ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНОЙ СУДЬБЕ».
классный час (10 класс)

Егорчикова Клара Медарисовна

       Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной степени определяет успешность жизненного пути человека. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

          Именно в этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

   К. М.  Егорчикова  

МОУ «Лямбирская СОШ №1»

учитель английского языка

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ЧЕРЕЗ  «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНОЙ СУДЬБЕ»

Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом -

единственная надежда спасения жизни на Земле. Настало время

мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать

в себе Гражданина Мира независимо от того, в каком полушарии

и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он

вероисповедания... Гармония человека с самим собой, гармония

взаимоотношений с Природой, гармония взаимоотношения

людей Планеты - вот путь решения глобальных проблем... И это

большое дело должна начать школа.

Д.С. Лихачев

         

         Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса – политического, экологического, нравственного, исследователи отмечают, что самая страшная из грозящих человечеству катастроф – не столько атомная, тепловая и тому подобные угрозы физического уничтожения человека и всего живого на земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке.

        На фоне современных духовно-нравственных проблем существующих в обществе, обращение исследователей к таким категориям как «духовность» и «толерантность» представляется особо актуальным. Традиционно обе категории рассматриваются в отдельности, что вполне обосновано. Однако мне кажется, что в настоящее время необходимо обсуждать проблему толерантности в контексте развития духовности человека.

       Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной степени определяет успешность жизненного пути человека. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

          Именно в этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.

         В работах по педагогике и педагогической психологии неоднократно указывалось на значение личности воспитателя в процессе воспитания. По мнению В.А. Сухомлинского,  «ничто… так не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек». [10]

         Зло утверждается само, достаточно не учить его ни добру, ни злу. Если на плодородной земле не культивируется виноград, если земля не орошена потом, то на ней вырастает чертополох, хотя чертополох никто и не сеет. Так и с душой человеческой: в годы детства и отрочества её необходимо оберегать от зла утверждением добра. Нравственное уродство может созреть в ребёнке и тогда, когда его никто и не учит злу,  достаточно только человека не учить добру, не беречь чистоту души.

        Особая роль в воспитании толерантности отводится  классному руководителю, от которого требуется владение культурой межнационального общения, приверженность гуманистическим нормам межличностного взаимодействия, умение учитывать в своей деятельности специфику и традиции того региона, в котором он трудится. Преподаватели нашей школы убеждены, что толерантности  нужно учить. Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача.

         Что позволяет мне, педагогу, помочь ребёнку реализовать себя в поликультурном пространстве?  

Решить проблему формирования толерантности у детей невозможно без обеспечения  преемственности в работе начальной школы и среднего звена.

 В  МОУ «Лямбирская СОШ №1»   накоплен интересный  опыт взаимодействия учащихся школы, среднего и старшего звена, которое рассматривается  как одно из условий реализации непрерывного образования ребенка. На протяжении нескольких лет в школе работает экспериментальная площадка по  духовно-нравственному воспитанию.

           Мною была разработана  программа  внеурочной деятельности    «Уроки доброго и прекрасного»  по духовно-нравственному  воспитанию школьников  для занятий творческого объединения обучающихся в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Программа основана на книгах Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Земля родная». Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за свой народ, страну. Она способствует развитию  духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.  

          Очевидно, что важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе», т.е. рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Одним из таких  ориентиров стала личность  Д.С.Лихачева.

          Личность Дмитрия Сергеевича Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина. Каждое его слово звучит как духовно-нравственное завещание. «В памяти нации есть люди - символы и есть события – символы. Сколько бы нация за свою историю не породила героев, сколько бы ни совершила подвигов, - это всегда считанные люди и считанные события. Они наперечет именно потому, что имеют символическое значение: ведь символов не может быть много, как не может быть много гениев и нравственных заповедей. Иначе они обесценятся». [7]

           Именно духовность, это невидимое, но совершенно реальное и определенное явление, вносит укрепляющий, дисциплинирующий момент, который не позволяет человеку поступать дурно, хотя ему и все дозволено. «Нет духа - ничего не сделаешь, ни на один педагогический вопрос правдиво не ответишь. Да ведь и всех вопросов о детях не множество, как нам кажется, а всего лишь три: как воспитать стремление к правде, то есть совестливость; как воспитать стремление к добру, то есть любовь к людям; и как воспитать стремление к красивому в поступках.» [9]

           Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладали и обладают высочайшей силой духа.   Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.

