Методическая разработка воспитательского занятия по теме "Правила безопасного поведения в метрополитене" в 5 классе слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.2)
методическая разработка (5 класс)

Данная методическая разработка содержит конспект и материалы к занятию по теме "Правила безопасного поведения в метрополитене".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа-интернат № 31

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект воспитательского занятия

 (слабослышащие учащиеся, 5 класс, вариант 2.2)

«Формирование нравственных чувств, убеждений, этического сознания для слабослышащих школьников»  

Составила:

 воспитатель Миронюк Ольга Игоревна

Санкт-Петербург

2022 г.

Тема: Правила безопасного поведения в метрополитене.        

Цель: уточнить представления воспитанников об основных правилах безопасного поведения в метрополитене.

Задачи:

1. Воспитательные:

  • Формировать познавательную активность у воспитанников на материале занятия.
  • Воспитывать ответственное отношение к правилам поведения в метрополитене.
  • Формировать понимание необходимости и важности соблюдения правил безопасности.
  • Развивать интерес к занятию, навык самоконтроля.

2. Образовательные:

  • Актуализировать знания воспитанников о правилах поведения в метрополитене.
  • Дополнить представлений воспитанников об основных правилах безопасности при проезде в метрополитене.
  • Закрепить знания воспитанников о безопасном поведении в метрополитене.

3. Коррекционные:

  • Развивать разговорную речь на материале занятия.
  • Развивать слуховое восприятие на материале, связанном с организацией занятия, актуализацией знаний, динамической паузой и организацией окончания занятия.
  • Контролировать звукопроизношение учащихся на материале занятия.
  • Развивать внимание и наблюдательность .
  • Развивать мыслительную деятельность путём выполнения заданий на закрепление материала занятия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать основные правила безопасного поведения в метрополитене.
  2. Уметь использовать полученные знания по теме для обобщения материала.

Метапредметные:

  1. Закреплять навыки работы с текстом.
  2. Уметь определять ошибочные суждения и исправлять их, развивать критическое мышление.
  3. Уметь определять тему занятия.
  4. Уметь определять цель занятия с помощью воспитателя.
  5. Устанавливать причинно-следственные связи.
  6. Уметь отвечать на вопросы.

Личностные:

  1. Понимать необходимость и важность соблюдения правил безопасности в метро.
  2. Владеть навыками сотрудничества, взаимопомощи и самооценки.
  3. Воспитывать чувство удовлетворения, радости от успешного выполнения задания.

Оборудование: карточки с ребусами, таблички, речевые конструкции, карточки с текстом, презентация, карточки с раскрасками.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечания

I. Организация начала занятия

1. Приветствие

2. Проверка работы ЗУА

3. Мотивация к деятельности

Ребята, встаньте прямо и поздоровайтесь с гостями.

[Мальчики, как вы меня слышите?]

[Девочки, как работают ваши аппараты?]

[Сядьте тихо и ровно.]

Сейчас занятие безопасности жизни.

[Какое сейчас занятие, ___?]

Повтори, [….]

[Спроси у ребят, как они будут работать на занятии. …]

[Спроси у ребят, как они будут говорить на занятии. …]

Ребята, кто помнит, какой дежурный звук?

Здравствуйте!

Я слышу вас хорошо/нормально/плохо

Мои аппараты работают хорошо/нормально.

Я сел тихо и ровно.

Сейчас занятие безопасности жизни.

Сейчас занятие безопасности жизни.

Ребята, как вы будете работать на занятии?

Я буду работать вдумчиво и активно.

Ребята, как вы будете говорить на занятии?

Я буду слушать внимательно, говорить внятно и произносить все звуки правильно.

Дежурный звук – Х.

Табличку на доску

II. Основная часть занятия

1.Актуализация знаний.

а) Знакомство с темой занятия

б) Определение цели занятия

[Ребята, узнаем тему занятия. Чтобы узнать тему занятия, решите ребусы.]

Будете решать ребусы в парах.

Девочки, попросите меня сообщить, с кем вы в паре.

Лиза Даурова в паре с [Егором]

С кем ты в паре, Лиза?

Даша в паре с [Сашей]

Ты поняла, Даша?

