. Ученье - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. ведь не всегда все легко получается.

- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо?

- Именно сейчас вы должны хорошо учиться. Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

Заключительное слово.

Наш разговор подходит к концу. Давайте подведем итог:

- Зачем же все - таки человеку трудиться? (Представьте себе, врачи не выйдут на работу. Есть интернет, люди будут читать о разных болезнях и будут назначать себе лечение. Как вы считаете, к чему может это привести? (Только врач может правильно определить болезнь и назначить лечение). А дворники не выйдут на работу. Что будет на улице? А можно обойтись без учителей? Все люди труда выполняют работу, необходимую для удовлетворения потребностей других. Труд может спасти любого человека. Ведь без работы человек может остаться без куска хлеба. Но труд еще доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение. Я думаю, что каждый из вас не раз испытывал радость, когда видел результат своего труда: чисто убранную комнату, отлично отстиранные руками белые носки, хорошо вымытые полы в коридоре, выполненные уроки, красиво нарисованные рисунки).

- И в заключение я хочу сказать, что каждый труд почетен. Не важно, кем человек работает, важно, как он работает! От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна на Руси пользуются уважением люди трудолюбивые. О них говорят: “золотые руки”, “мастер своего дела”, “работает, засучив рукава”, “трудится не покладая рук”. Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру: сапожнику - за удобную обувь, столяру - за прочную мебель, строителю - за уютное жилье, парикмахеру - за аккуратную прическу, врачу - за избавление от боли, уборщице - за чистоту и порядок.

Мир стареет в былых надеждах.

Но сегодня, как и вчера,

На плечах эту землю держат

И несут на себе мастера.

Руки вещие простирая

К перекресткам звездных миров,

Время движется мастерами

И надеется на мастеров!

Р. Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Славен человек трудом"

Данный занятие предназначено для обучающихся 3 классов. На уроке дети знакомятся с несколькими профессиями.1 профессия о которой идет речь- это художник (дети знакомятся с предметами и оттенками цвето...

Статья "И славен человек трудом"

Статья основана на результатах работы детского трудового объеденеия "Дизайнер" в 2011 году....

Внеклассное мероприятие Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель.

Моя работа называется «Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель». Она посвящена человеку, Доктору, педагогу, всего себя посвятившего себя. Он не побоялся смерти....

Труд. Зачем человеку труд.

Формирование у детей развития трудовых навыков. Способствовать формированию качеств характера: трудолюбие, самостоятельность, умение видеть работу, умение работать в коллективе. Развитие речи, мыслите...

Творческая работа Именно в труде,и только в труде велик человек

Творческая работа учащегося "Именно в труде и только в труде велик человек"...

2021 Интегративный урок "Трудом велик и славен человек" на стажировочной площадке КИРО на базе МБОУ СОШ №1 г.Льгова.

Интегративный урок "Трудом велик и славен человек" на стажировочной площадке КИРО на базе МБОУ СОШ №1 г.Льгова.Ссылка на видео этого урока  https://www.youtube.com/watch?v=vKsaoiqYnE4...

Игра - сказка "Человек трудом велик"

Формирование  установки на осознанный выбор профессии, через объяснение учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии. Развивать мотивы образовательной деятельности, индивидуальных и творческ...