Конспект внеклассного занятия «Сила слова»
план-конспект

Мероприятие является содержательным элементом целевой воспитательной программы духовно-нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия

«Сила слова»

Пояснительная записка

Мероприятие является содержательным элементом целевой воспитательной программы духовно-нравственного воспитания

Цель: Создание условий для формирование духовно-ценностных качеств, культуры поведения и культуры речи.

Задачи:

1.Создать условия для внимательного и ответственного отношения к каждому слову как в собственной речи, так и в  речи других людей.

2. Создать условия для формирования  стойкой неприязни к сквернословию, побуждения  к нравственному самосовершенствованию.

3.Продолжить работу над формированием коммуникативных и общественных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы; отрабатывать коммуникативные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность.

Форма проведения: час общения

Воспитательный час проводился в группе 6-9 классов.

Место проведения:  воспитательная комната.

Методическое обеспечение:  наглядные материалы, презентация.

Оборудование: мультимедийная установка.

Технологии и методы: проблемный,  словесный (беседа, дискуссия), наглядный, практический (игра, творческое задание), здоровьесберегающие технологии.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предварительная работа:

1.Анкетирование среди учащихся «Твоё отношение к сквернословию».

2. Подготовка презентации, оформление кабинета, памяток.

Литература

1.Классные часы: 9 класс/ Автор – составитель А.В.Давыдова. – М.:ВАКО,2008.-272 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд. Эксмо, 2002, 736 с.

3. Журнал «Школьная библиотека», №3-4, 2007

4. Шефнер В. Годы и миги. – М.: Современник, 1983.

5.Ресурсы интернета: Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

6. Иван Снегирев: Русские народные пословицы и притчи. – М.: Изд. Эксмо, 2010, 576 с.

 Литература для воспитанников:

1.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: «Аванта+», 1998. - 704 с.

2.Еланская А.Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения. – М.: Махаон, 2006. – 196 с.

3.Дубровина И.В. Мы живём среди людей. Кодекс поведения. – М.,2004.

Ход воспитательного занятия «Сила слова»

Этап

Задачи

Содержание этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Организа

ционный

момент

Приветствие.

Создать  проблемную ситуацию, мотивировать подростков к  общению

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим очень интересную и актуальную тему.

Приветствует воспитанников,

создает интригу

Слушают воспитателя, настраиваются на предстоящую работу

Постановка темы и целей занятия

Сформулировать проблему, тему и цель занятия.

Сегодняшнее занятие я хочу начать с Притчи о мужике и медведе.

Подружился как-то мужик с медведем, на охоту вместе ходили, ягоды собирали, о жизни беседы вели. И решил мужик пригласить медведя к себе в гости. Долго медведь отказывался, наконец, решился и пришёл с кадушкой меда. Обрадовался мужик, за стол медведя пригласил, попросил жену тоже угощение выставить. А жена фыркнула, носом повела и говорит: «Как ты можешь с ним дружить, он же псиной воняет». Медведь обиделся и ушел. Прошло несколько лет. Пошел как-то мужик в лес на охоту. Увидел идущего медведя и, не узнав своего старинного приятеля, со всего маху ударил топором. Медведь взревел, однако узнав товарища он успокоился, мужик сразу кинулся ему извиняться. Медведь говорит: «Эта рана на голове заживёт и скоро пройдёт, а вот рана в сердце, которую нанесла мне твоя жена худым словом, до сих пор болит и кровоточит». Сказав так медведь, развернулся и ушёл… Больше мужик медведя не видел…

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?

- Эта притча о том, что мы не задумываемся о силе сказанного слова. Словом можно подбодрить, согреть, подарить надежду…Словом же можно обидеть, убить… 

Да, мы сегодня будем говорить  о том, какое значение имеют слова в нашей жизни, и всегда ли мы  это понимаем?

Тема занятия (слайд 1) «Сила слова». Мы поговорим о том, какую силу имеют слова, произнесенные нами или другим человеком, определим причины употребления бранных слов,  наметим пути избавления от этой вредной привычки.

Озвучивает тему занятия, формулирует задачи и план работы

Акцентирует внимание на теме урока, четко ее произносит

Формулируют проблему, затем тему урока

Осмысливают тему урока, готовятся к получению новой информации

Основная часть

Заключи

тельная

часть.

Итог.

Рефлексия

Формированием коммуникативных навыков.  Обеспечение психологического комфорта.

Определить  причины распространения мата в подростковой среде.

Познакомить с историей возникновения сквернословия,

отношением

к мату различных религий. Расширить понятийный аппарат учащихся.

Продолжить работу над формированием коммуникативных навыков.

Игровое практическое задание с целью ощутить энергетику добрых слов. Обеспечение психологического комфорта.

Продолжить работу над формированием аналитических и коммуникативных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументировать ответ, анализировать, обобщать, делать выводы.