Лиза Литвинова в паре с [Игорем]

С кем ты, Лиза?

Егор, с кем ты в паре?

Саша, кто твоя пара?

Игорь, кто с тобой в паре?

Можно решать ребусы. Кто закончил - поднимите руку.

Какое слово получилось у вас, Лиза и Игорь?

Какое слово получилось у вас, Даша и Саша?

Какое слово получилось у вас, Лиза и Егор?

Составьте предложение из слов.

Предположите, какая тема занятия?

Вы согласны с ___?

Какая тема занятия, ___?

Каким другим словом называется метро? Кто знает?

Что мы сделали?

[Будем определять цель занятия.

Как вы думаете, какая цель занятия?]

Предположи, ___

Ответь предложением, ___.

*Чтобы сформулировать цель, дополните схему.

Вы согласны с ___?

Какая цель занятия, ___?

Что мы сделали?

Послушайте план занятия.

[На занятии сначала мы будем знакомиться с правилами поведения в метро, затем мы будем выполнять задания, потом будем проверять знания.]

Вы услышали?

Что мы будем делать сначала, ___?

Что мы будем делать затем, ___?

Что мы будем делать потом, ___?

На занятии мы будем составлять словарь по теме. Пользуйтесь им.

О.И., сообщите мне, пожалуйста, с кем я в паре.

Я в паре с Егором.

О.И., сообщите мне, пожалуйста, с кем я в паре.

Да, я в паре с Сашей.

О.И., сообщите мне, пожалуйста, с кем я в паре.

Я с Игорем.

Я в паре с Лизой Дауровой.

Моя пара Даша.

Со мной в паре Лиза Литвинова.

Мы закончили. Мы решили ребус.

У нас получилось слово поведения.

У нас получилось слово правила.

У нас получилось слово метро.

Я хочу попробовать. Тема занятия —

правила поведения в метро.

Я согласна. Всё верно. … прав(а).

Тема занятия — правила поведения в метро.

Метро называется метрополитен.

Мы узнали тему занятия. Мы решили ребусы.

Я не знаю. /Я думаю/ мне кажется/ я хочу предположить...

Цель занятия - …

Цель занятия – узнать правила поведения в метро.

Я согласна./ Я не согласна. ___ ответил(а) верно / сделал(а) ошибку.

Цель занятия — узнать правила поведения в метро.

Мы определили цель занятия.

Я услышал. Я понял.

Сначала мы будем знакомиться с

правилами поведения в метро.

Затем мы будем выполнять задания.

Потом будем проверять знания.

Раздаю карточки девочкам.

Слова: правила, поведения, метро

Вешаю тему на доску

Метрополитен - табличка в словарь.

На доске табличка со схемой “Цель занятия – (что сделать?) (что?)”

Вешаю на доску табличку с целью

Вешаю план на доску

2. Изучение новой темы.

Ребята, будем беседовать о правилах поведения в метро.

Вы часто ездите в метро?

Вспомните правила поведения в метро, которые вы знаете.

Хорошо. Вы назвали много правил. Теперь мы будем дополнять их.

На чём мы спускаемся в метро и поднимаемся из него? Кто знает?

Верно, на эскалаторе. // Мы спускаемся в метро поднимаемся из него на эскалаторе. На чём мы спускаемся в метро и поднимаемся из него, …?

Послушайте первое правило. Нельзя садиться на ступени эскалатора.

Повтори правило, ….

Как вы думаете, почему нельзя садится на

ступени эскалатора?

Нельзя садиться на ступени эскалатора, потому что в эскалаторе может застрять одежда, и потому что можно помешать спускающемуся человеку. Он может споткнуться, упасть.

Ребята, расскажите, как нужно перемещаться по метрополитену?

Скажи, ___

Послушайте второе правило. В метро нельзя бегать, особенно по эскалатору.

Почему в метро нельзя бегать?

Мы спустились на эскалаторе. Где мы оказались? Как называется это место?

…, повтори, как называется это место.

Для чего нужна эта линия, кто знает? Что показывает эта линия?

Верно.

Послушайте третье правило. Нельзя подходить близко к краю платформы, когда поезда нет или он подъезжает к платформе.

Почему нельзя подходить близко к краю платформы?