               В рамках реализации экспериментальной площадки по  «урокам» Д. С. Лихачева   стали сами тексты «Писем о добром» и «Земля родная»,   отдельные эпизоды из жизни Д.С. Лихачева, фрагменты других его произведений, отдельные мысли ученого. Практика показала, что  школьники чутко откликаются на события жизни неординарного человека.

           Размышления над отдельными текстами вылились в большие мероприятия-рассуждения.  Вот только некоторые из них: « Память - основа совести и нравственности…» по книге Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»,  письмо сороковое «О памяти»,  «Человеком быть совсем не просто!» письмо четвертое «Самая большая ценность – жизнь».

            Была нами поднята и тема «милосердия» по статье Даниила Гранина. Писатель задаёт читателям вопросы: «Что такое милосердие?», «Что означает изъять милосердие из нашей жизни?», «Что происходит с чувством милосердия, если оно не упражняется?», «Как же так получилось, что чувство это у нас заглохло, оказалось запущенным?» и многие другие. Воспитание добра, милосердия и толерантности направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни.  За темой милосердия естественно появился интерес к личности самого Д. Гранина,  оставившего нам свой секрет милосердия, раскрывшего весь смысл таких больших и важных понятий, как совесть и гуманизм.

         Цель любого мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к вечным проблемам нравственной жизни людей, искусства, экономики, права. Самое главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята.

 … слова  Д. С. Лихачева:

«Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.

Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.» [5]

… и снова процитируем слова Д. С. Лихачева: «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде

всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.» [5]

          «Богатырь духа, прекрасный пример человека, который сумел осуществить себя. Жизнь его расположилась по всей длине нашего ХХ века. От начала до завершения. Для меня он один из последних образцов русской интеллигенции. Придут ли еще такие люди, не знаю, боюсь, что не скоро. Печально оттого, что долгие богатырские его усилия не смогли остановить растущей кругом злобы, хамства, безнравственности. У него много учеников, его любят сотрудники, к нему тянутся многие люди. Казалось бы, жизнь удалась, есть признание, слава, удовлетворение.

         Откуда ж моя печаль? Печально оттого, что жизнь наша перестает рождать таких людей. Они становятся исключением, чем-то странным, из ряда вон выходящим. Они уйдут в прошлое, никого не оставив вместо себя» [3].

        Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.  Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Это так. Но и поле перейти не просто, если не быть случайным пешеходом, равнодушным созерцателем. Д. С. Лихачев и Д. А. Гранин  самозабвенно любили жизнь. Всеми помыслами и делами заслужили высокого звания – УЧИТЕЛЯ. Печально оттого, что жизнь наша перестает рождать таких людей. Они становятся исключением, чем-то странным, из ряда вон выходящим.

Дети - тяжелое бремя, и не потому, что они шумят, требуют внимания и расходов, а потому, что приходится жить по правде.  Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам.

Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Литература

  1. Асмолов, А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности //
  2. Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию /А. Г. Асмолов. — М., 2000. — 180 с. Мемориал. 2001., № 24, с.61–63.
  3. Гранин,  Д. Тайный знак Петербурга. - СПб.: Издательство "Logos", 2000. - С. 333-339
  4. Лихачёв Д.С.,  Заветное / Автор проекта и сост. А.Лиханов; Предисл. Д.Гранина. — М.: Издат., образоват. и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. — 271 с.: ил. 
  5. Лихачев Д.С.,  Письма о добром и прекрасном.– М.: Детская литература, 1988.
  6. Лихачёв Д.С., Земля родная: Кн. для учащихся.– М.: Просвещение, 1983.– 256 с.
  7. Панченко,  А. Слово о Лихачеве и его эпохе / А. Панченко//Искусство.-2001.-№15.-С.8-9.
  8. Рожков, М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. — 192 с.
  9. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех. – М.: АСТ, 2018---384 с.
  10. Степанов, В. Воспитание в духе толерантности. — Классный руководитель. — 2002. — № 2.
  11. Сухомлинский В. А. О воспитании.- М., 1975.- С. 11-44
  12. Черкасова П. А. Воспитание добра, милосердия и толерантности // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 939-941. — URL https://moluch.ru/archive/107/25622/ (дата обращения: 02.11.2018).