Отрабатывать коммуникативные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность

Побуждать к нравственному самосовершенствованию

Развитие аналитических способностей детей

  1. Приветствие

Для того, чтобы прочувствовать энергетику добрых слов, попрошу вас повернуться друг к другу, улыбнуться и поприветствовать.

- Какие чувства вы испытали? Вам было приятно? Вы сказали друг другу добрые слова. Но, к сожалению, в нашей жизни встречаются не только добрые и приятные слова.

2. Информационный блок.

Русский язык как никакой другой  - очень богатый. У нас в запасе огромное количество слов. Но правильно ли мы распоряжаемся ими?

В подростковом возрасте проблема нецензурной брани становится особенно острой. Согласно результатам проведённого опроса 89% учащихся нашей группы используют при общении со сверстниками нецензурную лексику, при этом 74% опрошенных подростков считают, что без нецензурных слов вполне можно обходиться, но почему-то мы можем их слышать достаточно часто. Почему?

Матерная брань-это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Сократ говорил: «Каков человек, такова и речь». Матерные слова были внесены в нашу жизнь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь.

Издревле матерщина у русского народа именуется сквернословием, от слова «скверна». В  словаре В.Даля сказано: «Скверна-мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, всё богопротивное». Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом.

3. Беседа. Давайте вместе подумаем ,   почему люди произносят бранные слова?

4. Игра «Эстафета добрых слов».

- Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово.

-Мне кажется, в классе стало немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

4. Практическое задание. Работа в парах.

- Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отупению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия сквернословия – это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что президент России поручил всем школьникам  России разместить пост  на школьной страничке «Как избавиться от сквернословия?»  Какие бы пункты вы включили в него?

Самостоятельная работа.

Представление результатов работы, обсуждение.

Вывод:

-У вас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно всего четырёх:

  • Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость ксквернословию
  • Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова
  • Читать русскую классическую литературу
  • Запоминать стихи, афоризмы.
  • Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (например, «ёлки-палки»). Но  лучше этого не делать.

 Рефлексия.        

У нас сегодня состоялся очень важный разговор, по окончании которого каждый из вас, выходя отсюда, сделает для себя вывод: продолжит он говорить бранные слова или избавится от этой привычки.

Посмотрите на распутье  и выберите для себя путь, по которому вы постараетесь  идти после нашего занятия. (На дорожном указателе надпись: направо пойдешь-сквернословить будешь, налево пойдешь – сквернословить не будешь)

А сейчас я попрошу вас вспомнить всё, о чём мы говорили, и дополнить предложения:

-Я сегодня задумался о…

-Мне сегодня понравилось…

-Я изменил мнение о…

Поднимите руки те, кто изменил своё отношение к сквернословию.

Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Мотивирует к  получению информации.

Знакомит с новой информацией

С помощью вопросов подводит к выводу о том, почему люди ругаются матом.

Способствует формированию установки  о силе добрых слов.

Мотивирует к выполнению задания, контролирует его выполнение, оказывает консультативную помощь затрудняющимся

Подводит итог выполнения задания

Выслушивает каждого воспитанника

Выслушивает, комментирует

Говорит заключительные слова.

Общаются, готовятся к освоению новой информации

Слушают, запоминают, анализируют информацию, задают вопросы.

Формулируют варианты ответов, высказывают, обсуждают.

Вспоминают добрые слова, произносят, ощущают энергетику, делают вывод о силе доброго слова.

Выполняют практическое задание: анализируют, обобщают, формулируют выводы.

Представляют свои работы

Выслушивают устное оценивание своей работы

Принимают личностно важное решения после серьезного разговора

Каждый формулирует личный результат мероприятия

Запоминают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сила волшебных слов"

Занятие проводится в форме беседы с элементами игры. В ходе беседы с ребятами обсуждаются пословицы и поговорки о вежливости. Также проводится упражнение "Доскажи словечко", в котором ребята досказыва...

Конспект внеклассного мероприятия «Устаревшие слова» (6 класс)

Данная разработка поможет провести внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие слова"....

Конспект внеклассного занятия « Мама – первое слово на свете".

Воспитание чувства любви, нежности, уважения и  чуткости к матери;сплочение коллектива учащихся и родителей;развитие творческих способностей детей.Поддержать традиции бережного отношения к женщин...

Конспект внеклассного занятия «Игры со словами»

В содержание данного внеклассного занятия входит шесть интересных заданий для детей: "Ваши ответы", головоломка "Минус один", "Потерянное окончание", "Свои слова", "Географическая задача"....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 7 классе. Тема: Слова-профессионализмы, используемые на АО «Коелгамрамор».

Дать представления о мраморе, как горной породе; о профессиях, востребованных на предприятии  АО «Коелгамрамор».Показать эффективность использования   частично-поисков...