Послушайте вопрос. Как и когда можно заходить в поезд?

Как и когда можно заходить в поезд, ___?

Мы зашли в вагон. В метро вы обычно сидите или стоите?

Как нужно ехать в вагоне?

Что нужно делать, чтобы не упасть?

Послушайте четвёртое правило. В вагоне нужно держаться за поручни.

Что ещё нельзя делать в вагоне?

Посмотрите на картинку.

Верно. Это пятое правило.

Почему нельзя прислоняться к дверям вагона?

К дверям вагона нельзя прислоняться, потому что двери могут раскрыться, и можно упасть.

Часто в вагоне бывает много людей,

становится тесно. Что можно сделать,

чтобы не мешать людям?

Послушайте шестое правило. В вагоне нужно снимать большие рюкзаки и сумки.

Прочитаем правила ещё раз.

Что мы сделали?

Я езжу в метро каждый день. Я редко пользуюсь метро.

В метро нужно …. В метро нельзя ….

Мы спускаемся в метро и поднимаемся из него на эскалаторе.

Мы спускаемся в метро и поднимаемся из него на эскалаторе.

Нельзя садиться на ступени эскалатора.

Нельзя садиться на ступени эскалатора.

Я думаю, что нельзя садится на ступени

эскалатора, потому что ты мешаешь/

одежда может застрять в эскалаторе.

Я хочу ответить. Я хочу сказать.

В метро нужно ходить спокойно, нельзя бегать...

В метро нельзя бегать, особенно по эскалатору.

В метро нельзя бегать, потому что можно упасть / ударить кого-то / ...

Я знаю. Можно, я отвечу?

Это называется платформа.

Это платформа.

Мне кажется, эта линия показывает, что за неё нельзя заходить. За ней опасно.

Нельзя подходить близко к краю платформы, когда поезда нет или он подъезжает к платформе.

Можно упасть с платформы на рельсы.

В поезд можно зайти, когда он остановился, а из вагона вышли люди.

В поезд можно зайти, когда он остановился, а из вагона вышли люди.

Я обычно стою. Я обычно стараюсь сесть.

В вагоне нужно держаться за поручни.

Я думаю, в вагоне нужно / нельзя ….

Чтобы не упасть, нужно держаться за поручни.

В вагоне нужно держаться за поручни.

Нельзя прислоняться к дверям вагона.

К дверям вагона нельзя прислоняться, потому что можно упасть.

К дверям вагона нельзя прислоняться, потому что двери могут раскрыться, и можно упасть.

Мне кажется, можно снять рюкзак

В вагоне нужно снимать большие рюкзаки и сумки.

Нельзя садиться на ступени эскалатора.

В метро нельзя бегать, особенно по эскалатору.

Нельзя подходить близко к краю платформы, когда поезда нет или он подъезжает к платформе.

В вагоне нужно держаться за поручни.

Нельзя прислоняться к дверям вагона.

В вагоне нужно снимать крупные рюкзаки и сумки.

Мы побеседовали. Мы дополнили правила поведения в метро.

Правила вешаю на доску по мере знакомства с ними

Презентация

2 слайд

“эскалатор” в словарь

3 слайд

“ступени эскалатора” в словарь

4 слайд

5 слайд

6 слайд

“платформа” в словарь

7 слайд

“край платформы” в словарь

“рельсы” в словарь

8 слайд

“поезд”, “вагон” в словарь

9 слайд

10 слайд

“поручень”, “поручни” в словарь

11 слайд

12 слайд

3.Физкультминутка

Ребята, встаньте. Будем выполнять зрительную гимнастику. Что мы будем делать?

Следите глазами за жёлтым кругом.

[Посмотрите на потолок]

[Посмотрите на дверь]

[Посмотрите в пол]

[Посмотрите на соседа слева]

[Посмотрите на доску]

Повернитесь влево.

Повернитесь вправо.

Что мы сделали?

[Сядьте тихо и ровно на своё место.]

Мы будем выполнять зрительную гимнастику.

Мы выполнили зрительную гимнастику.

Я сел тихо и ровно.

На фоне доски.

4. Закрепление изученного материала

Что мы будем делать дальше?