Предварительный просмотр:

 

   К. М.  Егорчикова  

МОУ «Лямбирская СОШ №1»

учитель английского языка

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ЧЕРЕЗ  «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНОЙ СУДЬБЕ»

Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом -

единственная надежда спасения жизни на Земле. Настало время

мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать

в себе Гражданина Мира независимо от того, в каком полушарии

и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он

вероисповедания... Гармония человека с самим собой, гармония

взаимоотношений с Природой, гармония взаимоотношения

людей Планеты - вот путь решения глобальных проблем... И это

большое дело должна начать школа.

Д.С. Лихачев

         

         Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса – политического, экологического, нравственного, исследователи отмечают, что самая страшная из грозящих человечеству катастроф – не столько атомная, тепловая и тому подобные угрозы физического уничтожения человека и всего живого на земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке.

        На фоне современных духовно-нравственных проблем существующих в обществе, обращение исследователей к таким категориям как «духовность» и «толерантность» представляется особо актуальным. Традиционно обе категории рассматриваются в отдельности, что вполне обосновано. Однако мне кажется, что в настоящее время необходимо обсуждать проблему толерантности в контексте развития духовности человека.

       Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной степени определяет успешность жизненного пути человека. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

          Именно в этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.

         В работах по педагогике и педагогической психологии неоднократно указывалось на значение личности воспитателя в процессе воспитания. По мнению В.А. Сухомлинского,  «ничто… так не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек». [10]

         Зло утверждается само, достаточно не учить его ни добру, ни злу. Если на плодородной земле не культивируется виноград, если земля не орошена потом, то на ней вырастает чертополох, хотя чертополох никто и не сеет. Так и с душой человеческой: в годы детства и отрочества её необходимо оберегать от зла утверждением добра. Нравственное уродство может созреть в ребёнке и тогда, когда его никто и не учит злу,  достаточно только человека не учить добру, не беречь чистоту души.

        Особая роль в воспитании толерантности отводится  классному руководителю, от которого требуется владение культурой межнационального общения, приверженность гуманистическим нормам межличностного взаимодействия, умение учитывать в своей деятельности специфику и традиции того региона, в котором он трудится. Преподаватели нашей школы убеждены, что толерантности  нужно учить. Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача.

         Что позволяет мне, педагогу, помочь ребёнку реализовать себя в поликультурном пространстве?  

Решить проблему формирования толерантности у детей невозможно без обеспечения  преемственности в работе начальной школы и среднего звена.

 В  МОУ «Лямбирская СОШ №1»   накоплен интересный  опыт взаимодействия учащихся школы, среднего и старшего звена, которое рассматривается  как одно из условий реализации непрерывного образования ребенка. На протяжении нескольких лет в школе работает экспериментальная площадка по  духовно-нравственному воспитанию.

           Мною была разработана  программа  внеурочной деятельности    «Уроки доброго и прекрасного»  по духовно-нравственному  воспитанию школьников  для занятий творческого объединения обучающихся в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Программа основана на книгах Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Земля родная». Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за свой народ, страну. Она способствует развитию  духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.  

          Очевидно, что важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе», т.е. рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Одним из таких  ориентиров стала личность  Д.С.Лихачева.

          Личность Дмитрия Сергеевича Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина. Каждое его слово звучит как духовно-нравственное завещание. «В памяти нации есть люди - символы и есть события – символы. Сколько бы нация за свою историю не породила героев, сколько бы ни совершила подвигов, - это всегда считанные люди и считанные события. Они наперечет именно потому, что имеют символическое значение: ведь символов не может быть много, как не может быть много гениев и нравственных заповедей. Иначе они обесценятся». [7]

           Именно духовность, это невидимое, но совершенно реальное и определенное явление, вносит укрепляющий, дисциплинирующий момент, который не позволяет человеку поступать дурно, хотя ему и все дозволено. «Нет духа - ничего не сделаешь, ни на один педагогический вопрос правдиво не ответишь. Да ведь и всех вопросов о детях не множество, как нам кажется, а всего лишь три: как воспитать стремление к правде, то есть совестливость; как воспитать стремление к добру, то есть любовь к людям; и как воспитать стремление к красивому в поступках.» [9]

           Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладали и обладают высочайшей силой духа.   Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.