Будем выполнять первое задание. Послушайте рассказ. Заполните пропуски, исправляя ошибки.

Вы поняли задание?

Что нужно сделать? Скажи, ...

Будем выполнять это задание вместе.

Что нужно написать в этом предложении?

Вы согласны с ___?

Что нужно написать здесь?

Что нужно вставить в пропуск?

Что мы сделали?

Будем выполнять второе задание.

Передай ребятам карточки, Саша.

Прочитайте задание.

Вы поняли задание? Что нужно сделать?

Выполняйте задание самостоятельно. Пользуйтесь словами для справки.

Прочитай, почему нельзя садиться на ступени эскалатора, ___.

Почему нельзя бегать по платформе, ___?

Почему нельзя подходить близко к краю платформы, когда поезда нет или он подъезжает к платформе?

Почему нужно держаться за поручни и нельзя прислоняться к дверям вагона?

Для чего нужно снимать крупные рюкзаки и сумки?

Как вы выполнили это задание? Сколько ошибок?

Что мы сделали?

Мы будем выполнять задания.

Я поняла задание. Мне всё понятно.

Нужно послушать рассказ, заполнить пропуски, исправляя ошибки.

В этом предложении нужно написать ...

Да, я согласен. / Нет, я не согласна, я хочу исправить.

Здесь нужно написать ...

В пропуск нужно вставить ...

Мы выполнили первое задание.

Будем выполнять второе задание.

Нужно написать почему нужно выполнять выделенные правила.

Я закончил. Я выполнила задание.

Нельзя садиться на ступени эскалатора, потому что одежда может застрять в эскалаторе / можно помешать спускающемуся человеку.

Нельзя бегать по платформе, потому что можно упасть или ударить кого-то.

Нельзя подходить близко к краю платформы, когда поезда нет или он подъезжает к платформе, потому что можно упасть с платформы на рельсы.

В вагоне нужно держаться за поручни и нельзя прислоняться к дверям вагона, чтобы не упасть.

Нужно снимать крупные рюкзаки и сумки, чтобы не мешать людям.

Я выполнила задание хорошо/плохо. У меня нет ошибок / одна ошибка / две ошибки.

Мы выполнили второе задание. Мы выполнили задания.

На доске висят правила.

На доске рассказ с пропусками. Читаю рассказ по предложению. Пропуски заполняю карточками на доске.

Текст рассказа в приложении 1.

Карточка с заданием в приложении 2.

* 5. Дополнительное задание

Что мы будем делать теперь?

Послушайте задание. Я раздам вам картинки. Определите, к какому правилу относится ваша картинка, подпишите правило. Раскрасьте картинку.

Что нужно сделать?

Можете начинать. Пишите красиво, аккуратно и крупно.

Какое у тебя правило, …?

Покажи картинку ребятам. Ребята, … верно определил правило?

Сделаем плакат из ваших картинок. Встаньте и приклейте картинки на плакат.

Как мы назовём плакат?

Что мы сделали?

Мы будем проверять знания.

Нужно подписать правило. Нужно раскрасить картинку.

Я выполнил(а) задание. Я закончил(а).

У меня правило «...»

Да, … верно определил правило. Я согласен с ….

Я приклеила картинку. Я приклеил картинку на плакат.

Я думаю, мы назовём плакат «Правила поведения в метро».

Мы проверили знания. Мы раскрасили картинки. Мы сделали плакат.

Правила убираю с доски. На доске текст рассказа.

III. Организация окончания занятия.

1. Подведение итогов занятия

2. Самооценка воспитанников

3. Рефлексия

[Какое сейчас было занятие?]

[О чём мы говорили на занятии?]

[Что мы делали на занятии?]

Как ты думаешь, мы выполнили цель занятия, ...?

Как вы работали на занятии? [...]

Ребята, что вас заинтересовало на занятии? Что вам понравилось?

Занятие окончено.

Сейчас было занятие безопасности жизни.

На занятии мы говорили о правилах поведения в метро.

На занятии мы знакомились с правилами поведения в метро, выполняли задания, проверяли знания, раскрашивали картинки, делали плакат.

Я думаю, мы выполнили цель урока полностью / не до конца.

На занятии я работал отлично, хорошо, плохо, я был не/внимательным, много/мало отвечал...