               В рамках реализации экспериментальной площадки по  «урокам» Д. С. Лихачева   стали сами тексты «Писем о добром» и «Земля родная»,   отдельные эпизоды из жизни Д.С. Лихачева, фрагменты других его произведений, отдельные мысли ученого. Практика показала, что  школьники чутко откликаются на события жизни неординарного человека.

           Размышления над отдельными текстами вылились в большие мероприятия-рассуждения.  Вот только некоторые из них: « Память - основа совести и нравственности…» по книге Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»,  письмо сороковое «О памяти»,  «Человеком быть совсем не просто!» письмо четвертое «Самая большая ценность – жизнь».

            Была нами поднята и тема «милосердия» по статье Даниила Гранина. Писатель задаёт читателям вопросы: «Что такое милосердие?», «Что означает изъять милосердие из нашей жизни?», «Что происходит с чувством милосердия, если оно не упражняется?», «Как же так получилось, что чувство это у нас заглохло, оказалось запущенным?» и многие другие. Воспитание добра, милосердия и толерантности направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни.  За темой милосердия естественно появился интерес к личности самого Д. Гранина,  оставившего нам свой секрет милосердия, раскрывшего весь смысл таких больших и важных понятий, как совесть и гуманизм.

         Цель любого мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к вечным проблемам нравственной жизни людей, искусства, экономики, права. Самое главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята.

 … слова  Д. С. Лихачева:

«Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.

Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.» [5]

… и снова процитируем слова Д. С. Лихачева: «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде

всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.» [5]

          «Богатырь духа, прекрасный пример человека, который сумел осуществить себя. Жизнь его расположилась по всей длине нашего ХХ века. От начала до завершения. Для меня он один из последних образцов русской интеллигенции. Придут ли еще такие люди, не знаю, боюсь, что не скоро. Печально оттого, что долгие богатырские его усилия не смогли остановить растущей кругом злобы, хамства, безнравственности. У него много учеников, его любят сотрудники, к нему тянутся многие люди. Казалось бы, жизнь удалась, есть признание, слава, удовлетворение.

         Откуда ж моя печаль? Печально оттого, что жизнь наша перестает рождать таких людей. Они становятся исключением, чем-то странным, из ряда вон выходящим. Они уйдут в прошлое, никого не оставив вместо себя» [3].

        Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.  Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Это так. Но и поле перейти не просто, если не быть случайным пешеходом, равнодушным созерцателем. Д. С. Лихачев и Д. А. Гранин  самозабвенно любили жизнь. Всеми помыслами и делами заслужили высокого звания – УЧИТЕЛЯ. Печально оттого, что жизнь наша перестает рождать таких людей. Они становятся исключением, чем-то странным, из ряда вон выходящим.

Дети - тяжелое бремя, и не потому, что они шумят, требуют внимания и расходов, а потому, что приходится жить по правде.  Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам.

Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Литература

  1. Асмолов, А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности //
  2. Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию /А. Г. Асмолов. — М., 2000. — 180 с. Мемориал. 2001., № 24, с.61–63.
  3. Гранин,  Д. Тайный знак Петербурга. - СПб.: Издательство "Logos", 2000. - С. 333-339
  4. Лихачёв Д.С.,  Заветное / Автор проекта и сост. А.Лиханов; Предисл. Д.Гранина. — М.: Издат., образоват. и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. — 271 с.: ил. 
  5. Лихачев Д.С.,  Письма о добром и прекрасном.– М.: Детская литература, 1988.
  6. Лихачёв Д.С., Земля родная: Кн. для учащихся.– М.: Просвещение, 1983.– 256 с.
  7. Панченко,  А. Слово о Лихачеве и его эпохе / А. Панченко//Искусство.-2001.-№15.-С.8-9.
  8. Рожков, М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. — 192 с.
  9. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех. – М.: АСТ, 2018---384 с.
  10. Степанов, В. Воспитание в духе толерантности. — Классный руководитель. — 2002. — № 2.
  11. Сухомлинский В. А. О воспитании.- М., 1975.- С. 11-44
  12. Черкасова П. А. Воспитание добра, милосердия и толерантности // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 939-941. — URL https://moluch.ru/archive/107/25622/ (дата обращения: 02.11.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранным языками е роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного оношения к иной культуре.

Социокультурная компетенция- готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народов стран изучаемого языка, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и си...

«Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре»

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интерес...

К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.

ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

Толерантность. Основы воспитания толерантности обучающихся.

Если ребёнка принимают и обращаются                                              ...