        

Приложение 1

Текст для закрепления изученного материала.

Вова поехал в гости к бабушке на метро. Спускаясь на эскалаторе, Вова хотел присесть, но вспомнил, что нельзя садиться на ступени эскалатора. Вова спустился на платформу и побежал к поезду. Его остановил дежурный и сказал: «В метро нельзя бегать». Вова ждал следующий поезд на середине платформы, потому что нельзя подходить близко к краю платформы, когда поезда нет или он подъезжает к платформе.

        Вова услышал, как женщина рассказывала девочке, что в вагоне нужно держаться за поручни и нельзя прислоняться к дверям вагона. В вагоне Вова снял рюкзак с плеч, потому что в вагоне нужно снимать крупные рюкзаки и сумки.

Текст для зачитывания вслух (с ошибками):

Вова поехал в гости к бабушке на метро. Спускаясь на эскалаторе, Вова хотел присесть, но вспомнил, что нужно садиться на ступени эскалатора. Вова спустился на платформу и побежал к поезду. Его остановил дежурный и сказал: «В метро нельзя ходить медленно”. Вова ждал следующий поезд на середине платформы, потому что нельзя подходить близко к краю платформы, когда поезда нет или он остановился у платформы.

        Вова услышал, как женщина рассказывала девочке, что в вагоне нужно держаться за руки и нельзя прислоняться к стенам вагона. В вагоне Вова взял рюкзак за ручку, потому что в вагоне нужно снимать крупные украшения.


Приложение 2

Карточка с письменным заданием.

Задание. Напишите, почему или для чего нужно выполнять выделенные правила. Пользуйтесь словами для справки.

Вова поехал в гости к бабушке на метро. Спускаясь на эскалаторе, Вова хотел присесть, но вспомнил, что нельзя садиться на ступени эскалатора, потому что ______________________________________ и ____________________________________________. Вова спустился на платформу и побежал к поезду. Его остановил дежурный и сказал: «В метро нельзя бегать, иначе ______________________________________». Вова ждал следующий поезд на середине платформы, потому что нельзя подходить близко к краю платформы, когда поезда нет или он подъезжает к платформе, так как ______________________________________.

        Вова услышал, как женщина рассказывала девочке, что в вагоне нужно держаться за поручни и нельзя прислоняться к дверям вагона, иначе ______________________________________. В вагоне Вова снял рюкзак с плеч, потому что в вагоне нужно снимать крупные рюкзаки и сумки, чтобы ______________________________________.

Слова для справки: можно упасть на рельсы; можно помешать спускающемуся человеку; можно упасть с самоката; помогать людям; можно упасть на платформе; может застрять одежда; можно упасть в вагоне; не мешать людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательского занятия "Моя Родина"

На занятии ребята смогут познакомиться с символикой Российской Федерации, узнать о происхождении слова "Родина". На занятии прививается любовь к Родине....

Методическая разработка воспитательского занятия по народному фольклору

Мифические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора: в пословицах и заговорах, в песнях и былинах, в сказках и преданиях, в легендах и анекдотах.Среди множества образов русской демон...

Методическая разработка воспитательского занятия «Что я знаю о самокате?»

Данное занятие рассчитано на учащихся 11 лет. Познакомит с историей самоката, пользой от использования,  с правилами безопасного передвижения на самокате и еще раз напомнит о ПДД....

Методическая разработка воспитательского занятия "Правила поведения в школьной столовой"

Коррекционный-развивающее занятие для 6 класса "Правила поведения в школьной столовой"...

Методическая разработка воспитательского занятия "Наше окружение"

Коррекционный-развивающее занятие для 6 класса "Наше окружение"...

Методическая разработка воспитательского занятия " ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА "

Цель: знакомство с героями России и их подвигами, воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, стремление показать причастность каждого россиянина к судьбе своей Родины.Задачи:  Поразмышля...

Методическая разработка для урока английского языка по теме Грамматическая конструкция have got / has got в 7 классе слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.2)

Данная презентация создана для урока-повторения по теме "Грамматическая конструкция have got / has got". В ходе урока учащиеся вспомнят правила, касающиеся использования грамматической конст...